Я сам логопед своёму ребёнку
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Днепровская София Мухамедовна

Педагогический проект "Я сам логопед своему ребёнку".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_sam_svoemu_rebyonku_logoped.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №4 "Колобок" г. Ртищево Саратовской области»

Педагогический проект

 «Я сам логопед своему ребёнку».

2016 г.

Актуальность.

Работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения — достаточно сложный процесс, поскольку не всегда речевые проблемы ребёнка воспринимаются родителями адекватно. Можно условно разделить родителей детей с речевыми нарушениями на две категории:

Родители, которые предъявляют повышенные требования к речи ребенка.

Родители, которые не обращают внимания на нарушения речи, игнорируют рекомендации учителя — логопеда закреплять изученный материал в домашних условиях.

Часто родители самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и педагогических знаний в вопросах развития речи детей.  А ведь развивать речь детей можно не только на занятиях, но и в транспорте, по дороге из детского сада до дома, даже, готовя ужин на кухне. Логопед должен помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, убедить в необходимости закреплять изученный материал в домашних условиях, ознакомить с приемами обучения и развития речи.

ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста.  Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности.

Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка.  Усилия логопеда должны быть направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие личности ребенка.  Используя информационно — коммуникационные технологии логопед решает главную задачу взаимодействия с родителями — повышает уровень их педагогической компетентности.

Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.

Объект проекта: коррекция речи дошкольников.

Предмет проекта: взаимодействие учителя — логопеда и родителей

Срок реализации проекта: сентябрь - май.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники и родители дошкольников подготовительных групп.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • Изучить уровень педагогической компетентности и запросы родителей по вопросам речевого развития ребенка;
  • Разработать перспективный план работы по повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
  • Познакомить родителей с результатами речевого развития детей, подобрать книги для занятий с детьми в домашних условиях (презентация);
  • Разработать и провести мероприятия для родителей по вопросам речевого развития детей;
  • Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по речевому развитию детей;
  • Изучить динамику речевого развития детей с целью определения эффективности работы с родителями;
  • Распространить опыт работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении.

Возможные риски:

  • Нежелание родителей участвовать в анкетировании, индивидуальных беседах и консультациях.

Проектный продукт:

  • Разработанные информационные листы для родителей с рекомендациями по речевому развитию детей;
  • Презентация родителями книг и игр (в том числе, изготовленных родителями) для занятий с детьми в домашних условиях.
  • Презентация опыта работы по проекту в ДОУ.

Реализация проекта предполагает работу по III этапам.

I Этап: Информационно-аналитический

Задачи:

  • Определить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей;
  • Изучить мотивы, движущие родителями во взаимодействии с педагогами;
  • Проанализировать полученные данные и разработать перспективный план работы с родителями.

Содержание работы:

1. Для определения уровня педагогической компетентности родителей проводится:

  • анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?».
  • консультация для родителей: «Поверь в своё дитя».
  • индивидуальные беседы с родителями, в ходе которых выясняется:

- Представление родителей об особенностях ребенка с речевыми нарушениями;

- Способность родителей организовать, поддержать, продолжить коррекционную работу в условиях дома;

- Желание родителей взаимодействовать с логопедом и воспитателем;

  • Результат взаимодействия с логопедом и воспитателем, который родитель определяет самостоятельно для себя.

2.  Подбор и изучение методической литературы и материалов в интернет - ресурсах;

3. Разработка перспективного плана работы с родителями по повышению уровня педагогической компетентности

II этап основной (практический).

Задачи:

  • Апробировать систему методических мероприятий, разработанных для родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей с речевыми нарушениями;
  • Организация взаимодействия родителей и учителя - логопеда в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми, обмена опытом между родителями, привлекаемыми в данный процесс.

Мероприятия:

1.     Проведение системы методических консультаций для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

2.     Представление картотеки: «Я — домашний логопед».

3.     Проведение совместных мероприятий с воспитателями подготовительных групп.

4.     Ведение рубрики «Советы логопеда» в газете ДОУ «ДИТя»

III этап заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Оценить уровень педагогической компетентности родителей по итогам проделанной работы;
  • Проанализировать динамику речевого развития детей, с целью определения эффективности проделанной работы с родителями.
  • Распространить опыт работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание работы:

  • Анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения из «Почтового ящика» — «Задай вопрос специалисту»

  • Эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми анализируется на материале диагностики их речевого развития на конец года.

  • Результаты проделанной работы учитель-логопед транслирует на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Родительские собрания. (3 раза в год)
  • Домашние задания. (возможность родителей проследить динамику речевого развития ребёнка, участие в выполнении домашнего задания, еженедельно)
  • Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей; начало и конец учебного года).
  • Домашние игротеки (знакомство родителей с простыми, интересными и главное полезными играми для детей.  В нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку». (информация в логопедическом уголке 1 раз в месяц.)
  • Родительские пятиминутки. (родители получают возможность кратковременной личной консультации, по запросу родителей).
  • Консультации — практикумы. (совместно с детьми родители разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических папках).
  • Праздники и развлечения. (праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.)
  • Публикации в газете «ДИТя», (практические советы по проблемам речевого развития ребенка: грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции).
  • Презентация: «Умелые руки для послушного язычка». (Согласно плана)
  • Почтовый ящик: «Задай вопрос специалисту». Позволяет осуществлять связь с родителями. Данный вид взаимодействия необходим для сильно занятых родителей, не имеющих возможность лично встретится с логопедом, а также стесняющихся задать тот или иной вопрос. (Весь учебный   год)
  • Вспомогательные наглядные средства: (информационные стенды; тематические выставки книг; памятки, образцы выполненных заданий, буклеты).

