Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе "Моя Родина - Россия"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Балакирева Елена Владимировна

Занятие составлено с учетом системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_moya_rodina_-_rossiya.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ

КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

в подготовительной группе для детей с ТНР

«Моя Родина – Россия»

Учитель-логопед ГБДОУ № 87

Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга

Балакирева Е.В.

высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2015

Цель: использование игровых проблемных ситуаций, сказочного сюжета в активизации знаний детей по теме.

Задачи:

  • коррекционно-образовательные:
  • упражнение в словообразовании (И. и Р.п. мн.ч. имен существительных)
  • закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки;
  • закрепление умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • закрепление навыка слогового анализа слов;
  • совершенствование умения образовывать родственные слова;
  • практическое усвоение значения слова «граница», предлога «за»;
  • совершенствование умения образовывать и использовать в речи относительные прилагательные;
  • закрепление умения печатания пройденных гласных букв;
  • упражнение в подборе антонимов;
  • продолжение  работы над деформированным предложением;
  • составление предложений с заданными словами по теме.
  • коррекционно-развивающие:
  • развитие длительного речевого выдоха;
  • отработка ясной шепотной речи;
  • развитие неречевого слуха (узнавание неречевых звуков);
  • совершенствование артикуляторной и общей моторики;
  • совершенствование фонематического слуха,
  • развитие зрительного и слухового внимания, памяти, сообразительности;
  • координация речи с движением;
  • коррекционно-воспитательные:
  • патриотическое воспитание;
  • формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
  • воспитывать эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь).

Оборудование:

  • экран мультимедиа;
  • мольберт, маркеры (красный, синий, зеленый)
  • яблоня (муляж);
  • коробочки из цветного картона (зелёный, синий);
  • речка (муляж);
  • дощечки (с наклеенными картинками);
  • печка (муляж);
  • красная лента, символизирующая границу;
  • домик Бабы-Яги;
  • письмо (с деформированными предложениями);
  • разрезная картинка (российский флаг);
  • 2 набора карточек с картинками: волк, лиса, кабан, щука, синица, рысь; капуста, яблоки, малина, грибы, мясо, рыба;
  • индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Дети с логопедом входят в зал, здороваются с гостями.

Проблемная ситуация. Развитие зрительного внимания, воображения.

Логопед: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на мольберт. Что вы видите на нем?

Дети: Деревья, лес.

Логопед: Скажите, из этих фигур можно еще что-нибудь собрать?

Дети: Можно сделать кораблик, домик, рыбку, …

Логопед: Да, мы с вами будем постепенно «расколдовывать» эти фигуры, переворачивать их, и в ходе занятия поймем, что лучше всего можно собрать из этих фигур.

2. Основная часть.

1) Беседа о нашей Родине – России, д/и «Семейка слов»

Логопед: Чтобы расколдовать первую фигуру, нам надо выполнить первое задание. Давайте рассмотрим картинку на экране. Что это такое?

Дети: Это карта нашей страны.

Логопед: Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Логопед: Правильно. Если мы с вами родились в этой стране, значит, это наша…

Дети: Это наша Родина.

Логопед: Давайте соберем «Семейку слов». Слово Родина будет первым в нашей семейке.

Страна, в которой мы родились, это наша…

Дети: …Родина 

Логопед: Мама и папа – это наши…

Дети: …родители.

Логопед: Мама и папа – родители, а бабушка, дедушка, тетя, дядя – наши…

Дети: …родственники.  

Логопед: Близкие нам по родству люди, какие люди?

Дети: …родные люди.

Логопед: Как мы появились на свет?

Дети: Мама нас родила.

Логопед: Давайте ещё раз назовем всю семейку.

Дети: Родина, родители, родственники, родные, родила.

Логопед: Отлично! Мы с вами выполнили 1 задание – собрали «Семейку слов». Переворачиваем первую фигуру.

2) Развитие длительности речевого выдоха

Логопед: Какая огромная наша страна, наша Родина! Посмотрите, как много места она занимает на земном шаре! Какая она большая по сравнению с другими странами! Мы живем в огромной России. Давайте произнесем эту фразу на одном выдохе. Возьмите побольше воздуха, но плечи не поднимайте и произнесите это предложение от начала до конца (проговаривание на одном выдохе). Посчитаем, сколько слов в нашем предложении.

 3) Развитие зрительного внимания, воображения (разглядывание карты); слухового внимания (прослушивание стихотворения); упражнение в словообразовании (Р.п. мн.ч. имен существительных)

Логопед: Давайте еще раз рассмотрим карту. Как вы думаете, что изображено на ней зеленым цветом?

Дети: Равнины, луга, леса…

Логопед: Желтовато-коричневым?

Дети: Горы, песчаные местности…

Логопед: А извилистыми голубыми линиями и голубыми пятнами?

Дети: Реки, озера, моря…

Логопед: Послушайте внимательно стихотворение о Родине… Подумайте, как автор относится к своей Родине?

Дети: Любит, восхищается, гордится…

Логопед: Чем же можно восхищаться в нашей стране?

Логопед: Закончите предложение, глядя на картинку. В России много…

Дети: В России много лесов. В России много полей. В России много гор. В России много рек. В России много озёр. В России много морей.

4) Развитие зрительного внимания, упражнение в словоизменении (И.п. мн.ч. имен существительных)

Логопед: На просторах России живет много разных представителей животного мира. Давайте назовем некоторых из них. Смотрите на картинку и называйте, кто водится в России?

Дети: В России водятся рыси, волки, лисы, лоси, синицы, кабаны, щуки.

Логопед: Кроме животных кого мы еще здесь видим?

Дети: Рыбу и птицу.

Логопед: Молодцы! Мы с вами выполнили 2-е задание! Узнали, чем можно восхищаться в России. Можем перевернуть 2-ю фигуру!

5) Практическое усвоение значения слова ГРАНИЦА

Логопед: Посмотрите, нашу Родину опоясывает красная линия. Что это?

Дети: Граница.

Логопед: У меня есть красная лента, давайте с помощью нее изобразим границу. Встаньте в круг и возьмите ленту.

Дети берут в руки ленту.

Логопед: Давайте положим её на пол, получилась граница, как у нашей Родины. Здесь, внутри границы будет наша…

Дети: Родина Россия (ставят российский флажок на подставке)

Логопед: Прекрасно! Мы с вами справились с 3-ей задачей – сделали границу и обозначили нашу Родину. Переворачиваем 3-ю фигуру. А 4-ю фигуру мы сможем перевернуть, когда кому-нибудь поможем в беде.

6) Проблемная ситуация «Почему девочка плачет?» 

Логопед: Посмотрите, у границы нас кто-то ждет. Кто это?

Дети: Девочка.

Логопед: Она одета в русскую народную одежду. Мне кажется, что эта девочка пришла из русской народной сказки. Люди на Руси складывали много русских народных сказок, которые передавали из уст в уста… Но что мы слышим?

Дети: Девочка плачет.

Логопед: Как вы думаете, почему девочка может плакать?

Дети: Кто-то обидел, что-то болит, что-то потеряла, кто-то поругал.

Логопед: Может быть, у нее какая-то беда приключилась? Что надо сделать, чтобы она перестала плакать?

Дети: Надо её пожалеть, помочь ей.

Логопед: Конечно! Но сначала надо понять, что у нее случилось. Когда мы узнаем, из какой русской народной сказки она пришла, мы вспомним её беду и поймем, как ей помочь!

7) Угадывание по картинкам названия русской народной сказки.

Логопед: Посмотрите на картинки. Какую сказку они вам напоминают?

Дети: Сказку «Гуси-лебеди».

Логопед: Правильно, эта девочка появилась из русской народной сказки «Гуси-лебеди».  

8) Проблемная ситуация «Как помочь девочке?»

Логопед: Почему же в этой сказке девочка плакала?

Дети: Потому что гуси похитили её брата и унесли к Бабе-Яге.

Логопед: Как мы можем ей помочь?  

Дети: Отправимся в сказку и освободим братца.  

Логопед: Молодцы! Вы отлично придумали! Вы слышите? Музыка приглашает нас в сказку!

9) Практическое усвоение значения предлога ЗА. Развитие слухового внимания, не-речевого слуха.

Логопед: Давайте перешагнем нашу границу (перешагивают), мы теперь ЗА границей.  Где же мы оказались? Что вы слышите?

