Опыт работы по теме: «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через театрализованные игры»
методическая разработка на тему

Рязапова Эльмира Ринатовна

 

Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3-4

1. Теоретические основы социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

1.1. Основные направления социально-личностного развития ребенка………..4-6

1.2.Театрализованная игра как средство формирования личности ребенка…………………………………………………….…………………….7-9

2. Система работы по социально – личностному развитию дошкольников через театрализованные игры.

2.1.Задачи социально-личностного развития детей в театрализованных

играх………………………………………………………………………….9-11

2.2.Методическое обеспечения работы с детьми………………………...11-13

2.3.Предметно-развивающая среда в группе…………………………….13-14

2.4.Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………14-15

2.5.Результаты диагностического обследования…………………………..15-16

Заключение……………………………………………………………………  16

Библиография……………………………………………………………….17-18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого

ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей

звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение

у нас, профессиональных артистов».

К.С.Станиславского

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление  дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребенка, анализу процессов, влияющих на ее формирование.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольное учреждение возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

 

1. Теоретические основы социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

         1.1. Основные направления социально-личностного развития ребенка.

Основы социально – личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми являются фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека,  его отношение  к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество  негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению. Вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного возраста.Личность - это единая психологическая система, которая представляет собой  взаимосвязанные системные уровни. Основной функцией личности выступает развитие внутреннего субъективного мира и активность субъекта во  взаимодействии с окружающим реальным миром.

С точки зрения одних психологов, личность – это любой человек, обладающий сознанием. Так, по словам психолога К. К. Платонова, «это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему». Человек, являющийся личностью, обладает, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

У детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера.

Общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно со взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму. Точнее говоря, он оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся о его эмоциональном благополучии (подбадривают, помогают поверить  в свои силы и возможности), уважают  и ценят независимо от его достоинств, недостатков, устанавливает с детьми доверительные отношения.

Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к  окружающим людям: воспитывают уважение и терпимость независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, создают возможности для приобщения детей к сотрудничеству с  другими людьми, помогают осознавать необходимость людей друг к другу. Для этого нужно необходимо поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. Например, в процессе постановки спектакля, общей постройки, изготовление совместно со сверстниками и взрослыми  общего панно ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и желания.

Развитие у детей социальных навыков, помогает осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать конфликты.

Важным аспектом социального развития ребенка является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом) Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (если потерялся на улице, к кому нужно обратиться, назвать свое имя, фамилию, домашний адрес).

Важно создавать условия для развития бережного ответственного отношения к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, ухаживать за животными, беречь игрушки, книги.

 

1.2. Театрализованная игра, как средство формирования личности ребенка.

Театрализованная игра  является одним из любимых занятий ребенка. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать всестороннее развитие личности и развитие творческих способностей детей. 

Театрализованная игра  в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится - на сцене или в зале.  Дети нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели поведения, которому необходимо следовать. В этом контексте театральная работа с детьми решает собственно- педагогические задачи, включая и ребенка и воспитателя в процесс освоения модели мира.

Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно.  Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Дети рисуют, лепят, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Умело, поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает  отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

2. Система работы по социально-личностному развитию  дошкольников через театрализованные игры.

2.1. Задачи социально-личностного развития детей в театрализованных играх.

Работая с детьми не один год, общаясь с ними из дня в день в процессе своих наблюдений, определила, что развитие социально-личностных отношений детей необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Именно в дошкольном возрасте формируются такие качества личности ребенка, как доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, сочувствие, сопереживание, уважение к чувству собственного достоинства, инициативность, самостоятельность в разных видах деятельности, открытость окружающему миру.

Изучив психолого-педагогическую литературу, выявила, что формирование социально-личностных отношений в процессе театрализованной игры, является одним из основных направлений в воспитательном процессе.

Театрализованная деятельность признана особым терапев­тическим средством, поскольку поз­воляет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица ка­кого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверен­ность в себе, застенчивость. Для сохра­нения  эмоционального комфорта детей в усло­виях социального окружения, я выбрала тему: «Развитие социально-личностных отношений через театрализованные игры».

