Обобщение опыта по приобщению детей к народной культуре.
проект (старшая группа) на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное образование №20 «Ромашка».

 

 

 

 

Приобщение детей к народной культуре

 

(Из опыта работы)

                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хачемизова С.Б..,воспитатель

МДОУ №20 «Ромашка».

 

 

 

 

 

 

 

г. Майкоп 2016 год

 

 

 

Рецензент :  Хаткова . И. М.

Составитель:  Хачемизова С.Б.

В брошюре обобщен опыт работы Хачемизовой С.Б., воспитателя МБДОУ №20 « Ромашка» по приобщению детей к народной культуре. Основное внимание отводится воспитанию детей дошкольного возраста.

В брошуру включены разные методические рекомендации по проведению мероприятий.

Книга адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Введение

Наш важнейший педагогический инструмент- умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике.

Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера.

Это желание не возникает сам по себе, его можно только воспитать.

В.А. Сухомлинский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Он проектирует завтра будущего гражданина. Воспитание осуществляется и тогда, когда педагог преднамеренно ставит задачу показать, объяснить, научить, проверить, и тогда, когда ребенок сам выбирает ту или иную деятельность. Процесс воспитания непрерывен. Для педагогов это положение приобретает особое значение, ибо воспитание осуществляется не от случая к случаю, не тогда- когда этого требует та, или иная ситуация, а целенаправленно постоянно.

   Педагог организует жизнь детей в детском саду так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал их ум, формировал основы личности.

   Воспитание- кропотливый процесс, требующий от педагога умения понимать детей, их особенности избирательно использовать методы воздействия на них. Это обязывает его вникать в мотивы детских поступков, изучать своих питомцев на протяжений всего пребывания в детском саду, повседневно, во всех видах деятельности. Успех воспитания во многом зависит от контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у него поддержку и непременно будут понять. Если педагог находит время для каждого ребенка, внимателен и чуток, приходит на помощь в минуты затруднений, может почувствовать, приободрить, приласкать, создать такую обстановку в группе, в которой дети чувствуют себя как дома, у них растет привязанность к своему детскому саду, к друзьям, к воспитателю.

   «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой предусматривает гармоничное развитие ребенка: умственное, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое. Для реализации основной общеобразовательной программы М.А. Васильевой в группе созданы благоприятные условия для полноценного пребывания ребенка, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке ребенка к жизни в современном обществе.

   Кроме того я интегрирую в своей работе программу Дечеву Н Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А., « Нэбзый», т.к. в МБДОУ №20 «Ромашка» имеются для реализации этой программы. Эта программа способствует укреплению межнационального согласия в Республике Адыгею, культурному и нравственному воспитанию, содействует развитию и углублению межнациональных контактов; приобщению детей к адыгской культуре, традициями, обычаям.

   Цель возраждения -воспитать культурного человека. Здесь необходимо иметь ввиду, что адыгская культура, адыгский этикет – это часть мировой культуры, которую необходимо воспринять всем существом.

   Духовной базой восприятия мировой культуры для адыгской молодежи может служить только адыгский этикет, адыгэ намыс, «адыгэ хабзэ», коротко называемый « Адыгагъэ». Не потому, что он лучше, а потому, что только через свое родное  и близкое можно постичь общечеловеческие нормы поведения, взаимоотношения. Поэтому эту духовную базу следует знать не формально, не  поверхностно, необходим впитать в себя ее глубинную суть.

   Ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками. С их традициями и культурой, мышлением. Живя в настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Ребенок – и никто другой – свяжет их с нитями будущего. Только приобщаясь через взрослых к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания выработанным человечеством, ребенок становится человеком

   Для детей дошкольного возраста разработала и провела праздники «Приглашаем в наш Хьакlэщ», «Адыгэ джэгу» и др.

   В своей работе использую нетрадиционные формы обучения.

   Проведены мероприятия: «Обряд вызывания дождя», «Русская изба. Посиделки», игра «Поле чудес», досуг для детей старшего дошкольного возраста «Что такое дружба?», «Одежда наших предков» подтверждают этому.

    Такие праздники оказывают благотворное влияние на развитие любознательности детей. Именно от нас, будет зависеть, будут ли наши дети тянуться, поддерживать, уважать и развивать традиции нашего народа.

