Конспект открытого мастер - класса для родителей детей с ТНР в подготовительной к школе группе по теме «Выполнение домашнего задания учителя-логопеда».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Хоменкова Юлия Васильевна

Конспект открытого мастер - класса

для родителей детей с ТНР в подготовительной к школе группе по теме «Выполнение домашнего задания учителя-логопеда».

 

Дата проведения: 30 сентября 2019 г.

Место проведения: МБДОУ № 2 ЗАТО Видяево Мурманская  область

Учитель – логопед: Хоменкова Ю.В.

Тема: « Выполнение домашнего задания учителя – логопеда»

Цель: Повысить качество практических умений и навыков выполнения домашнего задания у родителей.

Задачи:

- вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, направлять воздушную струю посередине языка;

- упражнять в развитии фонематического слуха и восприятия;

- напомнить о формировании кинестетического образа звука [л] (ощущения положения органов артикуляции).

- развивать умение автоматизировать звук в слогах, в различных позициях в словах, фразах, предложениях;

- разучить игру с мячом для развития мелкой моторики;

корригировать произношение звука [л] в самостоятельной речи ребенка;

- воспитывать заботливое и терпеливое отношение к детям.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, экран, ноутбук;
  • Настольные зеркала;
  • Магнитная доска;
  • Алгоритм проведения самомассажа языка;
  • Картинки для проведения артикуляционной гимнастики;
  • Игра «Осенние листья»;
  • Игра «Цветок» со звуком [л];
  • «Волшебный мешочек» с предметами на звук [л] 
  •  Схематические картинки;
  • Папки для родителей.

Ход занятия

I Организационный момент, сообщение темы. (см. слайд № 1)

- Уважаемые родители, здравствуйте!

Сегодня мы с вами проведем мастер – класс по теме: Выполнение домашнего задания

-Давайте вспомним, из каких заданий состоит домашняя работа?

Домашняя работа состоит из: (см. слайд № 2)

- самомассажа языка;

- артикуляционной гимнастики;

- упражнения на дыхание;

- задания на развитие фонематического слуха;

- автоматизации звука;

- мелкой моторики.

- Обращаю ваше внимание, что сегодня все задания и упражнения направлены на постановку и автоматизацию звука [л]

 

II основная часть.

1.Самомассаж языка.

- Чтобы язычок стал расслабленным, послушным и легко произносил звуки, выполнение домашней работы начинаем с массажа языка (см. слайд №3)

-. Перед вами лежит алгоритм действий массажа. Каждое упражнение выполняется с детьми под счет до 8 раз.

Придвиньте, пожалуйста, зеркала, начинаем выполнять:

  •  «Поглаживание языка губами» просунуть язык как можно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались уголков рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
  • «Покусывание языка зубами» легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед, и убирая назад в полость рта.
  • «Жуем блинчик» улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть-чуть вперед и покусывать свёрнутый язык.

 

 2. Артикуляционная гимнастика (см. слайд №4)

  • «Лягушка - слон»
  • «Змейка – камень»
  • «Горка – язык спортсмен»
  • «Часики»
  • «Качели»
  • «Футбол»
  • «Чистим зубки»

  

  3. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Осенние листочки» (см. слайд №5)

Возьмите листочек на ниточке в правую руку и держите его так, чтобы листочек был на уровне губ.

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф..

И качает так листок – ф-ф-ф.. (выдох спокойный, ненапряженный)

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф… (активный выдох)

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а…

Рябиновый – и-и-и…

Березовый – о-о-о…

Дубовый – у-у-у…

Дети хором поют «а-а-а», «и-и-и»,  «о-о-о», «у-у-у»

 

4. Развитие фонематического слуха. (см. слайд №6)

Стихотворение П. Федорова «Кот – разбойник»

- Приготовьте синие квадратики, выкладывайте их, услышав звуки [Л] или [Л’] в словах.

«Кот – разбойник»

Из окна увидел я:

Кот напал на воробья.

