Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности "В гости к Диме".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Стоцкая Лариса Васильевна.

В занятиие включены задания на развитие лексико-грамматического строя речи: образование глаголов приставочным способом, правильное употребление предлогов"В", "ЗА", "К", "ИЗ-ЗА", закрепление обобщающих понятий "овощи", "фрукты", "транспорт", даётся понятие "родственные слова", используются задания на развитие общей, тонкой моторики, развитие фонематического слуха, внимания,мышления, звуко-слогового анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_v_gosti_k_dime.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Джанкоя Республики Крым

                                             МДОУ №2 «Ромашка».

         Конспект фронтального

лексико-грамматического занятия в             старшей группе компенсирующей направленности «В гости к Диме».

                                   Учитель – логопед Стоцкая Лариса Васильевна.

                 

 Цели:

Коррекционно-образовательные.

Совершенствовать грамматический  строй речи. Учить детей образовывать глаголы приставочным способом, составлять предложения по демонстрации действий. Учить детей правильно использовать в речи предлоги «В», «ЗА», «К», «ИЗ-ЗА». Совершенствовать навык слогового анализа, звукового анализа и синтеза. Закрепить понятия «гласный», «согласный», «согласный мягкий», «согласный твёрдый» звуки. Закрепить обобщающие понятия  «Овощи», «Фрукты», «Транспорт». Познакомить с понятием «родственные» слова.

Коррекционно-развивающие.

Развивать связную речь, общую и тонкую моторику, фонематический слух, координацию речи с движениями, эмоциональную сферу детей, слуховую память и слуховое внимание, мышление, зрительное восприятие букв с целью предупреждения  дисграфии.

Развивать навыки самомассажа. Развивать высоту и силу голоса.

Коррекционно-воспитательные.

Формирование навыка инициативности, самостоятельности, сотрудничества.

Оборудование: домик, «озеро» (большой обруч, обтянутый синей тканью), замок, игра «Поймай рыбку», ребус, 2 корзинки, овощи и фрукты, 4 яблока, Буратино,  конверт с приглашением, карточки с изображением букв с недостающими элементами, карточки с буквами, некоторые из которых написаны зеркально.

Ход занятия. Организационный момент. (Дети стоят в центре группы).

 Логопед: –  Жить без дружбы нам нельзя.

                      Становитесь в круг, друзья,

                      Крепко за руки возьмитесь

                     И друг другу улыбнитесь.

(Дети улыбаются соседу слева и справа).

 Логопед:- Вот вы и передали друг другу тепло своих рук и хорошее настроение, которое  поможет нам на занятии. У каждого из вас в группе есть друзья. Давайте расскажем о друзьях стихотворение.

                   Пальчиковая игра «Друзья».

 Раз, два, три, четыре, пять,               /Загибать по одному пальчику,

 Буду я друзей считать:                     начиная с большого /.

 Ваня, Катя, Ангелина,                      Разгибать по одному пальчику,

 Вот Василий и Полина.                    начиная с мизинца /.

 Будем пальчики сгибать,                 /Сильное сжимание и разжимание

 И опять начнём считать.                    пальцев обеих рук /.

                                                 

Логопед: –  А сейчас послушайте, кого я видела сегодня утром, когда шла на работу. Это - птица с длинным чёрным хвостом, чёрной спинкой, чёрной головой и белыми боками. Что это за птица?

 Дети: - Это-сорока.

Логопед: – Правильно, это сорока. Она передала нам конверт, с приглашением.  (Показать детям конверт). Нас в гости приглашает мальчик, его имя вы узнаете, если правильно соедините вместе отдельные звуки. Сложите свои ладошки «чашечкой» и ловите в «чашечку» звуки, которые я буду вам «бросать».

Логопед «бросает» детям звуки (Дь), (и), (м), (а).

Дети соединяют (синтезируют) отдельные звуки и «бросают» логопеду слово «Дима».

Логопед:– Молодцы! Правильно, этого мальчика зовут Дима.

В гости нужно идти с подарком. Мы понесём в подарок мальчику овощи и фрукты. Девочки понесут фрукты, а мальчики – овощи. В ведёрке лежат овощи и фрукты. Девочки выберите из ведёрка фрукты, а мальчики – овощи и положите их в свои корзинки. (Дети выполняют задание).