Дети: Пение птиц.

Логопед: Где же так красиво поют птицы?

Дети: В лесу!

10) Артикуляционная гимнастика с элементами логоритмики и самомассажа.

Логопед: Дорога наша будет нелегка. В пути нас могут поджидать разные ситуации, поэтому нам надо как следует подготовиться. Давайте сядем на стульчики, возьмем в руки зеркала. Мы делаем зарядку, чтобы стать сильными и ловкими. И нашему язычку тоже нужна такая зарядка:

  • Язычок мой в лес пошёл, там лопаточку нашёл (удерживаем широкий язык 5-10 сек);
  • Вот заборчик увидал (удерживаем губы в улыбке, зубы «заборчиком» 5-10 сек);
  • И как вкопанный он встал (удерживаем «мостик» 5-10 сек);
  • За заборчиком лошадка щиплет травку, ей так сладко («цокаем» 10-15 раз);
  • Вот лошадка подбежала, пить из чаши воду стала (удерживаем «чашечку» 5-10 сек).

Логопед: А теперь повторяйте за мной (с хлопками):

Тал-тал-тал, тал-тал-тал – так звучит копыт металл.

Опа-ту, опа-ту – я ей гриву заплету.

Цок-цок-цей, цок-цок-цей – мы идём искать гусей.

Логопед: Наденем на себя еще русскую народную одежду. Наденем рубашку-косоворотку, как ее одевают? Наденем штаны, как их надевают? Наденем холщовую рубашку, как? Сарафан через голову, лямочки поправим. Наденем чулочки. На голову платок повяжем.

Дети имитируют надевание одежды на себя.

Логопед: Пойдем в лес босиком, без обуви, как мальчик?

Дети: Нет, мы можем заболеть, поранить ноги.

Логопед: Чтобы этого не случилось, что надо сделать?

Дети: Надо надеть обувь.

Логопед: Мы обуем русские лапти, сделанные из коры деревьев. Вот теперь мы готовы к поиску. Вперёд!

11) Развитие фонематического анализа. Д/и гласный диктант. Различение твердости-мягкости согласных звуков. Развитие памяти. Узнавание неречевого звука.

Логопед: Перед нами яблонька. Очень её не нравится, что на её яблочках появились какие-то картинки. Если мы ей поможем, она подскажет нам, куда идти дальше. Как мы можем ей помочь?

Дети: Уберем картинки с яблочек.

Логопед: Отлично придумали! Только убирая картинку, надо её назвать, услышать гласный звук в её названии и записать соответствующую букву на мольберт маркером. Какой маркер вы выберете?

Дети: Красный, потому что будем записывать гласные звуки.

(Картинки: рысь, волк, лиса, кабан, синица, щука)

Логопед: После того, как вы напишите буквы, карточки кладите в нужную коробочку: в синюю – картинку, название которой начинается с твердого звука, в зеленую – картинку, название которой начинается с мягкого звука.

Логопед: Давайте по гласным буквам, которые вы записали, теперь вспомним, какие картинки были на яблочках. Волшебный экран напомнит нам эти картинки.

Дети: Ы – рысь, ИА – лиса, О – волк, АА – кабан, ИИА – синица, УА – щука.

Логопед: Что же объединяет все эти картинки?

Дети: Это представители животного мира, которые водятся на нашей Родине – в России.

Логопед: Молодцы! Вы помогли яблоньке. Она подсказала мне, что мы должны прислушаться и отгадать, куда идти дальше. Что вы слышите?

Дети: Вода журчит.

Логопед: Правильно, значит, нам надо идти куда?

Дети: К речке.

12) Проблемная ситуация «Как перебраться на другой берег реки?» Составление «Звуковой дорожки».

Логопед: Перед нами речка, как нам попасть на другой берег?

Дети: Можно перепрыгнуть, перейти вброд, переплыть …построить мост.

Логопед: Молодцы. На берегу лежат дощечки, из которых мы можем построить мост. Но дощечки надо класть так, чтобы из картинок получилась звуковая дорожка. Т.е. название следующей картинки должно начинаться на последний звук предыдущей. А на самой первой дощечке картинка, на которой изображен птенец домашней птицы.

