речевая карта ребёнка 4-7лет
методическая разработка по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Речевая карта ребёнка(от 4 до 7 лет)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________________________________________________
Дата рождения, возраст________________________________________________________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Домашний телефон___________________________________________________________________________________________________
Откуда поступил_____________________________________________________________________________________________________
Сведения о родителях:
мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)____________________________________________________________________
отец (фамилия, имя, отчество, возраст)___________________________________________________________________________________
Национальный язык__________________________________________________________________________________________________
Двуязычие__________________________________________________________________________________________________________
Решения ПМПК
Решением ПМПК от_______________________протокол №_______________
Принят в логопедическую группу на срок________________________________________________________________________________
Заключение ПМПК___________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты_______________________________________
Логопед (Ф.И.О., подпись)___________________________________________
Решением ПМПК от______________продлено пребывание в логопедической
группе с диагнозом___________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________на срок _____________________________________________________________________________________________
Анамнез
Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребенка
мать: _______________________________________________________________________________________________________________
отец: _______________________________________________________________________________________________________________
От которой по счету беременности ребенок_______________________________________________________________________________
Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания)________________________________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные
Стимуляция_________________________________________________________________________________________________________
Когда закричал ребенок_______________________________________________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия____________________________________________________________________________________________________________
Резус-фактор, совместимость___________________________________________________________________________________________
Вес и рост при рождении______________________________________________________________________________________________
Вскармливание:
когда принесли кормить______________________________________________________________________________________________
как взял грудь_______________________________________________________________________________________________________
как сосал (срыгивание, поперхивания)___________________________________________________________________________________
грудное вскармливание до_____________________________________________________________________________________________
Срок выписки из роддома______________________________________________________________________________________________
(если задержались, то почему)__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
После выписки из родильного дома
особенности сна______________________________________________________________________________________________________
особенности бодрствования____________________________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Голову держит с______________________________________________________________________________________________________
Сидит с_____________________________________________________________________________________________________________
Ползает с____________________________________________________________________________________________________________
Стоит с_____________________________________________________________________________________________________________
Ходит с_____________________________________________________________________________________________________________
Появление первых зубов_______________________________________________________________________________________________
Количество зубов к году______________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания
До года_____________________________________________________________________________________________________________
