ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗВУК» и «БУКВА» У ДЕТЕЙ С ОНР (В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Как научить детей различать понятия "звук" и "буква".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗВУК» и «БУКВА»  У ДЕТЕЙ С ОНР (В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ)

О.С. Муравьева

ГБДОУ д/с №32
комбинированного вида
Приморского района
Санкт-Петербурга

Однажды на родительском собрании мы рассказывали о задачах, которые  необходимо решать в работе с детьми, имеющими заключение «Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи. Третий уровень речевого развития». Когда подошла очередь  раздела «Формирование навыков звукового анализа и синтеза», в качестве первой задачи мы озвучили - «формирование у детей чётких понятий «звук» и «буква», акцентируя внимание родителей на том, что ребёнок обязательно должен чётко их различать.  Одна мама вдруг с волнением и даже некоторым возмущением возразила: »Но это же невозможно! Это очень сложно для таких маленьких детей!» Действительно, это непростая задача и для дошкольника, и для педагога. И сами взрослые - родители и  даже воспитатели нечётко различают понятия «звук» и «буква», что проявляется в таких высказываниях как, например, «мой ребёнок не произносит букву «эр», ребёнок не слышит звук «зэ» (это  два звука!) или «дети путают в речи буквы!»

Главнейшая цель в работе дошкольного педагога – это подготовка ребёнка к школьному обучению, и одна из основных задач на этом пути  –готовность дошкольника к усвоению письменной речи. Известный классик педагогики К.Д.Ушинский писал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».  Под квалифицированным руководством педагога, речь, как звуковой поток, должна для ребёнка стать объектом познания. Только благодаря помощи взрослого человека дошкольник может понять, что звук – это единица речи, а буква является кодирующим его знаком («звук прячется за буквой»), что слово может дробиться на слоги, что каждый звук имеет свои качественные характеристики. Чтобы система обучения ребёнка звуковому анализу и синтезу была эффективной и  адаптированной к особенностям возраста, мы рекомендуем прибегнуть к помощи наглядного моделирования. Наглядное моделирование в современной педагогике актуально, так как позволяет дошкольникам понять, осознать и запомнить признаки, свойства, связи и отношения объектов изучения, которые невозможно увидеть, рассмотреть, ощупать. В таких случаях наглядная модель помогает педагогу соблюдать принцип наглядности, который очень важен для маленького человека, привыкшего мыслить наглядными образами. Речевой звук воспринимается только слуховым анализатором, и это осложняет задачу сформировать у ребёнка чёткое представление о его основных характеристиках, а буква – это всего лишь неинтересный, непонятный графический знак.

Известный логопед Н.В. Нищева подчёркивает, что необходимо «дать детям представление о том, чем звук отличается от буквы»(1). Итак, важнейшей задачей в формировании звукового анализа и синтеза является выработка у детей чёткого представления о том, что такое «звук» и что такое «буква». Для решения этой задачи наглядные модели помогают дошкольнику установить связь звука  и буквы как объектов изучения со способами их восприятия и воспроизведения  человеком. Когда мы знакомим детей с понятием «речевой звук», мы заучиваем речевую формулу: «Звук мы можем слышать и произносить». Если эту фразу подкрепить наглядной моделью, простое заучивание преобразуется в более осмысленное запоминание. Модель звука состоит из схематичного изображения уха – символа работы слуха и рта – олицетворения произношения. Наглядная модель понятия «буква» также содержит два символа: глаз – это возможность видеть и карандаш -  возможность писать(2). Подобная модель подкрепляет речевую формулу - «букву мы можем видеть и писать». Наш опыт работы показал, что недостаточно предъявлять эти наглядные модели лишь только в начале работы над развитием звукового анализа и синтеза и овладением грамотой,  дети, к сожалению,  могут продолжать путать понятия «звук» и «буква». Чтобы дошкольники прочно усвоили, что звук «прячется» за буквой, нужно использовать вышеупомянутые модели систематично,  на протяжении всего коррекционно-развивающего обучения в старшей и подготовительной группе. Применение моделей можно разбить на три этапа:

  1. Первичное знакомство с понятиями «звук» и «буква» на основе моделей.

