Главные вкладки

    Особенности формирования развёрнутых речевых высказываний в онтогенезе.
    консультация по логопедии по теме

    Структурирование процесса обучения связной речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_sayta.docx31.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности формирования развёрнутых речевых высказываний в онтогенезе.  Структурирование процесса обучения связной речи.

                 Связная речь – одно из ведущих направлений в процессе развития ребёнка. Развитая связная речь одно из главных  условий успешного обучения ребёнка в школе. В связи с этим в дошкольном учреждении задача педагогов обучать детей связному высказыванию, начиная с раннего возраста, учитывая возрастную периодизацию её формирования.

                 Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

                 В раннем возрасте закладываются основы будущей связной речи. ребёнок учится понимать речь окружающих, интенсивно развивается инициативная речь т. е. речь по желанию ребёнка.

                Задача педагогов побуждать ребёнка к речевым высказываниям, учить пользоваться словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых, формировать умение задавать вопросы, способствовать произношению по подражанию новых слов и предложений из 2-3 слов.

               В младшем дошкольном возрасте у детей преобладает ситуативная речь, связанная с практической деятельностью, которая сопровождается мимикой, жестами, интонацией. Под ситуативной речью понимается речь возникающая в какой-либо конкретной ситуации и имеет форму диалога. Её смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация, но уже здесь дети учатся выстраивать свои высказывания с учётом понимания её партнёром. Речь связана с непосредственным опытом детей.

                Задачи педагогов: развивать активную речь, вступать в свободное общение со взрослыми и детьми, выражать просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, находить темы для разговоров с другими детьми. Воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета, поощрять возможность задавать вопросы познавательного характера.

                   Средний дошкольный возраст. В данный возрастной период происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. От ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Усложнение познавательной деятельности требует более развёрнутого речевого высказывания. Ведущей формой речевого высказывания является диалогическая речь, в содержании которой характерно преобладание коммуникативных вопросов. Закладываются основы монологической речи.

                Под диалогической речью следует понимать сложную форму социального взаимодействия. Она требует от ребёнка обдумывания  своих реплик, вопросов с одновременным  восприятием чужой речи. В процессе формирования речевой деятельности на данном возрастном этапе  ребёнок учится слушать и правильно понимать мысль, формулировать собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, менять по необходимости тему речевого взаимодействия.

                 Рассматривая монологическую речь мы в первую очередь говорим о сложной форме связной речи, которая зарождается и совершенствуется в диалоге. В отличие от диалогической речи формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребёнка к построению связных высказываний. Монолог – форма связной речи, для которой характерно умение сознательно отбирать речевые и языковые средства для наиболее точной передачи мысли говорящего.

                       С данного возрастного периода диалог и монолог интенсивно развиваются при благоприятных  педагогических условиях. Диалог – в игровой и свободной деятельности, монолог  - на специально подготовленных  занятиях.

                    Задачи педагогов:

    • совершенствовать диалогическую речь: учить активно, участвовать в беседе, коллективных беседах; понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
    • Развивать монологическую речь: упражнять детей в составлении рассказов по картине, учить детей составлять описательные рассказы по образцу воспитателя.
    • Формировать умение участвовать в драматизации.
    • Воспитывать культуру общения.

                 В старшем дошкольном возрасте речь детей более точная в структурном отношении, достаточно развёрнута, логически последовательна. Связная речь приобретает характерную форму монологической речи. Ребёнок может не только описывать предметы, рассказывать по картинкам, пересказывать, выполняя задания по указанию педагогов, но и самостоятельно описывать события, которые могли бы произойти до или после увиденного, ребёнок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, передачи определённой последовательности тех или иных действий.

    Задачи педагогов:

    • Совершенствовать диалогическую речь: поощрять попытки высказывать свою точку зрения, умение поддерживать непринуждённую беседу;
    • Способствовать формированию монологической речи. Развивать умение связно, последовательно пересказывать;  Упражнять в составлении описательных рассказов и рассказов из личного опыта;
    • Формировать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

                    Направление в работе педагогов по развитию и совершенствованию связной речи должны находить отражение в перспективном и календарном планировании.

                  В перспективном планировании отмечаем тему занятия и указываем цель. Для того чтобы можно было проследить усложнение программных задач и охватить все составляющие развития связной речи: описание, повествование, пересказ и творческое рассказывание в соответствии с возрастными требованиями.

                Если в младших группах  - это слушание, пересказывание с включением в театрализованную деятельность, то в старшем дошкольном – включаем все типы связного высказывания. Цикл повторяется ежемесячно. Таким образом, мы структурируем обучающий процесс связного высказывания.

                В календарное планирование включаем как занятия так и работу в других видах деятельности (дид.игры, театрализованная деятельность, режимные процессы, свободная деятельность, сюж.рол.игры и т.д.) в программных задачах которых конкретизируем какой вид речевого высказывания развиваем и с какой целью. Например, в дидактической игре «Магазин игрушек» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать основы монологической речи. Продолжать учить составлять описательный рассказ об игрушке, перечисляя её основные признаки. Совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать речевое взаимодействие, культуру общения.

               В словесно- дидактической игре «Петушок» для детей раннего возраста  целью будет: развивать понимания речи, вызвать желание у ребёнка повторять за педагогом отдельные слова.

                Таким образом, развитие связной речи требует от педагогов пристального внимания ко всем её компонентам в связи, с чем необходимо вести перспективное и календарное планирование данного вида деятельности с учётом возрастных особенностей детей.

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    Алексеева М.М. Методика развития речи и обучение родному языку. М.:Академия  -  1997 – 400с.

    Гризик Т.И. Развитие речи. М.: Просвещение – 2005 – 221с.

    Доронова Т.Н. Из детства в отрочество. М.: Просвещение – 2003 – 143с.

    Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М.: Просвещение-1988 – 159с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста средствами русской народной литературы.

    Научить  подрастающее  поколение  пользоваться  всеми  богатствами  русского  литературного  языка  в  быту, в  труде  и  обществ...

    Особенности развития связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи

    Развитие связной речи и ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности...

    Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

    Метод наглядного моделирования ускоряет процесс овладения детьми связной речью, делает её более содержательной, помогает обобщить и систематизировать все полученные ранее знания и облегчает процесс ра...

    Особенности формирования художественно – речевых способностей у детей с общим недоразвитием речи.

    У дошкольников с общим недоразвитием речи  имеются нарушения  интонационной выразительности, процессов  восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения.Cовершенствование...

    Формирование структуры речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста через наглядное моделирование.

    Специальную группу для детей с речевой патологией в старшем дошкольном возрасте посещают в основном дети с  заключением «общее недоразвитие речи» 2 и 3 уровня.     При ОНР2 от...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНЫХ РЕЧЕВЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВПрименение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с системным недоразвитием речи...

    Использование дидактического синквейна в рамках работы по формированию лексико-грамматических категорий с целью активации и актуализации собственного речевого высказывания у детей с ОНР.

    В данном материале представлена инновационная технология СИНКВЕЙН , использование которой дает возможность решить проблемы в области речевого развития детей с ОНР....