Динамические паузы
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Смирнова Ирина Ивановна

 

 

Динамические паузы, пальчиковая гимнастика при ознакомлении дошкольников:

 

 

 

- с водой

* с ветром

~ с электричеством

+ со светом

++ со звуком

. с песком, камнями

Цель: создание условий для развития инициативы, общения, познания, обогащения личного субъектного опыта каждого ребенка, возможность для творческого самовыражения в разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной).

- Игра «Ходит капелька по кругу»

Хлоп-хлоп, топ-топ, вокруг себя повернитесь, в капельки превратитесь. Капельки дружат, крепко держатся друг за друга. Пригрело солнышко, капельки потянулись, повернули один бочок, другой бочок. Стали подниматься над землей все выше и выше. Капельки развеселились, растанцевались. Стали они собираться вместе. Получилось легкое  облачко, одно, другое, третье…

Поплыли они по небу. Вдруг налетел злой ветер. Стало холодно. Облака наполнились водой. Цвет облаков изменился. Это уже не облачко, а туча.

 

Ребенок: Тучка словно пушистая вата, плывет и спешит все время куда-то.      Чем она опускается ниже, тем дождик становится ближе и ближе.

 

Воспитатель: Капельки в тучке становятся тяжелыми и падают на землю дождиком.

 

Ребенок: Посмотрите, посмотрите,

Потянулись с неба нити!

Эта тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить.

Дождик, дождик, поспеши,

Нашу землю освежи!

Воспитатель: Облачко встретилось с настоящим морозом. Капельки замерзли, съежились, тесно прижались друг к другу. На землю стал падать снег.

Ребенок: С неба падали снежинки

На замерзшие поля,

Ель закутали косынкой,

Белой шубой тополя,

И укрыли двор и сад,

Всякий снегу очень рад.

Воспитатель: Хлоп-хлоп, топ-топ,

Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.

- Игра «Скажи наоборот»

Снежинка легкая, а сосулька…(тяжелая).

Ручеек узкий, а река…(широкая).

Земля черная, а снег…(белый).

Родник чистый, а лужа…(грязная).

Вода холодная, а пар… (горячий).

Река близко, а море…(далеко).

Пруд маленький, а океан…(большой).

Горная река течет быстро, а равнинная…(медленно).

  - Игра «Что это может быть?»(работа с моделями «Метод маленьких человечков»).

Дети сидят на стульчиках перед переносной доской.

 

Воспитатель: Вы знаете, что существуют различные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Поиграем в игру «Что это может быть?»

 

Модель№1.  Из каких «человечков» состоит вещество внизу? Наверху? Что-то жидкое на чем-то твердом. Что это может быть? (Капля на столе, лужа на асфальте и т.д.).

 

Модель№2. Рассматривается аналогично.  Что-то твердое на чем-то жидком. (Корабль в море, фрукты в компоте и т.д.).

 

Модель№3. Что-то жидкое  в чем-то твердом. (Бульон в кастрюле, вода в бассейне, молоко в бутылке, вода в стакане и т.д.).

- Подвижная игра «Снег-метель-вьюга».

По команде «Снег» дети, плавно кружась, приседая, легко на носочках передвигаются по всему пространству. По команде «Метель» - быстро бегут в направлении, указанном педагогом, собираются в большую кучу. По команде «Вьюга» - встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу, ускоряя темп.

- Игра «Вода, лед, пар » (проводится под спокойную музыку).

Дети стоят по кругу. Когда воспитатель произносит слово «вода», дети берутся за руки, на слово «лед» - двигаются в центр круга, прижимаясь, друг к другу, на слово «пар» расцепляют руки и медленно расходятся в разные стороны.

- Игра «Ручеек» (проводится под аудиозапись журчания ручья).

Побежали капельки                                                  Легкий бег друг за другом

В синеньких сапожках.                                            «змейкой»

Превратились капельки

В ручейки-дорожки.

Бежал ручей по камешкам,

По камешкам бежал.

Помчался вскачь и громко он,

И звонко зажурчал.                                                      Поскоки

Увидел речку - прыг туда

И сразу замолчал.

- Физкультминутка «Дождик».

Дождик песенку поет:                  Дети свободно встряхивают

Кап, кап…                                     кистями рук.

Только кто ее поймет –                Недоуменно разводят руки в

Кап, кап?                                        стороны.

Не поймем ни я, ни ты,                Показывают на себя, на соседа.

Да зато поймут цветы,                Изображают пальцами, как распускаются цветы

И весенняя листва,                      Удерживают руки перед собой.