Этот этап занимает одно-два занятия, на котором логопед разъясняет смысл изображённых символов, и дети сопряжено с логопедом повторяют: «Звук мы можем слышать и произносить, а букву мы можем видеть и писать». Логопед заостряет внимание в беседе с детьми на том, что человек слышит ушами, а видит глазами; что звук произносится ртом, а букву можно писать.

  1. Формирование представлений детей о различительных особенностях понятий «звук» и «буква». Второй этап длится до конца  первого периода обучения. В это время логопед использует модели для знакомства детей с конкретными звуками и обозначающими их буквами: это гласные - [у], [а], [о], [и] и согласные [м], [н], рекомендованные в методике О.С. Гомзяк (3).

 Наглядные модели необходимо снабдить креплением из мягкой части липкой ленты, используемой при пошиве одежды или изготовлении обуви. Когда, например, на занятии дети изучают звук [а], к модели звука прикрепляется карточка с символом  - большим красным кругом, а к модели буквы – изображение буквы «А». С опорой на наглядность, дети проговаривают речевые формулы применительно к изучаемым звуку и букве: «Звук [ а] мы можем слышать и произносить, букву «А» мы можем видеть и писать». На последующих занятиях при изучении другого звука, на моделях крепятся другие символ звука и буква. Надо помнить, что букву нужно называть так же коротко, как и звук, без добавления гласных. Названиям букв в алфавите лучше учить детей в подготовительной группе, во втором полугодии, когда понятия «звук» и «буква» прочно усвоены. Таким образом,  модели звука и буквы могут быть элементом  оформления   логопедического кабинета, и  системная работа с ними даст очень положительный эффект в понимании различий между звуком и буквой. На втором этапе дети уже могут выступать в активной роли, например, по просьбе логопеда,  самостоятельно расположить карточки с буквой и символом звука на моделях, причём, модели нужно менять местами относительно друг друга, чтобы не было привыкания к тому, что модель звука всегда слева, а буквы только справа.

В своей работе мы используем символы звуков, предложенные Т.А.Ткаченко(4). Они удобны, понятны для детей и легко запоминаются.  Некоторым звукам мы дали свои образы ввиду отсутствия их в вышеупомянутом издании. Гласные звуки обозначаются геометрическими фигурами красного цвета (согласно традиционной символике), повторяющими очертания губ при их произношении: [а] – большой  круг, [о]- овал, вытянутый по вертикали [у] – маленький круг, [ы] –нижняя половинка круга, [и]-узкий прямоугольник, расположенный горизонтально, [э]-овал, вытянутый по  горизонтали. Чтобы дети лучше запоминали зрительные образы звуков, мы рекомендуем использовать карточки не только как демонстрационный материал при ознакомлении со звуками и буквами. С вышеупомянутыми символами можно проводить  игру «Попугай», в которой игровая задача состоит в точном повторении за взрослым цепочки из трёх гласных звуков  с опорой на ряд карточек со зрительными образами  (например, «а-о-у», «и-о-а» и т.п.) Такая игра поможет дошкольникам непроизвольно, без скучного заучивания, установить связь между символическим изображением и соответствующим звуком,  расширить объём кратковременной слуховой памяти  и развить фонематическое восприятие.  Другой вариант задания, когда перед воспитанником ставится задача повторить цепочку слогов, отличающихся только гласными звуками (например, «ма-ми-мо» или  «ан-ин-он»), и символы гласных звуков будут отличной опорой для точного воспроизведения. Результаты обследования детей с ОНР при поступлении в логопедическую группу показывают, что подобные задания затруднительны для новичков, но систематические тренировки с применением символов дадут более быстрый положительный результат, и, в дальнейшем, отражённое повторение им будет даваться с большей лёгкостью.  Когда дети хорошо усвоят символы гласных звуков, они могут сами становиться ведущими в игре «Попугай» и самостоятельно «зачитывать» цепочку звуков с опорой на ряд карточек, а остальные «попугайчики» будут за ним повторять.

