Алалия. Программа индивидуальной коррекционной работы.
методическая разработка по логопедии по теме

Лодейщикова Елена Викторовна

Предложены виды игр и упражнений для занятий с неговорящим ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alaliya._individualnaya_programma.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

   ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С  РЕБЁНКОМ  ДОМА

Соня, 3 года 10 мес. ОНР 1 - 2 уровень. Моторная алалия.

Ежедневно!

  1. Выполнять  артикуляционную гимнастику.

Делать лёгкий массаж щёк и массаж языка в подчелюстной ямке.

  1. Развивать речевой выдох.

Играть на дудочке, на губной гармошке.

Дуть в трубочку, находящуюся в стакане с водой, делать большие и маленькие пузыри.

Игры: «Мыльные пузыри»; «Вертушки»; «Забей гол», «Капитан» - дуть на лёгкие игрушки, плавающие в воде.

Следить за тем, чтобы Соня не надувала щёки,  во время выдоха.

  1. Развивать голосовые модуляции.

Тянуть гласные звуки:                А________________ (малыш)

                                                 У__________________(поезд)

                                                 Ы_________________(пароход)

                                                 О_________________(мишка)

                                                 И_________________ (мышка)

                                                  АУ ____________

                                                  ИА ______________

                                                 УАИ__________________

Во время выполнения  этих упражнений хорошо использовать  буквы.

Петь любимые песни.

Взрослый поёт -  ребёнок может начать допевать некоторые слова.

  1. Развивать слуховое внимание.

Игры: «Что звучит?» (погремушка, дудочка, гармошка, пищалка)

«Что в коробке?» (2 -3  одинаковых коробки,  с разными предметами в них, например: бусинки, камень, палочки).

«Узнай по голосу» или «Кто позвал» (использовать указательный жест).

  1. Выкладывать чередующиеся ряды.

Например:

1 большая пуговица – 1 маленькая – 1 большая – 1 маленькая  -  ……….

Квадрат – круг – квадрат – круг  - …………………

2 белых палочки –  1 чёрная палочка  – 2 белых – 1 черная - ………………….

1листик - 1 камешек - …

Взрослый начинает, Соня продолжает.

  1. Стимулировать речевые высказывания.

Стараться не выполнять просьбы ребёнка, если он  что – то просит жестами.

Говорить ему  спокойным голосом в медленном темпе:

 - Скажи, что ты хочешь.

Если не может ответить, то даём образец. Например: «Я хочу  гулять».

  1. Работа над ритмом.
  • Играть на барабане, на бубне, на колокольчике.
  • Учить повторять заданный ритм;
  • Повторять за взрослым звукоподражания: бом – бом – бом; динь – динь и т.п.;
  • Выполнять движения под заданный ритм.
  • Счёт.

Чаще считать от 1 – 10. Медленно и чётко (ступеньки, камешки, цветы, ягоды и  любые заинтересовавшие  предметы).

Цель: ритмическая сторона речи.

 

  1. Необходимо развивать мелкую моторику.

Взрослым нужно выучить 2 -3 потешки и чаще выполнять пальчиковую гимнастику с Соней, чётко проговаривая слова  в медленном темпе.

Например:

(Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)

 Один, два, три, четыре, пять-

 Вышли пальчики гулять.

 Один, два, три, четыре, пять-

 (Зажимаем пальчики в кулачок)

 В домик спрятались опять!

А ТАКЖЕ:

  • Перебирайте гречку, пшено, рис, фасоль – раскладывайте в разные тарелки.
  • Учите: растирать, размешивать, взбалтывать,  отливать, подливать,  переливать, насыпать, лепить, раскатывать, раскручивать, закручивать, разбирать на части и собирать целое.
  • Предоставьте возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой.
  • Учите различать на ощупь: речной песок, гальку, глину, землю, ракушки, щебенку.
  • Покажите ребенку, что поверхность песка, мокрой глины, земли можно использовать для рисования.
  • Изобразите на песке какой – нибудь знак или символ и попросите ребенка повторить его рядом с вашим, а потом наоборот, пусть придумает он, а вы будете копировать.
  • Привлекайте к сбору ягод:  учите собирать урожай аккуратно, не раздавив ни ягодки и класть в кружку.
  • Конструируйте буквы из: палочек, травинок, ракушек, гальки, желудей, шишек, соломинок, репейника, ягод рябины и др. Пишите буквы и слова на песке, глине.
  • Делайте бусы, браслеты и другие  украшения из природного материала.
  • Выкладывайте  любые чередующиеся ряды.

 Например: 1 ягода смородины – 2 ягоды крыжовника – 1 смородины и т. д.; 2листочка–2 цветочка и т. д.; 3 палочки – 1 ракушка и др.                

  •  Фантазируйте, придумывайте!

Нужно чаще рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, теста, глины, делать аппликации.

Игры: Мозаика. Конструирование из кубиков, палочек.

  1. Читать короткие стихи и сказки.

Рассматривать иллюстрации к ним. Всегда задавать вопросы по содержанию. Например:

-Покажи, где ….

-Кто это?