Логопед: – А теперь, ребята, мы можем отправляться в путь. Поедем мы на автобусе. (Дети становятся в колонну, изображая автобус, «едут» в гости со словами:

  Ехали мы, ехали. К озеру подъехали.          

  Озеро объехали, дальше поехали.                /Обходят вокруг озера/

  Ехали мы, ехали. К речке подъехали.

  Мост переехали, дальше поехали.               / Идут по гимнастической скамейке/

  Ехали мы, ехали. К горке подъехали.

  На горку въехали, с горки съехали,

  Дальше поехали.                                          

  Во двор заехали, вот и приехали.                 /Подходят к домику/

                                  И. Токмакова.

 Логопед: – Ребята, вот мы и приехали к домику, в котором живёт Дима.

 Но мальчика пока нет дома.

Давайте мы посидим на лавочке около домика и подождём его хозяина. Закройте глазки и подставьте солнышку своё лицо. Солнышко своими лучами нежно касается нашего лица, нам приятно сидеть на солнышке. Покажем, как солнечные лучики скользят по нашему лицу.

             Самомассаж лица.

  Солнышко проснулось,                           / Проводим поглаживание:

                                                                       - от середины лба к вискам/

   Лобика коснулось,

  Лучиками провело,                               / От крыльев носа к вискам/

  И погладило, и погладило.                   / От середины подбородка к ушам/.

                                                         

                                                     

Логопед: -  Ребята, когда мы ехали на поезде, то рассказывали стихотворение, в котором встречалось очень много похожих слов, давайте их  вспомним.

( Дети припоминают похожие слова: ехали, подъехали, переехали, въехали, съехали, приехали).

Логопед:– Молодцы, правильно. Эти слова очень похожи друг на друга, как родственники и называются они родственными.

Логопед: – А вот идёт наш мальчик Дима. Давайте посидим тихонько и посмотрим, что он будет делать. Дети составляют предложения, комментируя действия мальчика. (Выделять предлог интонационно).

- Дима к домику подошёл.

- Дима за домик зашёл.

- Дима вокруг домика обошёл.

- Дима из-за домика вышел.

Дети по заданию логопеда находят в предложении похожие слова (зашёл, вышел, подошёл, обошёл).

  Дима подходит к детям, здоровается с ними и говорит о том, что он потерял ключ от дома, не может его найти и  открыть дверь. А в домике осталась игра, в которую он хотел поиграть с ребятами.

Логопед: – Ребята, Дима очень расстроился. Покажите, как он расстроился, изобразите грустного человека. (Дети выполняют задание. Логопед отмечает тех детей, у которых это получилось лучше ).

Логопед: – Давайте попробуем помочь нашему мальчику Диме. Сейчас мы с вами произнесём волшебные цепочки слогов, не меняя их порядок и, может быть, замок откроется. (Произносит логопед, затем дети):

  Ас – ос – ус – ис.                            Са – со – су – си.

Дети произносят слоговые ряды хором и индивидуально. Но замок не открывается т.к. некоторые дети допустили ошибки.

Логопед предлагает детям вспомнить пальчиковую гимнастику про замок.

                                       Замок.   ( Русская народная потешка0

На двери висит замок.                           / Пальцы рук соединены в замок./

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили,                               Движения по тексту

Постучали и открыли.

                                      Замок открывается.

Дети, по заданию логопеда, показывают, как обрадовался Дима.

(изображают радостного человека)

   Дима выносит из домика ребус и игру. Он предлагает детям  отгадать ребус, т.к. в ребусе зашифровано название игры.

Дети отгадывают ребус и узнают название игры «РЫБА  -  КИ».

Дима даёт детям удочки с магнитами, два ведёрка (красное и синее) и приглашает детей к озеру на рыбалку. В озере  рыбки с магнитиками).

                                                       

Логопед: – Ребята, рыбки в этом озере не простые, а очень грамотные.

Каждый  из вас должен поймать одну рыбку. (Развитие координации движений. Дети ловят рыбок).