  

 

«Русская изба. Посиделки.»

   Цель. Познакомить с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.); знакомить с народными умельцами, с одним из видов народного творчества- павлопосадской росписью платков; учить составлять узор на разных материалах, красиво располагать его элементы, сочетать цвета;показать бережноеотношение наших предков к природе.

   Предварительная работа. Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением деревянных строений, деревенских изб, теремов. Беседа о значении леса в жизни русского человека, и в том числе для постройки жилищ (изб) и изготовления домашней утвари. Знакомство с разным видами росписи, рассматривание павловопосадских шалей, платков. Обсуждение опыта наблюдений детей за растениями, в том числе цветущими, на участке, в уголке природы, во время экскурсий в лес.

Организация и материал. Первая часть занятия проводится в «Русской избе», вторая- в изо студии, в которой подготовлены прямоугольные и квадратные листы бумаги разных оттенков, отрезы ткани разных цветов, кисти, краски, клей.

   Ход занятия.

   Первая часть.

   Хозяйка избы (воспитательница, одетая в русский народный костюм). Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.

Горница у менянебольшая,

Да красивая какая!

Теплый дух идет от печки,

А в углу сундук стоит.

Много он добра хранит.

   Дети рассаживаются по лавкам. Хозяйка знакомит их с избой, с предметами старины: прялкой, печью, сундуком, посудой. Показывая прялку, интересуется: знают ли дети, что это такое?

   Дети. У ленивой пряхи и про себя нет рубахи. Будешь хорошо прясть-хорошо оденешься. Хорошо-прядешься, весело поешься.

   Затем дети под баян исполняют русскую народную песню «Прялица».

   Хозяйка. В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях  заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка-ведь электричества тогда еще не было, девушки пряли и пели песни.

   Исполняет русскую народную песню «Пряха» («В низенькой светелке огонек горит»), загадывает загадки.

 Летом спит,

Зимой горит-

Пасть открывает,

Что дают-глотает (Печь.)

Бабушка седа,бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает,

Про бабушку забывают. (Печь.)

   Хозяйка. В каждой избе была печь-печка-матушка, печка-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты.

 Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит-отдает,

А сам в угол идет. (Ухват.)

   Хозяйка. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

А вы любите, когда вас угощают? Я хозяйка добрая люблю гостей встречать, угощать! И вас сегодня угощу!

    Проводит детей к сундуку, который «много добра хранит». Рассказывает: раньше в деревнях шкафов не было, их заменял сундук, в нем хранили вещи. Достает из сундука и демонстрирует вышивки, рушники, скатерти, салфетки, подзоры. Показывает павловопосадские шали и платки. Дети рассматривают, любуются, девочки примеряют платки.

   Хозяйка. А какой праздник скоро будет?

   Дети. Мы готовимся встречать Масленицу. Хотим устроить праздник и для кукол.

   Хозяйка предлагает сделать для них подарки-красиво расписать платки. Провожает детей в изостудию.

   Вторая часть.

   Воспитатель напоминает детям о том, что существуют различные виды народного декоративно-прикладного искусства, предлагает еще раз рассмотреть павлопосадские платки, отмечает особенности узора (крупные и мелкие цветы, листья, травинки).

Воспитатель. Мастера и умельца изображали на своих изделиях цветы, красивые листья. Почему? Потому что деревни были окружены лесами. Наши предки их любили, ценили красоту природы, переносили ее на свои изделия.

    Воспитатель предлагает детям изготовить красивые платки для кукол. Каждый ребенок продумывает, как будет делать платок, выбирает материал (ткань, цветная бумага, цветной картон). Педагог по необходимости помогает детям, советует, подсказывает. Дети рисуют под русскую народную музыку.

   В конце занятия всех приглашают к столу в «Русской избе»- угощают чаем из самовара, сушками, сухариками.

 

 

 

 

Тема: «Хьанцэгуащ»

Обряд вызывания дождя.

Цель. Уважать, поддерживать и развивать традиции адыгского народа.

Ход занятия.

   Воспитатель: Дети, сегодня мы познакомимся с обрядом вызывания дождя у адыгов.

