Практикум по выполнению артикуляционного задания учителя-логопеда
методическая разработка по теме

Головина Ольга Владимировна

В практикуме освещена основная методика отработки артикуляционного задания учителя-логопеда в домашних условиях. Адресовано родителям или лицам их заменяющим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

30.03.2016

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА

Цель: познакомить родителей с  основными упражнениями и приемами, развивающими  артикуляционный аппарат.

  1. Приветствие

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше мероприятие.

Меня зовут Ольга Владимировна. Я – учитель-логопед.

  1. Знакомство с темой

Тема нашего Практикума «Выполнение артикуляционного задания логопеда»

  1. Определение понятия, научный аспект

        Почему это так важно? Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по воспитанию правильной речи следует уделять большое внимание.

Работа над развитием речи включает следующие разделы:

  1. Расширение словарного запаса ребенка
  2. Усвоение грамматического строя (взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях)
  3. Развитие связной речи
  4. Развитие фонематического слуха (способности различать фонемы родного языка в потоке речи).
  5. Формирование правильного звукопроизношения

Сегодня мы остановимся на приемах формирования нормативного звукопроизношения.  

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. И как любые другие мышцы их можно и нужно тренировать. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на  выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

         Несомненно, первоначально комплекс артикуляционной гимнастики отрабатывается логопедом, и только после этого – предлагается для занятий дома с родителями, так как заниматься необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Для этого, дорогие родители, Вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику правильно! Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться  с первого раза даже у Вас, ведь для их выполнения необходим определённый навык.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 Для того чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или мёдом в зависимости от того, что любит ваш ребёнок.

 Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку или подобрать к каждому упражнению картинку – образ. Картинка служит образцом для подражания какому-либо предмету.

  Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

      Работа организуется следующим образом.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

        Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

      Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

       Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. В связи с чем необходимо помнить о том, что  тесное взаимодействие логопеда и родителей, систематическое закрепление полученных навыков в домашних условиях значительно сократит время постановки звуков и введения их в речь.

  1. Практическая часть

         Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица.

       

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Блинчик

Печем Блинчик

Язык здоровается с верхней губой

Вкусное варенье

Парус

Фокус

Лошадка

Грибок

Гармошка

Дятел

Приемы с пробкой, пуговицей, пластик ложкой, шпателем, шариком на веревочке, чупа-чупсом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация выполнения домашних заданий учителя-логопеда

В консультации для родителей описаны правила выполнения домашних заданий для более эффективной коррекции речи....

Организация выполнения домашних заданий учителя-логопеда

Даются рекомендации по выполнению заданий логопеда в домашних условиях, примерная схема занятий, сновной комплекс артикуляционной гимнастики, использованная литература....

Методические рекомендации родителям при выполнении домашнего задания учителя-логопеда

В статье разъясняется методика выполнения домашнего задания учителя-логопеда....

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании ДОУ в начале учебного года + буклет (памятка) о выполнении домашних заданий учителя-логопеда

Выступление на родительском собрании ДОУ в начале года, на котором я рассказала о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей и о правилах работы в домашних логопедических тетрадях. За...

Конспект открытого мастер - класса для родителей детей с ТНР в подготовительной к школе группе по теме «Выполнение домашнего задания учителя-логопеда».

Конспект открытого мастер - классадля родителей детей с ТНР в подготовительной к школе группе по теме «Выполнение домашнего задания учителя-логопеда». Дата проведения: 30 сентября 201...

Памятка для родителей по выполнению домашних заданий учителя-логопеда

Памятка для родителей по выполнению домашних заданий учителя-логопеда...

Консультация учителя-логопеда для родителей: «Правила выполнения домашнего задания учителя-логопеда ДОУ».

Консультация учителя-логопеда для родителей «Правила выполнения домашнего задания учителя-логопеда ДОУ». Выполнение домашнего задания – очень важное дело для исправления звукопр...