Конспект познавательно–речевой деятельности для детей старшей группы на тему:«Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Никифорова Инна Резвановна

НОД для детей старшей группы на тему:«Круговорот воды в природе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_krugovorot_vody.docx325.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Детский сад №7 «Лисичка»

Конспект

 Познавательно-речевой деятельности

для детей старшей группы на тему:

«Круговорот воды в природе»

                                          Автор - составитель:

                                                            Никифорова Инна Резвановна,

                                                                    учитель-логопед МБДОУ «ДС №7»

                   

Анжеро-Судженск

2013

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………3

Конспект НОД ………………………………………………………………………………………………………..4

Заключение ………………………………………………………………………………………………………….10

Список литературы……………………………………………………………………………………………….11

Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста уже способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, знаний о себе и других людях и т.д. однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира ещё неопределённы, не совсем отчётливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребёнка, формировании его мировоззрения и мировидения.

Важное условие формирования у дошкольников представления о природе – понимание того, что жизнь в природе многообразна в своих проявлениях, что характер и ход этих проявлений не случайны. Ребёнок познаёт природный мир постепенно: сначала то, что его окружает дома, в детском саду, со временем его жизненный опыт обогащается.

Тема: Познавательно-речевое  занятие «Круговорот воды в природе»

Цель: Совершенствовать знания детей о круговороте воды в  природе, закрепление знаний детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи

  1. Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о свойствах воды;  формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  2. Развивать умения участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным предложением.
  3. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности детей
  4. Продолжать развивать навыки общения и рассуждения, уметь делать выводы

Предварительная работа

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели»  Н.А Рыжовой
  • Знакомство с круговоротом воды в природе
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода».
  • Исследовательская деятельность очистка воды

Оборудование и материал:

Аудиозапись  «Шум воды в природе», бусины пуговицы для опытов на каждого ребёнка, пластмассовые стаканчики, наглядный материал: ИКТ (картины, кроссворд)

Конспект

Ход

Логопед: Ребята послушайте стихотворение которое я приготовила сегодня для вас

Звучит музыка (Журчание воды)

Чтение стихотворения

Вы слыхали о воде?u2

Говорят она везде

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает

Ледником в горах зовётся

Лентой серебристой вьётся

Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться

Смею Вам я доложить,

 Без неё нам не прожить

 Логопед: Ребята скажите что вы знаете о воде? какая  бывает вода?

Пресная

Солёная

Лечебная

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям какая нужна вода?

                                                       (Дети объясняют, делают выводы)

А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе(Объяснения детей)

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Логопед: Ребята а кто мне скажет как поступает вода в кран? (ответы детей)

тра

Логопед: Ребята я предлагаю вам заняться экспериментом, пройдите пожалуйста  в нашу лабораторию

(дети проходят одевают фартуки и косынки, рассаживаются за столы по два человека)

Опыт 1. Какой формы вода? 

        На столе лежит круглая бусинка и квадратная пуговица. Логопед спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем стакан и наполним его водой. Перельем эту воду в  баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

        

        Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Логопед  показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

        Опыт 2. Какого цвета вода? 

        Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

        

        Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. 

Опыт 3 Вода не имеет собственного запаха.

        Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

        Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

С в о й с т в а       в о д ы

1 Вода не имеет формы

2.Вода  прозрачна

3.Вода бесцветна

4.Вода не имеет запаха

Физминутка  (выполняем движения в такт тексту)

Моем руки, моем шею.

Моем уши и лицо.

Не спеша, не спеша.

Чистым быть ведь так приятно,

Чистота – хороша!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу

Оба глаза!

Мойтесь уши,

Мойся шейка,

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, сдавайся!

Грязь, смывайся!

 

А сейчас ребята я предлагаю вам отгадать кроссворд

                                                                                                  4

к

р

а

н

                        2                                                                       е

В

с

О

С

у

л

ь

к

а

Д

а

А

  1. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою,                        

Но солнце её припечёт,

заплачет она и умрёт.

  1. Очень добродушная,

Я мягкая послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

  1. Мойдодыру я родня,

Отверни, открой меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою.

  1. Летом бежит,

А зимою спит,

Весна  настала

Опять побежала.

 Логопед:   Ребята о чём мы сегодня говорили?, какой вывод мы можем сделать?

вода – эликсир жизни. Подарив людям воду, природа дала нам

бесценное богатство.

    Вода вокруг нас всюду. Вот облако. Скоро и оно прольётся дождиком. И белая звёздочка – снежинка -тоже вода.

oblaka06                                oblaka07

Логопед: Всем спасибо за интересную и увлекательную беседу.

Желаю чтоб в вашем доме всегда была чистая вода.

   

         

Заключение

Для наиболее успешного решения программных задач педагогом выбраны разнообразные методы и приёмы обучения и воспитания: экспериментальная деятельность дошкольников, «чтение» схем, рассматривание моделей, составление  художественное слово, загадка, беседа по вопросам, проблемная ситуация. С целью повышения внимания и интереса детей к изучаемому материалу, приближения их к природе, на занятии предполагается использование информационно-коммуникативных средств – это компьютерная анимация, звуки природы, фотографии, отражающие реальный мир.

Список литературы

1  «Загадки для детей – О состоянии воды»

      Автор: Владимир – Григорий  Ступников.

2  «Почемучка» Издательство: Стрекоза. Автор: Тереньтьева Н.

      Серия:  Читаем детям. Год выпуска: 2010

3   Экологическое воспитание дошкольников. Пособие для специалистов

     дошкольного воспитания. Автор-сост С.Н. Николаева.

     М, «издательство АСТ», 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

Конспект познавательно-речевого занятия для детей старшей группы "Поможем Федоре"

Конспект на закрепление знаний о посуде(из чего сделана как называется, детали посуды) , классификация посуды, обогащение и активизация словаря детей. Образование уменьшительной формы существител...

"Поможем Федоре" - конспект познавательно-речевого занятия для детей старшей группы.

Закрепление знаний о посуде( из чего сделана, части посуды, название). Образование уменьшительной формы существительных, относительных прилагательных, употребление предлогов. Продолжать знакомство с т...

Конспект познавательно-речевого досуга для детей старшей группы компенсирующей направленности "Нас ждет осенний лес"

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проводится в игровой досуговой форме путешествия в лес. На протяжении занятия дети выполняют различные задания на закрепление знаний по т...

Конспект познавательно-речевого открытого занятия в старшей группе Зимушка- зима

Цель: Закрепить знания детей о зиме.Образовательные задачи:1.   Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».2.   Обобщить и систематизировать представления д...

Конспект ООД по познавательно – речевому развитию для детей старшей группы детского сада на тему «Подводный мир»

Конспект ООД  по познавательно – речевому развитию  для детей старшей группы детского сада на тему «Подводный мир»...