Главные вкладки

    Конспект познавательно–речевой деятельности для детей старшей группы на тему:«Круговорот воды в природе»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Никифорова Инна Резвановна

    НОД для детей старшей группы на тему:«Круговорот воды в природе»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_krugovorot_vody.docx325.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Анжеро-Судженского городского округа

    «Детский сад №7 «Лисичка»

    Конспект

     Познавательно-речевой деятельности

    для детей старшей группы на тему:

    «Круговорот воды в природе»

                                              Автор - составитель:

                                                                Никифорова Инна Резвановна,

                                                                        учитель-логопед МБДОУ «ДС №7»

                       

    Анжеро-Судженск

    2013

    Содержание

    Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………3

    Конспект НОД ………………………………………………………………………………………………………..4

    Заключение ………………………………………………………………………………………………………….10

    Список литературы……………………………………………………………………………………………….11

    Пояснительная записка

    Дети дошкольного возраста уже способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, знаний о себе и других людях и т.д. однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира ещё неопределённы, не совсем отчётливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребёнка, формировании его мировоззрения и мировидения.

    Важное условие формирования у дошкольников представления о природе – понимание того, что жизнь в природе многообразна в своих проявлениях, что характер и ход этих проявлений не случайны. Ребёнок познаёт природный мир постепенно: сначала то, что его окружает дома, в детском саду, со временем его жизненный опыт обогащается.

    Тема: Познавательно-речевое  занятие «Круговорот воды в природе»

    Цель: Совершенствовать знания детей о круговороте воды в  природе, закрепление знаний детей о разнообразных свойствах воды.

    Задачи

    1. Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о свойствах воды;  формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
    2. Развивать умения участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным предложением.
    3. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности детей
    4. Продолжать развивать навыки общения и рассуждения, уметь делать выводы

    Предварительная работа

    • Беседа с детьми о значении воды
    • Чтение рассказа «Как люди речку обидели»  Н.А Рыжовой
    • Знакомство с круговоротом воды в природе
    • Дидактическая игра «Кому нужна вода».
    • Исследовательская деятельность очистка воды

    Оборудование и материал:

    Аудиозапись  «Шум воды в природе», бусины пуговицы для опытов на каждого ребёнка, пластмассовые стаканчики, наглядный материал: ИКТ (картины, кроссворд)

    Конспект

    Ход

    Логопед: Ребята послушайте стихотворение которое я приготовила сегодня для вас

    Звучит музыка (Журчание воды)

    Чтение стихотворения

    Вы слыхали о воде?u2

    Говорят она везде

    В луже, в море, в океане,

    И в водопроводном кране

    Как сосулька замерзает

    В лес туманом заползает

    Ледником в горах зовётся

    Лентой серебристой вьётся

    Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда.

    Без неё нам не умыться,

    Не наесться, не напиться

    Смею Вам я доложить,

     Без неё нам не прожить

     Логопед: Ребята скажите что вы знаете о воде? какая  бывает вода?

    Пресная

    Солёная

    Лечебная

    - Кому нужна вода?

    - Зачем вода нужна растениям?

    - А как они её получают?

    - Почему животные не могут жить без воды?

    - Ребята, а людям какая нужна вода?

                                                           (Дети объясняют, делают выводы)

    А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

    - А как вода поступает в реку?

    - Ребята, что такое круговорот воды в природе(Объяснения детей)

    - Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

    Логопед: Ребята а кто мне скажет как поступает вода в кран? (ответы детей)

    тра

    Логопед: Ребята я предлагаю вам заняться экспериментом, пройдите пожалуйста  в нашу лабораторию

    (дети проходят одевают фартуки и косынки, рассаживаются за столы по два человека)

    Опыт 1. Какой формы вода? 

            На столе лежит круглая бусинка и квадратная пуговица. Логопед спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем стакан и наполним его водой. Перельем эту воду в  баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

            

            Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Логопед  показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

            Опыт 2. Какого цвета вода? 

            Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

            

            Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. 

    Опыт 3 Вода не имеет собственного запаха.

            Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  (Ответы детей)

    Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

            Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

    С в о й с т в а       в о д ы

    1 Вода не имеет формы

    2.Вода  прозрачна

    3.Вода бесцветна

    4.Вода не имеет запаха

    Физминутка  (выполняем движения в такт тексту)

    Моем руки, моем шею.

    Моем уши и лицо.

    Не спеша, не спеша.

    Чистым быть ведь так приятно,

    Чистота – хороша!

    Нос, умойся!

    Мойтесь сразу

    Оба глаза!

    Мойтесь уши,

    Мойся шейка,

    Шейка, мойся хорошенько!

    Мойся, мойся,

    Обливайся!

    Грязь, сдавайся!

    Грязь, смывайся!

     

    А сейчас ребята я предлагаю вам отгадать кроссворд

                                                                                                      4

    к

    р

    а

    н

                            2                                                                       е

    В

    с

    О

    С

    у

    л

    ь

    к

    а

    Д

    а

    А

    1. Растёт она вниз головою,

    Не летом растёт, а зимою,                        

    Но солнце её припечёт,

    заплачет она и умрёт.

    1. Очень добродушная,

    Я мягкая послушная,

    Но когда я захочу,

    Даже камень источу.

    1. Мойдодыру я родня,

    Отверни, открой меня,

    И холодною водою

    Живо я тебя умою.

    1. Летом бежит,

    А зимою спит,

    Весна  настала

    Опять побежала.

     Логопед:   Ребята о чём мы сегодня говорили?, какой вывод мы можем сделать?

    вода – эликсир жизни. Подарив людям воду, природа дала нам

    бесценное богатство.

        Вода вокруг нас всюду. Вот облако. Скоро и оно прольётся дождиком. И белая звёздочка – снежинка -тоже вода.

    oblaka06                                oblaka07

    Логопед: Всем спасибо за интересную и увлекательную беседу.

    Желаю чтоб в вашем доме всегда была чистая вода.

       

             

    Заключение

    Для наиболее успешного решения программных задач педагогом выбраны разнообразные методы и приёмы обучения и воспитания: экспериментальная деятельность дошкольников, «чтение» схем, рассматривание моделей, составление  художественное слово, загадка, беседа по вопросам, проблемная ситуация. С целью повышения внимания и интереса детей к изучаемому материалу, приближения их к природе, на занятии предполагается использование информационно-коммуникативных средств – это компьютерная анимация, звуки природы, фотографии, отражающие реальный мир.

    Список литературы

    1  «Загадки для детей – О состоянии воды»

          Автор: Владимир – Григорий  Ступников.

    2  «Почемучка» Издательство: Стрекоза. Автор: Тереньтьева Н.

          Серия:  Читаем детям. Год выпуска: 2010

    3   Экологическое воспитание дошкольников. Пособие для специалистов

         дошкольного воспитания. Автор-сост С.Н. Николаева.

         М, «издательство АСТ», 1998


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

    Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

    Конспект познавательно-речевого занятия для детей старшей группы "Поможем Федоре"

    Конспект на закрепление знаний о посуде(из чего сделана как называется, детали посуды) , классификация посуды, обогащение и активизация словаря детей. Образование уменьшительной формы существител...

    "Поможем Федоре" - конспект познавательно-речевого занятия для детей старшей группы.

    Закрепление знаний о посуде( из чего сделана, части посуды, название). Образование уменьшительной формы существительных, относительных прилагательных, употребление предлогов. Продолжать знакомство с т...

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы на тему: «Круговорот воды в природе»

    Непосредственно образовательная деятельность с детьмистаршей группы на тему: «Круговорот воды в природе»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Ху...

    Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Весенние чудеса в природе»

    Данное занятие помогает расширять представление детей о характерных признаках весны, об особенностях весенней природы, жизни зверей и птиц весной. Дать знания о первоцветах (подснежник, мать-и-мачеха»...

    НОД в старшей группе на тему: "Круговорот воды в природе"

    НОД в старшей  группе на тему: "Круговорот воды в природе"...