Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе "Моя Родина - Россия"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Занятие составлено с учетом системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_moya_rodina_-_rossiya.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ
КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ
в подготовительной группе для детей с ТНР
«Моя Родина – Россия»
Учитель-логопед ГБДОУ № 87
Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга
Балакирева Е.В.
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2015
Цель: использование игровых проблемных ситуаций, сказочного сюжета в активизации знаний детей по теме.
Задачи:
- коррекционно-образовательные:
- упражнение в словообразовании (И. и Р.п. мн.ч. имен существительных)
- закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки;
- закрепление умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- закрепление навыка слогового анализа слов;
- совершенствование умения образовывать родственные слова;
- практическое усвоение значения слова «граница», предлога «за»;
- совершенствование умения образовывать и использовать в речи относительные прилагательные;
- закрепление умения печатания пройденных гласных букв;
- упражнение в подборе антонимов;
- продолжение работы над деформированным предложением;
- составление предложений с заданными словами по теме.
- коррекционно-развивающие:
- развитие длительного речевого выдоха;
- отработка ясной шепотной речи;
- развитие неречевого слуха (узнавание неречевых звуков);
- совершенствование артикуляторной и общей моторики;
- совершенствование фонематического слуха,
- развитие зрительного и слухового внимания, памяти, сообразительности;
- координация речи с движением;
- коррекционно-воспитательные:
- патриотическое воспитание;
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
- воспитывать эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь).
Оборудование:
- экран мультимедиа;
- мольберт, маркеры (красный, синий, зеленый)
- яблоня (муляж);
- коробочки из цветного картона (зелёный, синий);
- речка (муляж);
- дощечки (с наклеенными картинками);
- печка (муляж);
- красная лента, символизирующая границу;
- домик Бабы-Яги;
- письмо (с деформированными предложениями);
- разрезная картинка (российский флаг);
- 2 набора карточек с картинками: волк, лиса, кабан, щука, синица, рысь; капуста, яблоки, малина, грибы, мясо, рыба;
- индивидуальные зеркала.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети с логопедом входят в зал, здороваются с гостями.
Проблемная ситуация. Развитие зрительного внимания, воображения.
Логопед: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на мольберт. Что вы видите на нем?
Дети: Деревья, лес.
Логопед: Скажите, из этих фигур можно еще что-нибудь собрать?
Дети: Можно сделать кораблик, домик, рыбку, …
Логопед: Да, мы с вами будем постепенно «расколдовывать» эти фигуры, переворачивать их, и в ходе занятия поймем, что лучше всего можно собрать из этих фигур.
2. Основная часть.
1) Беседа о нашей Родине – России, д/и «Семейка слов»
Логопед: Чтобы расколдовать первую фигуру, нам надо выполнить первое задание. Давайте рассмотрим картинку на экране. Что это такое?
Дети: Это карта нашей страны.
Логопед: Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Логопед: Правильно. Если мы с вами родились в этой стране, значит, это наша…
Дети: Это наша Родина.
Логопед: Давайте соберем «Семейку слов». Слово Родина будет первым в нашей семейке.
Страна, в которой мы родились, это наша…
Дети: …Родина
Логопед: Мама и папа – это наши…
Дети: …родители.
Логопед: Мама и папа – родители, а бабушка, дедушка, тетя, дядя – наши…
Дети: …родственники.
Логопед: Близкие нам по родству люди, какие люди?
Дети: …родные люди.
Логопед: Как мы появились на свет?
Дети: Мама нас родила.
Логопед: Давайте ещё раз назовем всю семейку.
Дети: Родина, родители, родственники, родные, родила.
Логопед: Отлично! Мы с вами выполнили 1 задание – собрали «Семейку слов». Переворачиваем первую фигуру.
2) Развитие длительности речевого выдоха
Логопед: Какая огромная наша страна, наша Родина! Посмотрите, как много места она занимает на земном шаре! Какая она большая по сравнению с другими странами! Мы живем в огромной России. Давайте произнесем эту фразу на одном выдохе. Возьмите побольше воздуха, но плечи не поднимайте и произнесите это предложение от начала до конца (проговаривание на одном выдохе). Посчитаем, сколько слов в нашем предложении.
