Устное народное творчество в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
презентация по логопедии на тему

Юшина Елена Георгиевна

В презентации представлен опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений  дошкольников средствами устного народного творчества. Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53» Подготовила: учитель-логопед первой кв. категории Юшина Е.Г. Арзамас 2016 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 2

Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество. устное - народное - творчество - из уст в уста автор - народ создано в результате труда

Слайд 3

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

Слайд 4

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. Плохая дикция. Бедность речи. ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

Слайд 5

развитию просодической стороны речи (дыхание, ритм, характерный тембр, варьировать интонации); автоматизации звуков речи, овладения всеми звуками речи родного языка; развитию фонематического слуха; развитию связной речи ( монологической и диалогической); УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СПОСОБСТВУЕТ:

Слайд 6

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ И ПЕСНИ Дрёма пришла, По-под зыбочке брела, К Саше в люлечку легла, Сашу ручкой обняла. Спи-ка, Сашенька, усни, Крепкий сон к тебе приди. Ручки белые прижми, Глазки милые сожми. Ой люли, люли, люли, Прилетели журавли. Как они летели – Все на них глядели. Журавли курлыкали, Киски все мурлыкали. Баю, бай-баиньки , Прилетели галоньки . Прилетели галоньки , Сели у качалоньки . Стали галки ворковать И качалоньку качать. И качалоньку качать, Стал малютка засыпать.

Слайд 7

Чтобы успокоить плачущего ребёнка, говорят: Сынок, не плачь, Испеку калач! Сынок, не вой – Испеку другой! Сынок, не реви- Испеку все три! ПЕСТУШКИ (Купая ребёнка, приговаривают): Шла баба из-заморья, Несла кузов здоровья. Тому-сему помаленьку, А Ванюшке весь кузовок! Когда ребенок делает первые шаги приговаривают: Катя, Катя маленькая, Катенька удаленька, Пройди по дорожке, Топни, Катя, ножкой.

Слайд 8

Сорока-белобока Кашку варила, На порог скакала, Гостей скликала. Гости - на двор, Кашку - на стол. Тому дала в плошке, Этому - в поварёшке, Этому - в ложке, Этому - поскрёбышки . ПОТЕШКИ — Кисонька-мурысонька , Ты где была? — На мельнице. — Кисонька мурысонька , Что там делала? — Муку молола. — Кисонька-мурысонька , Что из муки пекла? — Прянички. — Кисонька-мурысонька , С кем прянички ела? — Одна. — Не ешь одна! Не ешь одна!

Слайд 9

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПОТЕШКИ

Слайд 10

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ БЕЛКА Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому... (Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого) Кому в зобок , кому в платок, Кому в лапочку. Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец) Этот пальчик – бабушка, (показывает указательный палец) Этот пальчик – папочка, (показывает средний палец) Этот пальчик – мамочка, (показывает безымянный палец) Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец) А зовут его …….. ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК Пальчик-мальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел! Моя семья

Слайд 11

ПРИБАУТКИ Из-за леса, из-за гор Едет дядюшка Егор. Сам на лошадке В красной шапке, Жена на баране, В красном сарафане. Дети на телятах, Слуги на утятах. Шёл Егор через бор, Видит: Вырос мухомор. - Хоть красив, а не беру,- Вслух сказал Егор в бору. - Верно ты сказал, Егор! -Так ему ответил бор. Пошел котик на торжок , Купил котик пирожок, Пошел котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли есть, Либо Кате снесть ? Я и сам укушу Да и Кате принесу.

Слайд 12

По дубочку постучишь, Прилетает синий чиж. У чижа, у чиженьки , Хохолочек рыженький, А на лапке маленькой Сапожочек аленький. Чиж под солнышком летал И головкой кивал. НЕБЫЛИЦЫ И ПЕРЕВЕРТЫШИ На пригорке у реки Щи варили петухи И кисель варили - Елки ели, пили Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала верхом В ситцевой карете. А за нею во всю прыть, Прыгая шагами, волк старался переплыть Миску с пирогами. Заяц на небо взглянул: Там землетрясенье, и из тучи на него капало варенье. Ваня-Ваня, простота, Купил лошадь без хвоста, Сел задом наперед И поехал в огород.

Слайд 13

СКОРОГОВОРКИ Жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух. Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. На рынке Кирилл крынку и кружку купил. Сидели, свистели Семь свиристелей.

Слайд 14

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Хочется есть, да не хочется лезть Поскорее подрастай да к работе поспевай Хочешь есть калачи — не сиди на печи Чтобы рыбку съесть — надо в воду влезть

Слайд 15

СЧИТАЛКИ

Слайд 16

Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое , рама зеленая. (Озеро) ЗАГАДКИ В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет. (Подсолнух) Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко) Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет. (Месяц и звезды) Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло, Спать ляжет в дупло. (Сова)

Слайд 17

СКАЗКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Сказка «Заюшкина избушка»

Слайд 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Использование в логопедической работе фольклорных произведений позволяет: расширять детские представления об окружающем их мире; сформировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа; обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями; речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной; усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением; улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

Слайд 19

Спасибо за внимание Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Устное народное творчество включает большое количество жанров, которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных спосо...

"Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста"

Систематизация и использование в педагогическом процессе всего многообразия малых фольклорных форм устного народного творчества для формирования познавательной деятельности детей...

Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста

Представленный материал можно использовать для ознакомления детей со словом, звуком, для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста....

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

"Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему "Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"....

Проект "Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста"

Проект: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»Актуальность:Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.В то время, как развивается наука, в жизнь вн...

Использование устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста

Использование устного народного творчества в работе с детьми  дошкольного возраста...