Дети составляют «Звуковую дорожку» (цыпленок – карандаш – шарф – фотоаппарат – тарелка – апельсин – носок)

Логопед: Молодцы, вы замечательно потрудились, построили отличный крепкий мостик.

13) Динамическая пауза. Самомассаж «Дождик» Узнавание неречевого звука.

Логопед: Но что я слышу! А вы слышите?

Дети: Начинается дождь.

Логопед: Если мы не спрячемся от дождика, а пойдем дальше, что может случиться?

Дети: Мы промокнем и заболеем.

Логопед: Правильно! Давайте переждем его и сделаем самомассаж.

  • Кап-кап – надо нам расходиться по домам (поглаживания спинки сверху вниз)
  • Гром-гром, как из пушек – нынче праздник у лягушек (постукивания кулачками по спине)
  • Град-град, сыплет град – все под крышами сидят (постукивания пальчиками по спине) Дети делают массаж друг другу.  

Логопед: Вот и дождик кончился, пойдем дальше!

14) Д/и «Начинка для пирога» (образование относительных прилагательных)

Логопед: Ребята, что это перед нами?

Дети: Это печка.

Логопед: На нашей Родине в русских избах тоже всегда сооружали печи. Для чего?

Дети: Для обогрева, приготовления пищи.

Логопед: Да, печь топили, чтобы в избе было тепло, в печи готовили еду, пекли пироги. Пироги можно печь с разными начинками. Давайте выберем начинку для пирогов. Берите картинку и предлагайте, с какой начинкой можно испечь пирог, какой пирог получится.

Дети: С капустой получится капустный пирог.

Логопед: Как его можно еще иначе назвать?

Дети: Капуста – это овощ, значит, это овощной пирог.

Так же яблочный (фруктовый), малиновый (ягодный), грибной, рыбный, мясной пирог.

Логопед: Посмотрите на экран. Какой пирог больше всего любишь ты, Тёма?

Полные ответы детей, глядя на экран.

Логопед: Печка благодарит нас, и мы можем идти дальше.

15) Проблемная ситуация «Как сделать злую Бабу-Ягу доброй?» Динамическая пауза (координация речи с движением)

Логопед: Вот мы и добрались до домика Б-Я. Боюсь, что она сразу не отпустит братца. Как вы думаете, почему она такая злая? Зачем она забрала к себе братца?

Дети: Ей одиноко, грустно одной, несчастная она.

Логопед: Да, вот она братика и забрала. Что же нам делать?

Дети: Надо развеселить её.

Логопед: Давайте попытаемся пожалеть и развеселить её танцем!

Танец «Виноватая тучка» (координация речи с движением)

16)  Д/и «Скажи наоборот» Подбор антонимов

Логопед: Бабе Яге очень понравился ваш танец! Она была злая, а стала... (добрая), была грустная, а стала… (веселая), была грубая, а стала… (ласковая).

Дети подбирают слова-антонимы.

17) Д/и «Прочитай письмо» Работа с деформированным предложением. Развитие неречевого слуха (узнавание неречевого звука)

Логопед: Ребята, Баба Яга отпустит братца, только напоследок просит она нас прочитать письмо от Кощея Бессмертного: От, Баба-Яга, Кощей, привет. Здоровье, я, желать, тебе. Завтра, на, прийти, обед, я.

Дети составляют предложения: Бабе Яге от Кощея привет. Я желаю тебе здоровья. Завтра я приду на обед.

Логопед: Очень рада Баба Яга, что помогли мы ей прочитать письмо, побежала она готовить обед для Кощея.

Логопед: И братца отпустила к сестре. Что вы слышите?

Дети: Мы слышим смех.

Логопед: Раньше девочка плакала, а теперь…

Дети: Смеётся.

18) Отработка ясной шепотной речи

Логопед: Ну что, со своей задачей мы справились? Сделали, что хотели? Давайте перевернем 4-ю фигуру.

Дети: Да, спасли и вернули брата сестре.

Логопед: Значит, нам пора покидать сказочный лес. Слышите волшебную музыку? Пойдемте к нашей границе. Перешагиваем границу. И где мы снова очутились?  

Дети: Мы оказались на нашей Родине – в России.

Логопед: Ребята, мы сможем перевернуть 5-ю фигуру, когда поймем, что нам помогло справиться со всеми проблемами и задачами в нашем волшебном путешествии?