Цель: формирование социально-личностных отношений у детей дошкольного возраста через театрализованную игру.

Для достижения этой цели поставила перед собой следующие задачи:

- развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, добрых чувств к животным и растениям, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, при согласовании своих действий с действиями партнера (слушать не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);

- формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

-  приобщение детей к сотрудничеству с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы;

- развитие способности выражать эмоции в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

2.2. Методическое обеспечение работы с детьми дошкольного возраста.

При планировании работы по развитию социально-личностных отношений разработала план, подобрала и оформила картотеку театрализованных игр (Приложение 1). Разработала рекомендации педагогам и родителям по проведению театрализованных игр.

Театрализованная деятельность организованна мной в группе, как в утренние, так и в вечерние часы, органично включаю в непосредственно образовательную деятельность. В недельном расписании два раза в неделю провожу кружок «Мир сказки».

Для снятия мышечного напряжения я использую следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища». В течение дня провожу пальчиковую гимнастику: «Мы капусту режем, режем», «Замок», «Как живешь?», «На двери весит замок», который  помогает развивать мелкую моторику.

Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту»,  «Лошадка», «Чистим зубки». Предлагаю детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).

Для развития дикции я использую различные скороговорки, игры «Подскажи словечко». Для развития пластической выразительности я предлагаю детям, пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору, от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку). При выполнении этих упражнений детьми, я слежу за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. Детям нравятся упражнения для развития выразительной мимики, например: «Солёный чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», и другие.

         Так же я предлагаю детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

Развитию социально- личностных отношений детей способствуют не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я стараюсь так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использую разнообразные приёмы: выбор детьми роли по желанию; назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей; проигрывание ролей в парах.

Для того, чтобы развернуть общение детей со взрослыми, детей между собой на определенные темы, я стала использовать  в своей работе игры по технологии ТРИЗ и РТВ (технология решения изобретательных задач и и развитие творческого воображения), которые позволяют воспитать творческую личность, подготовленную к решению нестандартных задач в разных областях деятельности.

В процессе использования игры по технологии ТРИЗ «Волшебные вещи» у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, развивается фантазия. Дети стремятся объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействие между ними.

В своей я работе использую «Коллажи сказок» - дети придумывают  новую сказку  на основе уже известных детям сказок. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

При составлении рифмованных текстов, используя игры «Рифмованный мяч», «Рифмованный домик» заметила, что у детей повышается настроение, они объединяются и организуются своим ритмом. Это помогает детям преодолевать психическое напряжение, создавать ощущения уверенности, развивать дикцию, слух, темп.

В результате использования игр по технологии ТРИЗ, я увидела, что детские ответы становятся нестандартными раскрепощенными, Дети вступают в общение на любую тему, появилось стремление к новизне.

2.3. Предметно-развивающая среда в группе.

В группе я оборудовала театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, настольный, пальчиковый, конусный, театр варежки, декорации.  Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови меня одним словом», «Настроение» и др.).

Кроме того, периодически обновляю материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для общения с каждым ребёнком.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности, я разместила ткани, костюмы для ряженья.

Учитывая полоролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек и оборудован уголок «Мир театра».

  Это позволило оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность детей  в группе.

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Я стараюсь заинтересовать и повысить  степень участия родителей в воспитании своих детей. Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и дошкольного учреждения.

  Для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с  воспитателями, могли рассказать о  своих волнениях и переживаниях  по поводу развития и воспитания ребенка,  спросить совета или получить какую  либо информацию или рекомендацию, стараюсь находить  новые формы работы с родителями.

Одной продуктивных методов стали семинары-практикумы (после которых вручаю родителям буклеты, памятки), индивидуальные беседы, дали родителям соответствующую информацию о психологических особенностях детей дошкольного возраста, которые способствовали сплочению родительского коллектива.

Для активной деятельности родителей и привлечения их к общественной жизни группы стал проект: «Мир сказки», организовала выставки: «В гостях у сказки», «Дело в шляпе»; фотовыставку: «Вместе весело играем.