- Кто скажет что это у нас в углу стоит?

Дети: -Наряженная деревянная лопата.

   Воспитатель: Правильно, а у адыгов она называется Хьанцэгуащэ. Хьанцэгуащэ водили по аулу во время больших засух. Наряжали ее в старое женское платье и покрывали голову платком. Сегодня мы вместе со взрослыми проведем этот обряд.

   Воспитатель: А кто из вас скажет чем обливала водящих Хьанцэгуащэ?

   Дети:- Водой!

Воспитатель: Правильно! При этом водящие пели:

                          «Хьанцэгуащэр зетэщэ,

                           Я, Аллахь ощх къытфегъэщх»

                            (Водили Хьанцэгуащэ

                            Аллах пошли нам обильный дождь.)

    Родитель:- А еще участников обряда одаривали разными продуктами, деньгами.

   Воспитатель:- Затем все подходили к речке, бросались в воду и купались.

Дети, а вы хотите провести этот обряд?

    Дети:- Да! Это очень интересно. А после проведения этого дождя пойдет дождь?

   Родители:-Да, обычно после этого аллах посылает обильный дождь.

    Воспитатель: Водить Хьанцэгуащэ будут все дети и взрослые. Азамат и Аскер будут нести корзину с продуктами.

    Арина:-А что мы потом будем делать с ними?

    Воспитатель: Соберемся у речки и накроем общии стол.

   Айдамир:-И купаться будем?

    Воспитатель:-Конечно! Ведь вода приносит чистоту и удачу.

    Итог занятия. Через 2 дня пошел дождь. И дети вспомнили, что они водили Хьанцэгуащэ и радовались благодатному дождю.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование №20 «Ромашка».

Приобщение детей к народной культуре

(Из опыта работы)

                                                                                                                                 

Хачемизова С.Б..,воспитатель

МДОУ №20 «Ромашка».

г. Майкоп 2016 год

Рецензент :  Хаткова . И. М.

Составитель:  Хачемизова С.Б.

В брошюре обобщен опыт работы Хачемизовой С.Б., воспитателя МБДОУ №20 « Ромашка» по приобщению детей к народной культуре. Основное внимание отводится воспитанию детей дошкольного возраста.

В брошуру включены разные методические рекомендации по проведению мероприятий.

Книга адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Введение

Наш важнейший педагогический инструмент- умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике.

Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера.

Это желание не возникает сам по себе, его можно только воспитать.

В.А. Сухомлинский.

  Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Он проектирует завтра будущего гражданина. Воспитание осуществляется и тогда, когда педагог преднамеренно ставит задачу показать, объяснить, научить, проверить, и тогда, когда ребенок сам выбирает ту или иную деятельность. Процесс воспитания непрерывен. Для педагогов это положение приобретает особое значение, ибо воспитание осуществляется не от случая к случаю, не тогда- когда этого требует та, или иная ситуация, а целенаправленно постоянно.

   Педагог организует жизнь детей в детском саду так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал их ум, формировал основы личности.

   Воспитание- кропотливый процесс, требующий от педагога умения понимать детей, их особенности избирательно использовать методы воздействия на них. Это обязывает его вникать в мотивы детских поступков, изучать своих питомцев на протяжений всего пребывания в детском саду, повседневно, во всех видах деятельности. Успех воспитания во многом зависит от контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у него поддержку и непременно будут понять. Если педагог находит время для каждого ребенка, внимателен и чуток, приходит на помощь в минуты затруднений, может почувствовать, приободрить, приласкать, создать такую обстановку в группе, в которой дети чувствуют себя как дома, у них растет привязанность к своему детскому саду, к друзьям, к воспитателю.

   «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой предусматривает гармоничное развитие ребенка: умственное, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое. Для реализации основной общеобразовательной программы М.А. Васильевой в группе созданы благоприятные условия для полноценного пребывания ребенка, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке ребенка к жизни в современном обществе.

   Кроме того я интегрирую в своей работе программу Дечеву Н Р., Дзыбова Т.Я., Цику Б.П., Хавдок С.А., « Нэбзый», т.к. в МБДОУ №20 «Ромашка» имеются для реализации этой программы. Эта программа способствует укреплению межнационального согласия в Республике Адыгею, культурному и нравственному воспитанию, содействует развитию и углублению межнациональных контактов; приобщению детей к адыгской культуре, традициями, обычаям.

