Речевые игры для детей с ОНР 6-го года жизни
тренажёр по логопедии (старшая группа) на тему

Дудкина Татьяна Викторовна

Предложенные игры для детей с ОНР старшего дошкольного возраста помогут родителям в организации занятий в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевые игры для детей с ОНР

6-го года жизни

1.        Лексика

  • «Я знаю 5-6 названий фруктов (овощей и т.д.)»
  • «Какой предмет? Что  делает?» (по 5-6 слов)
  • «Скажи наоборот»

Высокий -                        легко -                острый –

Говорить -                работать-                над столом –

  • «Скажи по-другому»

Красивая – прекрасная                доктор -врач

  • «Семейка слов» (2-3 слова)

Мороз – морозец, морозный, морозище, заморозить.

2.        Грамматический строй речи

2.1 Словообразование

  • «Назови ласково»

помидор – помидорчик

красный помидор – красненький помидорчик

  • «Карлики - великаны» 

глаза – глазки - глазищи

  • «Из чего – какое?», «Скажи, какой?»

из металла – металлический        

город – городской

  • «Чей, чья, чье, чьи»

сумка мамы – мамина сумка

игрушки Светы – Светины игрушки

хвост зайца – заячий хвост

  • «Назови, что делает предмет»

летает – залетает, вылетает, прилетает, улетает, перелетает, облетает.

2.2. Словоизменение

  • «Один - много», «Чего много»

яблоко –  яблоки – много  яблок

красное яблоко – красные яблоки

  • «Измени слова»

У меня есть кукла, а в магазине продают …(куклы, много  кукол). Раньше у меня не было такой …(куклы).

Я играю…. (куклой), а девочки играют …(куклами).

Я мечтаю…. (о кукле).

  • «Где находится предмет» (употребление предлогов «у, на, под, в, около, над, перед, за, от, по, из, с».

  • «Что есть и что было»

Я взяла яблоко из вазы, значит, оно лежало в вазе.

Яблоко лежало на столе, а потом упало со стола.

2.3.Согласование

  • «Веселый счет»

Один огурец, два огурца, пять огурцов

Одна чашка, две чашки, пять чашек

  • «Скажи со словом «новый»»

Кофта – новая кофта                брюки – новые брюки

  • «Подбери предметы к признаку»

Фруктовый – сад, сок,  компот, джем

Фруктовая – начинка, пастила

Фруктовое – варенье, желе.

  • Правильное согласование слов в предложении.

3.        Связная речь

  • Составление простых, сложных предложений.
  • Составление описательного рассказа по алгоритму.
  • Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
  • Пересказ текста.

4. Фонематический слух и восприятие

  • Услышь звук (слог, слово с заданным звуком) и поймай в ладоши

  • Повтори слоговые цепочки

Па-та-ка                ми-ма-му                 мы-до- ну

Па-пя-па                пя-па-пя                па-ба-па                ба-па-ба

Са-за-са                        за-са-за                са-ша-са                ша-са-ша

  • Отхлопай  ритм

//-// -//                / - // - ///                /// - / -/// - //

  • Выдели первый (последний) звук в слове и обозначь нужной фишкой

АИСТ- 1-й звук  - А – гласный, красная фишка;  последний  звук – Т – твердый согласный, синяя фишка;

КИНО – 1-й звук – Кь, мягкий согласный, зеленая фишка,  

последний звук – О- гласный,  красная фишка. 

  •  Раздели слова на слоги, выдели гласные звуки.

МАК – МАК, 1 слог , гласный звук А

МУКА – МУ – КА, 2 слога, гласные звуки У, А.

УЛИТКА – У – ЛИТ – КА, 3 слога, гласные звуки У,И,А.

  • Найди место звука в слове

Где слышится звук С в словах: ноС, Сыр, лиСа (в конце, начале, середине)

  • Назови звуки по порядку, выложи схему звукового анализа слова (обозначь каждый звук нужной фишкой)

К И Н О

  • Слоги слово загадали

ША – в конце, а МА – в начале

КА – в конце, а КОШ – в начале

  • Уточнение понятий:

Речь -  предложение – слово – слог – звук (гласный и согласный)

Игра «Это правда или нет?»

Правда ли, что предложение состоит из звуков?  Слова состоят из предложений?

  • Придумай предложение со словом (по картинке), сосчитай слова, выложи схему.

Ваня читает интересную книгу. (4 слова)

/___   _____  _________    ____ .

  • Игра «Путаница»

Варить, гороховый, мама, суп, вкусный.

Мама варит вкусный гороховый суп.

5.Развитие психологической базы речи

- слуховое внимание и память

- зрительное внимание и память

  • «Запомни и повтори» (5-6 слов)
  • «Что изменилось?»
  • «Чего не стало?»

- мышление

  • «4-й лишний»
  • «Исправь ошибку»
  • «Что сначала, что потом?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры для детей с ОНР 5-го года жизни

Представленные речевые игры для воспитанников средней группы помогут родителям в организации занятий в домашних условиях....

Речевые игры для детей с ОНР 6-го года жизни

Представленные речевые игры для воспитанников старшей группы помогут родителям в организации занятий в домашних условиях....

Речевые игры для детей с ОНР 7-го года жизни

Представленные речевые игры для воспитанников  подготовительной группы помогут родителям в организации занятий в домашних условиях....

Речевые игры для детей с ОНР 5-го года жизни

Предложенные речевые игры для детей с ОНР средней группы  помогут родителям в организации занятий в домашних условиях....

Конспект НОД игры-занятия по речевому развитию для детей 5-го, 6-го года жизни на тему: «Научу обуваться и братца».

Обогатить словарь детей словами и словосочетаниями: валенная, кожаная, резиновая, межсезонная, удобная; подошва, голенище, пряжка, пара обуви, зимняя обувь, летняя обувь....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Развитие игры у детей с особенностями развития первого года жизни.

Игра с предметом для ребенка с особенностями развития это сложный процесс, который требует больших внутренних сил от ребенка. Помощь педагога на ранних этапах развития ребенка поможет ему овладеть нав...