Родители очень активно откликаются на  все мои предложения и доброжелательно относятся к моим задумкам.

Привлекая родителей к совместной деятельности, подчеркивая успехи их ребенка, ненавязчиво способствую возрождению семейной традиции домашнего тетра. Также родители оказывают помощь по изготовлению костюмов, декораций.

Таким образом, можно сказать установление доверительных отношений с родителями приводит   к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка.

 

2.5. Результаты диагностического обследования.

                Для того, чтобы проследить динамику развития социально- личностного развития детей мною было проведено диагностическое обследование по методике Т.И. Бабаевой, (приложение 2). Результаты обследования за 2 года показали, что театрализованные игры положительно влияют на отношение ребенка к себе, взрослому, человеку.

                Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры способствующие  социально-личностному развитию детей положительно влияют на отношение к себе, к взрослым и сверстникам  (что можно наблюдать в сравнительной диаграмме)

                Основным диагностическим методом, используемым в целях диагностики, является наблюдение за тем, как ребёнок ведёт себя в повседневных ситуациях, как он играет с остальными детьми, что делает в конкретных ситуациях, в беседах, в играх драматизациях, творческих заданиях.

В играх дети проявляют жизнерадостность, активность. Охотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Понимают эмоциональное состояние окружающих.

 

 

Заключение.

         Социально-личностное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к  «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.

          Для успешного решения задач эмоционального развития необходимо включение ребенка в театрализованную деятельность, (создание социальной среды). Необходимо обогатить педагогический процесс разнообразными средствами и методами, ведущим из которых является игра, как актуальная и значимая деятельность детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность имеет большое значение в социальном воспитании детей. В театрализованной деятельности развивается выразительная, публичная, диалогическая речь, совершенствуется звуковая культура речи. Эффективность эмоционального развития с помощью театрализованных игр и упражнений во многом определяется тем, насколько четко и дифференцированно обозначены в них воспитательные задачи и уровни их адекватной реализации педагогом при помощи разнообразных методов.

         В заключение хочу сказать, что систематическая работа по развитию социально-личностного развития в ходе игровой деятельности способствуют улучшению социального статуса ребенка.  От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям  в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.

 

Библиография.

  1. Акулова О.А., Солнцева О.В. Социализация. Игра. Снт–Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2012.
  2. Артемова  А.В. Театрализованные игры дошкольников. Москва: Просвещение, 1991
  3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. Москва, 2001.
  4. Бабаева Т.П., Михайлова З.А. Методические рекомендации к программе «Детство». «ДЕТСТВО-ПЕСС» 2003.
  5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступеньки общения: от года до шести.
  6. Губанова  Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников Москва «ВАКО» 2007
  7. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. Москва. 1974
  8. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль. 1996
  9. Клюева Н.В. Общение детей 5-7 лет. Ярославль, Академия Холдинг, 2001
  10. Лалаянц И. энергия агрессивности «Семья и школа». № 6, 1995.
  11. Логинова В.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство», СПб., 2002.
  12. Люблинская А.А. воспитателю о развитии ребенка. 1971.
  13. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва: ТЦ СФУРФ, 2003.
  14. Смирнова Е.В. Ступеньки общения от года до семи лет. Москва, 1997.
  15. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие. Творческий Центр. Москва.208
  16. Шипицына Л.М. Азбука общения, ДЕТСТВО-ПРЕСС., Санкт-Петербург, 2003.
  17. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. ТЦ СФЕРА. Москва, 2008.Антипина,  Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду  (Текст) / Е. А. Антипина. – М., 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_ryazapova_e.r.docx43.41 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующая МБДОУ «ДСОВ

с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-

эстетическому развитию детей

«Лесная сказка»

________ О.А.Гребенникова

                                                

Опыт работы по теме:
«Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

 Автор:

 Воспитатель

 1 квалификационной  категории     

 Рязапова Эльмира Ринатовна

Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3-4

1. Теоретические основы социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

1.1. Основные направления социально-личностного развития ребенка………..4-6

1.2.Театрализованная игра как средство формирования личности ребенка…………………………………………………….…………………….7-9

2. Система работы по социально – личностному развитию дошкольников через театрализованные игры.

2.1.Задачи социально-личностного развития детей в театрализованных

играх………………………………………………………………………….9-11

2.2.Методическое обеспечения работы с детьми………………………...11-13

2.3.Предметно-развивающая среда в группе…………………………….13-14

2.4.Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………14-15

2.5.Результаты диагностического обследования…………………………..15-16

Заключение……………………………………………………………………  16

Библиография……………………………………………………………….17-18

Введение

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого

ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей

звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение

у нас, профессиональных артистов».

К.С.Станиславского

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление  дать знания дошкольникам, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребенка, анализу процессов, влияющих на ее формирование.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольное учреждение возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

1. Теоретические основы социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

        1.1. Основные направления социально-личностного развития ребенка.

Основы социально – личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми являются фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека,  его отношение  к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество  негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению. Вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного возраста.Личность - это единая психологическая система, которая представляет собой  взаимосвязанные системные уровни. Основной функцией личности выступает развитие внутреннего субъективного мира и активность субъекта во  взаимодействии с окружающим реальным миром.

С точки зрения одних психологов, личность – это любой человек, обладающий сознанием. Так, по словам психолога К. К. Платонова, «это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему». Человек, являющийся личностью, обладает, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

У детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера.

Общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно со взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму. Точнее говоря, он оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся о его эмоциональном благополучии (подбадривают, помогают поверить  в свои силы и возможности), уважают  и ценят независимо от его достоинств, недостатков, устанавливает с детьми доверительные отношения.

Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к  окружающим людям: воспитывают уважение и терпимость независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, создают возможности для приобщения детей к сотрудничеству с  другими людьми, помогают осознавать необходимость людей друг к другу. Для этого нужно необходимо поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. Например, в процессе постановки спектакля, общей постройки, изготовление совместно со сверстниками и взрослыми  общего панно ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и желания.

Развитие у детей социальных навыков, помогает осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать конфликты.

Важным аспектом социального развития ребенка является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом) Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (если потерялся на улице, к кому нужно обратиться, назвать свое имя, фамилию, домашний адрес).

Важно создавать условия для развития бережного ответственного отношения к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, ухаживать за животными, беречь игрушки, книги.

1.2. Театрализованная игра, как средство формирования личности ребенка.

Театрализованная игра  является одним из любимых занятий ребенка. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать всестороннее развитие личности и развитие творческих способностей детей.  

Театрализованная игра  в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится - на сцене или в зале.  Дети нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели поведения, которому необходимо следовать. В этом контексте театральная работа с детьми решает собственно- педагогические задачи, включая и ребенка и воспитателя в процесс освоения модели мира.

Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно.  Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Дети рисуют, лепят, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Умело, поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает  отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

2. Система работы по социально-личностному развитию  дошкольников через театрализованные игры.

2.1. Задачи социально-личностного развития детей в театрализованных играх.

Работая с детьми не один год, общаясь с ними из дня в день в процессе своих наблюдений, определила, что развитие социально-личностных отношений детей необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Именно в дошкольном возрасте формируются такие качества личности ребенка, как доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, сочувствие, сопереживание, уважение к чувству собственного достоинства, инициативность, самостоятельность в разных видах деятельности, открытость окружающему миру.

Изучив психолого-педагогическую литературу, выявила, что формирование социально-личностных отношений в процессе театрализованной игры, является одним из основных направлений в воспитательном процессе.

Театрализованная деятельность признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Для сохранения  эмоционального комфорта детей в условиях социального окружения, я выбрала тему: «Развитие социально-личностных отношений через театрализованные игры».

Цель: формирование социально-личностных отношений у детей дошкольного возраста через театрализованную игру.

Для достижения этой цели поставила перед собой следующие задачи:

- развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, добрых чувств к животным и растениям, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, при согласовании своих действий с действиями партнера (слушать не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);

- формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

-  приобщение детей к сотрудничеству с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы;

- развитие способности выражать эмоции в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

2.2. Методическое обеспечение работы с детьми дошкольного возраста.