Согласные звуки обозначаются схематичными образами в виде живых или неживых предметов синего цвета. Символы можно выделить в три группы по типу соответствия речевому звуку:

  • по cходным акустическим характеристикам: [ж]-жук жужжит; [з] –комар звенит;[м]-корова мычит; [н]-девочка плачет;  [л]-пароход гудит; [р] –рычит мотор самолёта; [с] –насос свистит; [х] –греем замёрзшие руки;[ц] – тише, спит малыш;[ш]-шарик сдувается.
  • по первому звуку в названии зрительного образа: [в]-ветер воет; [й]-юла юлит;[к]-каблучки стучат; [ф]-фонтан шумит; [щ]-работаем щёткой.
  • по общепринятым в русском языке звукоподражаниям: [б]-барабан звучит «бам-бам»; [г]-гусь гогочет «га-га-га»; [д] –колокольчик звенит «динь-дон»; [п]-паровоз пыхтит «пых-пых»; [ч]- открываем ключом дверь «чик – чик»; [т]-молоток стучит «тук-тук».

Карточки с символами согласных звуков также можно применять в игровом упражнении «Попугай» для развития фонематического восприятия детей с ОНР. Слоги в цепочках должны отличаться только согласными звуками, например: «ма –па –та», «от –ом –он» и т.п., количество слогов можно постепенно увеличивать.

3.Закрепление представлений  о различиях  звука и буквы путём введения этих понятий в собственную речь детей. Этот этап захватывает второй и третий периоды коррекционно-развивающей работы в старшей группе и весь процесс работы по формированию навыков письма и чтения в подготовительной группе. В течение этого времени дети знакомятся с остальными звуками и соответствующими им буквами согласно плану. Символы звуков можно применять индивидуально при постановке звуков,   на подгрупповых занятиях в играх, например,  «Поймай звук» (нужно выделить звук в ряду других звуков, слогов, слов); «Кто больше?» (надо придумать слова с данным звуком), «Где спрятался звук?»  (нужно определить позицию звука – в начале, середине, конце слова)  и т.п.

В подготовительной группе мы знакомим детей с йотированными буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я», обозначающими два звука, и на модели звука нужно прикреплять по две карточки – это «юла юлит» в качестве [й] и, соответственно, символы [э], [о], [у], [а]. В дальнейшем, когда дети подготовительной группы будут делать звуковой анализ слов типа «юла», «ель», «ёжик», «яма», они смогут грамотно проанализировать их звуковую последовательность. Когда дошкольники знакомятся с буквами «Ц» и «Ч», логопеду лучше раскрыть секрет образования этих звуков, «прячущихся» за ними.  Детям полезно  узнать, что [ц] – это дружный дуэт [т] и [с], а [ч] - это слияние [т] и [ш], и это также разъясняется с помощью символов.

На третьем этапе использования наглядных моделей звука и буквы  рекомендуются  следующие приёмы  работы с детьми:

1. Логопед предлагает детям составлять предложения по демонстрации действий с использованием слов «буква» и «звук». Действия выполняют взрослый или дети, например,  пишут буквы, выкладывают их из ниток, гороха, лепят из пластилина и т.п.,  или повторяют, называют, слушают звук,  а затем комментируют: «Аня написала букву «М», «Коля выложил букву «С», «Маша слепила букву «Ф», «Оля повторила звук [з], «мы слушали звук [ж] и т.п. Таких же правильных высказываний можно добиться при подведении итогов занятий. Логопед задаёт вопросы типа: »Что мы сегодня учились слышать?» или «Что мы сегодня выкладывали из ниток?»