После года__________________________________________________________________________________________________________
Ушибы, травмы головы_______________________________________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре_____________________________________________________________________________________
Наличие оперативного вмешательства___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление_____________________________________________________________________________________________________________
Лепет_______________________________________________________________________________________________________________
Первые слова________________________________________________________________________________________________________
Первые фразы_______________________________________________________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
Использование жестов________________________________________________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Занятия с логопедом__________________________________________________________________________________________________
Лечение у других специалистов_________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные
Контактность________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности поведения_______________________________________________________________________________________________
2. Состояние слухового внимания
4года | 5лет | 6лет | ||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Определение направления звука | ||||||
Восприятие и воспроизведение ритма 4--. 5---. 6--… ..- …- …-- -.- -..- ..--- .-. .--. .---. | ||||||
Критерии оценивания | 3балла.Ребёнок уверенно дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука, воспринимает и воспроизводит ритм в соответствии с возрастными нормативами и с опережением возрастных нормативов. 2балла. Ребёнок дифференцирует звучащие игрушки, определяет направление звука. Затрудняется при восприятии и воспроизведении ритма. После нескольких повторов ритм производит. 1балл.Ребёнок все задания выполняет неуверенно, ошибается. Отстучать ритмический рисунок не может даже после нескольких повторов. 0баллов.Задания не выполняется совсем. |
3. Исследование зрительного восприятия
Восприятие цвета | 4года(к,ж,с,з,б,ч) | 5лет(к,о,ж,з,г,с,б,ч) | 6лет(к,о,ж,з,г,с,ф,роз,кор,с,б,ч) | |||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Умение соотносить цвета | ||||||
Показ цветов | ||||||
Восприятие формы(сказать по просьбе логопеда) 4 Круг, кв, овал, тр | ||||||
5 +прям. | ||||||
6+мног. | ||||||
Критерии оценивания | 3 балла. Ребёнок уверенно соотносит цвета и показывает предметы нужного цвета и геометрической формы. 2балла.Ребёнок соотносит цвета. Затрудняется при определении предмета нужного цвета или геометрической формы. 1балла.Ребёнок допускает ошибки при соотнесении цветов. Допускает многочисленные ошибки при определении предмета нужного цвета и геометрической формы. 0баллов.Задания не выполняется совсем. |
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
4года(показать предметы вверху,внизу,впереди,сзади) | 5лет(+слева,справа) | 6лет(+справа вверху,слева вверху,справа внизу, слева внизу) | ||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Ориентировка в пространстве | ||||||
Оринтировка в схеме тела 4показать.пра.лев.руку,. | ||||||
5.правглаз,лев.глаз,прав.ухо,лев.ухо. | ||||||
6.правой рукой левый глаз, левой рукой- правое ухо) | ||||||
Складывание картинок из частей: 4(2-4части) | ||||||
5(3-5частей) | ||||||
6(4-8частей) | ||||||
Складывание фигур из палочек по образцу: 4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек) | ||||||
5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек) | ||||||
Складывание фигур из палочек по памяти: 6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек) | ||||||
Критерии оценивания | 3балла Ребёнок уверенно ориентируется в пространстве, в схеме собственного тела, составляет картинки из частей, складывает фигуры из палочек по образцу и по памяти. 2балла. Ребёнок уверенно ориентируется в пространстве. В схеме собственного телаориентируется , но неуверенно. При составлении картинки из частей и выкладывании фигуры из палочек по образцу и по памяти требуется незначительная помощь логопеда. 1балл.Ребёнок затрудняется и ошибается при ориентировке в пространстве и в схеме собственного тела. Не может самостоятельно составить картинку из частей и выложить фигуру из палочек по образцу и по памяти. 0баллов.Задания не выполняются совсем. |
Исследование состояния моторной сферы
Выполнение упражнений | 4года(попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч) | 5лет(попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку) | 6лет(попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее) | |||