3) Развитие зрительного внимания, воображения (разглядывание карты); слухового внимания (прослушивание стихотворения); упражнение в словообразовании (Р.п. мн.ч. имен существительных)
Логопед: Давайте еще раз рассмотрим карту. Как вы думаете, что изображено на ней зеленым цветом?
Дети: Равнины, луга, леса…
Логопед: Желтовато-коричневым?
Дети: Горы, песчаные местности…
Логопед: А извилистыми голубыми линиями и голубыми пятнами?
Дети: Реки, озера, моря…
Логопед: Послушайте внимательно стихотворение о Родине… Подумайте, как автор относится к своей Родине?
Дети: Любит, восхищается, гордится…
Логопед: Чем же можно восхищаться в нашей стране?
Логопед: Закончите предложение, глядя на картинку. В России много…
Дети: В России много лесов. В России много полей. В России много гор. В России много рек. В России много озёр. В России много морей.
4) Развитие зрительного внимания, упражнение в словоизменении (И.п. мн.ч. имен существительных)
Логопед: На просторах России живет много разных представителей животного мира. Давайте назовем некоторых из них. Смотрите на картинку и называйте, кто водится в России?
Дети: В России водятся рыси, волки, лисы, лоси, синицы, кабаны, щуки.
Логопед: Кроме животных кого мы еще здесь видим?
Дети: Рыбу и птицу.
Логопед: Молодцы! Мы с вами выполнили 2-е задание! Узнали, чем можно восхищаться в России. Можем перевернуть 2-ю фигуру!
5) Практическое усвоение значения слова ГРАНИЦА
Логопед: Посмотрите, нашу Родину опоясывает красная линия. Что это?
Дети: Граница.
Логопед: У меня есть красная лента, давайте с помощью нее изобразим границу. Встаньте в круг и возьмите ленту.
Дети берут в руки ленту.
Логопед: Давайте положим её на пол, получилась граница, как у нашей Родины. Здесь, внутри границы будет наша…
Дети: Родина Россия (ставят российский флажок на подставке)
Логопед: Прекрасно! Мы с вами справились с 3-ей задачей – сделали границу и обозначили нашу Родину. Переворачиваем 3-ю фигуру. А 4-ю фигуру мы сможем перевернуть, когда кому-нибудь поможем в беде.
6) Проблемная ситуация «Почему девочка плачет?»
Логопед: Посмотрите, у границы нас кто-то ждет. Кто это?
Дети: Девочка.
Логопед: Она одета в русскую народную одежду. Мне кажется, что эта девочка пришла из русской народной сказки. Люди на Руси складывали много русских народных сказок, которые передавали из уст в уста… Но что мы слышим?
Дети: Девочка плачет.
Логопед: Как вы думаете, почему девочка может плакать?
Дети: Кто-то обидел, что-то болит, что-то потеряла, кто-то поругал.
Логопед: Может быть, у нее какая-то беда приключилась? Что надо сделать, чтобы она перестала плакать?
Дети: Надо её пожалеть, помочь ей.
Логопед: Конечно! Но сначала надо понять, что у нее случилось. Когда мы узнаем, из какой русской народной сказки она пришла, мы вспомним её беду и поймем, как ей помочь!
7) Угадывание по картинкам названия русской народной сказки.
Логопед: Посмотрите на картинки. Какую сказку они вам напоминают?
Дети: Сказку «Гуси-лебеди».
Логопед: Правильно, эта девочка появилась из русской народной сказки «Гуси-лебеди».
8) Проблемная ситуация «Как помочь девочке?»
Логопед: Почему же в этой сказке девочка плакала?
Дети: Потому что гуси похитили её брата и унесли к Бабе-Яге.
Логопед: Как мы можем ей помочь?
Дети: Отправимся в сказку и освободим братца.
Логопед: Молодцы! Вы отлично придумали! Вы слышите? Музыка приглашает нас в сказку!
9) Практическое усвоение значения предлога ЗА. Развитие слухового внимания, не-речевого слуха.
Логопед: Давайте перешагнем нашу границу (перешагивают), мы теперь ЗА границей. Где же мы оказались? Что вы слышите?
Дети: Пение птиц.
Логопед: Где же так красиво поют птицы?
Дети: В лесу!