Дети: Мы были дружные, помогали друг другу.

Логопед: Вот так же и с нашей Родиной! Если дружба велика – будет Родина крепка! Давайте возьмемся за руки и произнесем эти слова! (Проговаривание вслух и шепотом) Нам помогла дружба! Переворачивайте последнюю фигуру. Что мы смогли собрать из расколдованных фигур?

Дети: Российский флаг! Мы поняли это по его цветам.

19) Беседа о значении цветов флага. Какими мы должны быть? 

Логопед: Правильно, флаг – это символ нашей страны, и он не случайно раскрашен в эти цвета. Посмотрите на экран. На нем вы тоже видите российский флаг. Давайте разберемся, что обозначают эти цвета? На что похож белый цвет?

Дети: На снег, на облака…

Логопед: Да, белый цвет – это чистая, как облака и снег, душа и миролюбие. Флаг, символ нашей страны белым цветом призывает нас быть какими?

Дети: Белый цвет показывает нам, чтобы мы были миролюбивыми, чтобы у нас были только чистые добрые мысли и желания.

Логопед: На что похож синий цвет?

Дети: На небо, на море, …

Логопед: Да, синий цвет – это верность, честность, размах и свобода души. Синий цвет призывает нас быть какими?

Дети: Синий цвет показывает, чтобы мы были честными, верными, открытыми, как море, для друзей, близких, для всех людей.

Логопед: На что похож красный цвет?

Дети: На огонь…

Логопед: Да, красный цвет – это сила, смелость, мужество и любовь. Красный цвет нашего флага призывает нас быть какими?

Дети: Красный цвет показывает нам, чтобы мы были, как огонь, сильными, смелыми, мужественными.

20) Рефлексия. Составление предложений с заданными словами по теме.

Логопед: Ребята, вы сегодня много узнали о нашей Родине. Что нам надо делать, чтобы так легко, как сегодня на занятии решить все проблемы нашей Родины, не допустить беды? Придумаем предложения со словами. Начинаем так: Я буду…  Тёма, составь предложение со словами ЛЮБИТЬ, РОДИНА.

Дети: Я буду любить свою Родину.

Так же со словами: заботиться, Родина; охранять, Родина; беречь, Родина; защищать, Родина; гордиться, Родина.

Дети составляют предложения: Я буду заботиться о своей Родине. Я буду охранять свою Родину. Я буду беречь свою Родину. Я буду защищать свою Родину. Я буду гордиться своей Родиной.

3. Итог занятия. Оценка работы детей.

Логопед: Молодцы, ребята. Вы были очень внимательны, собраны, дружны. Вы смогли решить все проблемы.

Логопед: Ребята! У меня есть вот такие шары. На что они похожи?

Дети: На Российский флаг.

Логопед: Давайте пойдем в группу и нарисуем российский флаг. А еще мне интересно, догадаются ли наши ребята, что эти шары напоминают российский флаг? Попрощайтесь с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия в подготовительной логопедической группе

Работа над звуком "ш", используя различные приемы и методы: проговаривание и прослушивание чистоговорки, стихотворного текста, словесная игра, игровые упражнения. Подготовка руки к письму, исполь...

конспект коррекционного занятия в подготовительной группе №2

Программное содержание: Образовательные задачи: Довести до сознания детей, что в большом городе все движение- и машин, и пешеходов- подчиняется особым правилам, которые называются ПДД, напо...

Конспект коррекционного занятия в подготовительной к школе группе с нарушением зрения «В гости к Зимушке - Зиме».

В статье говорится о значении адаптации    реберка в  детском   саду. Какие трудности могут возникнуть у  родителей и детей во время адаптации.  Как родители должны прави...

Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе.

Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе.Вид занятия: комплексное.Лексическая тема: сказка «Гуси-лебеди»...

Конспект открытого занятия по ФЦКМ Наша Родина - Россия

формирование представления детей о России, как о родной стране. ...

Конспект коррекционного занятия в подготовительной к школе группе "Встреча со сказкой".

Конспект коррекционного занятия  в подготовительной к школе группепо развитию зрительной  ориентировки в микропространстве. (Развитие подвижности глаз, закрепление лечебно - восстановит...