-Какую песенку пел Колобок?  и т.д.

  1. Учить называть различные действия предметов:

Идет, поет, моет, сидит, лежит, спит, ест, читает, пишет, рисует,…

Иду, пою, мою, ем, пишу,  …………

  1. Играть в игру с мячом «Повтори слово»

Взрослый бросает (или катает) мяч ребёнку и произносит слово.

Ребёнок повторяет слово за взрослым и возвращает мяч.

Начинать  с простых по слоговому составу слов и звукоподражаний.

Например:

      Би-би, мяу, ко-ко, тик – так, ….

       Ваня, Таня, Дима, Ната, Оля, ……..

       Дом, кот, сок, суп, лук ……..

       Вода, каша, мыло, ваза ………….

       Машина, собака, лопата, сапоги………….

Сильно хвалить за любые речевые высказывания.

  1. Разговаривать с Соней по телефону.

 Заранее продумывать вопросы, на которые она сможет дать ответ.

  1. Давать задания, стимулирующие высказывания.

Например: «Позови папу кушать (гулять,….

 После звонка в дверь предлагать Соне спросить: «Кто там?»

Играть в прятки и спрашивать: «Ты где?» ( Я тут)

Играя в в футбол, использовать слова:  беги, лови, гол!

Чаще использовать одни и те же слова и короткие фразы

  1. Предлоги (пассивный словарь).

Давать задания:

                               – Положи большой квадрат в коробку.

                               - Положи кружок под коробку.

                               - Маленький квадратик на коробку.

Используйте разные игрушки, цветные карандаши для этих целей.

  1. Познакомиться с методикой ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

 (интернет:«Говорящий алфавит» – видео, статьи: «Глобальное чтение при алалии и аутизме», «Создание личных букварей»).

Альбом №1

             -Подписать фотографии родных в альбоме (МАМА, ПАПА, Я- Соня,   ….)

-Подписать предметы: стол; шкаф; компьютер; телефон; ванна ….

-Разместить на стенах квартиры буквы: А; У; И; О; М;  …….

Высота букв не менее 25 см. Буквы написать черным цветом на белом листе бумаги.

Задания: - Найди букву А. Вот буква А!  ЧИТАЙ «А»! (использовать слово «читай», а не скажи).

Сделать альбом №2 «Мой букварь»

Раскрасить букву, сделать аппликацию.

Нарисовать предметы, которые начинаются с изучаемой буквы,  и написать слово

(все задания выполняются вместе с родителями).

Находить изучаемые буквы в заголовках газет и показывать Соне  (радостно и эмоционально). – Смотри, вот «А!»

Учим: 2 недели – 1 букву

Первые буквы: А; У; И; О; М; Х; П; Т; К; Н  (пишем, лепим, раскрашиваем, выкладываем из палочек, семян, пуговиц, конструктора, ниток).
                      Цель: стимуляция речевых высказываний;

            развитие зрительной памяти и внимания;

             формирование слоговой структуры;

             улучшение темпо - ритмической стороны речи

             Раннее обучение чтению не является целью.

  1. Обогащать словарный запас по лексическим темам:

Игрушки; Домашние животные;  Дикие животные;  Птицы;

Посуда; Овощи; Фрукты; Одежда; Обувь; Мебель;  

Учимся узнавать, показывать и называть реальные предметы и предметы на картинках.

  1. Как можно больше играть вместе с Соней.

Игры:

«Лото», «Домино» - картинки должны быть хорошо узнаваемыми.

«Конструктор»

              Игры с куклой (накормить, уложить спать и т.п)

              Подвижные игры: «Догони!»; «Прятки»; «Футбол»; «Бадминтон» и др.

  1.  Познакомиться с методиками: «Нумикон» и Железнова «Пять пальчиков».
  2. Слушать произведения Моцарта, записи с голосами дельфинов (можно использовать, как фон, во время игр и занятий)

  1. Соблюдать режим дня.

Nb!   Необходимо организовывать в течение дня не менее 3 игр – занятий.

            Продолжительность одного занятия  15 - 25 минут.

             Заканчивать занятие нужно до того, как  ребёнку надоест заниматься – на положительном          

             эмоциональном фоне.  Обязательно очень сильно хвалить.

                                                                                               Логопед, дефектолог Лодейщикова Е.В.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – программа индивидуальной коррекционно – развивающей работы

Вариант планирования индивидуальной коррекционно - развивающей работы...

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы "Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"

Пояснительная записка    Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессив...

Программа индивидуальной коррекционно-логопедической работы

Программа коррекционно-логопедической работы на воспитанника старшей группы на год...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (агрессивность) «Я держу себя в руках»

Программно-методическое пособие «Я держу себя в руках» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие  для коррекционной работы с детьми с нарушени...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (гиперактивность или дефицит внимания) «Контроль и я – лучшие друзья»

Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие  для коррекционной работы с детьми с ...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»

Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...

Программа индивидуального коррекционно-развивающего обучения с ребенком, страдающим моторной алалией

Алалия - одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются неговорящими или почти неговорящими  даже по времени поступления в шк...