10) Артикуляционная гимнастика с элементами логоритмики и самомассажа.
Логопед: Дорога наша будет нелегка. В пути нас могут поджидать разные ситуации, поэтому нам надо как следует подготовиться. Давайте сядем на стульчики, возьмем в руки зеркала. Мы делаем зарядку, чтобы стать сильными и ловкими. И нашему язычку тоже нужна такая зарядка:
- Язычок мой в лес пошёл, там лопаточку нашёл (удерживаем широкий язык 5-10 сек);
- Вот заборчик увидал (удерживаем губы в улыбке, зубы «заборчиком» 5-10 сек);
- И как вкопанный он встал (удерживаем «мостик» 5-10 сек);
- За заборчиком лошадка щиплет травку, ей так сладко («цокаем» 10-15 раз);
- Вот лошадка подбежала, пить из чаши воду стала (удерживаем «чашечку» 5-10 сек).
Логопед: А теперь повторяйте за мной (с хлопками):
Тал-тал-тал, тал-тал-тал – так звучит копыт металл.
Опа-ту, опа-ту – я ей гриву заплету.
Цок-цок-цей, цок-цок-цей – мы идём искать гусей.
Логопед: Наденем на себя еще русскую народную одежду. Наденем рубашку-косоворотку, как ее одевают? Наденем штаны, как их надевают? Наденем холщовую рубашку, как? Сарафан через голову, лямочки поправим. Наденем чулочки. На голову платок повяжем.
Дети имитируют надевание одежды на себя.
Логопед: Пойдем в лес босиком, без обуви, как мальчик?
Дети: Нет, мы можем заболеть, поранить ноги.
Логопед: Чтобы этого не случилось, что надо сделать?
Дети: Надо надеть обувь.
Логопед: Мы обуем русские лапти, сделанные из коры деревьев. Вот теперь мы готовы к поиску. Вперёд!
11) Развитие фонематического анализа. Д/и гласный диктант. Различение твердости-мягкости согласных звуков. Развитие памяти. Узнавание неречевого звука.
Логопед: Перед нами яблонька. Очень её не нравится, что на её яблочках появились какие-то картинки. Если мы ей поможем, она подскажет нам, куда идти дальше. Как мы можем ей помочь?
Дети: Уберем картинки с яблочек.
Логопед: Отлично придумали! Только убирая картинку, надо её назвать, услышать гласный звук в её названии и записать соответствующую букву на мольберт маркером. Какой маркер вы выберете?
Дети: Красный, потому что будем записывать гласные звуки.
(Картинки: рысь, волк, лиса, кабан, синица, щука)
Логопед: После того, как вы напишите буквы, карточки кладите в нужную коробочку: в синюю – картинку, название которой начинается с твердого звука, в зеленую – картинку, название которой начинается с мягкого звука.
Логопед: Давайте по гласным буквам, которые вы записали, теперь вспомним, какие картинки были на яблочках. Волшебный экран напомнит нам эти картинки.
Дети: Ы – рысь, ИА – лиса, О – волк, АА – кабан, ИИА – синица, УА – щука.
Логопед: Что же объединяет все эти картинки?
Дети: Это представители животного мира, которые водятся на нашей Родине – в России.
Логопед: Молодцы! Вы помогли яблоньке. Она подсказала мне, что мы должны прислушаться и отгадать, куда идти дальше. Что вы слышите?
Дети: Вода журчит.
Логопед: Правильно, значит, нам надо идти куда?
Дети: К речке.
12) Проблемная ситуация «Как перебраться на другой берег реки?» Составление «Звуковой дорожки».
Логопед: Перед нами речка, как нам попасть на другой берег?
Дети: Можно перепрыгнуть, перейти вброд, переплыть …построить мост.
Логопед: Молодцы. На берегу лежат дощечки, из которых мы можем построить мост. Но дощечки надо класть так, чтобы из картинок получилась звуковая дорожка. Т.е. название следующей картинки должно начинаться на последний звук предыдущей. А на самой первой дощечке картинка, на которой изображен птенец домашней птицы.
Дети составляют «Звуковую дорожку» (цыпленок – карандаш – шарф – фотоаппарат – тарелка – апельсин – носок)
Логопед: Молодцы, вы замечательно потрудились, построили отличный крепкий мостик.