 Логопед: – Ребята, каждый из вас поймал одну рыбку. На каждой рыбке есть предметная картинка, назовите её чётко и определите первый звук слова, обозначающего эту картинку. Придумайте ещё по два слова на этот звук. Если звук гласный – положите свою рыбку в красное ведёрко, если согласный – в синее ведёрко.

Логопед: – Ребята, а чем же отличаются гласные звуки от согласных?

 Дети: -  Гласные звуки можно пропеть, во рту нет преграды.

Логопед: – Правильно, ребята. Гласные звуки могут петь звонко, как птицы. Когда они близко, их песни звучат громко. Давайте мы с вами покажем, как громко могут петь гласные звуки. (Дети громко пропевают гласные звуки: А, У, О, И, Ы).

Логопед: – А когда гласные звуки уходят далеко в лес, их песни звучат тихо-тихо.

Покажите, как звучат их песни в этом случае. (Дети тихо пропевают гласные звуки).

Логопед: – А вы знаете, что когда поют гласные звуки, согласные очень расстраиваются. Как вы думаете почему?

Дети: - Потому что согласные звуки петь не умеют.

Логопед: – Гласные звуки очень добрые. Они сказали согласным звукам:

« Не расстраивайтесь. Вместе мы одна семья, друг без друга нам нельзя. Становитесь рядом с нами, будем петь вместе».

(Логопед предлагает мальчикам стать любым согласным звуком, а девочкам любым гласным звуком, стать парами и пропеть песенки, которые у них получились). Игра «Живые слоги».

 Дети поют слоги: АМ, ОП, ИН, УТ и т.д.

Логопед: – Ребята, вы знаете, что согласные звуки могут быть твёрдыми или мягкими. Дима хочет поиграть с вами в игру «Наоборот». Он будет называть вам слоги с твёрдым согласным звуком, а вы ему слог с мягким звуком.

Дима: –ПА           Дети: - ПЯ

Дима: – ТО           Дети: – ТЁ  и т.д.

Логопед: – Ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад. Но автобус наш уже уехал. На чём бы каждый из вас хотел поехать в детский сад?

Дети: - Я на машине, я на автобусе, я на мотоцикле, я на велосипеде и т.д.

Логопед: – А как можно всё это назвать одним словом?

Дети: - Транспорт.

Логопед:–  Правильно, это транспорт. Давайте попрощаемся с Димой и отправимся в детский сад.

            (Дети прощаются с Димой).

                                                       

Логопед:– Каждый из вас «прошагает» слово, обозначающее название транспорта, который он выбрал, назовёт количество слогов в этом слове и окажется в детском саду.

Дети:  Ма-ши-на -3 слога;  ве-ло-си-пед – 4 слога и т.д.

 Вторая часть занятия.

Дети садятся за столы.

Логопед: – Ребята, пока мы ходили в гости к Диме, к нам пришёл наш друг Буратино. Он написал каждому из вас буквы на карточках. Посмотрите внимательно, все ли буквы он написал правильно. Найдите неправильно написанные буквы и обведите их кружочком. (Дети находят буквы, написанные зеркально и обводят их).

Логопед: – Ребята, Буратино на второй карточке  тоже написал буквы.

Но Карлсон решил пошутить над ним и стёр некоторые элементы букв.

Допишите недостающие элементы букв.

(Дети выполняют задание).

 Буратино: - Ребята, спасибо вам за помощь. Я принёс вам в подарок яблоки.

 Яблок столько, сколько слогов в моём имени. Выложите слоговую схему моего имени. (Дети хлопками определяют количество слогов в слове «Буратино» и выкладывают слоговую схему).

Буратино угощает детей яблоками.

Логопед подводит итог занятия. Отмечает работу каждого ребёнка.

                                                       5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка  в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Насекомые»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Относительные прилаг...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...

Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, с использованием методов моделирования....

Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Автор-разработчи...

Конспект открытого итогового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на весеннюю полянку»

В конце учебного года подводятся итоги коррекционно-развивающей работы. Конспект предлагаемого занятия поможет увидеть результаты проведенной работы с детьми старшей группы компенсирующей направленнос...