Н.г | К.г | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Критерии оценивания | 3балла.Ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальной темпе. 2балла.Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. 1балл.Ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость крайне затруднена. 0баллов.Движения не выполняются совсем. |
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости)
4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке) | 5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук) | 6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой) | ||||||
Н.г | К.г | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||
Кинетическая основа движений: | 4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот) | 5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой) | 6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой) | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||
Навыки работы с карандашом: | 4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги) | 5лет(умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые линии, человека) | 6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека) | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||
Манипуляции с предметами | 4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую) | 5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) | ✓ 6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать фигуры среднего размера) | |||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||
Критерии оценивания | 3балла.Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, .переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Леворукость отсутствует. Навыки работы с карандашом развиты. Манипуляция с предметами соответствует возрастной норме и даже и опережает её. 2балла.Ребёнок выполняет. Объём движений неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Возможна леворукость. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами недостаточно развиты. 1балл.Ребёнок выполняет движения не в полном объёме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен.Переключаемость нарушена. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами не сформированы. 0баллов. Задания не выполняются совсем. |
Состояние мимической мускулатуры
Выполнение упражнений: | 4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки) | 5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос) | 6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку) |
Критерии оценивания | 3балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальной темпе. Синкенезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Сглаженность носогубных складок отсутствует. 2балла.Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Синкенезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Сглаженность носогубных складок отсутствует. 1балл.Ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость крайне затруднена. Объём движений неполный. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечается синкенезии. Наблюдается сглаженность носогубный складок. 0баллов.Движения не выполняются совсем. |
Состояние артикуляционной моторики
4года | 5лет | 6лет | ||||
Движение нижней челюсти: | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. |
4.открыть и закрыть рот | ||||||
5.6. открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево | ||||||
Движение губ: | ||||||
4.«улыбочка», | ||||||
4.«трубочка», | ||||||
5+«улыбочка-трубочка», | ||||||
6+поднять верхнюю губу, | ||||||
6+опустить нижнюю губу, | ||||||
6+одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю | ||||||
Движение языка: | ||||||
4.«лопата» | ||||||
«жало» | ||||||
«качели» | ||||||
«маятник» | ||||||
5+«лопата-жало» | ||||||
«чашечка», | ||||||
», «вкусное варенье» | ||||||
Движение мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть): | ||||||
Критерии оценивания | 3балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальной темпе. Синкенезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Может длительно удерживать орган в заданном положении. Повышенное слюнотечение не наблюдается. 2балла.Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Синкенезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Длительно удерживать орган в заданном положении затрудняется. Гиперкинезы отсутствуют. Повышенное слюнотечение не наблюдается. 1балл.Ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен или быстрый. При переключении с одного движения на другое наблюдаются персеверации и замены движений. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечается синкенезии и гиперкинезы. Наблюдается повышенное слюнотечение. 0баллов.Движения не выполняются совсем. |
