«Использование дидактических игр при организации логопедической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Светлана Ивановна Николаева

Дидактическая (обучающая) игра обязательно должна быть включена в логопедический процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные и речевые задачи в игровой форме. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, расширить словарный запас. Дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные и речевые задачи, преодолевая при этом определенные трудности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №2

(Детский сад №2)

«Использование дидактических игр при организации логопедической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Автор:    Николаева Светлана Ивановна

 учитель – логопед

Тверская область г. Нелидово

Тема:

«Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях».

 Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

 Дидактическая (обучающая) игра обязательно должна быть включена в логопедический процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные и речевые задачи в игровой форме. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, расширить словарный запас. Дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные и речевые задачи, преодолевая при этом определенные трудности.C:\Users\User\Desktop\ЛОГОПУНКТ\логопед работа\SDC12156.JPG

   Перед логопедом стоят две основные задачи в его работе с дошкольниками.

  1. Логопед должен широко использовать игры в работе с дошкольниками, помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей.
  2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Дети с нарушением звукопроизношения в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость,  заторможенность, психическая истощаемость, быстрое утомление в игре, речевая утомляемость.

   При использовании в работе с детьми системы игр

необходимо иметь в виду:

1.Возраст детей.

2.Психофизические особенности детей: развитие моторики, степень общительности, активность, самостоятельность, а также возбудимость, заторможенность, замкнутость и др.

3.Социальное окружение (учитывается фактор речевого окружения и наилучшие возможности организации игр в детском саду и дома).

4.Дидактические принципы (доступность речевого материала, последовательность в подаче игр - главный принцип, которого нужно придерживаться, ведущая роль логопеда и др.).

   Включение игр в коррекционную работу

предполагает определенную последовательность:

1.Подготовительные игры - подготовка органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения, мелкая моторика, выработка направленной воздушной струи. Подбор игр идет в определённой последовательности: сначала для развития слухового внимания, затем для развития речевого слуха. И лишь после этого следует переходить к развитию фонематического слуха, умению слышать составные части слова.

2.Игры для формирования правильного звукопроизношения подбираются на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей.

3.Потешки, чистоговорки, считалки, стихи подбираются на те же звуки и группы звуков. Повторенные вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалки используются для автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей.

4. Игры для формирования словаря и закрепления лексико-грамматических категорий.

На практике мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей и в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком стараемся подобрать индивидуально. SDC12022.JPG

  Какие же игры используются в логопедической работе?

Игры на развитие словарного запаса:  помогают развивать и улучшать активный словарь детей и развивать его, обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение подбирать действия к предметам, формировать умение выделять и называть части предметов и объектов, учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

  Игры на формирование грамматического строя речи. Цели: научить образовывать существительные множественного числа, правильно употреблять существительные в родительном падеже, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами,  обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже. сформировать понимание некоторых предлогов и т.д.SDC11994.JPG

 Игры на словообразование. Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных с помощью приставок, суффиксов, путем сложения слов и образования новых. Учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны, учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи, образование глаголов от звукоподражательных слов, образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов, -ик, -щик и т.д.SDC11995.JPG

  Игры на формирование словоизменения.  Для закрепления словоизменения существительных, глаголов и прилагательных с детьми проводятся различные игры и игровые упражнения с определенными целями: согласование сущ. и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое?), научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в разных падежах, единственное и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?), научить согласовывать имена существительные с числительными и т.д.SDC12012.JPG

   Логопеды - практики вводят в  коррекционную работу  систему  игр, что позволяет детям  быстрее и качественнее справляться с возникающими речевыми затруднениями при организации образовательной деятельности и вне логопедического кабинета.

Эффективность коррекционной работы по обогащению словаря, формированию грамматических категорий, диалогической, монологической речи, а также навыков связной речи зависит от преемственности в работе логопеда, воспитателя, родителей. Разнообразные по содержанию и по форме речевые игры и упражнения значительно повышают эффективность коррекционного воздействия и облегчают формирование речевого общения у детей.

Список используемых источников

Литература:

1.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 2000. – 192 с.

2.Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук  с использованием нестандартного оборудования. 2012 г. – 96 с

3. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: Издательство «Эксмо», 2006.

4.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург. 2001. – 208 с.

5.Теплякова О.Н. Обучающие игры. М., 2008. – 128 с.

6.Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. Москва 2012. – 64с.

7.Черенкова Е. Оригинальные пальчиковые игры. Москва. 2007. – 186 с.

Фотографии из личного архива автора.

Интернет-источники:

http://logoped18.ru/logopedic-games/logopedicheskie-igry.php

http://www.logos-cds.ru/stati/igrovaya-motivaciya-kak-sredstvo-povysheniya-poznavatelnoj-aktivnosti-detej-s-zaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya-na-logopedicheskix-zanyatiyax-s-ispolzovaniem-geroev-sovremennyx-multiplikacionnyx-fi/

http://www.autogallery.org.ru/1723pro/s4logop.htm

http://portfolio2017.jimdo.com/

http://dohcolonoc.ru/cons/2536-igra-vazhnejshee-napravlenie-korrektsionnoj-logopedicheskoj-raboty.html

http://vospitatel.com.ua/category/igry.html

http://50ds.ru/logoped/2756-ispolzovanie-igrovykh-priemov-na-logopedicheskikh-zanyatiyakh-po-avtomatizatsii-zvuka.html

Рекомендации по использованию материала

 Материал рекомендуется учителям-логопедам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми при организации образовательной деятельности.

С  помощью игр  развивается  устная речь ребенка: пополняется и активизируется словарный запас, формируется правильное звукопроизношение, вырабатывается умение точно выражать свои мысли, совершенствуется грамматический строй речи, навыки словоизменения и словообразования, развивается мелкая моторика рук.

Помимо развития речи в играх осуществляется и развитие мышления детей, способность сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы и обобщения.

Каждая игра и игровое упражнение оборудуется красочным материалом и связывается по возможности сюжетом в соответствии с изучаемой лексической темой и конкретными целями, требующими своей реализации в данный момент времени.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Автор: Николаева Светлана Ивановна учитель-логопед Детского сада №2 г. Нелидово Тверской области

Слайд 2

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Слайд 3

ПЕРЕД ЛОГОПЕДОМ СТОЯТ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В ЕГО РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Логопед должен широко использовать игры в работе с дошкольниками, помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СИСТЕМЫ ИГР НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ В ВИДУ: Возраст детей. Психофизические особенности детей . Социальное окружение . Дидактические принципы.

Слайд 4

ВКЛЮЧЕНИЕ ИГР В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ: Подготовительные игры. Игры для формирования правильного звукопроизношения. Потешки, чистоговорки, считалки, стихи используются для автоматизации и дифференциации определенных звуков. Игры для формирования словаря и закрепления лексико-грамматических категорий.

Слайд 5

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

Слайд 6

Эффективность коррекционной работы по обогащению словаря, формированию грамматических категорий, диалогической, монологической речи, а также навыков связной речи зависит от преемственности в работе логопеда, воспитателя, родителей. Разнообразные по содержанию и по форме речевые игры и упражнения значительно повышают эффективность коррекционного воздействия и облегчают формирование речевого общения у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучени...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе в Российском образовании наметилась тенденция к использованию кейс-технологий не только в бизнес-образовании, но на различных уровнях образовательных ступеней. Кейс-технологии акт...

Опыт работы. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

Массер - класс для педагогов. "Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа".

Повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучения....

МАСТЕР-КЛАСС «Использование ресурсов онлайн-платформ при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу применения ресурсов онлайн платформв образовательной деятельности старших дошкольников....