Театрализованная деятельность в системе коррекции речи детей с ОНР на примере работы драматического кружка «Наш театр» в логопедической группе
статья по логопедии на тему

Мальцева Екатерина Сергеевна

В данной работе учитель-логопед I квалификационной категории Мальцева Е.С. рассматривает театральную деятельность, как огромный стимул для развития и совершенствования всех сторон речи детей с ОНР. Делясь опытом работы, Екатерина Сергеевна обращает внимание на то, что театр создаёт прекрасные условия для коррекции речевых нарушений и потрясающе развивает мотивацию детей на устранение этих нарушений. В предложенном материале Вы найдёте цель, задачи, план работы драматического кружка "Наш театр". Также Вашему вниманию Екатерина Сергеевна представляет авторский сценарий сказки "Три поросёнка" по ролям, который доставит массу удовольствия и маленьким актёрам, и зрителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в системе коррекции речи детей с ОНР

на примере работы драматического кружка «Наш театр»

 в логопедической группе

        Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами радостным, положительным и очень эффективным опытом. Я работаю с детьми с общим недоразвитием речи  2-3 уровня, иногда встречается и первый, и все мы прекрасно знаем какой это нелегкий ежедневный и кропотливый труд. В своей работе я постоянно сталкиваюсь с противоречием: с одной стороны, занятия с логопедом (фронтальные, индивидуальные, подгрупповые), коррекционная работа с воспитателями в вечернее время по заданию логопеда, домашние рекомендации для родителей необходимы, очевидны и общепризнанны, с другой - такая деятельность не вызывает бурного восторга  у детей, поскольку основана на усидчивости и подчинении требованиям взрослого. В коррекционной работе, особенно дома, является проблематичной организация игровой деятельности. Произвольное поведение дошкольника ещё не достаточно развито, и он не может постоянно подчиняться правилам и указаниям взрослого. И с этой позиции занятия получаются достаточно малоэффективны.

Дети часто занимаются потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали», в то время как внутренняя мотивация ребёнка вызвана его познавательной потребностью  «хочу уметь». В этом случае занятия являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали»), а самой целью деятельности ребёнка. Соответственно, и результаты такой работы будут значительно выше.  

Именно с этой целью мной на базе логопедической группы был сформирован драматический кружок « Наш театр», который работает уже 7 лет, и на протяжении этого времени пользуется неизменным успехом у детей, родителей и коллег. Дети не просто мечтают, а реально стремятся попасть в сказку, делают для этого всё возможное. Ведь, кроме правильного звукопроизношения, достижение которого уже само по себе является сложной и огромной работой  (в лучшем случае дети приходят к нам с более-менее сформированной группой свистящих звуков, остальные- это замены, смешения, искажения), актёр театра должен владеть грамматически правильной связной речью . Он должен очень чётко и громко уметь сказать свои слова, выразительно передать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Невольно вспоминаются слова Л. С. Выготского, который говорил, что именно драматизация «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».

Итак, главной целью драматического кружка «Наш театр» является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:

- развитие речи детей и коррекция её нарушений;

- развитие мотивационных устремлений ребёнка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность;

- обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

-развитие познавательных способностей, произвольной деятельности, эмоционально-личностной сферы;  

  -развитие эстетических способностей.

На протяжении двух лет  мы поставили такие спектакли как «Грибок- теремок», «Лиса и журавль», «Три поросёнка», «Колобок». За инсценировку «Дорожная азбука» в городском конкурсе « Дети и правила дорожного движения» наши актёры были награждены грамотами и подарками. Большое участие в деятельности драматического кружка принимают родители воспитанников, которые снимают спектакли на видео, выпускают диски, в перспективе создание фотогалереи.

Исходя из вышеизложенного, могу с уверенностью сказать, что дети, видя перед собой такую заманчивую, почти осязаемую цель, как участие в сказочной инсценировке, гораздо легче и быстрее осваивают все этапы коррекционной работы. Таким образом, театральная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования всех сторон речи детей.  