   Цель возраждения -воспитать культурного человека. Здесь необходимо иметь ввиду, что адыгская культура, адыгский этикет – это часть мировой культуры, которую необходимо воспринять всем существом.

   Духовной базой восприятия мировой культуры для адыгской молодежи может служить только адыгский этикет, адыгэ намыс, «адыгэ хабзэ», коротко называемый « Адыгагъэ». Не потому, что он лучше, а потому, что только через свое родное  и близкое можно постичь общечеловеческие нормы поведения, взаимоотношения. Поэтому эту духовную базу следует знать не формально, не  поверхностно, необходим впитать в себя ее глубинную суть.

   Ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками. С их традициями и культурой, мышлением. Живя в настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Ребенок – и никто другой – свяжет их с нитями будущего. Только приобщаясь через взрослых к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания выработанным человечеством, ребенок становится человеком

   Для детей дошкольного возраста разработала и провела праздники «Приглашаем в наш Хьакlэщ», «Адыгэ джэгу» и др.

   В своей работе использую нетрадиционные формы обучения.

   Проведены мероприятия: «Обряд вызывания дождя», «Русская изба. Посиделки», игра «Поле чудес», досуг для детей старшего дошкольного возраста «Что такое дружба?», «Одежда наших предков» подтверждают этому.

    Такие праздники оказывают благотворное влияние на развитие любознательности детей. Именно от нас, будет зависеть, будут ли наши дети тянуться, поддерживать, уважать и развивать традиции нашего народа.

   

«Русская изба. Посиделки.»

   Цель. Познакомить с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.); знакомить с народными умельцами, с одним из видов народного творчества- павлопосадской росписью платков; учить составлять узор на разных материалах, красиво располагать его элементы, сочетать цвета;показать бережноеотношение наших предков к природе.

   Предварительная работа. Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением деревянных строений, деревенских изб, теремов. Беседа о значении леса в жизни русского человека, и в том числе для постройки жилищ (изб) и изготовления домашней утвари. Знакомство с разным видами росписи, рассматривание павловопосадских шалей, платков. Обсуждение опыта наблюдений детей за растениями, в том числе цветущими, на участке, в уголке природы, во время экскурсий в лес.

Организация и материал. Первая часть занятия проводится в «Русской избе», вторая- в изо студии, в которой подготовлены прямоугольные и квадратные листы бумаги разных оттенков, отрезы ткани разных цветов, кисти, краски, клей.

   Ход занятия.

   Первая часть.

   Хозяйка избы (воспитательница, одетая в русский народный костюм). Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.

Горница у менянебольшая,

Да красивая какая!

Теплый дух идет от печки,

А в углу сундук стоит.

Много он добра хранит.

   Дети рассаживаются по лавкам. Хозяйка знакомит их с избой, с предметами старины: прялкой, печью, сундуком, посудой. Показывая прялку, интересуется: знают ли дети, что это такое?

   Дети. У ленивой пряхи и про себя нет рубахи. Будешь хорошо прясть-хорошо оденешься. Хорошо-прядешься, весело поешься.

   Затем дети под баян исполняют русскую народную песню «Прялица».

   Хозяйка. В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях  заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка-ведь электричества тогда еще не было, девушки пряли и пели песни.

   Исполняет русскую народную песню «Пряха» («В низенькой светелке огонек горит»), загадывает загадки.

 Летом спит,

Зимой горит-

Пасть открывает,

Что дают-глотает (Печь.)

Бабушка седа,бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает,

Про бабушку забывают. (Печь.)

   Хозяйка. В каждой избе была печь-печка-матушка, печка-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты.

 Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит-отдает,

А сам в угол идет. (Ухват.)

   Хозяйка. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

А вы любите, когда вас угощают? Я хозяйка добрая люблю гостей встречать, угощать! И вас сегодня угощу!