И зеленая трава…                       Сидя на корточках, разводят в стороны руки,

                             Шевелят пальцами, словно гладят траву.

Лучше всех поймет зерно:         Показывают, как держат в руках зерно.

Прорастать начнет оно.              Змеевидное движение руками снизу вверх.

                              

                   Б.Заходер

- Пальчиковая гимнастика «Дождик».

Дождик капнул на лошадку,                              Правой рукой касаемся левой.

На цветы.                                                             Круговое движение правой рукой.

И на дорожку.                                                     Обе руки перед собой..

Льется, льется – ой-ой-ой!                                Покачивание головой.

Побежали мы домой!                                         Бег на месте.

 

 

 

 

 

  - Физкультминутка «Лепим снеговика» (дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла…

ННо солнце припечет слегка –

Раз, два – и нет снеговика.

 

                    Л.Овсяник

- Упражнение «Рыбки».

Рыбки весело резвятся                 Руки вверху,

В чистой тепленькой воде.          совершаются колебательные движения туловищем.

То сожмутся,                                 Приседание.

Разожмутся,                                   Выпрямиться.

То зароются в песке.                     Потрясти плечами.

 

  - Физкультминутка «Круговорот воды в природе».

Дождик капает – кап-кап,              Барабаним пальцами по голове.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап.

Буль-буль-буль,                              «Бежим» пальцами правой руки от плеча

Ручьи бегут,                                     до ладони, затем пальцами левой руки

Буль-буль-буль.                               по правой от плеча до ладони.

Жур-жур-жур, -                               Ладонь на ладонь, пальцы переплетены -

Река течет,                                        это речка, которая течет по направлению от нас

Жур-жур-жур, 

жур-жур-жур, -

и в море большое                 Разводим руки широко в стороны, описывая большой круг,

 – большое впадает.             Прижимаем руки к груди, приседаем.

А летом на солнце               Встаем, изображаем тучу сцепленными

Вода испаряется,                  над головой руками.

И в тучи большие

Она собирается,

А дождик из тучек опять-    Барабаним пальцами по голове.

Как-кап-кап,

Закапал, заплакал – кап-кап,

Кап-кап-кап.

 

 

*  Дыхательное упражнение «Ветер дует в паруса»

Предложить детям подуть на кораблик сначала сильно, потом слабее, будто дует ветер. Следить за тем, чтобы дети правильно выдували воздух, не раздувая щеки.

 

*Игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель показывает картинки с изображениями ситуаций, когда воздух выступает как помощник человека и когда наносит ему вред (ураган, смерчи, суховей и пр.)

*Игра «Ловим запахи»

Дети угадывают вдыхаемые запахи: (апельсин, чеснок, духи и т.д.)

 

* Физкультминутка «Пузырь»

Раздувайся пузырь,                                        Дети расширяют круг от центра в

Раздувайся большой.                                    стороны.

Оставайся такой и не лопайся.

Он летел, летел, летел                                   Поднимают соединенные руки.

И за веточки задел и лопнул: ш-ш-ш.         Опускают руки и приседают.

                                                                         издают звук.

* Физкультминутка «Шарик»

Воспитатель подбрасывает воздушный шар. Пока он летит, можно шевелиться: коснулся пола – все должны застыть и не улыбаться.

* Физкультминутка «Проказник ветер»

Проказник ветер налетел,              Руки вперед.

Густой листвой зашелестел.         Движения пальцами рук.

Подул немного посильней            Руки вверх, покачивание ими из стороны в сторону.

И ветки закачал скорей.

Совсем проказник разошелся,      Наклоны туловища с поднятыми руками.

Уже и по стволам прошелся.

Но вот шалить он перестал,          Опустить руки вниз.

И снова лес спокойным стал.

 

              Е.Алябьева

 

~Дидактическая игра «Собери картинку»

Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок.

~Дидактическая игра «Как предметы помогают человеку»

Педагог предлагает детям разделиться на две команды с помощью цветов, прикрепленных на их стульчики. Для игры понадобятся карточки: на одних изображение предмета, на других – изображение, которое показывает, для чего этот предмет нужен человеку. Детям нужно найти пару и объяснить свой выбор.

Волосы – фен.

Чашка – электрический чайник.

Ковер – пылесос.

Письменный стол – настольная лампа.

Платье – швейная машина.

Молоко – холодильник. и т.д.