При планировании работы по развитию социально-личностных отношений разработала план, подобрала и оформила картотеку театрализованных игр (Приложение 1). Разработала рекомендации педагогам и родителям по проведению театрализованных игр.

Театрализованная деятельность организованна мной в группе, как в утренние, так и в вечерние часы, органично включаю в непосредственно образовательную деятельность. В недельном расписании два раза в неделю провожу кружок «Мир сказки».

Для снятия мышечного напряжения я использую следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища». В течение дня провожу пальчиковую гимнастику: «Мы капусту режем, режем», «Замок», «Как живешь?», «На двери весит замок», который  помогает развивать мелкую моторику.

Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту»,  «Лошадка», «Чистим зубки». Предлагаю детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).

Для развития дикции я использую различные скороговорки, игры «Подскажи словечко». Для развития пластической выразительности я предлагаю детям, пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору, от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку). При выполнении этих упражнений детьми, я слежу за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. Детям нравятся упражнения для развития выразительной мимики, например: «Солёный чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», и другие.

        Так же я предлагаю детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

Развитию социально- личностных отношений детей способствуют не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я стараюсь так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использую разнообразные приёмы: выбор детьми роли по желанию; назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей; проигрывание ролей в парах.

Для того, чтобы развернуть общение детей со взрослыми, детей между собой на определенные темы, я стала использовать  в своей работе игры по технологии ТРИЗ и РТВ (технология решения изобретательных задач и и развитие творческого воображения), которые позволяют воспитать творческую личность, подготовленную к решению нестандартных задач в разных областях деятельности.

В процессе использования игры по технологии ТРИЗ «Волшебные вещи» у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, развивается фантазия. Дети стремятся объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействие между ними.

В своей я работе использую «Коллажи сказок» - дети придумывают  новую сказку  на основе уже известных детям сказок. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

При составлении рифмованных текстов, используя игры «Рифмованный мяч», «Рифмованный домик» заметила, что у детей повышается настроение, они объединяются и организуются своим ритмом. Это помогает детям преодолевать психическое напряжение, создавать ощущения уверенности, развивать дикцию, слух, темп.

В результате использования игр по технологии ТРИЗ, я увидела, что детские ответы становятся нестандартными раскрепощенными, Дети вступают в общение на любую тему, появилось стремление к новизне.

2.3. Предметно-развивающая среда в группе.

В группе я оборудовала театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, настольный, пальчиковый, конусный, театр варежки, декорации.  Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови меня одним словом», «Настроение» и др.).

Кроме того, периодически обновляю материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для общения с каждым ребёнком.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности, я разместила ткани, костюмы для ряженья.

Учитывая полоролевые особенности детей, в зоне театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек и оборудован уголок «Мир театра».

  Это позволило оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность детей  в группе.

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Я стараюсь заинтересовать и повысить  степень участия родителей в воспитании своих детей. Ведь полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного слияния семьи и дошкольного учреждения.

  Для того чтобы родители могли раскрыться в общении не только со своим ребенком, но и с  воспитателями, могли рассказать о  своих волнениях и переживаниях  по поводу развития и воспитания ребенка,  спросить совета или получить какую  либо информацию или рекомендацию, стараюсь находить  новые формы работы с родителями.

Одной продуктивных методов стали семинары-практикумы (после которых вручаю родителям буклеты, памятки), индивидуальные беседы, дали родителям соответствующую информацию о психологических особенностях детей дошкольного возраста, которые способствовали сплочению родительского коллектива.

Для активной деятельности родителей и привлечения их к общественной жизни группы стал проект: «Мир сказки», организовала выставки: «В гостях у сказки», «Дело в шляпе»; фотовыставку: «Вместе весело играем.

Родители очень активно откликаются на  все мои предложения и доброжелательно относятся к моим задумкам.

Привлекая родителей к совместной деятельности, подчеркивая успехи их ребенка, ненавязчиво способствую возрождению семейной традиции домашнего тетра. Также родители оказывают помощь по изготовлению костюмов, декораций.

