Проект "Нас сказка учит говорить"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Татьяна Александровна Шорина

Логопедическая работа с дошкольниками в сочетании с театрализованной деятельностью и знакомством с русским фольклором развивает активную, правильную, эмоционально насыщенность речи. В данном проекте представлены разные формы работы с детьми по развитию правильного произношения с использованием театрализованной деятельности и элементов русского фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skazka_shorina_t.a.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного  вида №39» г. Арзамас Нижегородской области.

Проект: Нас сказка учит говорить

                                                                                                      Подготовила:

                                                                       Шорина Татьяна Александровна

                                                 учитель-логопед

Арзамас

        Представляю вашему вниманию проект: «Нас сказка учит говорить».        

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившее  в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи., при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в развитии.

        Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

С учетом данного положения разработан данный проект деятельности учителя-логопеда, педагогов и родителей. Логопедическая работа с дошкольниками в сочетании с театрализованной деятельностью и знакомством с русским фольклором развивает активную, правильную, эмоционально насыщенность речи.

В данном проекте представлены формы работы с детьми по развитию правильного произношения с использованием театрализованной деятельности и элементов русского фольклора.

Предложены формы взаимодействия с семьёй по развитию речи и театрализованной деятельности дошкольников. Также в работе представлен речевой и игровой материал, разработаны конспекты занятий по лексическому развитию ребенка.

Данные материалы помогут педагогам ДОУ определить основные направления и содержание работы по развитию звуковой культуры речи ребенка дошкольника при помощи театрализованной деятельности., ознакомиться с современными методами и приёмами развития лексических возможностей детей дошкольного возраста.

Актуальность проекта

В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях, в театральной деятельности, в режимных моментах, а также в свободное время. Известно, что работа над звукопроизношением достаточно трудна и не всегда интересна, а вот театрализованная деятельность дошкольникам нравится, поэтому педагог объединил эти два направления с целью более эффективного формирования звуковой культурой речи дошкольников. Развитие речи посредством театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата в группе, а также реализации творческого потенциала маленького человека.

Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий.

Участники проектаДети, педагоги, родители.

Цель: Развитие правильного произношения и культуры речи дошкольника посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Пробудить интерес детей к правильному звукопроизношению через знакомство с русским фольклором.
  2. Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности.
  3. Привлекать родителей к совместной театрализованной деятельности, к развитию правильной речи ребенка.

Гипотеза: Организация логопедической работы с дошкольниками посредством театрализованной деятельности и знакомства с русским фольклором будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.

Участники проекта: дети подготовительной группы коррекционной направленности, родители, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, администрация.

Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Цели этапа

Содержание

Вводный

Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала по проекту.

  1. Обследование уровня речевого развития детей.
  2. Проведение мониторинга по теме «Задержка речевого развития у детей» - среди педагогов и родителей.
  3. Анкетирование и консультации для родителей « Поверь в свое дитя».
  4. Ознакомление с литературой по теме «Воспитание у детей дошкольного возраста правильного произношения».
  5. Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности с детьми и родителями.
  6. Сбор материала ( набор картин Ю. Васнецова, видиотека с русскими народными сказками, произведения с малыми фольклорными формами, атрибуты для театрализованной деятельности, и др.)
  7. Подготовка консультаций для родителей и педагогов « Особенности речевого развития детей», «Приучаем трудный звук», « Поможем Буратино заговорить»(игры со словами), « Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей»
  8. Посещение театра с целью просмотра спектакля.
  9. Посещение концертов народной самодеятельности, народных гуляний.

Основной

Накопление представлений по теме

Продолжать знакомство детей с русским фольклором.

Распределение поисковых заданий по проекту с привлечением родителей:

  • узнай и расскажи любимую сказку своих родителей.
  • можно ли сделать настольный театр к сказке своими руками, сделай и принеси.
  1. Педагогическое совещание по теме: « Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников».
  2. Круглый стол для педагогов и родителей: « Знакомство детей с особенностями фольклора».
  3. Пересказ русской народной сказки по ролям «Лиса и рак»- Продолжать знакомить детей с Р.Н.С, учить пересказывать их и инсценировать.
  4. Цикл дидактических, сюжетных, подвижных, хороводных, интеллектуальных игр по теме.
  5. Оформление фото-газеты « Нас сказка учит говорить».
  6. Организация выставки « Моя любимая сказка».
  7. Семейный конкурс игрушек-самоделок «В гостях у сказки».
  8. Составление рассказов по пословицам, поговоркам, чистоговоркам по темам. Заучивание их.

Итоговый

Предоставление продукта деятельности.

  1. Логопедическое развлечение « Веселый зоопарк».
  2. Логопедическая сказка « Новые приключения Буратино».
  3. Логопедическая сказка «Петушок и бобовое зернышко».
  4. Логопедический мини – спектакль « Как на ярмарке мы были».
  5. Выставка рисунков по малым фольклорным формам.
  6. Подведение итогов семейных конкурсов.
  7. Книга отзывов и мнений о проекте.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей

  • Овладение навыками выразительной , правильной речи.
  • Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через театрализованную деятельность.

У родителей:

  • Участие вместе с детьми в театрализованной деятельности
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества

У педагогов

  • Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи
  • Разработка методического и практического материала по проекту

Содержание работы с детьми.

  1. Беседа «…да в ней намёк».
  2. Чтение разных сказок; сказок, где одним из персонажей является Баба Яга.
  3. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
  4. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
  5. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
  6. Самостоятельное составление сказок.
  7. Рассказывание сказок собственного сочинения.
  8. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
  9. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
  10. Загадки о сказках, героях сказок.
  11. Викторина по сказкам.
  12. Посещение сельской библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке, «Путешествие в сказку».
  13. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
  14. Развлечение «Путешествие в сказку».

Содержание работы с родителями.

  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  2. Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
  3. Чтение сказок с детьми.
  4. Придумывание сказок с детьми.
  5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей является Баба Яга. В уголке для родителей была размещена информация о проекте. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.

Используемая литература. 
1. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007. 
2. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007. 
3. Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. 
4. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нас сказка учит говорить.

Консультация для родителей "Нас сказка учит говорить" поможет взрослым развить у детей связную речь через сказки и словесные игры с ними....

Конспект мероприятия для родителей «Нас сказка учит говорить»

1. Продолжать знакомить родителей с формами коррекционной логопедической     работы с детьми:Артикуляционная гимнастика в форме интерактивной сказкиРазвитие мелкой моторики посредс...

проект по познавательно -речевому развитию "Нас сказка учит говорить"

проект по познавательно - речевому развитию детей раннего возраста "Нас сказка учит говорить"...

"Сказка учит говорить..."

Работа по развитию правильного звукопроизношения с использованием театрализованной деятельности и элементов русского фольклора....

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

ПРОЕКТ “Путешествие в сказку. Как сказка учит говорить»

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению, был разработан про...