13) Динамическая пауза. Самомассаж «Дождик» Узнавание неречевого звука.
Логопед: Но что я слышу! А вы слышите?
Дети: Начинается дождь.
Логопед: Если мы не спрячемся от дождика, а пойдем дальше, что может случиться?
Дети: Мы промокнем и заболеем.
Логопед: Правильно! Давайте переждем его и сделаем самомассаж.
- Кап-кап – надо нам расходиться по домам (поглаживания спинки сверху вниз)
- Гром-гром, как из пушек – нынче праздник у лягушек (постукивания кулачками по спине)
- Град-град, сыплет град – все под крышами сидят (постукивания пальчиками по спине) Дети делают массаж друг другу.
Логопед: Вот и дождик кончился, пойдем дальше!
14) Д/и «Начинка для пирога» (образование относительных прилагательных)
Логопед: Ребята, что это перед нами?
Дети: Это печка.
Логопед: На нашей Родине в русских избах тоже всегда сооружали печи. Для чего?
Дети: Для обогрева, приготовления пищи.
Логопед: Да, печь топили, чтобы в избе было тепло, в печи готовили еду, пекли пироги. Пироги можно печь с разными начинками. Давайте выберем начинку для пирогов. Берите картинку и предлагайте, с какой начинкой можно испечь пирог, какой пирог получится.
Дети: С капустой получится капустный пирог.
Логопед: Как его можно еще иначе назвать?
Дети: Капуста – это овощ, значит, это овощной пирог.
Так же яблочный (фруктовый), малиновый (ягодный), грибной, рыбный, мясной пирог.
Логопед: Посмотрите на экран. Какой пирог больше всего любишь ты, Тёма?
Полные ответы детей, глядя на экран.
Логопед: Печка благодарит нас, и мы можем идти дальше.
15) Проблемная ситуация «Как сделать злую Бабу-Ягу доброй?» Динамическая пауза (координация речи с движением)
Логопед: Вот мы и добрались до домика Б-Я. Боюсь, что она сразу не отпустит братца. Как вы думаете, почему она такая злая? Зачем она забрала к себе братца?
Дети: Ей одиноко, грустно одной, несчастная она.
Логопед: Да, вот она братика и забрала. Что же нам делать?
Дети: Надо развеселить её.
Логопед: Давайте попытаемся пожалеть и развеселить её танцем!
Танец «Виноватая тучка» (координация речи с движением)
16) Д/и «Скажи наоборот» Подбор антонимов
Логопед: Бабе Яге очень понравился ваш танец! Она была злая, а стала... (добрая), была грустная, а стала… (веселая), была грубая, а стала… (ласковая).
Дети подбирают слова-антонимы.
17) Д/и «Прочитай письмо» Работа с деформированным предложением. Развитие неречевого слуха (узнавание неречевого звука)
Логопед: Ребята, Баба Яга отпустит братца, только напоследок просит она нас прочитать письмо от Кощея Бессмертного: От, Баба-Яга, Кощей, привет. Здоровье, я, желать, тебе. Завтра, на, прийти, обед, я.
Дети составляют предложения: Бабе Яге от Кощея привет. Я желаю тебе здоровья. Завтра я приду на обед.
Логопед: Очень рада Баба Яга, что помогли мы ей прочитать письмо, побежала она готовить обед для Кощея.
Логопед: И братца отпустила к сестре. Что вы слышите?
Дети: Мы слышим смех.
Логопед: Раньше девочка плакала, а теперь…
Дети: Смеётся.
18) Отработка ясной шепотной речи
Логопед: Ну что, со своей задачей мы справились? Сделали, что хотели? Давайте перевернем 4-ю фигуру.
Дети: Да, спасли и вернули брата сестре.
Логопед: Значит, нам пора покидать сказочный лес. Слышите волшебную музыку? Пойдемте к нашей границе. Перешагиваем границу. И где мы снова очутились?
Дети: Мы оказались на нашей Родине – в России.
Логопед: Ребята, мы сможем перевернуть 5-ю фигуру, когда поймем, что нам помогло справиться со всеми проблемами и задачами в нашем волшебном путешествии?
Дети: Мы были дружные, помогали друг другу.