Чуть он бедного не съел,

Я на помощь подоспел.

Жаль, что не было кнута,

Наказал бы я кота,

Чтоб он птичек не губил,

А мышей и крыс ловил.

5. Автоматизация звука в слогах, словах, фразах, предложениях (см. слайд №7)

Упражнение «Пароход» Покажите, как гудит пароход [Ы-Ы-Ы].

- Звук [л] в слогах.

1 родитель – произносит ла – ла –ла (загибая пальцы);

2 родитель – произносит ал – ал – ал (отхлопывая в ладоши);

3 родитель – произносит ул – ул – ул (постукивая по столу).

- Звук [л] в словах.

- Поиграем в игру « Цветок», где все предметные картинки представлены на белом, зелёном и голубом фоне. Необходимо картинки одного цветового фона подобрать к схеме слова (звук в начале слова, середине, конце).

Центр каждого цветка – круг со схемой.

Попросим выполнить задание ИО родителя (собирает цветок)

- Назовите, кто или что изображено на картинках.

(лак, лодка, лук, лось, лампа)

- Как вы думаете, что объединяет эти слова?

(звук [л] находится в начале слова).

- Аналогично проводится игра со звуком [л] в середине и в конце слова.

- Звук [л] во фразах.

Родители передают друг другу «волшебный мешочек», из которого каждый достаёт по предмету, составляя фразу (белый ластик, светлый лак, зеленый мотоцикл и т.д.)

- Звук [л] в предложениях. (см. слайд №8)

- Послушайте стихотворение.

На поляне колобок

Нитки сматывал в клубок.

Ниток желтых, алых

Намотал клубков не мало.

И пошел домой устало.

-Попробуем пересказать рассказ с помощью схематических картинок.

 

6. Мелкая моторика  (см. слайд №9)

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту солим»

Мы капусту рубим, рубим. (ребром ладоней постукивать по столу).

Мы капусту мнем, мнем. (кулаки «тереть» друг о друга)

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.(постучать кулаком о кулак)

 

 

7. Итог занятия (см. слайд №10)

Логопед раздает родителям папки с домашним заданием, напоминает что:

  • Выполнять задания с ребенком необходимо в спокойной обстановке;
  • Четко проговаривать задание;
  • Не забывать похвалить ребенка за старание.

Логопед благодарит родителей за работу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Выполнение домашнего задания учителя-логопеда». Подготовительная логопедическая группа « Речецветик » 30 сентября 2019 г . Учитель-логопед: Хоменкова Ю.В.

Слайд 2

Домашняя работа состоит из: - самомассажа языка; - артикуляционной гимнастики; - упражнения на дыхание; - задания на развитие фонематического слуха; - автоматизации звука; - мелкой моторики.

Слайд 3

САМОМАССАЖ МЫШЦ ЯЗЫКА «Поглаживание языка губами» просунуть язык как можно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались уголков рта. Постепенно убирать язык в полость рта. « Покусывание языка зубами» легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед, и убирая назад в полость рта. «Жуем блинчик» улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть-чуть вперед и покусывать свёрнутый язык.

Слайд 4

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Слайд 5

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ» Возьмите листочек на ниточке в правую руку и держите его так, чтобы листочек был на уровне губ. Дует легкий ветерок – ф-ф-ф .. И качает так листок – ф-ф-ф .. (выдох спокойный, ненапряженный) Дует сильный ветерок – ф-ф-ф … И качает так листок – ф-ф-ф … (активный выдох) Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки. Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят: Осиновый – а-а-а… Рябиновый – и-и-и… Березовый – о-о-о… Дубовый – у-у-у… Дети хором поют «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»

Слайд 6

« КОТ - РАЗБОЙНИК » Из окна увидел я: Кот напал на воробья. Чуть он бедного не съел, Я на помощь подоспел. Жаль, что не было кнута, Наказал бы я кота, Чтоб он птичек не губил, А мышей и крыс ловил.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!