Развитие лексики в онтогенезе
статья по логопедии по теме

Сальникова Юлия Петровна

Язык для ребенка – живое. Каждое слово для него огромно, неведомо и вместе с тем близко и понятно, потому что в нем – мир, который ребенок впервые открывает и узнает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие лексики в онтогенезе68.99 КБ

Предварительный просмотр:

1. Развитие лексики в онтогенезе

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико -фонематического и грамматического строя речи.

С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее — слова обобщающего характера.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

Л. С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.

Такое «подключение» происходит прежде всего через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определенной, конкретной ситуацией.

В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.

Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, многосторонне рассматривается в работах таких авторов, как М. М. Кольцова, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Д. Б. Эльконин и др.

В конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. Однако в этот период развития, по наблюдениям М. М. Кольцовой, слова не разграничиваются друг от друга, реакция ребенка происходит на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией.

На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко — моко, собака — бака).

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай, Катя ляля). В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи.

Развитие слова у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения.

Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом.

Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово (условный раздражитель), ребенок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его.

В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», «как это называется?».

Таким образом, сначала ребенок получает знаки от окружающих его людей, а затем осознает их, открывает функции знаков.

В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова

Вначале значение слова полисемантично, его значение аморфно, расплывчато. Слово может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Например, слово «кых» может обозначать в речи ребенка и кошку, и все пушистое (воротник, меховую шапку), и действие с предметом (хочу погладить кошку). Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение.

Параллельно с уточнением значения слова происходит и развитие структуры значения слова.

Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации. Слово «прекрасно» может обозначать высшую степень похвалы, иронию, сарказм, издевку в зависимости от интонации.

Безусловно, не все компоненты значения слова появляются у ребенка сразу.

В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. Л. С. Выготский писал: «Всякое значение слова... представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово... развитие слова не закончилось, оно только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий». Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной.

Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается ребенком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Объясняя значение слова стол, ребенок сначала говорит: «На нем едят». Позднее он по-другому объясняет слово стол: «Это вид мебели», т. е. соотносит это слово с более общим понятием, определяет это слово на основе связей между словами в языковой системе.

По мнению А. Р. Лурия, первоначально при формировании предметной соотнесенности слова оказывают большое внимание побочные, ситуационные факторы, которые в дальнейшем перестают играть роль в этом процессе.

На раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова оказывает влияние ситуация, жест, мимика, интонация, слово имеет диффузное, расширенное значение. В этот период предметная соотнесенность слова может легко потерять свою конкретную предметную отнесенность и приобретает расплывчатое значение. Например, словом «мишка» ребенок может назвать и плюшевую перчатку, так как но внешнему виду она напоминает мишку

Развитие связи между языковыми знаками и действительностью является центральным процессом при формировании речевой деятельности в онтогенезе.

На начальном этапе овладения знаками языка имя предмета является как бы частью или свойством самого предмета. Л. С. Выготский назвал этот период развития значения слова «удвоением предмета». На этом этапе значение слова является способом закрепления в сознании ребенка представления о данном предмете.

На первых стадиях знакомства со словом ребенок еще не может усвоить слово в его «взрослом» значении. Отмечается при этом феномен неполного овладения значением слова, так как первоначально ребенок понимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов.

В процессе развития значения слова, в основном у детей от 1 до 2,5 лет, отмечаются явления сдвинутой референции, или «растяжения» значений слов. При этом отмечается перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок вычленяет признак знакомого ему предмета и распространяет его название на другой предмет, обладающий тем же признаком. Ребенок использует слово для называния целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков (форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества и др.), а также общее функциональное назначение предметов.

При этом обращает на себя внимание то, что ребенок объединяет одним словом признаки, которые являются психологически более значимыми для него на данном этапе психического развития.

По мере развития словаря «растяжение» значения слова постепенно сужается, так как при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируя употребление старых.

Изменение значения слова, таким образом, отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, тесно связано с когнитивным развитием ребенка.

Л. С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста — наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий.

По мнению Л. С. Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Однако только в подростковом возрасте созревают психические предпосылки, которые создают основу образования понятий. Л. С. Выготский выделил несколько этапов развития понятийного обобщения у ребенка. Значение слова, таким образом, развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.

Л. П. Федоренко также выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу.

Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и названия единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов, таким образом, являются для них такими же именами собственными, как и имена людей.

К концу 2-го года жизни ребенок усваивает слова первой степени обобщения, то есть начинает понимать обобщенное значение наименований однородных предметов, действий, качеств — имен нарицательных.

В возрасте 3 лет дети починают усваивать слова второй степени обобщения, обозначающие родовые понятия (игрушки, посуда, одежда), передающие обобщенно названия предметов, признаков, действии и форме имени существительного (полет, плавание, чернота, краснота).

Примерно к 5 в годам дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия, то есть слова третьей степени обобщения (растения: деревья, травы, цветы; движение: бег, плавание, полет; цвет: белый, черный), которые являются более высоким уровнем обобщения для слои второй степени обобщения.

Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

По данным Е. А. Аркипа, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год — 9 слов, 1 год 6 мес. -- 39 слов, 2 года — 300 слов, 3 года 6 мес.- 1110 слов, 4 года - 1926 слов.

По данным А. Штерна, к 1,5 годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам -- 200 — 400 слов, к 3 годам — 1000 — 1100 слов, к 4 годам — 1600 слов, к 5 годам—2200 слов.

По данным А. Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий и частиц.

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширение контактов с окружающим миром, обобщения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей (А. Р. Лурия и др.). В связи о этим актуальным является вопрос о становлении лексико-семантической системы в онтогенезе.

По мере развития мышления ребенка, его речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, т. е. упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле — это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками.

Организация лексической системности у маленьких детей и взрослых происходит по-разному. У маленьких детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (например, собака — конура, помидор — грядка). Взрослые же чаще объединяют слова, относящиеся к одному понятию (собака — кошка, помидор — овощ).

А. И. Лаврентьева, наблюдая становление лексико-семантической системы у детей от 1 года 4 мес. до 4 лет, выделяет 4 этапа развития системной организации детского словаря.

На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50). При этом набор лексем является неупорядоченным.

В начале второго этапа словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться. Вопросы ребенка о названиях окружающих его предметов и явлений свидетельствуют о том, что в его сознании формируется некоторая система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребенка называние других элементов этой группы. А. И. Лаврентьева называет этот этап ситуационным, а группы слов — ситуационными полями.

В дальнейшем ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это явление характеризует третий этап формирования лексической системы, который определяется как тематический этап.

Организация тематических групп слов вызывает развитие лексической антонимии (большой — маленький, хороший — плохой).

Противопоставление «большой — маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметрических прилагательных (длинный — маленький, толстый — маленький), а противопоставление «хороший — плохой» — все варианты качественно-оценочных прилагательных (злой — хороший).

Особенностью четвертого этапа развития лексической системы в онтогенезе является преодоление этих замен, а также возникновение синонимии. На данном этапе системная организация словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых.

Развитие лексической системности и организации семантических полей находит свое отражение в изменении характера ассоциативных реакций.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмом словообразования.

Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.). Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.

Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам.

В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.

В процессе речевого общения ребенок не просто заимствует слова из речи окружающих, не просто пассивно закрепляет слова и словосочетания в своем сознании. Овладевая речью, ребенок активен: он анализирует речь окружающих, выделяет морфемы и создает новые слова, комбинируя морфемы. В процессе овладения словообразованием, таким образом, ребенок осуществляет следующие операции: вычленение морфемы из слов — обобщение значения и связи этого значения с определенной формой — синтез морфем при образовании новых слов.

Чаще всего неологизмы в детской речи являются следствием того, что ребенок употребляет словообразовательные морфемы в соответствии с их точным значением, однако при словообразовании правильный корневой элемент комбинируется с чуждыми этому корню аффиксами (не принятыми в языке). Чаще всего ребенок при этом заменяет синонимичные аффиксы, использует продуктивные суффиксы вместо непродуктивных (сольница, матросятя, лисинчик, почтаник, зонтарь, хворанье, ко-ровний, свинячий, обколючилась, отпомнил, отсонилась).

2. Методы логопедической работы по развитию лексики у  детей раннего возраста

Конкретными задачами словарной работы будут:

  • Обогащение словаря детей. Эту задачу необходимо осуществлять как систематическое ознакомление детей с новыми словами, трудными для самостоятельного усвоения. С психологической точки зрения этот процесс представляет собой увеличение количества понимаемых слов, расширение пассивного словаря, т.е. формирование правильных ответных реакций ребенка на слова, слышимые от окружающих.

Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия).

Словарь первых рекомендуемых для запоминания слов по темам:

Имена существительные.

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, ведерко, лопатка, карандаши, книжка.

Части тела: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, сапоги, туфли, ботинки.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа, носовой платок и т.д.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.

Продукты питания: хлеб, булка, сыр, колбаса, молоко, масло, сметана, творог, йогурт, печенье, сок, каша, суп, салат, чай, компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор, апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Глаголы.

Собственные действия ребенка: идет, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, несет, падает, кричит, говорит, вытирается и др.

Действия, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.

Другие действия: звонит (телефон), едет (машина), летит (самолет, птица), падают (листья) и др.

Прилагательные, наречия.

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, соленоый, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодна, тепло, жарко, больно, вкусно.

Названия некоторых понятий: большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий, много, мало, далеко, близко, хорошо, плохо.

Предлоги.

Пространственные предлоги: в, на, под, перед, за, около.

 «Покажи, где ляля?» (С игрушкой, которая находится на постоянном месте).

Цель: развитие понимания речи, мышления, памяти в процессе общения со взрослым, на основе обогащения представлений об окружающем.

Ход игры: На вопрос взрослого «Где?» малыш должен поворачиваться в сторону знакомой игрушки. Ребенок должен активно следить за действиями взрослого с игрушкой, поворачиваясь или наклоняя голову. Взрослый гладит куклу с приговариванием: «Ляля, ляля»; водит куклу, поясняя «Ляля, топ-топ - топ»; внезапно прячет куклу с вопросом «Где ляля?»; показывает ее снова: «Вот ляля!»; ставит ее на постоянное место, задавая тот же вопрос; накрывает куклу салфеткой; открывает ее с теми же вопросами, возгласами.

То же самое: «Где собачка?», «Где лошадка?», «Где машинка?» и др.

«Поручение» (с игрушкой):

Цель: Учить ребенка выполнять разные действия с одной игрушкой.

Ход игры: «Погладь лялю»; «Покачай лялю»; «Покорми лялю»; «Пожалей лялю», «Покатай на машине» и т.д.

Побуждать ребенка к звукоподражанию.

«Поиграем с игрушками»

Цель: учить ребенка выполнять одно и тоже действие с разными игрушками. Побуждать к подражанию слов, звуков:

Ход игры:

  1. «Поводи куклу, мишку, собачку»;
  2. «Покорми – корову, лошадку, кошку»;
  3. «Причеши  - куклу, собачку, мишку».

«Рассматривание предметных картинок».

Цель: учить ребенка устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, показывать пальчиком названый предмет.

Начинать с 3-4 картинок, постепенно увеличивать количество картинок на одном занятии до 8-10.

  • Закрепление и уточнение словаря ребенка.

Эта задача решается с помощью многократного повторения слов для их запоминания.

Нуждаются в закреплении слова, сложные в звуковом отношении. Произносить их следует отчетливо, чтобы у ребенка сразу создавалось правильное акустическое представление (экскаватор, тротуар, велосипед и т.д.)

Наряду с закреплением решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление его значения. Ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов и обозначать их словом.

«Посидим, полежим!»

Цель: Уточнение, закрепление и расширение пассивного словаря – название предметов мебели и их значение.

Ход игры: Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.

- Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? Покажи! И т.д. Далее можно, не называя предметы мебели указывать их назначение.

- Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? И т.д.

Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели.

Если малыш затрудняется с ответами или путается, взрослый проводит обучение: показывает предметы мебели, называет их, обозначает словом их предназначение. А на следующем занятии предлагает ребенку те же вопросы, проверяя правильность ответов.

«Прятки»

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря ребенка по теме «Игрушки».

Ход занятия: игра проводится индивидуально или в группе детей. Перед началом разложить игрушки в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и др. игрушки должны быть хорошо видны.

- Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кукла плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Оля, ты найди зайку. Маша, ты найди мячик и т.д.

Можно использовать картинки с изображениями игрушек.

В дальнейшем можно использовать другие знакомые детям предметы.

«Выполняй команды!»

Цель: уточнение и закрепление глагольного словаря детей.

Оборудование: Игрушка (кукла и животное) с гибким телом и конечностями.

Ход игры: Взрослый выполняет движение с помощью игрушки, сопровождая его собственным показом, одновременно называя словом – действием. Иногда взрослый может ошибаться; в этом случае дети должны заметить ошибку и исправить.

Далее проводится подвижная игра на ковре. Расставить детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу выполнять движения.

- Слушайте внимательно и не ошибайтесь! Идите! Стойте! Поднимите руки вверх! Похлопайте! Потопайте!

«Где что лежит?»

Цель: научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами «в», «на», «под», «около».

Ход занятия: поставить на стол коробку с крышкой, а рядом – несколько мелких игрушек. Положить одну игрушку в коробку, другую – под коробку, третью – на коробку, четвертую – около коробки. Сопровождать свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять при помощи интонации и силы голоса.

После объяснения и демонстрации действий с предметами предложить детям действовать по инструкции:

- Лена, положи карандаш в коробку. Саша, положи кубик на коробку. Вова, положи кубик около коробки.

Такие игры полезно повторять, используя разный предметный материал, что позволяет закрепить у детей понимание пространственных отношений.

  • Активизация словаря детей (развитие активной речи ребенка).

Необходимо побуждать детей употреблять в речи наиболее точное, подходящее слово. Активизация словаря – важнейшая задача словарной работы. Специальные приемы активизации словаря должны  вызывать у детей внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи.

«Что это, дом? Где дом?»

Цель: формировать простое слово; учить ребенка заменять звукоподражательные слова общеупотребительными.

Ход занятия: необходимо учить ребенка повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие знакомые предметы, игрушки, повторные действия (вот, кот, дом, так, гусь, мяч, мама, вата, дядя, Коля, иду, бегу, коза, часы, мячик, корова, собака).

- Вот кот. Где кот?

- Вот мама. Где мама?

- Вот мячик. Где мячик? И т.д.

«Спи,  ляля»

Цель: формировать у ребенка двухсловную фразу на базе однословной (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые действия).

Ход игры: Ребенку дают куклу.

- Что ты делаешь? Куклу несешь? Скажи: Несу куклу. И т.п.

- Вот зая, вот дом. Где зая? Покажи. Скажи: «Вот зая» и т.д.

- Я ем, я играю, я пою. Что ты делаешь? Скажи.

«Куда? Где?»

Цель: учить ребенка пользоваться в речи предлогами «в» и «на».

Необходимо упражнять ребенка в составлении распространенных предложений с использованием предлогов «В», «НА» (использовать картинки из серии «Транспорт», сюжетные картинки, игрушки, поручения).

- Вот поезд. Мы поедем на поезде. На чем ты поедешь?

- Вот дерево. Где сидят птички?

- Положи карандаш в коробку. Куда ты положил карандаш? И т.д.

«Один - много»

Цель: учить ребенка строить предложения со словами «один - много» по действиям, и при рассматривании картинок.

Ход игры: перед ребенком лежит один кубик.

- Покажи, где кубик? Сколько у тебя кубиков? («У меня один кубик»)

Дать ребенку еще один кубик.

- Сколько у тебя кубиков? Сколько кубиков в коробке? («В коробке много кубиков») и т.п.

- Посмотри на картинки. Сколько лошадок ест травку? Сколько лошадок бежит? («Ест одна лошадка. Бежит много лошадок»)

Можно использовать разнообразный лексический материал.

«Назови правильно»

Цель: учить ребенка образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: Большие и маленькие предметы. Парные картинки.

Ход игры:

- Я буду говорить про большой предмет, а ты – про маленький.

- «Большая ложка – маленькая ложечка; Большая тарелка – маленькая тарелочка; Большой совок – маленький совочек и т.д.»

Список использованной литературы.

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: 1974
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Ростов н/Д., СПб.: 2004
  3. Закревская О.В. Система работы по профилактике отставания и коррекции речи детей раннего возраста. М.: 2009
  4. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. М.: 2009

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для логопедов "Развитие речи в онтогенезе"

Активизация знаний педагогов  по логопедии....

Статья "Развитие лексики в онтогенезе".

Статья "Развитие лексики в онтогенезе"...

Развитие лексики и связной речи у дошкольников в онтогенезе

Материал для консультаций педагогов ДОУ...

Развитие лексики ребенка в онтогенезе

    Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими  компонентами оформления вы...

развитие речи в онтогенезе

этапы развития речи...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.

(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...