Таким образом, можно сказать установление доверительных отношений с родителями приводит   к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка.

2.5. Результаты диагностического обследования.

        Для того, чтобы проследить динамику развития социально- личностного развития детей мною было проведено диагностическое обследование по методике Т.И. Бабаевой, (приложение 2). Результаты обследования за 2 года показали, что театрализованные игры положительно влияют на отношение ребенка к себе, взрослому, человеку.

        Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры способствующие  социально-личностному развитию детей положительно влияют на отношение к себе, к взрослым и сверстникам  (что можно наблюдать в сравнительной диаграмме)

        Основным диагностическим методом, используемым в целях диагностики, является наблюдение за тем, как ребёнок ведёт себя в повседневных ситуациях, как он играет с остальными детьми, что делает в конкретных ситуациях, в беседах, в играх драматизациях, творческих заданиях.

В играх дети проявляют жизнерадостность, активность. Охотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Понимают эмоциональное состояние окружающих.

Заключение.

        Социально-личностное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к  «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.

         Для успешного решения задач эмоционального развития необходимо включение ребенка в театрализованную деятельность, (создание социальной среды). Необходимо обогатить педагогический процесс разнообразными средствами и методами, ведущим из которых является игра, как актуальная и значимая деятельность детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность имеет большое значение в социальном воспитании детей. В театрализованной деятельности развивается выразительная, публичная, диалогическая речь, совершенствуется звуковая культура речи. Эффективность эмоционального развития с помощью театрализованных игр и упражнений во многом определяется тем, насколько четко и дифференцированно обозначены в них воспитательные задачи и уровни их адекватной реализации педагогом при помощи разнообразных методов.

        В заключение хочу сказать, что систематическая работа по развитию социально-личностного развития в ходе игровой деятельности способствуют улучшению социального статуса ребенка.  От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям  в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.

Библиография.

  1. Акулова О.А., Солнцева О.В. Социализация. Игра. Снт–Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2012.
  2. Артемова  А.В. Театрализованные игры дошкольников. Москва: Просвещение, 1991
  3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. Москва, 2001.
  4. Бабаева Т.П., Михайлова З.А. Методические рекомендации к программе «Детство». «ДЕТСТВО-ПЕСС» 2003.
  5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступеньки общения: от года до шести.
  6. Губанова  Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников Москва «ВАКО» 2007
  7. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. Москва. 1974
  8. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль. 1996
  9. Клюева Н.В. Общение детей 5-7 лет. Ярославль, Академия Холдинг, 2001
  10. Лалаянц И. энергия агрессивности «Семья и школа». № 6, 1995.
  11. Логинова В.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство», СПб., 2002.
  12. Люблинская А.А. воспитателю о развитии ребенка. 1971.
  13. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва: ТЦ СФУРФ, 2003.
  14. Смирнова Е.В. Ступеньки общения от года до семи лет. Москва, 1997.
  15. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие. Творческий Центр. Москва.208
  16. Шипицына Л.М. Азбука общения, ДЕТСТВО-ПРЕСС., Санкт-Петербург, 2003.
  17. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. ТЦ СФЕРА. Москва, 2008.Антипина,  Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду  (Текст) / Е. А. Антипина. – М., 2003.

МБДОУ «ДСОВ с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей «Лесная сказка»  Рязапова Эльмира РинатовнаСтраница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...

опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....

«Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (из опыта работы)

За последние годы отмечается увеличение количества детей имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь во всём своем многоо...

Доклад на тему: "Активизация речевого развития детей дошкольного возраста через дидактические игры и мнемотехнику"

В речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно...

Опыт работы по теме "Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста"

Опыт работы по теме "Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста"...

Основные направления педагогической работы в разностороннем развитии детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ

Консультации для педагогов и родителей, входящие в цикл семинаров по развитию театрализованной деятельсти в ДОУ, на которых можно познакомится с понятиями о театрализованной деятельности и ее значение...

Опыт работы по теме самообразования «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Тема по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» мною была выбрана не случайно. Это - одна из самых актуальных задач н...