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)___________________________________________________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)___________________________________________________________________________________________
Челюсти_______________________________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)__________________________________________________________________________________________
Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель)__________________________________________________________________________________________
Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
_______________________________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)___________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания | 3балла. Патология анатомического строения артикуляционного аппарата отсутствует. 2балла. Имеются нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, не влияющие на двигательную способность артикуляции(прогнатия, прогения, высокое узкое твёрдое нёбо, редкие кривые зубы и др. 1балл. Имеются нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, влияющие на двигательную способность артикуляции и качество звукопроизношения (расщелины верхней губы, открытый боковой, открытый передний и перекрёстный прикусы, укороченная подъязычная связка и др.) 0 баллов.Имеются грубые нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, вызывающие нарушения двигательной способности органов артикуляции и (или) грубые нарушения звукопроизношения(расщелины верхней губы, открытый боковой, открытый передний и перекрёстный прикусы, укороченная подъязычная связка и др). |
Состояние звукопроизношения
звук | 4года | 5лет | 6лет | |||||||||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||||||||||||
а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | а | б | в | |
Б | ||||||||||||||||||
Бь | ||||||||||||||||||
П | ||||||||||||||||||
Пь | ||||||||||||||||||
М | ||||||||||||||||||
Мь | ||||||||||||||||||
Н | ||||||||||||||||||
Нь | ||||||||||||||||||
В | ||||||||||||||||||
Вь | ||||||||||||||||||
Ф | ||||||||||||||||||
Фь | ||||||||||||||||||
Д | ||||||||||||||||||
Дь | ||||||||||||||||||
Т | ||||||||||||||||||
ТЬ | ||||||||||||||||||
Г | ||||||||||||||||||
Гь | ||||||||||||||||||
К | ||||||||||||||||||
Кь | ||||||||||||||||||
Х | ||||||||||||||||||
Хь | ||||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||||
С` | ||||||||||||||||||
З | ||||||||||||||||||
З` | ||||||||||||||||||
Ц | ||||||||||||||||||
Ч | ||||||||||||||||||
Щ | ||||||||||||||||||
Ш | ||||||||||||||||||
Ж | ||||||||||||||||||
Л | ||||||||||||||||||
Л` | ||||||||||||||||||
Р | ||||||||||||||||||
Р` | ||||||||||||||||||
Й | ||||||||||||||||||
А | ||||||||||||||||||
У | ||||||||||||||||||
О | ||||||||||||||||||
И | ||||||||||||||||||
Э | ||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
3балла.Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет. |
2балла.Нарушено произношение 2-х,3-х и более групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения или смешивания звуков. |
1балл. Нарушено произношение 3-х и более групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешивания звуков. |
0баллов.Нарушено произношение всех групп звуков, включая некоторые парные согласные и (или) гласные, во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения:преобладают искажения и смешивания звуков. |
Состояние дыхательной и голосовой функции
4года | 5лет | 6лет | ||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное брюшное, смешанное) | ||||||
Объем дыхания (достаточный, недостаточный) | ||||||
Направление голосовыдыхательной струи при речи | ||||||
Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий с носовым оттенком, глухой, монотонный) | ||||||
Критерии оценивания | 3балла. Тип физиологического дыхания: смешанный или диафрагмальный. Объём дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха не менее 4 слов-4года, 5слов-5лет, 6слов-6лет.Голос нормальной силы, модулированный. 2балла. Тип физиологического дыхания: смешанный . Объём дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха не менее3- 4 слова-4года,4- 5слов-5лет,5- 6слов-6лет.Голос нормальный, тихий или громкий, модулированный. 1балла. Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Объём дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха не менее2-3 слова-4года,3-4слов-5лет,3-4слов-6лет.Голос тихий или громкий, немодулированный. 0баллов. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса. |
Состояние фонематического восприятия
Повторение слогов с оппозиционными звуками | 4года | 5лет | 6лет | |||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Ба-па па-ба | Ба-па-ба па-ба-па | са-ша-са ша-са-ша | ||||
Га-ка кА-га | Да-та-да та-да-та | са-ца-са ца-са-ца | ||||
Та-да да-та | Га-ка-га ка-га-ка | Ча-тя-ча тя-ча-тя | ||||
ма-ба ба-ма | Та-тя-та та-тя-та | Ща-ча-ща ча-ща-ча | ||||
