Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа) по теме

Устное народное творчество включает большое количество жанров, которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Музыкальный руководитель

Высшей квалификационной категории

Алексеева Л.В.

Химки

февраль 2012

Современной педагогикой признана исключительная роль устного народного поэтического творчества в разностороннем воспитании ребенка старшего дошкольного возраста, поскольку это особый вид искусства, в котором сконцентрирован весь опыт человечества, громаднейший пласт национальной и мировой культуры. Устное народное творчество включает большое количество жанров (сказки, пословицы и поговорки, потешки, загадки и т.д.), которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств и пр.

        Организуя воспитательный процесс, педагогические коллективы современных ДОУ активно используют все средства народной педагогики для приобщения детей к общечеловеческим ценностям и овладения духовно-нравственным и культурно-историческим богатством народов. В настоящее время применяют разнообразные формы и методы работы: проводят беседы, рассказывают о народных праздниках (Пасха, Масленица, Рождество); организуют культурно-досуговую деятельность, в частности  развлечения с элементами спортивных состязаний или инсценирование народной сказки; проводят дидактические игры на закрепление знаний об элементах национального узора, выявляют знатоков народных сказок или игр, лучших рассказчиков и др.

        Обобщая имеющийся опыт и современные достижения педагогической теории и практики по каждому из направлений воспитательно-образовательной работы, можно предложить нетрадиционные методы и  приемы воспитания дошкольников с помощью устного народного творчества, а также формы работы.

        Для решения задач физического воспитания целесообразно использовать такие формы, методы и приемы, как «Фольклорная гимнастика», «Дорожка препятствий», «Двигательный рассказ» и пр.

        «Фольклорная гимнастика» составляется на основе богатого этнокультурного наследия (народных подвижных игр, считалок и пр.) и содействует стимулированию двигательной активности дошкольников.

        «Дорожка препятствий» представляет собой увлекательное путешествие, во время которого дошкольникам предстоит перед каждым препятствием отгадывать загадки и выполнять имитационные движения.

        «Двигательный рассказ» может стать для старших дошкольников увлекательным путешествием в мир сказки, во время которого будет интересно встретиться с любимыми персонажами, научиться имитационным, мимическим и пантомимическим движениям, выучить считалки, песни и хороводы, позволяющие воспроизвести сказочный сюжет.

        «Кто быстрее?»- конкурс для детей на лучшее предложение по поводу изменения игровых правил известных и полюбившихся народных игр – поможет разнообразить работу по закреплению физических качеств и двигательных умений и стимулировать инициативу и творчество старших дошкольников.

        В процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества предлагаем использовать следующие формы, методы и приемы:

        -«Сложные ситуации» (дошкольникам предлагают сочинить сюжеты или концовки к знакомым сказкам с учетом непредвиденных  экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои: ситуации морального выбора между добром и злом; спасения главного героя; требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим и др.);

        -«Словесный портрет» ( предлагается составить нравственный портрет героя народной сказки и  объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет);

        - «Знаток народных пословиц и поговорок» (конкурс можно использовать для активизации в речи старших дошкольников лаконичных и метких изречений по определенной тематике);

        - «Книга сказок» (составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости добрых поступков в межличностных отношениях);

        -«Коллаж из сказок» (позволяет закрепить знания о любимых героях народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих);

        -«Красна девица и добрый молодец» (с целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольниками рассматривают иллюстрации или фрагменты диафильмов по мотивам нескольких народных сказок, составляется словесный портрет из добродетелей главных героев);

        -«Путешествие по маршруту добрых дел» (дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они останавливаются и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценить увиденное с точки зрения норм нравственного поведения);

        -«Волшебные слова» (после просмотра или прослушивания отрывка из сказки детям необходимо отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливого приветствия, прощания извинения и пр.)

        -«Отгадай» (детям предлагается послушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать, о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает, и чему у него можно поучиться);

        -«Уроки предков»(используя народные пословицы и поговорки о родине и чужбине, с детьми обсуждают отношения предков к малой родине, а также беседуют о чувстве гордости, любви и уважении прадедов к месту своего рождения и пр.);

        -«Добрые советы» (с дошкольниками обсуждают народные пословицы и поговорки как добрые советы предков о трудолюбии, дружбе, добре и других социально-значимых качествах).