    Проводит детей к сундуку, который «много добра хранит». Рассказывает: раньше в деревнях шкафов не было, их заменял сундук, в нем хранили вещи. Достает из сундука и демонстрирует вышивки, рушники, скатерти, салфетки, подзоры. Показывает павловопосадские шали и платки. Дети рассматривают, любуются, девочки примеряют платки.

   Хозяйка. А какой праздник скоро будет?

   Дети. Мы готовимся встречать Масленицу. Хотим устроить праздник и для кукол.

   Хозяйка предлагает сделать для них подарки-красиво расписать платки. Провожает детей в изостудию.

   Вторая часть.

   Воспитатель напоминает детям о том, что существуют различные виды народного декоративно-прикладного искусства, предлагает еще раз рассмотреть павлопосадские платки, отмечает особенности узора (крупные и мелкие цветы, листья, травинки).

Воспитатель. Мастера и умельца изображали на своих изделиях цветы, красивые листья. Почему? Потому что деревни были окружены лесами. Наши предки их любили, ценили красоту природы, переносили ее на свои изделия.

    Воспитатель предлагает детям изготовить красивые платки для кукол. Каждый ребенок продумывает, как будет делать платок, выбирает материал (ткань, цветная бумага, цветной картон). Педагог по необходимости помогает детям, советует, подсказывает. Дети рисуют под русскую народную музыку.

   В конце занятия всех приглашают к столу в «Русской избе»- угощают чаем из самовара, сушками, сухариками.

Тема: «Хьанцэгуащ»

Обряд вызывания дождя.

Цель. Уважать, поддерживать и развивать традиции адыгского народа.

Ход занятия.

   Воспитатель: Дети, сегодня мы познакомимся с обрядом вызывания дождя у адыгов.

- Кто скажет что это у нас в углу стоит?

Дети: -Наряженная деревянная лопата.

   Воспитатель: Правильно, а у адыгов она называется Хьанцэгуащэ. Хьанцэгуащэ водили по аулу во время больших засух. Наряжали ее в старое женское платье и покрывали голову платком. Сегодня мы вместе со взрослыми проведем этот обряд.

   Воспитатель: А кто из вас скажет чем обливала водящих Хьанцэгуащэ?

   Дети:- Водой!

Воспитатель: Правильно! При этом водящие пели:

                          «Хьанцэгуащэр зетэщэ,

                           Я, Аллахь ощх къытфегъэщх»

                            (Водили Хьанцэгуащэ

                            Аллах пошли нам обильный дождь.)

    Родитель:- А еще участников обряда одаривали разными продуктами, деньгами.

   Воспитатель:- Затем все подходили к речке, бросались в воду и купались.

Дети, а вы хотите провести этот обряд?

    Дети:- Да! Это очень интересно. А после проведения этого дождя пойдет дождь?

   Родители:-Да, обычно после этого аллах посылает обильный дождь.

    Воспитатель: Водить Хьанцэгуащэ будут все дети и взрослые. Азамат и Аскер будут нести корзину с продуктами.

    Арина:-А что мы потом будем делать с ними?

    Воспитатель: Соберемся у речки и накроем общии стол.

   Айдамир:-И купаться будем?

    Воспитатель:-Конечно! Ведь вода приносит чистоту и удачу.

    Итог занятия. Через 2 дня пошел дождь. И дети вспомнили, что они водили Хьанцэгуащэ и радовались благодатному дождю.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"

Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....

Обобщение опыта работы «Приобщение детей к бурятской народной культуре»

Обобщение опыта работы«Приобщение детей к бурятской народной культуре»...

«Народные праздники, как одно из средств, приобщения детей к народной культуре»

Статья, в которой раскрывается цель, задачи, значение проведения народных праздников, как одно из средств приобщения дошкольников к народной культуре....

НОД «Волшебный клубок народных сказок» приобщение детей к народной культуре.

Закрепление знаний детей о русских народных сказках....

Обобщение опыта работы «Приобщение дошкольника к физической культуре и спорту через знакомство со спортивными секциями для детей»

Забота о здоровье – одна из самых важных задач каждого человека. Занятия физкультурой и спортом помогают в оздоровлении человека. Чтобы повысить количество взрослого населения систематически зан...

Обобщение опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья посредством здоровьесберегающих технологий»

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни   в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния з...