Открытое занятие с использованием элементов ТРИЗ в старшей логопедической группе по теме "Долгожданная зима".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Требухина Ольга Владимировна

Вашему вниманию предлагается конспект занятия по теме "Долгожданная зима" с элементами ТРИЗ. Занятие для детей старщего дошкольного возраста. Занятие построено в увлекательной форме, предполагает прослушивание музыки, отгадывание загадок с использованием графической модели ТРИЗ, путешествие в лес и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционной работы с элементами ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста

по теме: «Долгожданная зима».

Цель: 1. Развивать у детей творческие навыки и умения.

2. Активировать лексический материал по теме «Зима».

3. Развивать фразовую речь.

4. Учить детей размышлять, сравнивать; учить системному анализу, познакомить с противоречивостью явлений через понятие «хорошо- плохо».

5. Учить составлять загадки с опорой на графическую модель ТРИЗ.

6. Развивать умение задавать умные вопросы.

7. Воспитывать умение слушать своих товарищей, уважать свое и чужое мнение.

Оборудование: Сюжетная  картинка «Зима», листок с надписью «снегирь». Музыка Вивальди «Зима». Графическая модель загадки о зиме. Пенек, дерево. Листики и карандаши на каждого ребенка. Заготовки с изображением зимы на каждого ребенка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Сядет тот, чье имя начинается на звук В, звук А, С, Ю и т.д.

  1. Отгадывание темы занятия.

- О чем мы сегодня будем говорить, станет известно, если вы отгадаете, что я загадала. Я вам помогу, послушайте для начала музыку.

Дети слушают музыку Вивальди «Зима».

-Ребята, о чем говорит нам музыка? Что вы слышали?

- Мы слышали, как завывает метель, как дует сильный ветер.

- О каком времени года эта музыка?

- О зиме.

-Верно, о зиме. Вы отгадали, сегодня мы с вами поговорим о нашей долгожданной зиме.

  1. Игра «Какая бывает?» (расширение словаря).

- Ребята, давайте назовем красивые слова о зиме. Зима какая?

- Долгая, долгожданная, снежная, морозная, холодная, голодная, сытная.

- А какие приметы зимы мы знаем?

Дети перечисляют приметы зимы.

- А теперь скажите мне, какой характер у зимы?

- Зима злая, а может быть добрая.

- Когда она злая?

- Когда морозит зверей в лесу, людей.

- Когда зима добрая?

- Когда укрывает своим снегом деревья, норки, берлоги, чтобы согреть, укутать, уберечь от мороза.

- Какого цвета может быть зима?

- Белого, серебристого, блестящего.

- Есть ли у зимы запах?

- Зима пахнет морозом, свежестью, холодом.

- Что изменилось в жизни растений, животных, птиц с приходом зимы?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

- Чем нам запомнится зима?

- Белым снегом, морозом, зимними забавами.

- Какие зимние забавы мы знаем?

- Катание на лыжах, на коньках, на санках, на ледянках. Зимой можно лепить снеговиков, играть в снежки.

- Я вижу, вы многое знаете про зиму, а теперь давайте немножечко поиграем.

4. Игра «Согласен- не согласен».(составление противоположных мнений).

- Я вам буду говорить утверждения, а вы соглашаться с ними или нет.

- Я говорю, что зимой медведь бродит по лесу.- Нет, мы не согласны, медведь спит в своей берлоге.

- Я говорю, что все птицы остаются зимовать в лесу.- Нет, мы не согласны, перелетные птицы улетают на юг.

- Я говорю, что зимой бегут ручейки по земле.- Нет, мы не согласны, ручейки бегут по земле весной.

- Я говорю, что зимой на улице очень тепло.- Нет, мы не согласны, зимой на улице очень холодно.

- Я говорю, что зимой можно играть в снежки. - Да, мы согласны, зимой можно играть в снежки.

5. Физкультурная минутка.

Игра «Зимние слова».

- У зимы есть много слов, которые называются зимними. Я предлагаю вам поиграть в игру. Если вы услышите слово, связанное с зимой, подпрыгните: снежинка, жара, Новый год, санки, лед, одуванчик, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, бабочки, коньки, снежки, ледянки, загорание, снегопад, лыжи, елка, снег, вьюга, мороженое.