        С целью умственного воспитания и развития старших дошкольников, в частности ознакомления с родным краем и его жителями, практикуются «Недели национальной культуры» или «Недели родного языка», во время которых детей знакомят с нравственным и материальным наследием конкретного народа, изучают музыкальное, устно-поэтическое творчество, традиции, обычаи народа, рассматривают изделия народных мастеров и др.

        В регионах активно используется познавательно-игровой или познавательный проект, позволяющий знакомить детей старшего дошкольного возраста с культурным наследием народов малой родины, природой родного края. К достоинствам таких проектов следует отнести: многообразие используемых форм работы, учет возрастных особенностей дошкольников, ознакомление детей с различными пластами культурного достояния изучаемых народов (декоративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, обычаями и традициями), соблюдение принципов обучения и воспитания и пр.

        Для закрепления знаний об окружающем мире можно использовать различные игры и упражнения:

        -«Путаница» (дошкольникам предлагаются загадки о животных, отгадывая которые дети показывают каточки с изображением животного и складывают их в два ряда -справа диких, а слева-домашних )

        -«Вечер загадок» (дошкольникам предлагаются загадки о предметах ближайшего окружения, отгаданные предметы нужно не только назвать, но и найти среди расположенных на столе рядом с ведущим и показать всем участникам, затем дошкольники сочиняют свою загадку, инсценируют ее. Завершается вечер продуктивной деятельностью с использованием, отгаданным в первом туре предметов);

        -«Определим пословицу по началу» (интересное упражнение для закрепления знаний народных пословиц, развития памяти и произвольного внимания, активизации в речи детей метких изречений);

        -«Похож или не похож» (дошкольникам предлагается не просто отгадать загадку, но и доказать правильность своего ответа, такое задание позволяет развивать чуткость к языку, образность речи, наблюдательность и пр.)

        -«Смешные нелепицы» (дошкольникам предлагается составить рассказ на основе метких лаконичных изречений о добре, труде и пр.);

        -игры-путешествия и занятия-посиделки направлены на ознакомление дошкольников с народными праздниками, этноэтикетом и этноэтикой.

        Устное поэтическое творчество во всем его жанровом многообразии следует активно использовать для художественно-творческого развития старших дошкольников. Этому содействуют следующие упражнения и игровые приемы:

        -«Нарисуй свою сказку» (дошкольникам предлагается возможность вообразить себя художником-иллюстратором и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке);

        -«Продолжи сказку» (детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои);

        -«Сказка от загадки» (дошкольникам предлагается задание составить фантастическую сказку по нескольким загадкам, опираясь на содержание загадок, метафоры, гиперболы, которые имеются в тексте);

        -«Изобрази пословицу с помощью пантомимы» (чтобы активизировать в речи пословицы и поговорки, обеспечить лучшее понимание их смысла и развития творческих способностей, пословицу показывает желающий ребенок, а остальные отгадывают и затем хором повторяют);

        -«Найди лишнюю пословицу» (из нескольких зачитанных пословиц дошкольники отбирают одну, которая отражает несколько иную  идею, чем все остальные);

        -«Аудиоигра» (дети с определенным интервалом прослушивают в аудиозаписи загадки и из набора предметных картинок выбирают те, на которых изображены отгадки, а затем обсуждают полученные результаты и определяют победителей);

        -«Лотерея загадок» (игра заключается в разгадывании и придумывании загадок, а предмет или объект, с которым необходимо ее придумать, определяется методом лотереи);

        Таким образом, устное поэтическое творчество играет большую роль в формировании личностной культуры каждого человека. Использование его в педагогическом процессе ДОУ с целью воспитания старших дошкольников  возможно, если тщательно подобраны произведения устного народного поэтического творчества, содействующие формированию культуры познания и культуры чувств, ценностного отношения к миру; применяются разнообразные нетрадиционные методы и приемы использования произведений устного поэтического творчества, как на  занятиях, так и вне их; осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в процессе ознакомления старших дошкольников с народным творчеством и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

Проект "Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста"

Проект: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»Актуальность:Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.В то время, как развивается наука, в жизнь вн...

Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего  дошкольного возраста»...

«Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

Проект«Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»....

Педагогический проект «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста»

ВведениеВ настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, привела...

Статья. Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста".

Устное народное творчество в воспитании детей младшего  дошкольного возраста....