Игры на развитие слоговой структуры слова в коррекционной работе логопеда.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Проникова Елена Владимировна

Нарушение слоговой структуры слов часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с моторной алалией.

Речевое развитие характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Ребенок нарушает порядок слов в слове, допускает пропуски либо добавляет, заменяет слоги или звуки.

Нарушение слоговой структуры слов, обычно, варьируются от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в самостоятельной речи до грубых нарушений, при повторении 2-х, 3-х сложных слов без стечения согласных с опорой на наглядность.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с нарушением речи на протяжении многих лет, и проявляется снова, как только ребенок сталкивается с новым словом сложной слоговой структуры.

Недостаточная степень коррекции слоговой структуры слов в дошкольном возрасте приводит к возникновению у школьников к дисграфии и дислексии (нарушения письма, чтения), на почве недоразвития языкового анализа и синтеза слов, фонематической дислексии. Возникает психологический дискомфорт, переживания, трудности в общении с окружающими.

Преодоление нарушения звукослоговой структуры слова достигается путем целенаправленной  логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_slogovoy_struktury_slova.docx470.73 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие слоговой структуры слова

 в коррекционной работе логопеда.

Нарушение слоговой структуры слов часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с моторной алалией.

Речевое развитие характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Ребенок нарушает порядок слов в слове, допускает пропуски либо добавляет, заменяет слоги или звуки.

Нарушение слоговой структуры слов, обычно, варьируются от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в самостоятельной речи до грубых нарушений, при повторении 2-х, 3-х сложных слов без стечения согласных с опорой на наглядность.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с нарушением речи на протяжении многих лет, и проявляется снова, как только ребенок сталкивается с новым словом сложной слоговой структуры.

Недостаточная степень коррекции слоговой структуры слов в дошкольном возрасте приводит к возникновению у школьников к дисграфии и дислексии (нарушения письма, чтения), на почве недоразвития языкового анализа и синтеза слов, фонематической дислексии. Возникает психологический дискомфорт, переживания, трудности в общении с окружающими.

Преодоление нарушения звукослоговой структуры слова достигается путем целенаправленной  логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

В коррекционной работе можно выделить два этапа.

1. Подготовительный этап — работа проводится на невербальном и вербальном материале.

Цели: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, сформировать оптико-пространственную ориентацию.

2.  Собственно коррекционный этап — работа ведется на вербальном материале.

Цель: непосредственная коррекция дефекта слоговой структуры слова у конкретного ребенка.

На подготовительном этапе  проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводится на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

1. Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Перепрыгни ручей»

Цель: учить делить слова на слоги и прыгать на двух ногах.

Материал: длинная голубая полоска бумаги – ручей.

Ребенку называется слово или показывается картинка. Он должен посчитать количество слогов в слове и перепрыгнуть через «ручей» столько раз, сколько слогов в слове.

Игра «Зоопарк»        

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.

 «В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в названиях которых один слог. Во вторую-с названиями из двух слогов и т. д.»

Картинки: лев, ёж, лось, слон, лиса, заяц, белка, зебра, жираф, верблюд, бегемот, обезьяна и д. р.

Игра «Дом, замок, избушка». 

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.

Рассмотреть картинки. Поделить названия картинок на слоги  и соединить линией слова с одним слогом - с домом, слова с двумя слогами – с замком, слова с тремя слогами – с избушкой.

http://3.bp.blogspot.com/-YHcpWV9hjRk/ToL_grZQHfI/AAAAAAAAO_0/Jes1N4LgqgA/s1600/casa-9454.jpghttp://www.detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraski_zamki2.jpghttp://www.pskovleshoz.ru/uploads/images/147904-i_006.png

http://dreempics.com/img/picture/Apr/18/7fe1ab8ce23c5c26e8d6f927356f195a/10.jpghttps://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/f6/68/57/f668571ead5e70acbac35ec1534093d0.jpghttp://razykrashkin.ru/files/sumka.jpghttp://ravden.3dn.ru/_ld/6/668.jpghttp://wallpapers1920.ru/img/picture/Apr/11/428f681664471716e02b048cfcbc8aa2/mini_2.jpghttp://www.playing-field.ru/img/2015/051805/0800569

Игра «Соедини слова с нужной цифрой»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.

Поделить названия картинок на слоги и соединить линией с соответствующей цифрой.

1                4                2                   3

http://roditeli-i-deti.ucoz.ru/_ld/0/82536077.gif http://tvoiraskraski.ru/sites/default/files/domik_no_9.jpghttp://www.playing-field.ru/img/2015/051722/3806778http://www.playing-field.ru/img/2015/051800/4339797  http://www.playing-field.ru/img/2015/051721/1056104

http://pikchyriki.ru/raskraski/delfiny/kartinki/delfiny-9.jpghttp://www.playing-field.ru/img/2015/051720/2359161 http://razykrashkin.ru/files/polosatyi-kot.jpghttp://www.dlybabi.ru/images/zivotnii/K2IkXtJ2qzE.jpg        http://cdn.imagestocks.in/Coloring/black-widow-spider/black-widow-spider-coloring-pages-3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.

В материале приводится описание дидактических игр, которые позволят ребёнку легче усвоить слоговую структуру слова и закрепить речевой материал....

Консультация для воспитателей: "Игры на развитие слоговой структуры слова"

Подборка игровых упражнений для всех этапов работы над слоговой структурой слова дошкольников с ОНР...

Консультация для родителей "Игры для развития слоговой структуры слова"

Консультация содержит практический материал для развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

Дидактические игры для развития слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Материал содержит игры , расработанные учителями - логопедами РМО г. ВОЛЬСКА...

Игры для развития слоговой структуры слова

*Игра «Цепочка слов»*Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.Ход игры: дети выкладываю...

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...