ва-ка ка-ва | СА-за-са за-са-за | Ща-ся-ща ся-ща-ся | ||||
Ня-на на-ня | Ша-жа-ша жа-ша-жа | Ла-ля-ла ля-ла-ля | ||||
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки) | Кот-кит | Почка-бочка | Пашня-башня | |||
Дом-дым | Трава-дрова | Катушка-кадушка | ||||
Мышка-мишка | Корка-горка | Крот-грот | ||||
Уточка-удочка | Сова-софа | Мышка-мошка | ||||
Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки) | Коса-коза | Суп-зуп | Собор-забор | |||
Кочка-кошка | Чёлка-щёлка | Касса-каша | ||||
Миска-мишка Малина-Марина | Сайка-чайка Галка-галька | Сук-жук Лук-люк | ||||
Критерии оценивания | 3балла. Ребёнок оппозиционные звуки различает, слоги повторяет без ошибок. Дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении. 2балла.Ребёнок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется и (или) ошибается при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении. 1балл. Ребёнок затрудняется и(или) ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении. 0баллов.Задания не выполняется совсем. |
Состояние фонематического анализа и синтеза
4года(выделение звука [р] из слов – определить «рычит» ли собачка в словах): | 5лет(выделение начального ударного гласного из слов): | 6лет (выделение конечного согласного из слов☺ | |||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. |
Майка Санки | Астра Арка | Кот Сук | |||
Шапка Пирамидка | Осень Озеро | Сом Малыш | |||
Рыба Рак | Улей Уши | Лимон Грач | |||
Корова Лимон | Иглы Искра | Сироп Лещ | |||
выделение начального согласного из слов | |||||
Мост Банка | |||||
Пол Тапки | |||||
Вода Чайник | |||||
Дом Щетка | |||||
Определение последовательности звуков в слове: | |||||
Кот Вата | |||||
Дом Лапа | |||||
Нос Рыба | |||||
Суп Шина | |||||
Определение количества звуков в словах | |||||
Нос Ваза | |||||
Бык Батон | |||||
Кит Банка | |||||
Критерии оценивания | 3балла.Ребёнок уверенно и правильно выделяет конечный и начальные согласные, определяет последовательность и количество звуков в слове. 2балла.Ребёнок выделяет конечный и начальный согласные в слове, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах. 1балл.Ребёнок затрудняется при выполнении всех заданий, допускат ошибки 0баллов.Задания не выполняются совсем. |
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
4года | 5лет | 6лет | ||||||
Изолированные слова | Н.г. | К.г. |
| Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
кот | самолёт | тротуар | ||||||
вода | скворец | градусник | ||||||
стук | фотограф | фотоаппарат | ||||||
мост | микстура | экскаватор | ||||||
спина | парашютист | виолончелист | ||||||
банка | погремушка | регулировщик | ||||||
фантик | ||||||||
ступенька | ||||||||
Предложения: 5лет.Сестрёнка развешивает простыни. | ||||||||
В универсаме продают продукты. | ||||||||
Парашютисты готовятся к прыжку. | ||||||||
6лет.Виолончелист укладывает инструмент в футляр. | ||||||||
Регулировщик руководит движением на перекрёстке. | ||||||||
У фотографа фотоаппарат со вспышкой. | ||||||||
Критерии оценивания | 3балла. Ребёнок повторяет слова и предложения, сохраняя звуконаполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в предложении. 2баллаРебёнок повторяет большинство слов правильно. В отдельных словах и предложениях возможны нестойкие ошибки. При повторении ребёнок может их исправить. 1балла.Ребёнок допускает грубые стойкие ошибки как в отдельных словах, так и предложениях. При повторении ошибки сохраняются. 0баллов.Отказывается от выполнения задания |
Исследование состояния импрессивной речи
Пассивный словарь | 4года | 5лет | 6лет | |||
1.Понимание существительных(показать на картинках отдельные предметы,объекты) | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. |
2.Умение обобщать: | ||||||
4-игрушки | ||||||
одежда | ||||||
обувь | ||||||
посуда | ||||||
5+мебель | ||||||
овощи | ||||||
фрукты | ||||||
Птицы(дом,дик) | ||||||
6+домашние животные | ||||||
Дикие звери | ||||||
транспорт | ||||||
3.Понимание действий | ||||||
Сидит лежит | Лети плывёт | Строит | ||||
Стоит идёт | Идёт | продаёт | ||||
ест пьёт | ползает | покупает | ||||
Читает рисует | прыгает | убирает | ||||
4.Понимание признаков(показать на картинке) | Большая | круглое | ||||
маленькая | квадратное | прямоугольная | ||||
красный | треугольное | многоугольная | ||||
синий | овальное | молодой | ||||
жёлтый | холодное | старый | ||||
зелёный | горячий | весёлый | ||||
сладкая | горькое | грустный | ||||
кислый | сладкое | высокий | ||||
круглый | низкий | |||||
квадратный | ||||||
5.Понимание отдельных предложений и связной речи | Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика. | Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который ещё не распустился. | Сказка «Репка» | |||
Критерии оценивания | 3балла.Объём пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает, хорошо ориентируется в содержании знакомой сказки. 2балла.Объём словаря существительных, глаголов и прилагательных ниже возрастной норме. Частично владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает, ориентируется в содержании знакомой сказки. 1балл. Объём словаря существительных, глаголов и прилагательных значительно ниже возрастной норме. Владеет лишь отдельными простейшими обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает только с помощью логопеда, с трудом ориентируется в содержании знакомой сказки. 0баллов.Задания не выполняются. |
Понимание различных форм словоизменения | 4года | 5лет | 6лет | |||
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам) | Кот-коты | Медведь-медведи | Пень-пни | |||
Машина-машины | Кукла-куклы | Ворона-вороны | ||||
Окно-окна | Дерево-деревья | Перо-перья | ||||
Лист-листья | Гнездо-гнезда | |||||
Дифференциация предложно-падежных конструкций (показать по картинкам) | Кошка в домике. | Бабочка на цветке. | Собака спит под крыльцом. | |||
Кошка на крыше | Елочка перед домом. | |||||
Бабочка над цветком. | Кошка за домом | Собака вылезает из-под крыльца. | ||||
Мышка под грибком. | ||||||
Кошка прячется за домом. | ||||||
Кошка выходит из-за дома. | ||||||
Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать по картинкам) | Дом-домик | Стол-столик | Мяч-мячик | |||
Ложка-ложечка | Кровать-кроватка | Одеяло-одеяльце | ||||
Ведро-ведерочко | Окно-окошечко | |||||
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по картинкам) | Мальчик выходит из дома. | Птичка вылетает из клетки. | Машина выезжает из гаража. | |||
Мальчик переходит улицу. | Птичка подлетает к клетке. | Машина отъезжает от гаража. | ||||
Мальчик подходит к дому. | Птичка залетает в клетку. | Машина объезжает гаража | ||||
Машина въезжает в тоннель. | ||||||
Понимание предложений (показать по картинкам) | Девочка поздравляет мальчика. | Мальчик убегает от щенка. | Бабочка сидит на цветке, который уже распустил | |||
Мальчик поздравляет девочку. | Щенок убегает от мальчика. | ся. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился. | ||||
Что в руках у девочки? Что в руках у мальчика? | Что щенок хочет отнять у мальчика? | |||||
Критерии оценивания | 3балла.Ребёнок хорошо понимает различные формы словоизменения. 2балла.Ребёнок понимает не все формы словоизменения. 1балл.Ребёнок понимает лишь простейшие формы словоизменения. 0баллов.Задания не выполняются совсем. |
Исследование понимания связной речи
Понимание содержания знакомой сказки | 4года Н.г. К.г. | 5лет Н.г. К.г. | 6лет Н.г. К.г. | |||
Что посадил дед?(покажи) | Кто испёк Колобка? | Где стоял теремок? | ||||
Кто стал репку тянуть?покажи | Из чего бабка испекла | Кто его увидел 1? | ||||
Кого позвал дед? покажи | Куда он покатился? | Кого пустила мышка в теремок? | ||||
Кого позвала бабка?покажи | Кого1 встретил? | Кто пришёл после лягушки? | ||||
Кого позвала внучка?покажи | Какую песенку спел зайке? | Что делали в теремочке зайка,волк? | ||||
Кого позвала Жучка?покажи. | Кого встретил потом? | Почему медведь сломал теремок7 | ||||
Кого позвала кошка?покажи. | Почему он сел лисе на нос? | |||||
Кого позвала мышка?покажи. | ||||||
Кто помог вытянуть репку?покажи. | ||||||
Критерии оценивания | 3балла.Ребёнок хорошо понимает содержание предложений и сказок. Уверенно отвечает на вопросы или показывает соответствующие картинки. 2балла.Ребёнок понимает содержание предложений и сказок. Возможны незначительные неточности. 1балл.Ребёнок понимает вопросы не сразу, требуется повторит вопрос несколько раз, при ответах допускает существенные ошибки и неточности. 0балловНе отвечает на вопросы, картинки не показывает. |
Исследование состояния экспрессивной речи
Общая характеристика речи
Критерии оценивания | 3балла.Речь понятная, чёткая, интонированная, связная, последовательность слов в предложении соответствует грамматической норме, звукослоговую структуру слов не нарушает. 2балла.Речь понятная, но недостаточно чёткая, состоит из распространённых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с нестойкими аграмматизмами, интонирования.Отмечаются отдельные нарушения звукослоговой структуры сложных слов. 1 балл.Речь непонятная, нечёткая, состоящая из отдельных слов или простых нераспространённых предложений с грубым нарушением звукослоговой структуры слов, монотонная. 0баллов.Речь состоит из отдельных искажённых и упрощённых слов. |
Активный словарь | 4года Н.г. Кг. | 5лет Н.г. К.г. | 6лет Н.г. К.г. | |||
Назвать существительные по темам | «Игрушки» | «Мебель» | «Ягоды» | |||
«Посуда» | «Овощи» | «Дикие животные» | ||||
«Одежда» | «Фрукты» | «Домашние животные» | ||||
«Обувь» | «Транспорт» | «Птицы» | ||||
Назвать одним словом (обобщить) | Мяч, кукла, машинка | Стул, стол, шкаф | Клубника, смородина, черника | |||
