Использование ИКТ в развитии детей с ОВЗ
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Использование ИКТ в развитии детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_korrektsionno.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕКОЙ РАБОТЕ

Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г.П. Петку, Б. Хантер и др.). Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, В.П. Беспалько, Е.И. Машбиц, О.И. Кукушкина).  

  Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе:

  • позволяет более продуктивно корригировать речевые нарушения у дошкольников;
  • значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка;
  • способствует интеллектуальному и социальному развитию детей;
  • повышает мотивацию познавательной деятельности ребенка;
  • развивает эмоционально-волевую сферу детей;
  • побуждает к активной творческой деятельности;
  • создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества, отдельных сторон работы учителя-логопеда, а именно в разработке мультимедийных презентаций, сопровождающих тематические  логопедические сказки и включение мультимедийных презентаций в фронтальную и индивидуальную коррекционно–развивающую деятельность.      

Целью данной работы является оптимизация коррекционного процесса путем использования ИКТ на логопедических занятиях при устранении ФФН, с целью повышения эффективности логопедической работы.

В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи:

1.Преодоление основного речевого нарушения, развитие артикуляционной моторики, фонетической стороны речи, лексико–грамматичеких категорий, словаря, развитие процессов мышления, памяти, произвольного внимания и воображения.

2. Развитие познавательной активности детей-логопатов за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны».

3. Формирование связной речи.

При использовании новых моделей компьютера необходимо соблюдение СанПиНов: чистота; работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5–10 мин) и не более двух раз в неделю; температура и свежесть воздуха; рациональность освещения кабинета и доски; отсутствие монотонных, неприятных раздражителей. Следует отметить, что утомляемость детей и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Компьютерные игры редко оставляют ребенка равнодушным, они привлекают своей красочностью, графическими и звуковыми возможностями. В результате в игровой обстановке детьми лучше усваиваются знания, лучше развиваются их речевые навыки.

Основным средством работы явились коррекционно-логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые и фронтальные) комплексного характера, цель которых - развитие и коррекция всех сторон речи детей и подготовка их к школе через формирование психологической базы речи (слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, познавательного интереса, активности), путем включения в коррекционно-образовательный процесс эффективных компьютерных технологий, игр и программ направленных на развитие речи,   интересных по содержанию они позволяет:

  • Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях.
  • Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.
  • Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
  • Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.
  • Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп).
  • Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
  • Развивать зрительно-двигательную координацию.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей.
  • Способствовать положительной динамике развития.

Комплексность построения занятия предусматривает использование как традиционных методов и приемов, так и новых форм информационных технологий, при которых ребенок ставится в ситуацию игры и практической деятельности с постоянным оречевлением всех своих действий.

В работе с детьми опираюсь на следующие принципы:

- Принципы реализации ИКТ на логопедических занятиях

- Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.  

 - Принцип системности и последовательности обучения. (позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному).

- Принцип доступности обучения, (соответствуют возрастным особенностям дошкольников).  

- Принцип индивидуального обучения, (предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей).

- Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка

- Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию.  (позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения).

- Принцип воспитывающего обучения, (позволяет воспитывать у детей – логопатов волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности).

Хочется отметить влияние интерактивных решений на  развитие ребенка по областям, заявленные ФГОС ДОО.

Социально-коммуникативное развитие.

В игре развиваются нравственные качества. Ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы.

В процессе игры происходит развитие и коррекция эмоциональной сферы. Ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

В процессе игры развивается образное мышление и воображение. ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство.

Познавательное развитие

В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

Речевое развите

В процессе сюжетно-ролевой игры идёт развитие речи и коммуникативных навыков ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила

Художественно-эстетическое

В игре  решаются задачи эстетического воспитания детей, формируются художественные способности и творчество, возникает стремление к художественной деятельности, воспитывается вкус.

Физическое развитие

В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование игры в развитии детей раннего возраста».

Целью опыта  работы является оптимизация процесса воспитания и обучения детей раннего возраста при проведении различных мероприятий. Актуальность данной темы обусловлена тем, что испол...

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению  и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклораю....

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора....

Презентация "Использование игр в развитии детей, имеющих патологию речи"

lt;iframe src="https://docs.google.com/presentation/d/1RCpPNkNYVAv8mvyEz0cSflEfpR5-BI3U49r3weMR2uo/embed?start=false&loop=false&delayms=3000" frameborder="0" width="960" height="749" allowful...

опыт работы по использованию мнемотаблиц в развитии детей

Использование мнемотаблиц в развитии детей среднего дошкольного возраста....

Использование книг для развития детей дошкольного возраста по программе духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки"

Программа духовно-нравственного воспитания "Социокультурные истоки" в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....