Логопед: Вот так же и с нашей Родиной! Если дружба велика – будет Родина крепка! Давайте возьмемся за руки и произнесем эти слова! (Проговаривание вслух и шепотом) Нам помогла дружба! Переворачивайте последнюю фигуру. Что мы смогли собрать из расколдованных фигур?
Дети: Российский флаг! Мы поняли это по его цветам.
19) Беседа о значении цветов флага. Какими мы должны быть?
Логопед: Правильно, флаг – это символ нашей страны, и он не случайно раскрашен в эти цвета. Посмотрите на экран. На нем вы тоже видите российский флаг. Давайте разберемся, что обозначают эти цвета? На что похож белый цвет?
Дети: На снег, на облака…
Логопед: Да, белый цвет – это чистая, как облака и снег, душа и миролюбие. Флаг, символ нашей страны белым цветом призывает нас быть какими?
Дети: Белый цвет показывает нам, чтобы мы были миролюбивыми, чтобы у нас были только чистые добрые мысли и желания.
Логопед: На что похож синий цвет?
Дети: На небо, на море, …
Логопед: Да, синий цвет – это верность, честность, размах и свобода души. Синий цвет призывает нас быть какими?
Дети: Синий цвет показывает, чтобы мы были честными, верными, открытыми, как море, для друзей, близких, для всех людей.
Логопед: На что похож красный цвет?
Дети: На огонь…
Логопед: Да, красный цвет – это сила, смелость, мужество и любовь. Красный цвет нашего флага призывает нас быть какими?
Дети: Красный цвет показывает нам, чтобы мы были, как огонь, сильными, смелыми, мужественными.
20) Рефлексия. Составление предложений с заданными словами по теме.
Логопед: Ребята, вы сегодня много узнали о нашей Родине. Что нам надо делать, чтобы так легко, как сегодня на занятии решить все проблемы нашей Родины, не допустить беды? Придумаем предложения со словами. Начинаем так: Я буду… Тёма, составь предложение со словами ЛЮБИТЬ, РОДИНА.
Дети: Я буду любить свою Родину.
Так же со словами: заботиться, Родина; охранять, Родина; беречь, Родина; защищать, Родина; гордиться, Родина.
Дети составляют предложения: Я буду заботиться о своей Родине. Я буду охранять свою Родину. Я буду беречь свою Родину. Я буду защищать свою Родину. Я буду гордиться своей Родиной.
3. Итог занятия. Оценка работы детей.
Логопед: Молодцы, ребята. Вы были очень внимательны, собраны, дружны. Вы смогли решить все проблемы.
Логопед: Ребята! У меня есть вот такие шары. На что они похожи?
Дети: На Российский флаг.
Логопед: Давайте пойдем в группу и нарисуем российский флаг. А еще мне интересно, догадаются ли наши ребята, что эти шары напоминают российский флаг? Попрощайтесь с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного занятия в подготовительной логопедической группе
Работа над звуком "ш", используя различные приемы и методы: проговаривание и прослушивание чистоговорки, стихотворного текста, словесная игра, игровые упражнения. Подготовка руки к письму, исполь...
конспект коррекционного занятия в подготовительной группе №2
Программное содержание: Образовательные задачи: Довести до сознания детей, что в большом городе все движение- и машин, и пешеходов- подчиняется особым правилам, которые называются ПДД, напо...
Конспект коррекционного занятия в подготовительной к школе группе с нарушением зрения «В гости к Зимушке - Зиме».
В статье говорится о значении адаптации реберка в детском саду. Какие трудности могут возникнуть у родителей и детей во время адаптации. Как родители должны прави...
Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе.
Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе.Вид занятия: комплексное.Лексическая тема: сказка «Гуси-лебеди»...
Конспект коррекционного занятия в подготовительной к школе группе. Тема "Зимующие птицы".
Воспитание любви к птицам....
Конспект открытого занятия по ФЦКМ Наша Родина - Россия
формирование представления детей о России, как о родной стране. ...
Конспект коррекционного занятия в подготовительной к школе группе "Встреча со сказкой".
Конспект коррекционного занятия в подготовительной к школе группепо развитию зрительной ориентировки в микропространстве. (Развитие подвижности глаз, закрепление лечебно - восстановит...