Опыт работы по направлению "Социально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Редникина Наталья Валерьевна

Опыт работы с гистограммами

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «СОЛОВЬЁВСКАЯ СОШ»

Описание системы методической работы по  теме

«Социально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста»

2013 г.

     Мир вокруг нас меняется – меняются и дети. Современные дошкольники способнее и более чувствительны, чем раньше. Поэтому основная цель современного дошкольного образования – помочь каждому ребёнку полностью раскрыть свой потенциал, и эта важнейшая миссия возложена на педагогов детских образовательных учреждений. Каждый возрастной период является важной ступенью в развитии детей. Воспитанники подготовительной к школе группы – будущие первоклассники, поэтому главное, что необходимо им, - это положительная мотивация к учению.  Задача педагогов –  раскрыть потенциал ребёнка, данный ему от рождения, воспитать  дущу и  характер подрастающего человека, но состоит  эта работа не в максимальном ускорении развития детей, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «путь» школьного возраста, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала, способствовать совершенствованию знаний, умений, навыков, формирование психологической готовности. Дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе и это отражается в действующих федеральных государственных требованиях при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года). Одним из  четырёх важнейших направлений развития детей является социально – личностное развитие. Которое включает такие образовательные области как «Социализация», «Труд», «Безопасность» и ставит следующие задачи:  

-личностное развитие воспитанников;    

-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу;

-приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

-развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств;

-формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту;

-воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;

-формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

-формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира).

 Развитие личностных качеств   является приоритетной задачей не только в направлении социально – личностного развития, но и в  трёх других направлениях развития дошкольников:  физическом, познавательно-речевом, художественно-эстетическом, поэтому для себя я выбрала методическую работу по теме «Социально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста».                                                                                                      

                                                                                                                                                                                               Проблема личности всегда была одной из центральных в педагогике, а проблему воспитания личности можно смело назвать главной проблемой педагогической теории и практики воспитания.  Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в  первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.  Великие прогрессивные мыслители и педагоги  В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский настаивали на том, чтобы процесс воспитания строился на принципе уважения к личности ребёнка, на необходимости стремиться к  воспитанию, прежде всего человека.  В.Г. Белинский писал : «Воспитание должно видеть в детях не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы быть впоследствии и тем, и другим, не переставая быть человеком».  Крупнейшие педагоги Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт видели именно в воспитании личности ребёнка главнейшую задачу воспитательно – образовательной деятельности. Эффективность воспитания они связывали с характером и взглядами самих воспитателей, коими являются педагоги и родители, с теми отношениями, которые складываются у них с детьми. К.Д. Ушинский писал: «…Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». В предисловии к своему фундаментальному труду «Человек как предмет воспитания» он наметил обширную программу того, что должен знать педагог о личности своих воспитанников, потому что «кто хочет учить, тот должен снизойти до потребности воспитанника, заглянуть в его душу».       В трудах великих классиков педагогической науки А.В. Луначарского, А.С. Макаренко,   В.А. Сухомлинского,  Л.В. Занкова,  С.Т. Шацкого,  В.А. Караковского,  Х.Й.  Лиймитса,  В.И. Петровой, Г.Н. Филонова и др. сформулированы и раскрыты важнейшие принципы педагогического рассмотрения личности ребёнка и процесс её воспитания:

- подход к личности как к активному субъекту;

- социальная обусловленность становления личности;

- развитие личности в процессе воспитания;

- возрастной подход к воспитанию личности;

- определяющее значение воспитания личности в коллективе и др.

  А.В. Луначарский писал: «Нужно, чтобы на коллективной основе особенности человека получали полное развитие – это залог широкого распределения труда в обществе. Только разнообразное в своих отдельных человеческих личностях общество, распадающееся на ярко выраженные индивидуумы, представляет действительно культурное, богатое общество. Личность должна гордиться развитием в себе всех способностей для служения целому».  Проблемы  развития и социализации личности рассматривались и продолжают изучаться  не только педагогами, но и  философами (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологами и психологами  (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Но с точки зрения какой бы науки не рассматривался подход к воспитанию личности и к самому понятию личности, все вышеперечисленные учёные едины в одном: личность как понятие определяется как развивающаяся система отношений ребёнка к миру и с миром с одной стороны, а с другой – к себе и с самим собой.  Исключительно важное место в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образование. “Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он научится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности” (С.А. Козлова).

      Работа над единой методической темой по направлению социально – личностного развития детей начата мной в сентябре 2012 года. Поводом для работы именно в этом направлении послужили несколько факторов:                                                                                     1. Наблюдения за детьми в процессе различного вида деятельностей показали, что ребята агрессивны к сверстникам, у многих отсутствует чувство коллективизма, не сформированы навыки самообслуживания, в общении со сверстниками и взрослыми замкнуты, наблюдался низкий уровень познавательной активности, быстрая утомляемость и т.п.

2.  Мониторинг детей группы  по социально – личностному направлению в начале 2012-2013 года  методами наблюдений за деятельностью детей, бесед, использования различных дидактических и игровых пособий  показала следующие результаты:

Название раздела

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

Развитие игровой деятельности

50%

10 детей

30%

6 детей

20%

5 детей

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

40%

8 детей

50%

10 детей

10%

3 ребёнка

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. Чувства принадлежности к мировому сообществу

30%

7 детей

45%

9 детей

25%

5 детей

Развитие трудовой деятельности

40%

8 детей

40%

8 детей

20%

5 детей

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

25%

5 детей

45%

9 детей

30%

7 детей

Характеристика группы

Всего детей, постоянно посещающих группу -21

Списочный состав -21

Девочек -10 из них: 5 лет-5ребёнка, 6 лет –5 детей

Мальчики – 11 из них: 5 лет- 0 детей, 6 лет-11 детей

                                                                                                                             (Приложение1)

  3. Одним из важнейших  факторов в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Психолого-педагогические исследования (Е.П. Арнаутовой, А.И. Божович,                         Н.Ф. Виноградовой и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Проведённая  в начале учебного года диагностика родителей воспитанников группы (путём анкетирования и индивидуальных бесед) показала неутешительный результат: вопросам социально - личностного развития  детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто родителями не осознаётся либо игнорируется важность роли семьи на процесс социализации ребенка – дошкольника,  да и сама роль личностного и нравственного развития считается менее важной, чем обучение чтению и письму.  

 

 

 Вышеперечисленные факторы влияли  на общую атмосферу в детском коллективе, что  препятствовало  организации и проведению НОД, режимных моментов, самостоятельной деятельности, а это в свою очередь отразилось бы на успешности освоения детьми образовательной программы.  

     Изучение проблем  воспитания  личности  детей дошкольного возраста в работах основоположников таких наук как педагогика, психология, социология, философия, а так же современных учёных и педагогов, позволило сформулировать цель и задачи  профессиональной деятельности и, как следствие, развитие своей профессиональной компетентности именно в этом направлении. Следует заметить, что цель и задачи полностью отражают  концепцию модернизации российского образования  и Федеральные государственные требования к общеобразовательной программе дошкольного образования.     

     Целью методической работы своего профессионального развития в рамках методической системы считаю  создание благоприятных условий для  полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и  индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе и к обучению в школе.

 Задачи:

- Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников,  укрепления здоровья и эмоционального благополучия.

- Организовать  насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, приоритет развивающих и воспитательных задач  для благоприятной социализации детей и заложения основ для формирования базовых компетентностей дошкольника.

- Систематизировать работу над совершенствованием профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации образовательного процесса на основе личностно – ориентированного подхода с использованием современных образовательных технологий.

- Создать условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы всех участников образовательного процесса, установление сотрудничества с родителями,  заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки.

- Совершенствовать систему подготовки детей к обучению в школе в соответствии с ФГТ и ФГОС.

-  Развитие познавательно – исследовательской деятельности, самостоятельности, инициативности, организаторских способностей; воспитывать чувство коллективизма.                                                                                                - Воспитывать культуру поведения и общения; активно выражать доброе отношение к близким;  развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.                                                                          – Воспитание экологической культуры.                                                                                            – Привлечение родителей к активному взаимодействию с образовательным учреждением.      – Формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу и гендерной принадлежности.                                                                                                                 - Формирование потребности трудиться; развитие трудовых умений и навыков.      

     В ходе работы над единой методической темой были изучены следующие передовые педагогические технологии: Технология проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин,  A.M. Матюшкин), Технология эвристического обучения (А.В. Хуторской), Личностно-ориентированная технология обучения (И.С. Якиманская и др.),  Технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В. Репкин)  и др.), что позволило структурировать  содержание воспитательно-образовательного процесса на основе передачи детям систем и опытов: Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, что включает в себя основные понятия и термины, факты повседневной действительности; основные законы науки, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в обществе и т.п.

Система умений и навыков, т.е. приобретение опыта осуществления уже известных способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфичных для различного вида деятельности.

Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности, что предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности и новых; видение структуры объекта; видение возможных решений одной и той же проблемы.

Опыт и нормы эмоционально – волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности.

     Может показаться, что по отношению к детям дошкольного возраста всё вышеизложенное звучит слишком высокопарно, но не стоит забывать, что как сказал известный психолог Леонтьев А.Н: «Личностью не родятся, личностью становятся» и становление личности происходит непрерывно, с момента рождения.

      Для успешного достижения поставленной цели и решения задач работа по направлению социально – личностного развития  детей в нашей группе носит непрерывный характер и осуществляется в организации непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в организации самостоятельной деятельности детей, досугов, развлечений, кружковой работы. В своей работе использую такие образовательные технологии как здоровьесберегающие  ( подвижные и спортивные игры, физкультминутки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, артикуляционная гимнастика, релаксация, пальчиковая гимнастика, самомассаж, коммуникативные игры, игротреннинги и игротерапия, сказкотерапия) ,  ИКТ, технология проблемного обучения, технология эвристического обучения, личностно-ориентированная технология обучения,  технология развивающего обучения  и методы – наблюдение;  показ предметов, картин, иллюстраций, образца, способов действия; использование кинофильмов, мультимедийных презентаций, музыкального центра; наглядные и дидактические пособия, дидактические, имитационные, театрализованные, интерактивные, сюжетно-ролевые  игры и игры -драматизации;   показ; рассказ; чтение и обсуждение; беседа; вопросы к детям; обсуждение ситуаций из личного опыта воспитанников ;  упражнения; образец и задание; групповые праздники; проблемные ситуации и реализация проектов.  При выборе технологий и методов работы ориентируюсь на возрастные, индивидуальные, психологические особенности детей, что позволяет получить максимальный эффект при проведении конкретной деятельности.

          В процессе проведения познавательной деятельности,  сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная формы  работы, что способствует формированию новых знаний и умений, применению этих знаний и умений, а так же обобщению, систематизации, контролю и коррекции.                                                                                                                                          Средствами, обеспечивающими эффективную организацию процесса обучения и воспитания являются: окружающий мир; общение взрослых и детей; культурная языковая среда;  обучение  в НОД; художественная литература; изобразительные средства; сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные игры, игры с правилами; раздаточный материал; театрализованные представления, досуги, утренники и развлечения и т.п. Создаются необходимые условия для полноценного сотрудничества с семьей, проводятся различные мероприятия для повышения педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах воспитания, успешной социализации и личностного развития ребёнка.  

  Диагностический компонент является частью методической системы. Уровень сформированности интегративных качеств по направлению социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста и успешности освоения программы воспитания и обучения  определяется с помощью модели мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в подготовительной группе, автором данной модели является Ю.А. Афонькина. В основу разработки преемственных мониторинговых индикаторов положены результаты как классических, так и современных фундаментальных и прикладных исследований в области детской психологии (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Веракса, Е.О. Смирнова и др.). Мониторинговая система разработана на основе ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, носит универсальный характер и допущен к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ №16 от 16.01.2012 года.

 Представленная методическая система имеет в образовательно – воспитательном процессе положительный эффект: результатом деятельности в рамках методической системы  являются:

1. Результаты диагностики по направлению «Социально –личностное развитие» в конце 2012 – 2013 учебного года (Приложение 2).

2. Результаты мониторинга успешности освоения Основной общеобразовательной программы для группы дошкольного образования МКОУ «Соловьёвская СОШ» (Приложение 3).

3. Результат диагностики по направлению «Социально – личностное развитие» в начале  2013–2014 учебного года (Приложение 4).                                                                                            Анализ  результатов  диагностики, а так же структуры и содержания  воспитательно – образовательной деятельности, обучающего,  методического материала, показал, что дети, второй год  посещающие группу дошкольного образования, более коммуникабельны, умеют договариваться со сверстниками, более дружелюбны к окружающим, самостоятельны в организации игровой и познавательно – исследовательской деятельности, в создании предметно – игровой среды; более устойчивы  такие  нравственно –волевые качества, как организованность, ответственность, дисциплинированность и т.п.                

4. Тесное взаимодействие с родителями и др. социальными партнёрами по социально – личностному развитию детей (формы взаимодействия: собрания, консультации, анкетирование, оформление информационных стендов, день открытых дверей, индивидуальные беседы, показ деятельности, праздники, конкурсы, творческие мастерские, мастер-классы, акции и т.п.).

5. Разработка программы по организации агитационно-массовой работы с семьёй и лицами, занимающимися воспитанием детей, по вопросам защиты прав детей;

6. Разработка проекта по правовому воспитанию детей дошкольного возраста;

7. Разработка программы по экологическому воспитанию детей в группе дошкольного образования;

8. Разработка открытых мероприятий в рамках взаимодействия с родителями и социальными партнёрами;

9. Разработка интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста, а так же различные  дидактические игры.

10. Участие ребят группы в различных всероссийских, муниципальных конкурсах; конкурсах, организованных в МКОУ «Соловьёвская СОШ» (результат конкурса «ОБЖ. Простые правила», организованного Омским центром образовательных инициатив см. Приложение 5).

Используемая литература:

1.  Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, Мозаика – Синтез, 2007 год;

2. Белая К.Ю. «Самообразование педагогов ДОУ» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, -2007. №2. –С. 37-41;

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна -М.: Меж. пед. Академия, 1995. -212 с.

4. Гладышева Н.Н., Мезенцева В.Н. и др. «Рабочая программа воспитателя» Волгоград, Учитель, 2013 год;

5. Кочетова Н.А. и др. «Справочник старшего воспитателя» Волгоград, Учитель, 2013 год;

6. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980.

7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

8. Мудрик А.В. «Личность школьника и её воспитание в коллективе» Москва, Знание, 1983 год;

9. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития

воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для

руководителей и методистов. -2-е изд., испр. -М.: Айрис-пресс, 2004. -64 с.;

10. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1984.

11. Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. – М.:НИИ ОП АПН СССР, 1989.

Приложение 4

Диагностика по направлению «Социально – личностное развитие»

начало 2013 – 2014 учебного года

Название раздела

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

Развитие игровой деятельности

50%

7 детей

35%

5 детей

15%

2 детей

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

45%

7 детей

40%

5 детей

15%

2 ребёнка

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. Чувства принадлежности к мировому сообществу

40%

7 детей

35%

4 ребёнка

25%

3 детей

Развитие трудовой деятельности

35%

5 детей

40%

6 детей

25%

3 детей

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

35%

5 детей

40%

6 детей

25%

3 ребёнка

Характеристика группы

Всего детей, постоянно посещающих группу -14

Списочный состав -17

Девочек -8 из них:  4 года- 1 ребёнок, 5 лет-3 ребёнка, 6 лет –4 ребёнка.

Мальчики – 6 из них: 5 лет- 3 детей, 6 лет-2 детей,

7 лет – 1 ребёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ»

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ Сведения об авторе опыта: Кочубей Наталья Анатольевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105» г. Краснодара, инструктор по физической культуре, 8(861)224-53-80Тема оп...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

     Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин...

Опыт работы по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возрастаПодготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска, Росто...

Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...

Опыт работы на тему "Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста"

В материале описан опыт работы на протяжении трех лет. Опыт работы теоретически обоснован. Сенсомоторное развитие осуществляется в различных видах дятельности - исследовательская, художественно - твор...

Опыт работы. Тема: «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через краеведение» для аттестации раздел личный вклад

Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционным...