Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова
консультация по логопедии по теме

Загорюк Ирина Геннадьевна

Работа по предупреждению нарушения слоговой структуры слова может осуществлятся  родителями с помощью специальных дидактических игр и упражнений и в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 62»

Консультация для родителей.

«Работа с детьми по предупреждению нарушения

слоговой структуры слова».      

Автор: учитель – логопед

Загорюк Ирина Геннадьевна

 г. Бийск, 2016     

Цели: - познакомить родителей с содержанием логопедической

             работы по развитию слоговой структуры слова;

           - познакомить с играми и упражнениями, которые можно

             выполнять с детьми дома;

           - формировать правильный подход родителей к трудностям

             детей в овладении языковыми процессами.

       Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

   У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи  в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное  и целенаправленное устранение нарушений  речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и  школьной программы, социальной адаптации  детей.

    В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.

    Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:

  1. Нарушение количества слогов (элизия – сокращение, пропуск) слогов: моток-молоток; итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных : тарава - трава)
  2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе - дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-  бегемот)
  3. Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута - капуста; вставка согласных в слог: лимонт - лимон)
  4. Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан - капитан)
  5. Персеверации (инертное  застревание на одном слоге в слове: пананама - панама)
  6. Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)

   Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко - слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,  несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.

      В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это  способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:

  1. Для развития  слуховой памяти: «Где позвонили?», « Узнай музыкальный инструмент».
  2. Слухового внимания. « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
  3. Работа над ритмом и темпом  (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

    - «Веселые инструменты». Берется музыкальный инструмент и задает  ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное  с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

- «Передай привет»  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

  1. Упражнения на развитие координации рук:

- пальчиковые гимнастики

- «Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками - ногами).

- «Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)

  1. Графические упражнения.

«Продолжи строчку» «Выложи орнамент» , « Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»

  1. Артикуляционная гимнастика: «Весёлый язычок»
  2. Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок - «Репка», «Теремок».

      8. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.

- «Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)

- «Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог.)

  1. Игры,  направленные на формирование чувства рифмы.

- «Доскажи словечко» (отрывки из детских стихов)

- «Подбери рифму» (ложка - кошка, танки - санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в  гостях, по дороге в детский сад, транспорте.

     

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Памятка для родителей "Предупреждение нарушения слоговой структуры слова у детей"

Памятка для родителей:По предупреждению нарушения слоговой структуры слова у детейНарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруж...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...