Чашка, тарелка, ложка | Огурец, помидор, морковь | Волк, лиса, заяц | ||||
Рубашка, платье, шорты | Яблоко, банан, апельсин | Кошка, собака, свинья | ||||
Тапки, туфли, ботинки | Автобус, самолет, теплоход | Аист, кукушка, ласточка | ||||
Назвать части тела и части предметов (по картинкам) | Ноги спинка стула | Нос рукав | Локоть манжета | |||
Руки сиденье стула | Рот воротник | Ладонь петля для | ||||
Голова ножка стула | Живот пуговица |
| ||||
Глаза кузов машины | Грудь кабина | пуговицы | ||||
Уши колёса машины | руль | Затылок фары | ||||
Висок мотор | ||||||
Предикативный словарь | Что делает мальчик? (Ест) Что делает девочка? (Спит) Что делают дети? (Играют) Что делает птица? (Летит) Что делают рыбки? (Плавают) Что делают машины? (Едут) | Как передвигаются птицы? (Летают) Как передвигаются рыбы? (Плавают) Как передвигается змея? (Ползает) Как передвигается лягушка? (Прыгает) Как передвигается человек? (Ходит) Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает) А как подает голос корова? (Мычит) А как подает голос петух? (Кукарекает) | Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует) А как подает голос волк? (Воет) А как подает голос лошадь? (Ржет) А как подает голос овца? (Блеет) Врач лечит. А что делает учитель? (Учит) А что делает продавец? (Продает) А что делает маляр? (Красит) А что делает швея? (Шьет) | |||
Атрибутный словарь. Назвать предъявляемые цвета | Красный | Красный | Красный | |||
Синий | Оранжевый | Оранжевый | ||||
Зеленый | Желтый | Желтый | ||||
Желтый | Зеленый | Зеленый | ||||
Белый | Голубой | Голубой | ||||
Черный | Синий_ | Сини | ||||
Белый | Фиолетовый | |||||
Черный | Розовый | |||||
Белый | ||||||
Черный | ||||||
Серый | ||||||
Коричневый | ||||||
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки) | Мяч какой? (Круглый) | Солнце какое? (Круглое) | Руль какой? (Круглый) | |||
Платок какой?(Квадратный) | Печенье какое? (Квадратное) | Окно какое? (Квадратное) | ||||
Косынка какая? (Треугольная) | Флажок какой? (Треугольный) | |||||
Огурец какой? (Овальный) | Слива какая? (Овальная) | |||||
Одеяло какое? (Прямоугольное) | ||||||
Подбор антонимов | Друг | |||||
Добро | ||||||
Горе | ||||||
Горячий | ||||||
Легкий | ||||||
Длинный | ||||||
Давать | ||||||
Поднимать | ||||||
Продавать | ||||||
Критерии оценивания | 3балла.Номинативный, предикативный и атрибутный словарь соответствует возрастной норме или опережает её. 2балла.Номинативный, предикативный и атрибутный словарь ниже возрастной норме или опережает её. 1балла.Номинативный, предикативный и атрибутный словарь значительно отстаёт возрастной норме или опережает её. 0балла.Номинативный, предикативный и атрибутный словарь практически не сформирован. |
Исследования состояния грамматического строя.
Состояние словоизменения | 4года | 5лет | 6лет | |||
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовывать по аналогии | Стол – столы | Кот – коты | Глаз – глаза | |||
Рот – | Лев – | Лист – | ||||
Кукла – | Река – | Стул – | ||||
Рука – | Ухо – | Лень – | ||||
Окно – | Кольцо – | Воробей – | ||||
Книга – | ||||||
Дерево – | ||||||
Употребление имен существительных в косвенных падежах | Что есть у мальчика? (Мяч) | |||||
Чего нет у мальчика? (Мяча) | ||||||
Кому мальчик дает мяч? (Девочке) | ||||||
Что ты видишь на картинке? (Машину) | ||||||
Чем рисует девочка? (Карандашом | ||||||
О ком думает кошка? (О мышке) | ||||||
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам) | Шаров | Карандашей | ||||
Ключей | Листьев | |||||
Берез | Книг | |||||
Ложек | Вилок | |||||
Окон | Ведер | |||||
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (показать по картинкам) | Красный мяч | Оранжевый апельсин | Фиолетовый колокольчик | |||
Синий шар | Голубая бабочка | |||||
Желтое ведро | Белое блюдце | Серая ворона | ||||
Розовое платье | ||||||
Употребление предложно-падежных конструкций | Где стоит ваза? (На столе) | Где сидит снегирь? (На дереве) | Где спит собака? (Под крыльцом) | |||
Где лежат фрукты? (В корзине) | Где стоит коза? (За забором) | Откуда вылезает собака? (Из-под крыльца) | ||||
Где летает бабочка? (Над цветком) | Где сидит кот? (Перед домом) | Где прячется кошка? (За домом) | ||||
Где спряталась мышка? (Под грибком) | Где растет елка? (Около дома) | Откуда выходит кошка? (Из-за дома) | ||||
Употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам) | Два кота | Два мяча | Пять пней | |||
Пять котов | Пять мячей | Два воробья | ||||
Две машины | Две розы | Пять воробьев | ||||
Пять машин | Пять роз | Две книги | ||||
Два окна | Пять книг | |||||
Пять окон | Два ведра | |||||
Пять ведер | ||||||
Исследование словообразования | ||||||
Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам) | Стол – столик | Забор – заборчик | Лист – листок | |||
