Логопедический досуг "Умники и умницы"
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)

Севастьянова Татьяна Михайловна

Предлагаю вашему вниманию конспект логопедического досуга "Умники и умницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

ИКТ как средство развития речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

СЛАЙД 2

 «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра»  

Джон Дьюи.                  

             Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.  Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи  детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Основной формой коррекционного обучения являются логопедические занятия, способствующие постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. При их проведении используются  различные технологии,  методы и приемы, как традиционные, так и современные.  В настоящее время одной из основных задач логопеда является поиск и разработка новых  более эффективных способов передачи знаний, умений, навыков.

СЛАЙД 3

Актуальность

         Нынешний век - время компьютерных технологий, значительно расширяющих возможности предъявления информации, позволяющих усилить мотивацию ребёнка. Время не стоит на месте. И неравнодушному, творческому, идущему педагогу необходимо идти с ним в ногу, искать и узнавать методы и приёмы, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным, интересным, красочным, зримым и, как следствие – творческим и результативным. Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) позволяет поднять на новый уровень качество демонстрационного материала, наглядных пособий, дидактических игр и упражнений. В использовании ИКТ учителем-логопедом можно выделить такие преимущества:

-информационная емкость,

-компактность,

-доступность,

-наглядность,

-эмоциональная привлекательность,

-мобильность,         

-многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам.

       Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.

СЛАЙД 4

Обзор литературы

            Как отмечают многие авторы, применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с ОВЗ и значительно повысить эффективность коррекционного обучения. Этой  проблемой занимались такие педагоги как Ю.Ф. Гаркуша, Т.С. Комарова, А.В. Туликов, Р.Ф. Абдеев, В.П. Беспалько, Ю.Б. Зеленская, Е.И. Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.

СЛАЙД 5

Диагностика

          Эту работу я начала с 2014 года с детьми старшей группы №2.

Если вы посмотрите на диаграмму в начале учебного года, то увидите, что (большинство детей) с несформированными или частично сформированными сторонами речи. Увидев такое состояние речи я начала искать новые . современные методы работы. Меня как современного человека вопрос ИКТ всегда интересовал.  И я решила использовать для коррекции речевой деятельности  компьютер:

    - как наглядность;

    - для организации практической деятельности детей.

СЛАЙД 6        

         Была поставлена цель:  способствовать коррекции и развитию речевой деятельности детей через использование  ИКТ.

Сформулированы задачи:

1. Добиться 100% положительной динамики в речевом развитии детей.

2. Сформировать у детей первоначальные представления о компьютере:

    -  как средство добычи информации;

    - как средство создания какого – то продукта (презентации, фотошоп).

3. Познакомить детей с  компьютером (что у компьютера есть монитор, клавиатура, мышка).

4. Научить детей отдельным приёмам работы на компьютере (пользоваться мышкой, печатать отдельные слова, запускать презентацию).

 5. Совершенствовать процессы  памяти, внимания и учебные навыки.

СЛАЙД 7

     Работа проходила в 2 этапа.

   I этап – знакомство с компьютером, как образовательным ресурсом.

   II этап - использование  компьютера в практической деятельности  для коррекции речи.

СЛАЙД 8, 9

          Работу начала с  интерактивных игрушек, звуковых книг, различных панелей, интерактивных игр, игрушечных компьютеров, азбук.  В зависимости от вида занятия использовала запись с голосами животных и птиц, звуками явлений природы, окружающего мира, звуки издаваемые музыкальными инструментами.

СЛАЙД 10

Активно использовала презентации по различным лексическим темам. При работе с  презентациями я заметила у детей повышенный интерес.   Просили просмотреть презентацию несколько раз.  Проводились «Виртуальные экскурсии» . Эти экскурсии дали возможность посетить недоступные места, предложив детям уникальное путешествие («Экскурсия по Москве – столице нашей РОДИНЫ», «Экскурсия по Африке», «Экскурсия по Северу»).

          Здесь детям объясняла, что все эти презентации я взяла в интернете, и что интернет это источник добычи информации.

СЛАЙД 11

         Для развития артикуляционной моторики применяла «Артикуляционную гимнастику» из Сказки о весёлом язычке, по автоматизации звуков в слогах, словах, в предложениях есть презентация «Весёлая улитка».

СЛАЙД 12

А также все те игры, которыми пользуются наши коллеги «Игры для тигры», «Баба яга учится читать», «Лунтик».

   СЛАЙД 13, 14

        На II этапе началось использование  компьютера в практической деятельности. Мы разобрали, что у компьютера есть клавиатура, монитор и мышка. При рассматривании клавиатуры закрепляли знание алфавита, на всех занятиях по фонетике, знакомясь с буквой, искали её на клавиатуре.

Также эта  закрепляли такие понятия -  согласные и гласные звуки. Учились печатать пропущенные буквы в словах, своё имя. У кого – то получилось напечатать письмо бабушке, которая живёт вдалеке.

При знакомстве с монитором развивали пространственную ориентировку: что в нижнем правом углу, а какие значки в нижнем левом.