 

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы,

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

 

~Дидактическая игра «Что есть – что было»

Педагог предлагает детям разделиться на команды. Для игры понадобятся карточки: на одних – изображение предмета современной бытовой техники, на других – предметы, заменяющего его до появления электричества. Детям нужно найти пару и объяснить выбор.

Пылесос – веник.

Утюг – гладильная доска (валек).

Швейная машина – игла.

Электролампа – свеча.

Камин – электрообогреватель.

Печка – электроплита.

 

~ Игра «Продолжи предложение»

Электричество нужно для того, чтобы… (работали пылесос, утюг, телевизор, компьютер, холодильник и т.д.)

+ Игра – опыт с покрывалом.

Ребенка накрывают плотным покрывалом и дают ему в руки какой-либо предмет или игрушку, просят назвать цвет предмета. (Воспитатель подводит детей к выводу: цвет окружающих предметов мы видим, если на них падает свет. Мы видим отраженную часть света.) 

 

+ Игра «Цветные стеклышки»

Предложить детям рассмотреть окружающее через стекла разного цвета. Заметить, какие цвета «похищают» те или иные стеклышки. Рисовать «волшебные» картинки, накладывая одно изображение на другое. Придумать сказочную историю.

 

+ Игра «Солнечные зайчики» (игра с зеркалом)

Скачут побегайчики-

Солнечные зайчики.

Мы зовем их – не идут.

Были тут – и нет их тут.

Поскакали по углам –

Были там – и нет их там

Где же зайчики?

Ушли.

Вы нигде их не нашли?

++ Игра «Узнай по звучанию»

Вариант 1.

Слушать, какой звук издают предметы, когда ими стучат. Определить, из чего они сделаны.

Вариант 2.

Узнай, какой музыкальный инструмент звучал.

++ Игра «Что шуршит, что гремит»

Узнать с закрытыми глазами разные звуки: разрывания или сминания бумаги; переливания воды; насыпания песка или камешков и т.д.

++ Игра «Изобрази звуками»

Изобрази голоса природы с помощью музыкальных инструментов: журчание ручья, стук дятла, стук дождевых капель, шуршание листвы и т.д.

. Игра «Ящик ощущений»

В ящике – камни по количеству детей. Воспитатель предлагает найти на ощупь самый маленький (большой), самый гладкий (шершавый) камень.

А можно ли сказать, какого цвета камень? (Нет. Мы его не видим).

.Физкультминутка «Гора»

Стоит гора – старушка,                 Поднимают руки вверх.

До небес макушка.                        Тянутся на носочках вверх

Ее ветер обдувает,                             Обмахивают себя кистями рук.

Ее дождик поливает,                    Встряхивают кистями рук.

Стоит гора страдает                     Прикладывают ладошки к щекам и качают головой.

И капельки теряет,                       Дети медленно отходят назад.    

И каждый день,

И каждую ночь

Катятся, катятся                           Дети разбегаются в стороны.

Камешки прочь.                           Прикладывают ладошки к щекам,

Раскатились камни,                     качают головой.

И с той самой поры

Ничего не осталось                      Двумя руками показывают на опустевшее место

От нашей горы.

. Физкультминутка

Раз – и стану я змеей,                                   Всем живущим говорю:

 Мягкой, теплой и живой!                           «Чтите матушку свою!»

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

Два – и вмиг я глиной стану,

Может, к обуви пристану,

Если дождик во дворе.

Не ходите вы ко мне!

Три - сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий.

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А четыре – камни мы,

Крепкие ребята,

И бросать в окошко нас

Никому не надо.

Пять – я почва – верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

                                                                       

. Игра «Сюрпризы»

В стеклянную емкость насыпать песок, закопать в него мелкие фигурки, предметы, закрыть крышкой. Путем резкого встряхивания банки выталкивать из песка «инородные предметы».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамические паузы в логопедической работе

Подборка динамическх упражнений  на все звуки родного языка...

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ. ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Данная подборка динамических пауз и упражнений по различным тематикам удобна для использования на занятиях различных типов и предусматривает смену деятельности в различных видах деятельности....

Динамические паузы.

Физкультминутки для детей....

Физминутки и динамические паузы для детей дошкольного возраста

Физминутки для детей дошкольного возраста, с использование стихов о картошке....

Динамические паузы

Динамические паузы разработаны на основе народной игры "Солнышко" и народной песни "Во кузнице"...

Динамические паузы с использованием фитнес-йоги

Фитнес-йога стала очень популярной не только среди взрослого населения, но и среди детей. Содержание упражнений направлено на оздоровление подрастающего поколения, а выполнение поз (асан) требуют знан...