2. Логопед проводит игру «Закончи предложение», в которой дети должны продолжить высказывание взрослого. Педагог обращает внимание на модели звука и буквы и просит воспитанников использовать одно из понятий. Примеры предлагаемых незаконченных предложений: «Мальчик аккуратно пишет…; «Девочка учится произносить…»; «Коля выложил из мозаики…»; «Таня внимательно слушала…»; «Антон старательно раскрашивал…»; «Логопед учит детей произносить…»; «Алиса вырезала из бумаги…»; «Малыш неправильно говорит…»; «Валера рассматривает в букваре …»; «В книге были большие…»; «Дети громко произнесли…».

3. Логопед может использовать приём «намеренной ошибки», чтобы дети самостоятельно её обнаруживали и исправляли. Например, логопед картинку-символ прикрепляет к модели буквы, а букву - к модели звука.  Дети должны не только исправить ошибку, но и объяснить, почему это было неправильно.

4. Логопед использует приём «намеренной ошибки» опосредованно, через игрового персонажа, например «неуча» Буратино. Буратино высказывается с неправильным использованием понятий «звук и «буква», и дети должны его исправить. Примеры ошибочных высказываний: «Я умею говорить букву «Р», «Я не умею писать звук [ д]», «Мальвина учила меня читать звуки», «Я услышал букву «Б» и т.п.

5. Логопед проводит игру «Исправь ошибку», в которой дети прослушивают неправильные предложения и повторяют их с исправлением. В качестве материала для игры можно использовать фразы из игры «Закончи предложение» с неправильным добавлением слов, например: «Мальчик аккуратно пишет звук».

Известный психолог Д.Б.Эльконин отмечает, что при материализации процесса устного анализа может существенно повыситься скорость возникновения навыка, а также его прочность (4). Наш опыт показал, что применение наглядных моделей, символов звуков помогает  детям правильно понять и усвоить различительные особенности звука и буквы. Звук как невидимый, неощущаемый объект и буква как абстрактный знак становятся близкими и понятными дошкольнику. Применение в коррекционно-педагогической работе наглядного моделирования превращает обучение в занимательную, облегчённую, игровую деятельность.

Список литературы:

  1. НищеваН.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» - СПб: Детство- Пресс», 2003.
  2. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно» - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.
  3. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет (конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей  логогруппе)» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  4. Ткаченко Т.А.«Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте». М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника для детей с нарушением зрения (старшая и подготовительная группы) "В гости к Несмеяне осени".

Сценарий осеннего праздника для детей с нарушением зрения (старшая и подготовительная группы) "В гости к Несмеяне осени".Дети забегают в зал Упражнение с помпонами под песню «Улетай, Туча»Слова ведуще...

Сценарий праздника 8 Марта "Букет подснежников для мам" для детей с нарушением зрения старшей и подготовительной групп 2013г.

Сценарий праздника:   8 Марта  для детей старшей и подготовительной группАвтор идеи и сценария: Музыкальный руководитель I кв. категории КОВАЛЬЧУК Е.В. ГБОУ компенсирующего вида №...

Рабочая программа по обучению русскоязычных детей татарскому языку средней, старшей и подготовительной группе на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа  по обучениюрусскоязычных детей  татарскому языку средней, старшей подготовительной группе  на 2015-2016 учебный год...

Конспект занятия для детей с нарушениями речи старшей и подготовительной группе (в рамках «Клубного часа») «Изготовление лепбука на тему Весна »

Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.  Формировать умение создавать лепбук по теме «Весна»; Развивать образное мышление, восприят...

«Путешествие в страну Рисовандию» НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей с ТНР разновозрастной (старшей и подготовительной) группы (совместная деятельность педагога и детей).

Солонина Марина Андреевна, воспитатель первой категории  МДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Зёрнышко» г. Балашова Саратовской области Возраст: разновозрастная (старшая...

Доклад на тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» подготовительная группа

Докладна тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» Дошкольный возраст – важный пе...