Перспективный план реализации проекта.

I Этап: Информационно-аналитический

АВГУСТ - СЕНТЯБРЬ

  • Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

  • Беседа с родителями. Изучение мотивов, движущих родителями, разделение их на группы для выявления преобладающих.

  • Подбор и изучение методической литературы.

  • Консультация для родителей: «Поверь в своё дитя»

  • Родительское собрание: «Результаты диагностики речевого развития детей. Взаимосвязь учителя — логопеда и родителей для эффективности   коррекционно-образовательного процесса

ІІ Этап: Практический

ОКТЯБРЬ

  • Домашние задания.  (еженедельно). В папках даются образцы правильно выполненных домашних заданий

  • Публикация в газете «ДИТя»: «Игры и игровые приёмы при обучении детей грамоте»

  • Родительские пятиминутки. (консультации, по запросу родителей).

  • Информационные листы в логопедическом уголке: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику».

НОЯБРЬ

  • Домашние задания.

  • Домашняя игротека.

  • Заочная консультация-распечатка с рекомендациями «Играем дома. Дыхательная гимнастика с использованием игр».

  • Родительские пятиминутки (по запросу родителей)

ДЕКАБРЬ

  • Родительское собрание. Семинар – практикум для родителей: «Домашняя игротека». Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию речи.

  • Подготовка и проведение конкурса: «Лучшая новогодняя сказка».

ЯНВАРЬ

  • Домашние задания.  (еженедельно).

  • Родительские пятиминутки. (консультации, по запросу родителей).

  • Информационные листы в логопедическом уголке

  • Публикация в газете «ДИТя»: «Домашняя игротека — для развития мелкой моторики дошкольников».

ФЕВРАЛЬ

  • «День открытых дверей». Открытое коррекционно — развивающее занятие по развитию речи «Зимующие птицы»

  • Родительское собрание «Наши первые победы»

МАРТ

  • Презентация игр, изготовленных родителями для занятий с детьми в домашних условиях «Умелые руки для послушного язычка».

АПРЕЛЬ

  • Подготовка консультации для родителей: «Систематический контроль за поставленными звуками».

  • Родительские пятиминутки (консультирование по запросам родителей)

  • Публикация в газете «ДИТя».

  • Совместный речевой досуг — развлечение «Праздник правильной и красивой речи».

III Этап: Контрольно-диагностический

МАЙ

  • Итоговое анкетирование родителей.

  • Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития по окончанию реализации педагогического проекта.

  • Беседа с родителями. Сравнение итоговых результатов с первичными.

  • Транслирование опыта. Предоставление материалов и результатов педагогического проекта на педагогическом совет в ДОУ.

Ожидаемый результаты:

При реализации проекта ожидаем получить следующие результаты:

1. Активное включение родителей в родительский клуб.

2. Умение родителей самостоятельно выстраивать пути решения, возникающих у них трудностей, опираясь на приобретенные практические умения и навыки.

3. Результаты анкетирования, свидетельствующие о повышении уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

4.  Положительная динамика речевого развития детей, свидетельствующая об эффективности проведенной работы с родителями.

Перспективы:

  • Создание логопедического сайта для родителей.

           Разделы:

«Методическая копилка». В данном разделе размещается материал в виде всевозможных речевых игр, упражнений, развлечений, методик, авторских пособий.

Предлагаемые игры и упражнения позволяют родителям активно участвовать в коррекционном процессе не затрачивая дополнительного времени на поиск и подбор нужной информации.

 «Артикуляционная гимнастика». В данном разделе родители смогут самостоятельно познакомится с артикуляционной гимнастикой.

«Советы логопеда». Данный раздел позволит получить больше информации для родителей, которые интересуются какими-либо вопросами по данному направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что надо знать о своём ребёнке?"

Консультации для родителей не должны вызывать зевоту и поглядывание на часы. Предложенный материал можно и не использовать целиком, а сделать краткую выборку теоретического материала. А вот анкету про...

"Что надо знать о своём ребёнке?"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Что надо знать о своём ребёнке?"

Консультация для родителей "Что надо знать о своём ребёнке?"...

консультация "Что надо знать о своём ребёнке"

помочь разобратся,сравнивать возможности и достижения ребёнка с требованиями...

Родительское собрание по теме: «Что мы знаем о своём ребёнке?»

Родительское собрание проводилось в форме круглого стола. Направлено на решение здоровьесберегающих задач....

Родительское собрание "Что мы знаем о своём ребёнке?"

Предоставленный материал поможет осуществлять  психолого-педагогическую поддержку  родителей  в  виде практических  предложений по  установлению  правильных  вз...