опыт работы по использованию мнемотаблиц в развитии детей
методическая разработка по развитию речи на тему

Скрыльникова Юлия Викторовна

Использование мнемотаблиц в развитии детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k_prezentatsii.docx21.47 КБ
Файл prezentatsiya_mnemotekhnika.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте!

Сегодня я хотела бы рассказать как я использую мнемотехнику в  речевом развитии детей среднего дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Слайд № 2

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание,воображение, связную речь.

Что  такое мнемотаблицы, какие они бывают?

Слайд № 3

Мнемосхема - 1 карточка с 1 рисунком-символом.

Мнемодорожка -  вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию.

Мнемотаблица - это таблица, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд № 4

Методика работы с мнемотаблицами

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что изображено;
  2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;
  3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминая.

Слайд №5

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Но я уже в младшем возрасте начала использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

В своей работе я использую мнемотаблицы цветные, так как у детей среднего возраста  в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета

Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок  составить рассказ, т.е.  постепенно подойти  к обучению монологической речи.

Слайд № 6

В развитии речи я использую мнемотаблицы в разделе связная речь при составлении описательных рассказов, для пересказа сказки и заучивания стихотворения.

Слайд № 7

Составление описательного рассказа  

 Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета

Слайд №8

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание я придумываю картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения я планирую активно включать детей в процесс создания своей схемы.

Слайд № 9

Пересказ сказки

При пересказе с помощью мнемотаблиц,  дети видят всех действующих лиц, и свое внимание  концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Пройденный материал мы с детьми постоянно повторяем. Это обычно происходит во время игр, заданий побуждающих детей вспоминать выученные ранее стихотворения, например, во время лепки, рисования, на прогулке, во время наблюдения.

В результате использования  мною мнемотаблиц:

У детей: расширился круг знаний; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше развивается связная речь, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка.

Слайд № 10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотаблиц в развитии детей среднего дошкольного возраста.

Слайд 2

Мнемотехника , или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 3

Структура мнемотехники

Слайд 4

Методика работы с мнемотаблицами Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов . Преобразование символов в образы . Пересказ при помощи символов .

Слайд 6

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего возраста Составление описательных рассказов Пересказ сказки Заучивание стихотворения

Слайд 8

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ. В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.

Слайд 9

Пересказ сказок

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: Театрализованные спектакли как средство развития детей с общим недоразвитием речи.

Представление опыта организации музыкально-театрализованной деятельности с детьми с нарушениями речи в коррекционной группе. Возможности взаимодействия специалистов в процессе коррекции недостатков...

Опыт работы по теме: «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

СодержаниеВведение ………………………………………………………………………..3-41. Теоретические основы социально-личностного развития детей дошкольного возраста.1.1. Основные направления социально-личностного развития ребе...

Опыт работы «Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы: создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек на занятиях по физическому воспитанию....

Памятка для родителей."Использование мнемотаблиц в развитии детей дошкольного возраста".

В этой памятке раскрывается понятие мнемотехника. И как она влияет на всесторонее развитие личности дошкольника....

Досуг. Опыт работы по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности»

Досуг . Опыт работы по теме : " Художественно - эстетическое развитие посредством пазных видов деятельности ....

Опыт работы по использованию Технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Авторы: В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая.

Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую завис...