6.Игра «Хорошо- плохо» (противоречивость явлений).

- Ребята, вы рады, что наступила зима?

- А что хорошо зимой? (Дед Мороз дарит подарки, Новый год, много зимних игр).

- А что плохого зимой? (холодно, дует ветер, можно простудиться и заболеть, птицы улетают в теплые края, звери засыпают, деревья стоят голые).

7.Игра «Продолжай» (составление предложений, постепенное увеличение количества слов).

- Ребята, давайте отправимся в лес. Там снеговик оставил для нас письмо.

Одевайтесь теплее. Дети имитируют одевание шапочек, шарфиков и отправляются в лес. В лесу находят пенек. А на нем листок.

-Ребята, какое – то маленькое письмо оставил нам снеговик. Смотрите, тут написано всего одно слово: СНЕГИРЬ (дети, умеющие читать, читают это слово).

- Ребята, видимо снеговик хотел, чтобы мы поиграли с этим словом. Давайте вернемся на свои места, снимем теплую одежду. Давайте придумаем предложение со словом снегирь. Я говорю: снегирь. Юля какое слово скажешь ты? Продолжи меня.

-Летает.

-Настя, что добавишь ты? Как он летает?

-Быстро.

- Ребята, у нас получилось целое предложение: Снегирь быстро летает. Скажите, сколько это слов? Какое слово первое, второе, третье?

Дети отвечают на вопросы.

- А теперь начертите схему этого предложения.

Дети чертят схему предложения:

!_____________________________.

_________   ________   _________

Аналогично дети составляют  еще одно предложение со словом снегирь и чертят схему этого предложения. При этом дети по просьбе логопеда называют слова по порядку, в разнобой.

8. Составление загадки о зиме с опорой на графическую модель ТРИЗ.

- Ребята, а давайте я вас научу составлять загадки.

Логопед выставляет графическую модель для составления загадки.

В составлении загадки нам поможет вот эта табличка.

Какая?

Что такое же?

КАК

НО НЕ

-Скажите, какая зима?

- Холодная.

- А что еще бывает холодное?

- Мороженое,  вода, лед, ветер, снег.

- А еще какая зима?

- Белая.

- А что еще бывает белое?

- Заяц, мел, потолок, краска, машина.

По ходу обсуждения логопед заполняет таблицу:

Какая?

Что такое же?

Холодная

КАК

Мороженое, вода, лед, ветер, снег

Белая

НО НЕ

Заяц, потолок, краска, машина, мел

Логопед и дети проговаривают текст построчно, вставляя между словами в правой и левой колонках связки «как» или «но не». Выбираются наиболее удачные варианты сравнения. Состаляется загадка: не называя объект, перечисляются признаки, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими объектами:

«Холодная, как мороженое,

Белая, но не заяц».

9. Итог занятия.

- Все наши впечатления о зиме мы можем выразить в рисунках.  Я вам раздам вот такие листики, на них вы вечером раскрасите зиму так, какой она вам представляется.

А теперь:

Есть у каждого занятия начало,

Есть у каждого занятия конец,

Ну а кто со мной сегодня занимался

Получил оценку МОЛОДЕЦ!

ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1547

Конспект коррекционной работы с элементами ТРИЗ

для детей старшего дошкольного возраста

«ДОЛГОЖДАННАЯ ЗИМА».

                           Составила и провела

                               учитель- логопед

                                    Требухина О.В.

Москва 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия с использованием элементов ТРИЗ "К нам зима пришла сама"

Конспект  занятия для детей старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ " К нам зима пришла сама "...

ГБОУ детский сад № 994 (1971) «Образовательная область» Конспект занятия «Природа» с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе №2 «Солнышко».

Программное содержание.1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

Конспект интегрированного занятия с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе "Зимующие птицы"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Зимующие птицы"...

Конспект открытого занятия к «Дню матери» для детей старшей логопедической группы.

Очень интересное, и увлекательное занятие в форме игры "Поле чудус"...

Конспект интегрированного занятия с использованием элементов ТРИЗ для старшей группы «В гостях у бабушки в деревне»

Конспект интегрированного занятия с использованием элементов ТРИЗ для старшей группы «В гостях у бабушки в деревне»...