Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и его реализация на практике. Доклад,презентация.
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа)

Маркина Ольга Владимировна

Право детей с ограниченными возможностями здоровья

на образование и его реализация на практике.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2 «Искорка»

Право детей с ограниченными возможностями здоровья

на образование и его реализация на практике.

Учитель-логопед:

 Маркина Ольга Владимировна

г. Протвино 2022 г.

Право детей с ограниченными возможностями здоровья

на образование и его реализация на практике.

Приоритетные направления  модернизации: 

  • Совершенствование нормативно-правовой базы, в целях гарантии ребенку с ОВЗ возможности посещать специальные или обычные образовательные учреждения.
  • Система раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребёнка - базовое направление модернизации образования детей с ОВЗ.
  • Формирование  в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей интеграции и инклюзии детей с ОВЗ.
  • Развитие  интегрированных форм воспитания и обучения, образование детей с ОВЗ в условиях инклюзии
  • Создание  условий для получения детьми с ОВЗ психолого-педагогической помощи в образовательных учреждениях, находящихся  в «шаговой доступности» от места их проживания.
  • Удовлетворение особых образовательных потребностей.

Особые образовательные потребности:

  • Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития (ограниченными возможностями здоровья)  особые образовательные потребности.
  • В аспекте времени начала специального образования - потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка.
  • Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.
  • В аспекте методов и средств обучения - потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого требует обучение нормально развивающегося ребенка.
  • Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т.п.
  • В аспекте организации обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды.
  • Так, например, дети с аутизмом нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение.
  • В аспекте границ образовательного пространства - потребность в максимальном его расширение, его обеспечение и за пределами образовательного учреждения.
  • В аспекте продолжительности образования — потребность в пролонгации процесса обучения, выход за рамки школьного возраста.

В аспекте определения круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействия - потребность в согласованном участии специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.), во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

Результат исследований Института – модели совместного образования

здоровых детей и детей с ОВЗ:

  • Образовательная интеграция – закономерный этап развития системы  образования лиц с ОВЗ.
  • Наиболее благоприятный период интеграции / инклюзии - дошкольное детство
  • Разработаны и экспериментально проверены:
  • концепция интегрированного воспитания и обучения (одобрена Минобрнауки РФ);
  • вариативные формы организации образовательной и социальной интеграции детей дошкольного и школьного возраста (частичная, полная, временная);
  • новая модель –  образовательное учреждение комбинированного типа (УКТ)

Результат исследований Института - проект СФГОС для детей с ОВЗ:

  • концепция СФГОС начального школьного образования детей с ОВЗ;
  • проекты СФГОС для детей с нарушениями слуха, речи, ЗПР, аутистического спектра.

Смысл разработки СФГОС:

Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, в не зависимости от:

  • степени тяжести нарушения психического развития,
  • способности к освоению цензового уровня образования,
  • вида учебного заведения,
  • региона проживания.

Специфика:

Уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только и не столько от медицинского диагноза, но в значительной мере от качества предшествующего обучения и воспитания.

Предмет стандартизации – требования к:

  • результатам
  • структуре
  • условиям
  • конечному уровню образования (цензовый, нецензовый, индивидуальный).

4 варианта СФГОС:

Четыре варианта стандарта - системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.

Результат исследований Института- стратегия перехода к совместному обучению:

  • сохранить за интегрированными детьми всю полноту  коррекционной помощи, гарантируемой законодательством;
  • сохранить и модернизировать специальные  ОУ, наделив их         дополнительными функциями;
  • внедрять модели интеграции/инклюзии, обеспечивающие доступную и полезную «долю» интеграции для каждого ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и его реализация на практике Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 «Искорка» Маркина Ольга Владимировна

Слайд 2

ИКП РАО Приоритетные направления модернизации Совершенствование нормативно-правовой базы, в целях гарантии ребенку с ОВЗ возможности посещать специальные или обычные образовательные учреждения.

Слайд 3

ИКП РАО Приоритетные направления модернизации Система раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребёнка - базовое направление модернизации образования детей с ОВЗ.

Слайд 4

ИКП РАО Приоритетные направления модернизации Формирование в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей интеграции и инклюзии детей с ОВЗ.