Чашка – чашечка | Сапог – сапожник | Трамвай – трамвайчик | ||||
Кукла – куколка | Кровать – кроватка | Изба – избушка | ||||
Лента – ленточка | Крыльцо – крылечко | |||||
Ведро – ведерочко | Кресло – креслице | |||||
Окно – окошечко | ||||||
Образование названий детенышей животных | У кошки – котенок | У зайца – | У коровы – | |||
У лисы – | У волка – | У лошади – | ||||
У утки – | У белки – | У собаки – | ||||
У слона – | У козы – | У овцы – | ||||
У медведя – _ | ||||||
Образование относительных прилагательных(6лет) | Стол из дерева (какой?) – деревянный | |||||
Аквариум из стекла (какой?) – | ||||||
Крыша из соломы (какая?) – Стена из кирпича (какая?) – Шапка из меха (какая?) – Носки из шерсти (какие?) – Сапоги из резины (какие?) – Крепость из снега (какая?) – Лопатка из металла (какая?) – Сок из яблок (какой?) – | ||||||
Образование притяжательных прилагательных(6лет) | Очки бабушки (чьи?) – бабушкины | |||||
Туфли мамы (чьи?) – | ||||||
Усы кошки (чьи?) – | ||||||
Хвост лисы (чей?) – | ||||||
Берлога медведя (чья?) – | ||||||
Гребень петуха (чей?) – | ||||||
Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам) (6лет) | Мальчик выходит из дома. | |||||
Мальчик отходит от дома. | ||||||
Мальчик подходит к магазину. | ||||||
Мальчик переходит улицу. | ||||||
Мальчик обходит лужу. | ||||||
Мальчик входит в дом | ||||||
Образование глаголов совершенного вида (составить предложение по картинкам) (6лет) | Девочка строит домик. | |||||
Девочка построила домик. | ||||||
Мальчик красит вертолет. | ||||||
Мальчик покрасил вертолет | ||||||
Критерии оценивания | 3балла ребёнок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словоизменения и словообразования. 2балла.Ребёнок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий. 1баллРебёнок допускает стойкие ошибки при выполнении заданий. 0баллов.Задания не выполняются совсем. |
Исследование состояния связной речи
4года | 5лет | 6лет | |||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||||||
Пересказ текста из нескольких предложений | |||||||||||
4года Котенок У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. | |||||||||||
5 лет: Рыбалка Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. | |||||||||||
6 лет (составление рассказа по серии картинок): | |||||||||||
Критерии оценивания | 3баллаРебёнок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер.Отсутствует пропуск смысловых звеньев.Во время высказывания наблюдается незначительные нарушения отдельных языковых компонентов. 2балла. Ребёнок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдается нарушения ряда языковых компонентов 1баллаНарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер. Пропускает главные и второстепенные смысловые звенья .Во время высказывания наблюдается грубые нарушения всех языковых компонентов 0баллов.Задания не выполняются совсем. | ||||||||||
Логопедическое заключение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
дата_______________
логопед___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта обследования ребёнка(от 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи
Предлагаемый вариант схемы обследования ребёнка с ОНР позволяет на основании углублённого обследования состояния всех речевых процессов,психических функций, общего развития, с учётом анамнеза, раннего...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/28/picture-207158-1401273854.jpg)
Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой
Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/11/picture-221030-1683794174.jpg)
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/07/picture-604840-1425751931.jpg)
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста
Речевая карта составлена на основе схемы исследования индивидуального речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 5 до 7лет), автор Нищева Н.В....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/27/picture-16401-1614444111.jpg)
Речевая карта для обследовании речи ребёнка 5-7 лет. (на основе методики О.Б.Иншаковой)
Речевая карта для обследовании речи ребёнка 5-7 лет. (на основе методики О.Б.Иншаковой)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/28/picture-698053-1446049622.jpg)
Речевая карта обследования ребёнка с ОНР, составленная по методическим рекомендациям О.С. Гомзяк
Данная речевая карта составлена мной по методическим рекомендациям О.С. Гомзяк, с небольшими дополнениями по Н.В. Нищевой. Особенность карты является то, что она составлена в Office Exel. А это дает в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-467537-1491734869.jpg)
Речевая карта ребёнка с ОНР (с 6 до 7 лет)
Речевая карта ребёнка с общим недоразвитием речи подготовительного к школе возраста составлена на основе "Речевой карты ребёнка с ОНР (с 4 до 7 лет)" Н.В.Нищевой....