"Виды транспорта"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ягодкина Юлия Николаевна

Расширить знания детей о транспорте, закрепить понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта; закрепить образование разноприставочных глаголов , умение определять первый звук в словах и количество слогов в слове; уметь различать звуки Ш-С в произношении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

Конспект открытого логопедического занятия на РМО

 в старшей группе для детей с ОНР

Тема: «Виды транспорта»

                                                                         Подготовила и провела:

                                                                          учитель-логопед Ягодкина Ю.Н.

г. Талдом, 2015

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Виды транспорта» у дошкольников с ОНР 5 -7 лет.

Задачи:

1)        коррекционно – образовательные: расширить знания детей о транспорте, закрепить понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта, закрепить форму Т.п. существительных, закрепить умение определять первый звук в словах и количество слогов в слове, образование разноприставочных глаголов, различие звуков Ш-С в произношении, согласование числительных с существительными;

2)        коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, логического мышления, мелкой и общей моторики, координации речи с движением, памяти;

3)        коррекционно – воспитательная: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: предметные картинки с изображением различных видов транспорта, карточки с изображением дороги, моря, неба; игрушечная машина, гараж, мост, «лужа»; счетные палочки.

                               Ход занятия.

Организационный момент.

Дети входят под музыку «Веселые путешественники»

Логопед приглашает детей, приветствует. Предлагает сесть на  свои стульчики.

  1. Сообщение темы. Вводная беседа.

- Ребята, сегодня мы заканчиваем наше путешествие по стране Транспортландия.

- На каком транспорте к нам приехали животные и птицы? (На поезде)

-  Какой это вид транспорта? (Наземный, он железнодорожный.)

- Сколько вагончиков привёз паровоз? (Три)

- Кто сидит в первом вагоне? (Кот и слон)

-Кто сидит во втором вагоне? (Верблюд)

- Кто сидит в третьем вагоне? (Попугай, мартышка, собака)

- Посмотрите на них и подумайте почему Кот и Слон приехали в первом вагоне? Как звучат слова кот – слон коротко или длинно? Какие это слова? (короткие)

- Сколько слогов в слове Кот?  Слон? (Один)

-  Как звучат слова попугай – мартышка – собака ? (Длинные слова)

- Сколько слогов в слове Попугай? Мартышка? Собака? (Три)

- Скажите, а Верблюд правильно купил себе билет во второй вагон?

Деление слова верблюд  на слоги.

2. "Подбери животным транспорт"

                Сегодня животные в гости спешат,
               На транспорте ехать они все хотят,
               Чтоб транспорт животным нам подобрать,
               Звук первый лишь в слове надо узнать.

Так, слон - первый звук [с] поедет на самосвале.

Дети подбирают транспорт для других животных и составляют предложения:

Кот поплывет на катере.
Собака полетит на самолёте.
Верблюд полетит на вертолете.
Попугай поплывет на пароходе.

Мартышка поедет на мотоцикле.

3 .  Ориентирование на листе бумаги. Закрепление понятий право, лево, над, под, между, верхний правый (левый) угол, нижний правый (левый) угол, середина.

- Как называется транспорт, который движется по воде? (Водный)

- Как называется транспорт, который движется по земле? (Наземный)

- Как называется транспорт, который движется в воздухе? (Воздушный)

небеса

вертолёт

самолёт

самосвал

дорога

мотоцикл

пароход

кораблик

река

- Что находится справа  (слева) от дороги?

- Что над (под) дорогой?

-Что находится в верхнем правом  (левом) углу?

- Что находится в нижнем левом (правом) углу?

- Что находится в середине? (дорога)

Итак,  все звери отправились в гости на разных видах транспорта.

4.Артикуляционная гимнастика.

Я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе. Согласны? Итак, отправляемся в путь.

 Л. – Чтобы транспортное средство поехало, его нужно завести, а чтобы завести, его нужно подготовить. Так и наш рот. Чтобы хорошо говорить, нужно сделать зарядку для язычка.

- «Дверь». Водитель открывает дверь (широко открыть рот), закрывает (закрыть). Повторить 3 раза.

