Главные вкладки

    «Использование технологии «Чудеса на песке» Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко в условиях реализации ФГОС ДО»
    методическая разработка по логопедии на тему

    Бабась Лариса Владимировна

    Материал практикума для воспитателей коррекционных групп "Удивительный песок"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 37

    Тематическая неделя

    «Организация деятельности детских садов – областных инновационных, муниципальных опорных площадок по распространению эффективных практик работы педагогов  в условиях реализации ФГОС ДО»

     Тема:

    «Использование технологии «Чудеса на песке»

    Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой  и Т.М. Грабенко

    в условиях реализации ФГОС ДО»

    Практикум для воспитателей логопедических групп «Удивительный песок»

    Подготовила: учитель-логопед Бабась Л.В.

    Цель: способствовать внедрению в практику работы педагогов технологии направленной на всестороннее развитие личности ребенка.

    Задачи:

    - повышение профессиональной  компетентности педагогов в вопросах использования песочной терапии в коррекционно-развивающем обучении дошкольников;

    - развитие аналитических способностей педагогов в процессе практической деятельности.

    Оборудование: песочница, миниатюрные игрушки,  влажные салфетки.

    Уважаемые коллеги!

    Предлагаю вашему вниманию практикум «Чудеса на песке» по направлению–коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Одним из ведущих направлений обновления системы образования в настоящее время является коррекционная работа направленная, на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи; разностороннее развитие их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Главная его цель – создание адекватных условий необходимых для социальной ситуации развития  детей.

    Каковы же условия для развития  детей:

    1. обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

    1. поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий

    свободного выбора детской  деятельности, участников совместной деятельности;

    создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

    1. установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;  развитие умения детей работать в группе сверстников;

    1. построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;оценку индивидуального развития детей;

    1. взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

    Лучшим средством для реализации данных условий является песочная терапия. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии.

    Почему именно песок? Да потому, что это целый Мир, в котором ребенок чувствует себя комфортно, где ему все близко, знакомо и понятно. Песок это удивительный таинственный материал. Он обладает способностью притягивать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы. Он может быть сухим и легким. Он может быть ласковым и пластичным. К песку приятно прикасаться. Песок это удивительный материал для детских игр.

    Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

    Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме это Татьяна Михайловна Грабенко и Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева.

    В своей работе мы опираемся на предложенную ими технологию «Чудеса на песке».  Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в коррекционно-развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

    Что же нужно для игр с песком?

    • Стол - песочница прямоугольной формы. Внутренняя поверхность песочницы окрашена в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду,  а борта - небо.
    • Чистый посеянный, прокаленный в духовом шкафу песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполнить меньшую часть песочницы. Он задает символическую линию горизонта.
    • Набор миниатюрных фигурок, предметов, игрушек.  В набор  входят:  человечки, здания,  животные, транспорт, растения, сказочные герои (злые и добрые). А так же различные геометрические фигуры, пластиковые буквы  и  цифры,  природный материал (камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны).  Словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

    Если для игр не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

    Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

    Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

    1. Обучающие  (они облегчают процесс обучения ребенка).
    2. Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира).
    3. Проективные  (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

    Обучающие игры с песком включают в себя игры на  развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями, с их мощью познается мир. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: "горячее - холодное", "сухое - мокрое", "твердое - мягкое", "гладкое - щершавое". Кинестетические ощущения  получаем во время движения.

    (предлагаю учасникам положить руки на песок прислушаться  и рассказать о своих ощущениях.  Логопед: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки.  А что чувствуете  вы?»  (ответы участников)  Давайте  поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. «Поскользим змейкой», «попрыгаем как зайчики», «поиграем» на поверхности песка, как на пианино, и.т.д.»)

     Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психических процессов у детей. Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики,  дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это способствует развитию речи, обогащению словаря, развитию произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок учится понимать себя и других, что приводит к формированию навыков позитивной коммуникации.

    Игры на развитие фонематического слуха:

    • «Веселые прятки» Прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей.

    • «Угадай звук» - отыскав игрушки в песке, ребенок отбирает только те, в которых слышится определенный звук; (участники  выполняют практические задания)

    Игры на формирование лексико-грамматических представлений:

    • «Секрет» - отыскав в песке игрушку, скажи, какая она (подбор прилагательных);
    • «Загадки» - опиши игрушку, спрятанную в песке не называя ее;
    • «Что спрятал песок» - составление описательных рассказов об овощах, фруктах, игрушках;
    • «Пересчитай» (на согласование существительных с порядковыми числительными). Учитель-логопед перед занятием прячет в песке игрушки и предлагает ребенку откопать их и пересчитать (первая машина, второй кораблик и т.д.)