Слайд 5

ИКП РАО Приоритетные направления модернизации Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, образование детей с ОВЗ в условиях инклюзии: Создание условий для получения детьми с ОВЗ психолого-педагогической помощи в образовательных учреждениях, находящихся в «шаговой доступности» от места их проживания. Удовлетворение особых образовательных потребностей.

Слайд 6

Особые образовательные потребности Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития (ограниченными возможностями здоровья) особые образовательные потребности.

Слайд 7

Особые образовательные потребности Особые образовательные потребности могут испытывать как дети с ОВЗ, так и дети, не имеющие ОВЗ. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами. Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009

Слайд 8

Особые образовательные потребности В аспекте времени начала специального образования - потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. Е.Л. Гончарова, О..И.Кукушкина / Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009

Слайд 9

Особые образовательные потребности В аспекте содержания образования - потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др. Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009

Слайд 10

Особые образовательные потребности В аспекте методов и средств обучения - потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого требует обучение нормально развивающегося ребенка. Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т.п. Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009

Слайд 11

Особые образовательные потребности В аспекте организации обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды. Так, например, дети с аутизмом нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение. Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009

Слайд 12

Особые образовательные потребности В аспекте границ образовательного пространства - потребность в максимальном его расширение, его обеспечение и за пределами образовательного учреждения. Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009

Слайд 13

Особые образовательные потребности В аспекте продолжительности образования — потребность в пролонгации процесса обучения, выход за рамки школьного возраста. Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009

Слайд 14

Особые образовательные потребности В аспекте определения круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействия - потребность в согласованном участии специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.), во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов. Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина/Педагогический энциклопедический словарь. БРЭ, 2009

Слайд 15

Результат исследований Института – модели совместного образования здоровых детей и детей с ОВЗ ИКП РАО Образовательная интеграция – закономерный этап развития системы образования лиц с ОВЗ. Наиболее благоприятный период интеграции / инклюзии - дошкольное детство.

Слайд 16

Результат исследований Института – модели совместного образования здоровых детей и детей с ОВЗ ИКП РАО Разработаны и экспериментально проверены: концепция интегрированного воспитания и обучения (одобрена Минобрнауки РФ); вариативные формы организации образовательной и социальной интеграции детей дошкольного и школьного возраста (частичная, полная, временная); новая модель – образовательное учреждение комбинированного типа (УКТ).

Слайд 17

Результат исследований Института - проект СФГОС для детей с ОВЗ ИКП РАО концепция СФГОС начального школьного образования детей с ОВЗ; проекты СФГОС для детей с нарушениями слуха, речи, ЗПР, аутистического спектра.

Слайд 18

Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, в не зависимости от: степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения, региона проживания. Смысл разработки СФГОС

Слайд 19

Специфика Уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только и не столько от медицинского диагноза, но в значительной мере от качества предшествующего обучения и воспитания .

Слайд 20

результатам структуре условиям конечному уровню образования (цензовый, нецензовый, индивидуальный). Предмет стандартизации – требования к:

Слайд 21

Ч етыре варианта стандарта - системные характеристики требований к уровню конечного результата начального школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ. 4 варианта СФГОС

Слайд 22

Результат исследований Института- стратегия перехода к совместному обучению ИКП РАО сохранить за интегрированными детьми всю полноту коррекционной помощи, гарантируемой законодательством; сохранить и модернизировать специальные ОУ, наделив их дополнительными функциями; внедрять модели интеграции/инклюзии, обеспечивающие доступную и полезную «долю» интеграции для каждого ребенка .

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье подниматеся проблема прав детей с ограниченными возможностями здоровья....

Памятка для родителей «Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование»

ДЕТИ с ограниченными возможностями  здоровья ИМЕЮТ ПРАВОна получение качественного образования с учетом особенностей психического развития в соответствии с положениями Федерального закона «Об обр...

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (с ЗПР) в ДОО, реализующей инклюзивную практику»

laquo;Портфолио обучающегося, составленное на основании профессионального осмысления и синтеза материалов текущего и промежуточного контроля.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченны...

Памятка для родителей «Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование»

ДЕТИ с ограниченными возможностями  здоровья ИМЕЮТ ПРАВО на получение качественного образования с учетом особенностей психического развития в соответствии с положениями Федерального закона «...