Рекомендации родителям. Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.
консультация по логопедии

Ушакова Надежда Сергеевна

Игры и упражнения, которые родители могут использовать дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям.

Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова.

Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи  в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное  и целенаправленное устранение нарушений  речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и  школьной программы, социальной адаптации  детей.

В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:

  1. Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов: моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных : тарава-трава)
  2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)
  3. Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон)
  4. Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан)
  5. Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама)
  6. Контаминации (соединение частей двух слов:  холодильница- холодильник и хлебница)

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,  несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.

В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это  способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры :

  1. Для развития  слуховой памяти: «Где позвонили?», « Узнай музыкальный инструмент».
  2. Слухового внимания. « Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
  3. Работа над ритмом и темпом  (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает  ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

«Передай привет»  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

  1. Упражнения на развитие координации рук:

пальчиковые гимнастики

«Делай как я»(Воспроизведение серий движений руками -ногами).

«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)

  1. Графические упражнения.

«Продолжи строчку» «Выложи орнамент»,» Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы.»

  1. Артикуляционная гимнастика

«Весёлый язычок»

  1. Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка», «Теремок».
  2. Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.

«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)

«Подбери слово»( подбираем слова на заданный звук, слог.)

  1. Игры направленные на формирование чувства рифмы.

«Доскажи словечко» ( отрывки из детских стихов)

«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в  гостях, по дороге в детский сад, транспорте.

Желаем успехов!

"НАРУШЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ РЕЧИ"

Ваш малыш смешно «коверкает» слова? Сначала это выглядит забавно. Однако, если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально, а в возрасте 4-5 лет  -  являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь учителя-дефектолога. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует времени.

Как проявляется нарушение слоговой структуры? Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого нарушения.

Важно отметить, что если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры, мы видим лишь нарушение звукопроизношения – он меняет звук [Ль] на звук [И], но слоговая структура слова остается сохранной! Или например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры.

Существуют следующие виды нарушений слоговой структуры слов:
 1. Нарушение количества слогов в слове:

  • Сокращение, пропуск слогов: молоко – «мако», машина – «сина», молоток – «аток» и т.д.
  • Пропуск слогообразующей гласной: пианино- «панина, пинина».
  • Итерация: увеличение количества слогов за счет вставки гласной в месте стечения согласных: конфета – «канафета», гляжу – «гилижу».

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

(перестановка слогов) дерево – «деверо», бегемот – «гебемот»

3. Искажение структуры отдельных слогов:

  • Выпадение согласной в слоге со стечением: стул – «тул», индюк – «идюк», капуста – «капута», автобус – «атобус»
  • Вставки согласных: ковёр – «конвёр».

4. Уподобление: молоко – «макако»

Если в речи у ребенка имеются подобные нарушения – это повод обратиться к учителю-дефектологу. Ведь правильно сформированная слоговая структура является залогом последующего грамотного навыка чтения и письма ребенка.

Вот некоторые ПРИЕМЫ  и ИГРЫ направленные на КОРРЕКЦИЮ И РАЗВИТИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, бубен, палочки и  т.д

Ход упражнения: взрослый  задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.

Материал: кубик с точками

Ход упражнения:

Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Взрослый  воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение на уровне звуков:

  • «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.» и т.д.

Упражнения на уровне слогов:

  • Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
  • «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.

Игра «Угадай, что звучало».

Цель: развитие фонематического слуха

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки».

Цель: развитие фонематического слуха

Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Пирамидка» - проговаривать слоговую структуру слова, нанизывая столько колец, сколько слогов в слове.

Игра «Отхлопай слово»

Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово каша  (хлопок на каждый слог - 2 хлопка, т.к. 2 слога), слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога) и т.д.

Игра «Прошагай словечко». Мы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово луна (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Правильно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?

Для отработки слоговой структуры незнакомых слов ребенку желательно показывать картину, так как это улучшает понимание смысла слова, а значит, обогащает словарный запас, и способствует лучшему запоминанию произнесенных слов. Позже, когда у вас с ребёнком получилось правильно проговаривать и прохлопывать нескольких слов, ему можно предложить игру «Что пропало?». Используются несколько картинок с уже пройденными словами. Он их называет, запоминает и закрывает глаза. Затем взрослый убирает одну-две картинки. Открыв глаза, ребенок называет, какие картинки пропали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова

Работа по предупреждению нарушения слоговой структуры слова может осуществлятся  родителями с помощью специальных дидактических игр и упражнений и в домашних условиях....

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Памятка для родителей "Предупреждение нарушения слоговой структуры слова у детей"

Памятка для родителей:По предупреждению нарушения слоговой структуры слова у детейНарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруж...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...