План программы драматического кружка «Наш театр»

Осень

Сентябрь

3 неделя: Театр снаружи и внутри

  • Познакомить детей с устройством театра (сцены, зрительного зала, гримерной, костюмерной). Развивать творческую активность, воображение детей. Воспитывать умение действовать согласованно.

4 неделя: Правила поведения в театре

  • Определить с детьми правила поведения в зрительном зале, на сцене, репетициях, за кулисами. Развивать наблюдательность, творческую активность. Воспитывать уважение друг к другу.

Октябрь

1 неделя: «Актерская мастерская» Занятие №1

  • Развивать внимание, память, саморегуляцию поведения, физиологическое дыхание, силу и диапазон голоса, умение владеть мышечным напряжением и расслаблением. Знакомить детей с эмоциями радости и грусти, развивать умение передавать эмоции с помощью мимики. Воспитывать  умение слушать друг друга, работать в коллективе.

2-4 недели: Работа над спектаклем « Лиса и журавль»

  • Знакомство со сценарием спектакля, обсуждение его содержания, распределение ролей, пробы. Индивидуальная работа с детьми над образом. Подгрупповые и групповые репетиции.

Ноябрь

1 неделя: Премьера спектакля «Лиса и журавль»

  • Формировать желание исправлять речевые недостатки. Развивать произвольную деятельность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Воспитывать чувство ответственности, радости за успех.

2 неделя: «Актерская мастерская» занятие №2

  • Развивать речевое дыхание, свободу звучания голоса с мягкой атакой. Развивать внимание, слуховую и зрительную память, саморегуляцию поведения, воображение, образное мышление, координацию движения, быстроту реакции. Знакомить и развивать умение передавать с помощью мимики и жестов эмоции радости, грусти, злости, удивления. Развивать чувство ритма, умение передавать движение в соответствии с характером музыки. Воспитывать умение действовать согласованно.

3-4 недели: Работа над спектаклем «Три поросенка»

  • Знакомство со сценарием спектакля, обсуждение его содержания, распределение ролей,  пробы. Индивидуальная работа с детьми над образом. Подгрупповые и групповые репетиции.

Зима

Декабрь

1-3 недели: Работа над спектаклем «Три поросенка»

  • Реализовывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Развивать психические процессы, произвольность поведения, активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, способность передавать образ героя различными актерскими средствами.

4 неделя: Премьера спектакля «Три поросенка»

  • Формировать желание исправлять речевые недостатки. Развивать произвольную деятельность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Воспитывать чувство ответственности, радости за успех.

Январь

2-4 недели: «Актерская мастерская» Занятие 3

  • Развивать произвольное внимание, наблюдательность, память, воображение, произвольность поведения. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. Развивать умение использовать разнообразные жесты, умение передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. Знакомить учить передавать с помощью выразительных средств эмоцию страха. Закреплять умение передавать различные эмоции с помощью мимических и пантомимических средств. Воспитывать умение действовать согласованно.

Февраль

1-3 недели: Подготовка детей к конкурсу чтецов стихотворений

  • Реализовывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Развивать психические процессы, произвольность поведения, активность, уверенность в себе, способность передавать содержание стихотворения различными актерскими средствами.

4 неделя: Конкурс чтецов стихотворений

  • Повысить интерес родителей к логопедической работе МДОУ. Формировать желание исправлять речевые недостатки. Развивать артикуляционную моторику,  дикцию, фантазию детей. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.

Весна

Март

1-3 недели: Работа над инсценировкой «Дорожная азбука»

  • Знакомство со сценарием спектакля, обсуждение его содержания. Распределение ролей, пробы. Индивидуальная работа с детьми над образом. Подгрупповые и групповые репетиции. Реализовывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Развивать психические процессы, произвольность поведения, активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, способность передавать образ героя различными актерскими средствами.

4 неделя: Премьера инсценировки «Дорожная азбука», съемка на видео

  • Формировать желание исправлять речевые недостатки. Развивать желание ребенка показать свои способности и возможности, произвольную деятельность, уверенность в себе, умение работать в коллективе. Воспитывать чувство ответственности, радости за успех.

Апрель

1-2недели: «Актерская мастерская» Занятие № 4

  • Развивать память, внимание, воображение, находчивость. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Учить пользоваться интонациями, создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Развивать чувство ритма и координацию движений.

3-4 недели: Работа над музыкальным спектаклем «Колобок»

  • Знакомство со сценарием спектакля, обсуждение его содержания. Распределение ролей, пробы. Индивидуальная работа с детьми над образом. Подгрупповые и групповые репетиции.

Май

1-3 недели: Работа над музыкальным спектаклем «Колобок»

  • Реализовывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Развивать психические процессы, произвольность поведения, активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, способность передавать образ героя различными актерскими средствами.

4 неделя: Премьера музыкального спектакля «Колобок»

  • Формировать желание исправлять речевые недостатки. Развивать произвольную деятельность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, держаться на сцене. Воспитывать чувство ответственности, радости за успех.

Список используемой и рекомендуемой литературы

1.Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.

2.Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М., 1991.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

4.Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. М., 1992.

5.Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985.

6.Чистякова М.А. Психогимнастика. М.,1990.

7.Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М.. 2001.

8.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1983

9.Шильгави В.П. Начнём с игры. М., 1980.          



Предварительный просмотр:

Сценарий спектакля «Три поросёнка»

(из работы кружка логопедической группы « Наш театр»)

Действующие лица:

Автор 1

Автор 2

Автор 3

Ниф-Ниф

Нуф-Нуф

Наф-Наф

Волк

Ход спектакля

Сцена 1.

Автор 1: Жили-были на свете три поросёнка, три брата- круленькие, розовенькие, с одинаковыми весёлыми хвостиками.

Наф-Наф: Здравствуйте девочки и мальчики. Я-Наф-Наф.

Нуф-Нуф: Я-Нуф-Нуф.

Ниф-Ниф: А я-Ниф-Ниф.

Автор 2: Всё лето поросята кувыркались в зелёной траве, грелись на солнышке, нежились в лужах.

Автор 3: Но вот наступила осень. Солнце уже не так припекало, серые облака потянулись над грустным лесом.

Наф-Наф: Братья, хватит танцевать и послушайте меня. Зима идёт. Волк голодный и злой. Мы должны построить дом и зимовать в нём вместе.

Нуф-Нуф: Я хочу есть и спать.

Ниф-Ниф: А я хочу петь и играть.

Наф-Наф: Ну, как знаете. Пойду один строить себе дом.

Автор 1: С каждым днём становилось всё холоднее и холоднее. Но Ниф-Ниф и Нуф-Нуф и не думали о работе. Они с утра до вечера играли в свои поросячьи игры, прыгали и кувыркались.

Автор 2: Лишь когда большая лужа у дороги покрылась корочкой льда, ленивые братья взялись наконец за работу.

Сцена 2.

Автор 3:Ниф-Ниф решил, что проще построить дом из соломы. Уже к вечеру его хижина была готова.

Ниф-Ниф: Дом я строю из травы,

                   Из травы, из травы.

                   Спрячусь в нём я от грозы

                   Ла-ла-ла-ла-ла-ла!

(Волк рычит.)

Ниф-Ниф: Ой-ой-ой!

Волк: Я злой голодный серый волк,

           Я в поросятах знаю толк

           Маленький поросёнок, маленький поросёнок,

           Я тебя съем!

Ниф-Ниф: Мне не страшен серый волк,

                   Серый волк, серый волк!

                   Где ты бродишь глупый волк?

                   Ла-ла-ла-ла-ла-ла!

Волк: Сейчас как дуну и разлетится твой домик!

