"Приобщение детей к народным играм как средству развития ловкости, быстроты, силы, меткости, сноровки" (из опыта работы)
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Зуйкова Нина Витальевна

Народные игры, сказки и др. формы фольклора созданные народом являются бесценным кладом русской культуры. Сохраняя народные традиции формируется национальное самосознание человека. Задача педагогов и родителей приобщать детей к народным играм  и как к средству отличной физической подготовки. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, сноровку. Не менее важно  на игру нужно посмотреть и с точки зрения  педагогики и психологии, как средство образования и воспитания. В игре удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для ума, сердца и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, постоять за себя и справедливость. Через игру дети осознают свою связь с коллективом, образуется привычка к общепринятым установлениям и порядкам. Новейшая педагогика называет эту функцию игры средством "социализации" ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

"Приобщение детей к народным играм  как средству  развития  ловкости, быстроты, силы, меткости, сноровки" (из опыта работы)

Автор: Зуйкова Нина Витальевна –воспитатель МБДОУ «Детский сад №18»

Все мы родом из детства и всякий раз мысленно возвращаясь в эту удивительную страну испытываем радость и счастье. Память бережно хранит картины  ушедшего детства: вот старый заснеженный двор ,санки брошены в стороне ,пес Пират теребит чью-то варежку ,а мы играем в " Царь -горы"-штурмуем  снежную высоту и каждому хочется хоть немного постоять на самой вершине. Старшие ребята закидывают нас снежками, а мы  в ответ бросаем в них. Победителей и проигравших нет и вот уже мой старший брат с друзьями мчат нас в санках наперегонки. Хороши зимние забавы!  А летом ,когда невидимая иволга-флейта поет в высоких тополях и разноцветные бабочки-цветы  порхают над головами -мы с самого утра играем в "фанты","садовника" , "ручеек"и мастерим из травы кукол. Вечером ,вдыхая аромат липы играем в "горелки" и"казаки-разбойники".

К сожалению в век современных технологий люди стали забывать народные игры. Диалог с компьютером становится важнее живого общения. Большинство родителей уверены ,что ребенка нужно как можно раньше научить читать и считать. Тем самым развивают левое (аналитическое) полушарие, на работе которого и так построена система школьного образования. Родители забывают, что важнее для ребенка дошкольного периода сформировать целостную картину мира, за которую отвечает правое(художественное ,синтетическое) полушарие головного мозга.

Народные игры, сказки и др. формы фольклора созданные народом являются бесценным кладом русской культуры. Сохраняя народные традиции формируется национальное самосознание человека. Задача педагогов и родителей приобщать детей к народным играм  и как к средству отличной физической подготовки. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, сноровку. Не менее важно  на игру нужно посмотреть и с точки зрения  педагогики и психологии, как средство образования и воспитания. В игре удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для ума, сердца и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, постоять за себя и справедливость. Через игру дети осознают свою связь с коллективом, образуется привычка к общепринятым установлениям и порядкам. Новейшая педагогика называет эту функцию игры средством "социализации" ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития.  

Как педагог детского сада я широко использую народные игры на занятиях, в повседневной деятельности, на прогулках, праздниках, развлечениях. В этом направлении тесно работаю со специалистами. Логопед формирует сенсомоторную сторону речи ,корректирует систему языка, развивает навык связного высказывания. Музыкальный руководитель подбирает репертуар, развивает певческие навыки. С инструктором по физкультуре продумываем комплекс упражнений для развлечений  в народных традициях.

В народных играх много юмора, шуток,  соревновательного задора. Игру часто начинаем с зазывалок , которые дают возможность быстро собрать и организовать играющих. Ребенок ходит с вытянутой вперед рукой и отогнутым пальцем. Желающие играть должны схватить зазывалу за палец и в свою очередь отогнуть свой и т. д. :                                                                

                                                      Кто будет играть    

                                                      В интересную игру?

                                                      А в какую не скажу!

                                                      А потом не примем,

                                                       За уши поднимем,

                                                       Уши будут красные,

                                                       Красные-прекрасные!              

Детей необходимо обучать зазывалкам  для самостоятельной организации игр. Можно предложить детям самим придумать стишки-зазывалки. Когда собрано достаточное количество участников звучит концовка: " Тай-тай, налетай, никого не принимай."

Интересны детям и веселые считалки. С их помощью определяют того кто "водит" , и тех кто попадает в благоприятное для себя положение. Часто считалки состоят из бессмысленных слов и созвучий которые перешли из взрослого фольклора:

                          Месяц-заяц                                        Чикирики-микирики,

                          Вырвал травку;                                   Летели голубиники

                          Положил на лавку,                            По Волге-реке,

                          Кто возьмет-                                        По полевой полосе,

                          Вон пойдет!                                         На море стук- гром,

                                                                                          Стеклышки вон!                              

Дети очень любят считалки со счетом - ведь так весело и интересно пересчитывать нагромождения из придуманных слов и сочетаний.

                             Раз, два, три, четыре-                        Раз, два, три, четыре

                             Меня грамоте учили                         Жили мышки на квартире,

                             Пять, шесть, семь-                              Чай пили, чашки мыли

                             Покосился пень.                                  По три денежки платили

                             Он, Додон,                                            Кто не хочет платить-

                             Выйдет от нас вон.                              Тому и водить!

Когда в игре необходимо разделиться на две команды используем жеребьевки. Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справидливости. Игроки выбирают путем считалки двух детей , которые договариваются, кто из них как будет называться. Остальные дети подходят к ним и делают выбор:

                                                  Конь вороной остался под горой.

                                                  Выбираешь какого коня:

                                                  Сивого или златогривого?  

Играющий встает позади того,  кого выбрал .Таким образом все дети  делятся на две команды и начинается игра.

Дети с удовольствием играют в разные виды народных игр: игры-забавы (Коза, Бабка- ежка, Кони-кони); игры-состязания (Пирожок, Заря-заряница, Плетень); игры- ловишки (Челнок, Хитрая лиса, Гуси). К народным играм можно отнести и дворовые игры (Море волнуется, Краски, Садовник, Телефон)

Регулярно проводим тематические мероприятия по возрождению народны традиций:(Осенняя ярмарка народных игр, Святки, Рождество, Масленица, Весна пришла- начинается игра, Лето- красное идет- вьется, вьется хоровод). Спортивные праздники( Русская дружина, Веселые состязания, Папа, мама, я- дружная семья).

Особое внимание уделяется совместной работе с родителями. Привлекаем их к участию в творческих мероприятиях и это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

Давайте не забывать о народной игре, так как она является основой начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.  

                                                           

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка" доклад из опыта работы

В данной статье ведется разговор о том, как  необходимо с раннего возраста приобщать дошкольников к русской национальной культуре, к народным традициям, к истокам. Не случайно во всех странах мир...

Создание театрализованных постановок силами старших дошкольников. Из опыта работы.

С дошкольниками сложно поставить инсценировку. Но это выполнимо, если следовать определенному плану. Из опыта работы воспитателя Рогачевой Л.А....

Обобщение опыта по приобщению детей к народной культуре.

Муниципальное бюджетное дошкольное образование №20 «Ромашка».    Приобщение детей к народной культуре (Из опыта работы)                ...

ОБОБЩЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО ОПЫТА « Приобщение дошкольников к художественной литературе в семье через чтение сказок» (из опыта работы)

Обобщение семейного опыта по приобщению детей дошкольного возраста к литературе на примере семьи...

Приобщение детей дошкольного возраста к природе родного края, родной страны (из опыта работы)

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так...

Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным традициям семьи, общества, государства (из опыта работы воспитателя средней группы)

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается ...