Опыт работы по направлению "Социально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОЛОВЬЁВСКАЯ СОШ»
Описание системы методической работы по теме
«Социально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста»
2013 г.
Мир вокруг нас меняется – меняются и дети. Современные дошкольники способнее и более чувствительны, чем раньше. Поэтому основная цель современного дошкольного образования – помочь каждому ребёнку полностью раскрыть свой потенциал, и эта важнейшая миссия возложена на педагогов детских образовательных учреждений. Каждый возрастной период является важной ступенью в развитии детей. Воспитанники подготовительной к школе группы – будущие первоклассники, поэтому главное, что необходимо им, - это положительная мотивация к учению. Задача педагогов – раскрыть потенциал ребёнка, данный ему от рождения, воспитать дущу и характер подрастающего человека, но состоит эта работа не в максимальном ускорении развития детей, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «путь» школьного возраста, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала, способствовать совершенствованию знаний, умений, навыков, формирование психологической готовности. Дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе и это отражается в действующих федеральных государственных требованиях при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года). Одним из четырёх важнейших направлений развития детей является социально – личностное развитие. Которое включает такие образовательные области как «Социализация», «Труд», «Безопасность» и ставит следующие задачи:
-личностное развитие воспитанников;
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу;
-приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
-развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств;
-формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту;
-воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;
-формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
-формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Развитие личностных качеств является приоритетной задачей не только в направлении социально – личностного развития, но и в трёх других направлениях развития дошкольников: физическом, познавательно-речевом, художественно-эстетическом, поэтому для себя я выбрала методическую работу по теме «Социально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста».
Проблема личности всегда была одной из центральных в педагогике, а проблему воспитания личности можно смело назвать главной проблемой педагогической теории и практики воспитания. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. Великие прогрессивные мыслители и педагоги В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский настаивали на том, чтобы процесс воспитания строился на принципе уважения к личности ребёнка, на необходимости стремиться к воспитанию, прежде всего человека. В.Г. Белинский писал : «Воспитание должно видеть в детях не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы быть впоследствии и тем, и другим, не переставая быть человеком». Крупнейшие педагоги Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт видели именно в воспитании личности ребёнка главнейшую задачу воспитательно – образовательной деятельности. Эффективность воспитания они связывали с характером и взглядами самих воспитателей, коими являются педагоги и родители, с теми отношениями, которые складываются у них с детьми. К.Д. Ушинский писал: «…Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». В предисловии к своему фундаментальному труду «Человек как предмет воспитания» он наметил обширную программу того, что должен знать педагог о личности своих воспитанников, потому что «кто хочет учить, тот должен снизойти до потребности воспитанника, заглянуть в его душу». В трудах великих классиков педагогической науки А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.В. Занкова, С.Т. Шацкого, В.А. Караковского, Х.Й. Лиймитса, В.И. Петровой, Г.Н. Филонова и др. сформулированы и раскрыты важнейшие принципы педагогического рассмотрения личности ребёнка и процесс её воспитания:
- подход к личности как к активному субъекту;
- социальная обусловленность становления личности;
- развитие личности в процессе воспитания;
- возрастной подход к воспитанию личности;
- определяющее значение воспитания личности в коллективе и др.
А.В. Луначарский писал: «Нужно, чтобы на коллективной основе особенности человека получали полное развитие – это залог широкого распределения труда в обществе. Только разнообразное в своих отдельных человеческих личностях общество, распадающееся на ярко выраженные индивидуумы, представляет действительно культурное, богатое общество. Личность должна гордиться развитием в себе всех способностей для служения целому». Проблемы развития и социализации личности рассматривались и продолжают изучаться не только педагогами, но и философами (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологами и психологами (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Но с точки зрения какой бы науки не рассматривался подход к воспитанию личности и к самому понятию личности, все вышеперечисленные учёные едины в одном: личность как понятие определяется как развивающаяся система отношений ребёнка к миру и с миром с одной стороны, а с другой – к себе и с самим собой. Исключительно важное место в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образование. “Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он научится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности” (С.А. Козлова).
Работа над единой методической темой по направлению социально – личностного развития детей начата мной в сентябре 2012 года. Поводом для работы именно в этом направлении послужили несколько факторов: 1. Наблюдения за детьми в процессе различного вида деятельностей показали, что ребята агрессивны к сверстникам, у многих отсутствует чувство коллективизма, не сформированы навыки самообслуживания, в общении со сверстниками и взрослыми замкнуты, наблюдался низкий уровень познавательной активности, быстрая утомляемость и т.п.
2. Мониторинг детей группы по социально – личностному направлению в начале 2012-2013 года методами наблюдений за деятельностью детей, бесед, использования различных дидактических и игровых пособий показала следующие результаты:
Название раздела | Показатели | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Развитие игровой деятельности | 50% 10 детей | 30% 6 детей | 20% 5 детей |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми | 40% 8 детей | 50% 10 детей | 10% 3 ребёнка |
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. Чувства принадлежности к мировому сообществу | 30% 7 детей | 45% 9 детей | 25% 5 детей |
Развитие трудовой деятельности | 40% 8 детей | 40% 8 детей | 20% 5 детей |
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности | 25% 5 детей | 45% 9 детей | 30% 7 детей |
Характеристика группы | Всего детей, постоянно посещающих группу -21 Списочный состав -21 Девочек -10 из них: 5 лет-5ребёнка, 6 лет –5 детей Мальчики – 11 из них: 5 лет- 0 детей, 6 лет-11 детей |
(Приложение1)
3. Одним из важнейших факторов в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Психолого-педагогические исследования (Е.П. Арнаутовой, А.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Проведённая в начале учебного года диагностика родителей воспитанников группы (путём анкетирования и индивидуальных бесед) показала неутешительный результат: вопросам социально - личностного развития детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто родителями не осознаётся либо игнорируется важность роли семьи на процесс социализации ребенка – дошкольника, да и сама роль личностного и нравственного развития считается менее важной, чем обучение чтению и письму.
Вышеперечисленные факторы влияли на общую атмосферу в детском коллективе, что препятствовало организации и проведению НОД, режимных моментов, самостоятельной деятельности, а это в свою очередь отразилось бы на успешности освоения детьми образовательной программы.
Изучение проблем воспитания личности детей дошкольного возраста в работах основоположников таких наук как педагогика, психология, социология, философия, а так же современных учёных и педагогов, позволило сформулировать цель и задачи профессиональной деятельности и, как следствие, развитие своей профессиональной компетентности именно в этом направлении. Следует заметить, что цель и задачи полностью отражают концепцию модернизации российского образования и Федеральные государственные требования к общеобразовательной программе дошкольного образования.
Целью методической работы своего профессионального развития в рамках методической системы считаю создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе и к обучению в школе.
Задачи:
- Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников, укрепления здоровья и эмоционального благополучия.
- Организовать насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, приоритет развивающих и воспитательных задач для благоприятной социализации детей и заложения основ для формирования базовых компетентностей дошкольника.
- Систематизировать работу над совершенствованием профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации образовательного процесса на основе личностно – ориентированного подхода с использованием современных образовательных технологий.
- Создать условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы всех участников образовательного процесса, установление сотрудничества с родителями, заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки.
- Совершенствовать систему подготовки детей к обучению в школе в соответствии с ФГТ и ФГОС.
- Развитие познавательно – исследовательской деятельности, самостоятельности, инициативности, организаторских способностей; воспитывать чувство коллективизма. - Воспитывать культуру поведения и общения; активно выражать доброе отношение к близким; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков. – Воспитание экологической культуры. – Привлечение родителей к активному взаимодействию с образовательным учреждением. – Формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу и гендерной принадлежности. - Формирование потребности трудиться; развитие трудовых умений и навыков.
В ходе работы над единой методической темой были изучены следующие передовые педагогические технологии: Технология проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, A.M. Матюшкин), Технология эвристического обучения (А.В. Хуторской), Личностно-ориентированная технология обучения (И.С. Якиманская и др.), Технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В. Репкин) и др.), что позволило структурировать содержание воспитательно-образовательного процесса на основе передачи детям систем и опытов: Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, что включает в себя основные понятия и термины, факты повседневной действительности; основные законы науки, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в обществе и т.п.