СЛАЙД 15

      С мышкой знакомила через многозначность: мышка – животное и мышка – часть компьютера.  Находили сходства и различия: эта мышка маленькая и животное – мышка тоже маленькая. Компьютерная мышка – это не живой предмет, а мышка – животное – живая.   В ходе всей этой работы у детей обогатился словарь.  

СЛАЙД 16  

       После того как дети научились пользоваться мышкой, ориентироваться на клавиатуре  им было предложено самим создать презентацию. Наиболее доступным средством для создания  презентации является  программа  PowerPoint. Учила детей  выбирать дизайн презентации подписывать слайды. Вместе выбрали тему - «Игрушки» .

СЛАЙД 17

     Каждый принёс свою любимую игрушку, мы её сфотографировали, фотографии перенесли в компьютер и в программе PowerPoint каждый ребёнок делал свой слайд и печатал название слайда. Интерес был таким сильным, что это переросло в домашнее увлечение. И дети дома с родителями  делали свои презентации про себя, братьев, сестёр, маму и папу. Приносили презентации в детский сад, мы их просматривали и обсуждали.

       Потом был объявлен конкурс на «Лучшую книгу». Детям и родителям было предложено подумать над темой книги. Так как большинство детей в этом году уходят в школу, то было предложено создать книгу про детей. Что они умеют делать, чему научились?

СЛАЙД 18

     Во время чтения книги Сергея Михалкова «А что у вас?», дети стали рассказывать про себя, про родителей, про свои увлечения. Так родилась идея создания книги « А что у нас?». Дети приносили фотографии.  С каждым ребёнком выбирали наиболее понравившуюся  фотографию, распечатывали её и приклеивали на отдельную страничку книги. Потом стали сочинять небольшое стихотворение про каждого ребёнка.  Играя в игру «Игры в рифмы», получались небольшие строки, которые потом складывались в четверостишия. Некоторые родители делали страничку дома вместе с ребёнком, а остальные мы делали с детьми в саду.

СЛАЙД 19

      В результате получилась красивая книга цветик - многоцветик. Дети были довольны своим результатом.

СЛАЙД 20

        Проанализировав результаты диагностики за 2 года можно увидеть, что показатели стали выше и намного. Как вы видите по диаграмме с несформированными сторонами речи детей практически нет.

СЛАЙД 21

       И для детей и родителей на сайте нашего детского сада была сделана логопедическая страничка «Говоруша», ответственной за её ведение являюсь я.  Здесь родители получают информацию и практические советы о том, чем можно заняться дома вечером с ребёнком, как грамотно проводить упражнения, игры, различные задания.  В этом мне помогают учителя - логопеды. Но у меня есть такая идея, что и воспитатели тоже могут участвовать в этой работе. У нас очень много талантливых людей. Можно добавить какую – ни будь страничку детского творчества. Кто – то сочиняет стихи с детьми, сказки, рассказы – всё это должно отражаться в  газете «Говоруша». Тот же конкурс чтецов, «Пасхальный колокольчик»,  например Максим Сметанов у нас стал победителем  в конкурсе чтецов на тему «Победа». Вот можно было разместить этот ролик у нас на страничке.        

        Применение ИКТ в коррекционной работе позволило мне сделать следующие вывод: использование ИКТ способствует коррекции и развитию речевой деятельности.

   В ходе работы все поставленные задачи:

 1. Добилась 100% положительной динамики в речевом развитии детей.

2.  У детей сформировались первоначальные представления о компьютере:

    -  как средстве добычи информации;

    - как средстве создания какого – то продукта (презентации, фотошоп).

3. Дети познакомились с  частями компьютера.

4. Воспитанники научились пользоваться мышкой, печатать отдельные слова, запускать презентацию.

 5. Эта работа способствовала формированию учебных навыков и развитию психических процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая викторина "Умники и умницы" с детьми подготовительной группы

Задачи: развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки; закрепить и уточнить знания, полученные на логопедических занятиях; воспитывать умение слушать собеседника...

логопедическое развлечение для детей "Умники и умницы"

предлагаю логопедическое развлечение , которое можно использовать для интересного проведения выпуска детей из логопункта,т.к. данное развлечение проводится в форме соревнования и позволяет оценить рез...

КВН по экологии "Умники и умницы" для детей старшей логопедической группы

Образовательные:Активизация словаря по темам «Зима», «Дикие животные зимой» ,»Зимующие птицы».           Коррекционные:Развивать мышление, память ,вни...

Логопедический фестиваль «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Возрастная группа: дети подготовитель-ной к школе группы с диагнозом ОНР

        В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучен...

Конспект логопедического занятия "Знатоки и умницы"

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Знатоки и умницы"...

Нетрадиционные формы работы с воспитанниками: Логопедическая викторина «Умники и умницы»

Конспект логопедической виторины "Умницы и Умники". Разработан для воспитанников с ОВЗ....

Интеллектуально-речевой досуг с родителями "Умники и умницы" в старшей логопедической группе.

Интеллектуально-речевой досуг с родителями "Умники и умницы" в старшей логопедической группе....