(Волк дует 1 раз, домик разлетается, Ниф-Ниф с визгом убегает: Спасите!)

Сцена 3.

Автор1: Нуф-Нуф решил, что быстрее построить дом из веток. Он вбил в землю колья, связал их прутьями, на крышу навалил сухих листьев и к вечеру дом был готов.

Нуф-Нуф: Я из веток строю дом,

                   Строю дом, строю дом.                  

                   И тепло мне будет в нём

                   Ла-ла-ла-ла-ла-ла!

(Волк рычит.)

Нуф-Нуф: Ой-ой-ой!

Волк: Я злой голодный серый волк,

           Я в поросятах знаю толк

           Маленький поросёнок, маленький поросёнок,

           Я тебя съем!

Нуф-Нуф: Мне не страшен серый волк,

                   Серый волк, серый волк!

                   Где ты бродишь глупый волк?

                   Ла-ла-ла-ла-ла-ла!

Волк: Сейчас как дуну, рассыпется и твой домик!

(Волк дует 2 раза, домик рассыпается, Нуф-Нуф с визгом убегает: Помогите!

Сцена 4.

Наф-Наф, тем временем , не жалел сил на постройку своего дома. Он натаскал камней, намесил глины и не спеша строил себе надёжный прочный дом от дождя, мороза и злого волка.

Наф-Наф: Дом я строю из камней,                  

                  Из камней, из камней

                  Я на свете всех умней

                  Ла-ла-ла-ла-ла-ла!

(За сценой) Нуф-Нуф: Помогите! Ниф-Ниф: Спасите!

Нуф-Нуф: Наф-Наф закрывай скорее дверь!

Ниф-Ниф: Злой волк гонится за нами!

(Волк рычит.)

Волк: Вот и попались, ха-ха-ха,

           Мне сразу три окорочка!

           Три хвостика, три пятачка!

           Ну, выходите побыстрей,

           Не то взломаю вашу дверь!

Поросята: Нам не страшен серый волк,

                   Серый волк, серый волк!

                   Где ты бродишь глупый волк?

                   Ла-ла-ла-ла-ла-ла!

Волк: Ах так, вкусненькие поросятки. Ну берегитесь! (Топает ногами.)

Волк дует три раза: Ох!- и падает навзничь.

Поросята, взявшись за руки танцуют вокруг него и поют:

Хоть полсвета обойдёшь,

Обойдёшь, обойдёшь.

Лучше дома не найдёшь

Ла-ла-ла-ла-ла-ла!

Волк из леса никогда,

Никогда, никогда,

Не вернётся к нам сюда

Ла-ла-ла-ла-ла-ла!

Автор 1: С этих пор братья стали жить вместе, под одной крышей!

Совместный танец поросят и волка.

Список используемой и рекомендуемой литературы

1.Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.

2.Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М., 1991.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

4.Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. М., 1992.

5.Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985.

6.Чистякова М.А. Психогимнастика. М.,1990.

7.Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М.. 2001.

8.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1983

9.Шильгави В.П. Начнём с игры. М., 1980.           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки «Как краски кубанскую радугу спасали» из опыта работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны « Роль театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОНР»

Театральная деятельность - палочка -выручалочка для логопеда! Поставьте детей на сцену - результат получите замечательный.  Коррекция речи дошкольников с общим недоразвитием ре...

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Общение как средство развития речи детей раннего возраста. Перспективное планирование работы совместной деятельности с детьми первой младшей группы.

Моя работа совместной деятельности с детьми по теме «Общение как средство развития речи детей раннего возраста», направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи...

«КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СОЧЕТАННЫМ ( ОНР + ЗПР) ДЕФЕКТОМ В УСЛОВИЯХ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ»

Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития.Общее недо...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста

Статья "Использование здоровьесберегающих  технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста" представляет собой описание технологий здоровьесбережения в практике учителя-логопеда....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...