    Игры для подготовки к школьному обучению:

    •  «Найди буквы и назови» логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
    •  «Назови слово» ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
    • «Буквы на песке» дети  лепят буквы из песка, сгребая его рёбрами ладоней.
    • «Письмена на песке» пальчиком или палочкой дети пишут короткие слова.

                     Игру можно усложнить, меняя одну букву - получить новое слово. И т.д.

    (участники  выполняют практические задания)

    Познавательные игры с песком направлены на знакомство детей с песочной страной,  о том, что в ней может идти необычный песочный дождь и дуть песочный ветер. У песочной страны есть хозяйка (хозяин). Это могут быть: песочная Фея, песочный мальчик, Волшебник песочной страны, песочные человечки и т.д.  Например, Песочная фея, которая предлагает разные задания, игры, загадки, приглашает в гости и зовет на помощь, учит творить добро. Далее переходим к строительству природных ландшафтов: рек, озер, морей, гор, долин, по ходу объясняем и показываем способы построения этих сообществ и заселяем их жителями. Дети берут на себя роли персонажей и вступают в диалоги. Здесь очень важна роль взрослого для поддержания диалога детей и уверенности в том, что у них все получится. Тема игр на знакомство с окружающим миром может быть самой разнообразной: «У бабушки в деревни», «Кто живет в лесу», «В гости к динозаврам» и другие.

    (Предлагаю участникам создать море,  заселить его обитателями. Выбрать персонаж и составить мини-диалог с любым обитателем морей).

    Проективные игры с песком. У детей появляется определенный опыт игры в песке, и они начинают создавать свои сказочные миры, превращаясь при этом в волшебников, сказочников, рыцарей, строителей. Играя в песочнице, ребенок вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. И поскольку игра проходит в контексте сказочного мира, ребенок может творчески изменить ситуацию по своему желанию. Детские фантазии, впечатления, эмоции и  воображение чрезвычайно сильны. Через игры с песком у детей усиливается чувство доверия, принятия и успешности. Именно они формируют творческий  ресурс личности.

    ( предлагаю участникам превратиться в волшебников и создать свой сказочный мир)

    Так как непосредственное влияние на речевое развитие оказывает семья, в которой растёт и воспитывается ребёнок с речевыми особенностями, то важную роль на этапе коррекции играет консультативно-просветительская работа с родителями. Такая работа не ограничивается проведением консультаций и собраний для родителей, она подразумевает полное включение семьи в коррекционно-развивающий процесс. Логопед и воспитатель приглашают родителей на с индивидуальные и подгрупповые занятия, где родитель является непосредственным участником образовательного процесса, включается в совместную работу с ребёнком. Целью совместной работы логопеда и воспитателя с семьёй является повышение уровня родительской мотивации и оптимизации взаимодействия семьи в развитии собственных детей, помощь в овладении методами педагогического воздействия на развитие ребёнка и создание атмосферы взаимопонимания между взрослыми и детьми.

    Рефлексия «3 сундучка». Предлагаю участникам заполнить воображаемые сундучки ответами на вопросы:

    1. Что хотели узнать?
    2. Что узнали для себя нового?
    3. Что я возьму в свою практику?

    (высказывание участников о практическом занятии)

    Спасибо за участие.       Желаю успехов в работе!

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Грабенко Т.М., Зинкевич– Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
    2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.
    3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.
    4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.
    5. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
    6. Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с.
    7. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович  – СПб. : Речь,2006.– 176с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка Квест-технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО.

    Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных метод...

    Мастер-класс «Использование технологии «Чудеса на песке» Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой  и Т.М. Грабенко в условиях реализации ФГОС ДО»

    Цель: совершенствовать профессиональную компетентность воспитателей в вопросах использования технологии «песочной терапии» в коррекционно-развивающем обучении дошкольников. Задачи: Предста...

    Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."

    Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....

    «Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС» Информационно-коммуникативные технологии.

    laquo;Использование современных педагогических технологий в работе педагога в условиях реализации ФГОС»Информационно-коммуникативные технологии....

    «Использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС» Доклад Тема: «Формы и методы реализации здоровьесберегающих технологий в работе педагога (из опыта работы)»

    Цель  здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить ис...

    статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО  ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...