Главные вкладки

    Конспект интегрированной НОД в старшей группе по теме "Одежда народов Севера"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Бельды Ольга Николаевна

    Конспект по теме "Одежда народов Севера"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл beldy_o.n._nod_odezhda_narodov_severa.docx390.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8 «ОГОНЕК» Г.ПОРОНАЙСКА»

                                        ОДЕЖДА НАРОДОВ СЕВЕРА

    Конспект  интегрированной

    непосредственно образовательной деятельности

    в старшей  логопедической группе

    для детей с общим недоразвитием речи

     

    Выполнила:

    БЕЛЬДЫ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА,

    учитель-логопед МБДОУ

    «Детский сад №8» Огонек»

    г. Поронайска

    e-mail: bella.65@bk.ru

    г.Поронайск

    2016

            Искусство народа – это его культура, культура духовная, и в то же время материально-бытовая.

            В настоящее время очень остро стоит вопрос  нравственного, этно-культурного воспитания. В современном мире, сложном и противоречивом  представления о терпимости,  уважении к представителям других этнических групп, народов  зачастую искажаются.

             В связи с этим мы считаем, что этнокультурное воспитание  детей дошкольного возраста необходимо осуществлять посредством межнационального общения, расширения представлений о культуре и самобытности народов,  населяющих нашу страну.

    Формируя у детей способность воспринимать и оценивать прекрасное, мы опираемся  и  на культуру народностей Севера, их быт, основные виды жизнедеятельности – рыболовство, собирательство, охоту. У каждого народа есть свои особенности не только в быту, но и в видении окружающего мира, его многообразии и единении.

    «В связи с этим этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в этот период можно рассматривать через призму интернационального воспитания, которое стало занимать ведущее место в теории и практике дошкольного образования»[ 3]


    Вид НООД

    Интегрированная НООД

    Старшая логопедическая  группа

    Тема

    ОДЕЖДА НАРОДОВ СЕВЕРА

    Программные задачи

     Коррекционно-образовательные:

    Систематизировать представления о Сахалинской области. Активизировать и актуализировать словарь по теме « Коренные народы Сахалина»;

    Совершенствовать грамматический строй речи, синтаксическую сторону речи ( сложноподчиненные предложения со союзом «потому что».)

    Коррекционно-развивающие :

    Развивать зрительную память, внимание,   мыслительные операции;

    Развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением, длительный речевой выдох

    Воспитательные:

    Воспитывать любовь к своей родине,  этнотолерантность

    Развивать навыки сотрудничества в игре.

    Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

    Предварительная работа

    Экскурсия в  Поронайский краеведческий музей в зал этнографии

    Рассматривание одежды, орнаментов коренных народов Сахалинской области.

    Рассматривание книг, иллюстраций коренных народов Сахалинской области.

    Интеграция образовательных областей

    Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

    Материал

    Демонстрационный материал: 

    Презентация

    Иллюстрация  Г. Павлишина к книге «Амурские сказки»

    Шаблон нанайского орнамента

    Ожидаемый результат

    Дети имеют представления об основных видах одежды народов Севера, ее назначении,  национальных различиях в орнаментах.

    Этапы деятельности

    Ход деятельности

    Вводный этап

     1.Ритуал начала занятия: ( дети стоят в кругу взявшись за руки)

    - Здравствуйте, друзья!

    В этом круге все - друзья:

    Мы,  и вы, и ты, и я.

    Улыбнись тому, кто справа,

    улыбнись тому, кто слева –

    мы одна семья.

    - Дети, давайте улыбнемся друг другу - соседу справа и соседу слева.

    Основной этап

    2. Проблемная ситуация:

    - Дети! Какое сейчас время года?  ( весна)

    - Какая погода бывает весной? Отвечайте одним словом. – ( холодная, ветреная, снежная, дождливая, пасмурная, солнечная)

    - А какая погода сегодня?- ( дождливая, серая, пасмурная)

    - Давайте разгоним эти серые тучи.

    3. Дыхательная гимнастика:

    Небо хмурится с утра,

    Надо солнышку помочь

    Ветерочком стану я,

    Уходите тучи прочь! ( длительный плавный выдох через рот- сильная холодная воздушная струя)

    4. Э       4. Этюд  с элементами психогимнастики

    - В такую погоду легко замерзнуть. Покажите, как мы замерзли. ( дети напрягаются, съеживаются)

    - А теперь выглянуло солнышко и согрело нас своими теплыми лучами. ( расслабились)

    5. Отгадайте загадку:

    1) Пушистая, а не зверь.

        Греет, а не печка. Что это?  ( шуба)

     - А что такое шуба? ( меховая верхняя одежда)

    2) Что за друг, без которого зимой не выйдешь?( шапка)

     - А что такое шапка другими словами? ( головной убор)

    - О чем мы сегодня будем говорить?  ( об одежде и головных уборах)

     Все правильно.  У разных народов одежда отличается друг от друга .

    В нашей стране живет много людей разных национальностей с  разным цветом кожи, глаз. Но все мы – граждане большой страны. Каждый народ имеет свою культуру и свою одежду.

    Посмотрите на фотографию.  ( Рис 1., слайд 2) Это – долгане. Люди, которые живут на далеком севере нашей страны. В сильный мороз и ветер их согревает меховая одежда, украшенная яркими узорами.

    У нас на Сахалине  тоже живут коренные народы -  нивхи, орочи, эвенки и нанайцы. Их одежда тоже отличается друг от друга.

    http://turzona.ru/files/1193628824.jpgНивхи – это в большей степени оленеводы и охотники. Нанайцы занимались рыболовством и охотой. Мастерицы шили одежду не только из меха, но и из рыбьей кожи.  И нивхи, и нанайцы носили запашные халаты. Они были легкие и удобные. Каждый народ украшает свою одежду особыми узорами, которые служат оберегом от злых сил.  http://primwiki.ru/images/%D0%9D%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D1%86%D1%8B.jpg В  повторяющихся ритмичных узорах нивхов  (рис. 2 , Слайд 3) мы легко можем узнать и медведя, и оленя, траву и морские волны. А в нанайских спиралях и завитках, которыми украшали мужскую и женскую одежду (рис.3, слайды 4,5)  можно узнать  даже  тигра.  Каждый узор – это сюжет из жизни охотников, рыбаков и оленеводов.

     

    - Какая одежда у этих народов ? ( теплая, красивая, меховая,  узорчатая).

    - Почему нужна именно такая одежда северянам?  ( Ответы детей начинаются со слов  «потому что» )

    - Яркими узорами были расшиты не только  теплая одежда, но и  обувь,  рукавицы. К своей одежде народы Севера относились очень бережно. Потому что ее изготовление занимает очень много времени и сил. Вот и мы с вами будем учиться ухаживать за своей одеждой.

    6. Логоритмика (речь с движением)

    ( дети повторяют движения по тексту)

    Ох, испачкалась одежда,

    Мы ее не берегли,

    Обращались с ней небрежно,

    Мяли, пачкали в пыли.

    Надо нам ее спасти

    И в порядок привести.

    В тазик воду наливаем,

    Порошочку насыпаем.

    Всю одежду мы замочим,

    Пятна тщательно потрем,

    Постираем, прополощем,

    Отожмем ее, встряхнем.

    А потом легко и ловко

    Все развесим на веревках.

    А пока одежда сушится,

    Мы попрыгаем, покружимся.

     - А теперь нам надо украсить свою одежду.   Как будем ее украшать?  (вышивать узоры)

     - Чтобы узоры были красивыми и ровными, разомнем свои пальчики.

    7. Пальчиковая гимнастика

    ( загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца)

    В понедельник я кроила.

    А во вторник халат  шила.

    В среду шапку вышивала.

    В четверг иголку я сломала.

     В пятницу белье стирала.

     А потом я отдыхала!

     7 . Раскрашивание  нанайского орнамента ( по шаблону)

    Предложить детям раскрасить нанайский орнамент .

    - Дети! А что мы можем украсить таким узором? ( ответы детей : шапку, шубу , рукавицы, обувь и т.д.)

    Заключительный этап

    - Дети! Вам понравилось украшать одежду? О какой одежды вы сегодня узнали?

               Список литературы:

              книга с 1 автором

    1. Краски земли Дерсу. Фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья. Хабаровск, Кн.изд. , 1982г. – 276 с.
    2. Нагишкин Д . Амурские сказки. :  Изд.Речь, 2014г.-296с.

              материалы из интернета

    3. Захарова Л.М. . Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике.       http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/18926/1/iurp-2010-85(2)-05.pdf

               4.  Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательной и продуктивной деятельности по образовательным областям «Познание», «Художественное творчество», рисование в старшей группе Тема: «Незнайка на севере».

    Образовательная область «Познание», «Художественное творчество».Интеграция в образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Вид деятельности: непосредственно образовательная деятельность.Тем...

    Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»

    Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»....

    конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

    конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

    Проект: «Приобщение детей старшего дошкольного к культуре народов Севера»

    МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»      ПРОЕКТ«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре народов Севера»     воспитательПетрова С.В....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

    1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...

    Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Знакомство с животными севера и жарких стран»

    Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе«Знакомство с животными севера и жарких стран»...