- «Лопатка».  Сел водитель-язычок в кабину и смотрит вперед (открыть рот  и положить широкий язык на нижнюю губу, подержать).

- «Часики». Решил водитель протереть стекло и включил дворники (открыть рот и водить кончиком языка из одного уголка рта в другой).

- «Дятел». Повернул водитель ключ, а мотор еще холодный и не заводится, а только «говорит» ддддддд (приоткрыть рот и четко произнести ддддд).

- «Моторчик». Наконец-то мотор  прогрелся и завелся ррррррррр (порычать).

5. Физминутка. Песня «Автобус» Дети выполняют движения под музыку, согласовывая с текстом.

Логопед:   Ребята, у нас небольшая неприятность.

                  На дороге у машины

                  Прокололи мы две шины.

                  Я спрошу такую малость

                  Сколько целых шин осталось? (две шины)

6. Упражнение “Шина”, “Насос”

Логопед:  - Мы прокололи шину. Как выходит воздух из шины? (обратить внимание на положение губ и языка).

- Что можно сделать?

- С помощью чего можно накачать шину?

- Давайте накачаем? (обратить внимание на положение губ, зубов, языка)

- Молодцы! Колесо в порядке.

7. Развитие воображения.

Логопед:   На что похоже колесо (на букву О, на цифру 0, на круг)

Выставляются картинки велосипеда, грузовика и лодочки.

Логопед: Перечислите геометрические фигуры, из которых составлены транспортные средства.

- Сколько кругов, треугольников, четырехугольников вы сможете найти?

9.Образование приставочных глаголов. Песня «Би-би-ка»

Дети выходят и встают полукругом. Образуют приставочные глаголы по демонстрации действия. Ребёнок выкатывает машинку из гаража.

- Машина из гаража – выехала, поехала, подъехала, въехала, переехала, съехала, объехала, заехала.

                                             

10. Упражнение «Кораблик». Дети садятся за столы, на которых заранее разложен дидактический материал. задание на развитие мелкой моторики, воображения, мышления.

Перед выполнением задания проводится пальчиковая гимнастика «Транспорт»:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай    соединяют поочередно пальцы с большим                                                                                                                              

О них ты на улице не забывай  !                           сжимают пальцы в кулак

В морях — корабли, ледоколы, суда,       соединяют поочередно пальцы с большим 

Они очень редко заходят сюда.                             сжимают пальцы в кулак

- Посмотрите, ребята, сколько нам понадобится палочек, чтобы выложить такой кораблик?

После выполнения индивидуальной работы проводится её анализ. (посмотреть, показать как дети выполнили работу)

11. Игра «У меня есть». На столе перед каждым ребенком лежит картинка с изображением разного вида транспорта в разном количестве.

-Посмотрите на картинки, сосчитайте количество изображенных предметов на них. Поиграем в игру “У меня есть”:

Дети по очереди:

1ребёнок: - У меня одна машина.

2 ребенок: - У меня три вертолёта.

3 ребенок: - У  меня  два корабля.   И так далее.

12.Итог.

Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? Для чего людям транспорт?

- Мне очень понравилось как вы сегодня занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2021 г- Конспект открытого знт НОД во 2 младшей группе Тема «Транспорт». Цель: дать представление о транспорте, видах транспорта. Задачи:

Конспект НОД во 2 младшей группеТема «Транспорт».Цель: дать представление о транспорте, видах транспорта.Задачи:Обучающие:1.       Учить детей определять и ра...

КТП Тема недели: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.»

Неделя:  1 неделя. Понедельник 31 Января  2022 годТема недели: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.»Цель: Расширение и закрепление представлений о...

Календарно - тематическое планирование"Транспорт, виды транспорта. Профессии на транспорте". Подготовительная группа

Календарно - тематическое планирование  "Транспорт, виды транспорта. Профессии на транспорте". Подготовительная группа....

"Паспорт проекта «Все виды транспорта важны. Все виды транспорта – нужны!»

Обеспечение детской безопасности- основная задача взрослых. В современном обществе очень важно детям постоянно напоминать о важности соблюдения дорожной безопаности....