Система умений и навыков, т.е. приобретение опыта осуществления уже известных способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфичных для различного вида деятельности.
Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности, что предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности и новых; видение структуры объекта; видение возможных решений одной и той же проблемы.
Опыт и нормы эмоционально – волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности.
Может показаться, что по отношению к детям дошкольного возраста всё вышеизложенное звучит слишком высокопарно, но не стоит забывать, что как сказал известный психолог Леонтьев А.Н: «Личностью не родятся, личностью становятся» и становление личности происходит непрерывно, с момента рождения.
Для успешного достижения поставленной цели и решения задач работа по направлению социально – личностного развития детей в нашей группе носит непрерывный характер и осуществляется в организации непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в организации самостоятельной деятельности детей, досугов, развлечений, кружковой работы. В своей работе использую такие образовательные технологии как здоровьесберегающие ( подвижные и спортивные игры, физкультминутки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, артикуляционная гимнастика, релаксация, пальчиковая гимнастика, самомассаж, коммуникативные игры, игротреннинги и игротерапия, сказкотерапия) , ИКТ, технология проблемного обучения, технология эвристического обучения, личностно-ориентированная технология обучения, технология развивающего обучения и методы – наблюдение; показ предметов, картин, иллюстраций, образца, способов действия; использование кинофильмов, мультимедийных презентаций, музыкального центра; наглядные и дидактические пособия, дидактические, имитационные, театрализованные, интерактивные, сюжетно-ролевые игры и игры -драматизации; показ; рассказ; чтение и обсуждение; беседа; вопросы к детям; обсуждение ситуаций из личного опыта воспитанников ; упражнения; образец и задание; групповые праздники; проблемные ситуации и реализация проектов. При выборе технологий и методов работы ориентируюсь на возрастные, индивидуальные, психологические особенности детей, что позволяет получить максимальный эффект при проведении конкретной деятельности.
В процессе проведения познавательной деятельности, сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы, что способствует формированию новых знаний и умений, применению этих знаний и умений, а так же обобщению, систематизации, контролю и коррекции. Средствами, обеспечивающими эффективную организацию процесса обучения и воспитания являются: окружающий мир; общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение в НОД; художественная литература; изобразительные средства; сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные игры, игры с правилами; раздаточный материал; театрализованные представления, досуги, утренники и развлечения и т.п. Создаются необходимые условия для полноценного сотрудничества с семьей, проводятся различные мероприятия для повышения педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах воспитания, успешной социализации и личностного развития ребёнка.
Диагностический компонент является частью методической системы. Уровень сформированности интегративных качеств по направлению социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста и успешности освоения программы воспитания и обучения определяется с помощью модели мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в подготовительной группе, автором данной модели является Ю.А. Афонькина. В основу разработки преемственных мониторинговых индикаторов положены результаты как классических, так и современных фундаментальных и прикладных исследований в области детской психологии (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Веракса, Е.О. Смирнова и др.). Мониторинговая система разработана на основе ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, носит универсальный характер и допущен к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ №16 от 16.01.2012 года.
Представленная методическая система имеет в образовательно – воспитательном процессе положительный эффект: результатом деятельности в рамках методической системы являются:
1. Результаты диагностики по направлению «Социально –личностное развитие» в конце 2012 – 2013 учебного года (Приложение 2).
2. Результаты мониторинга успешности освоения Основной общеобразовательной программы для группы дошкольного образования МКОУ «Соловьёвская СОШ» (Приложение 3).
3. Результат диагностики по направлению «Социально – личностное развитие» в начале 2013–2014 учебного года (Приложение 4). Анализ результатов диагностики, а так же структуры и содержания воспитательно – образовательной деятельности, обучающего, методического материала, показал, что дети, второй год посещающие группу дошкольного образования, более коммуникабельны, умеют договариваться со сверстниками, более дружелюбны к окружающим, самостоятельны в организации игровой и познавательно – исследовательской деятельности, в создании предметно – игровой среды; более устойчивы такие нравственно –волевые качества, как организованность, ответственность, дисциплинированность и т.п.
4. Тесное взаимодействие с родителями и др. социальными партнёрами по социально – личностному развитию детей (формы взаимодействия: собрания, консультации, анкетирование, оформление информационных стендов, день открытых дверей, индивидуальные беседы, показ деятельности, праздники, конкурсы, творческие мастерские, мастер-классы, акции и т.п.).
5. Разработка программы по организации агитационно-массовой работы с семьёй и лицами, занимающимися воспитанием детей, по вопросам защиты прав детей;
6. Разработка проекта по правовому воспитанию детей дошкольного возраста;
7. Разработка программы по экологическому воспитанию детей в группе дошкольного образования;
8. Разработка открытых мероприятий в рамках взаимодействия с родителями и социальными партнёрами;
9. Разработка интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста, а так же различные дидактические игры.
10. Участие ребят группы в различных всероссийских, муниципальных конкурсах; конкурсах, организованных в МКОУ «Соловьёвская СОШ» (результат конкурса «ОБЖ. Простые правила», организованного Омским центром образовательных инициатив см. Приложение 5).
Используемая литература:
1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, Мозаика – Синтез, 2007 год;
2. Белая К.Ю. «Самообразование педагогов ДОУ» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, -2007. №2. –С. 37-41;
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна -М.: Меж. пед. Академия, 1995. -212 с.
4. Гладышева Н.Н., Мезенцева В.Н. и др. «Рабочая программа воспитателя» Волгоград, Учитель, 2013 год;
5. Кочетова Н.А. и др. «Справочник старшего воспитателя» Волгоград, Учитель, 2013 год;
6. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980.
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.
8. Мудрик А.В. «Личность школьника и её воспитание в коллективе» Москва, Знание, 1983 год;
9. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития
воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для
руководителей и методистов. -2-е изд., испр. -М.: Айрис-пресс, 2004. -64 с.;
10. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1984.
11. Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. – М.:НИИ ОП АПН СССР, 1989.
Приложение 4
Диагностика по направлению «Социально – личностное развитие»
начало 2013 – 2014 учебного года
Название раздела | Показатели | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Развитие игровой деятельности | 50% 7 детей | 35% 5 детей | 15% 2 детей |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми | 45% 7 детей | 40% 5 детей | 15% 2 ребёнка |
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. Чувства принадлежности к мировому сообществу | 40% 7 детей | 35% 4 ребёнка | 25% 3 детей |
Развитие трудовой деятельности | 35% 5 детей | 40% 6 детей | 25% 3 детей |
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности | 35% 5 детей | 40% 6 детей | 25% 3 ребёнка |
Характеристика группы | Всего детей, постоянно посещающих группу -14 Списочный состав -17 Девочек -8 из них: 4 года- 1 ребёнок, 5 лет-3 ребёнка, 6 лет –4 ребёнка. Мальчики – 6 из них: 5 лет- 3 детей, 6 лет-2 детей, 7 лет – 1 ребёнок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/03/picture-119513-1475500002.jpg)
Опыт работы: «ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ»
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ Сведения об авторе опыта: Кочубей Наталья Анатольевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105» г. Краснодара, инструктор по физической культуре, 8(861)224-53-80Тема оп...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/28/picture-528367-1680011857.jpg)
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-984569-1515409557.jpg)
Опыт работы по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возрастаПодготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска, Росто...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/10/picture-1127737-1676058470.jpg)
Опыт работы музыкального руководителя «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами русской классической музыки» Проценко Наталья Викторовна, музыкальный руководитель 1 ой категории
Опыт работы музыкального руководителя...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-1438047-1669057574.jpg)
Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/30/picture-1454013-1675066542.jpg)
Опыт работы на тему "Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста"
В материале описан опыт работы на протяжении трех лет. Опыт работы теоретически обоснован. Сенсомоторное развитие осуществляется в различных видах дятельности - исследовательская, художественно - твор...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-796484-1465488073.jpg)
Опыт работы. Тема: «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через краеведение» для аттестации раздел личный вклад
Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционным...