Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах и словах
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Саттарова Альфия Габдулвахитовна

Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах и словах»

Цель: развитие умения различать звуки и буквы ш и щ в слогах и словах.

1)Задачи коррекционные:

продолжать учить детей различать звуки  [ш-щ] по акустическим и артикуляторным признакам, уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ш-щ],

совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представления),

развитие зрительного гнозиса, выработать тонкие дифференцировки движений руки,

развивать межполушарное взаимодействие, совершенствовать грамматический строй речи;

2)Задачи обучающие:

продолжать учить детей различать буквы Ш-Щ; продолжать учить детей правильно читать слоги ШИ, ШЕ, ШЁ,

3)Задачи воспитательные:

формировать положительную учебную мотивацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах и словах»

Цель: развитие умения различать звуки и буквы ш и щ в слогах и словах.

1)Задачи коррекционные:

продолжать учить детей различать звуки  [ш-щ] по акустическим и артикуляторным признакам, уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ш-щ],

совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представления),

развитие зрительного гнозиса, выработать тонкие дифференцировки движений руки,

развивать межполушарное взаимодействие, совершенствовать грамматический строй речи;

2)Задачи обучающие:

продолжать учить детей различать буквы Ш-Щ; продолжать учить детей правильно читать слоги ШИ, ШЕ, ШЁ,

3)Задачи воспитательные:

формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, сюжетная картинка с образами букв Ш-Щ, распечатка столбиков для чтения, сигнальные флажки (синий и зеленый), буквы из наждачной бумаги, игрушечная удочка, картонные рыбы,  ведра (синее и зеленое), рабочие тетради, стикеры-оценки.

   

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Организационный момент

- Сядьте прямо, спинку держим ровненько, руки – на парту!

-  Сегодня к нам на урок пришел Гном из страны Звуков и Букв и принес волшебный ящик.

Он расскажет нам о своем любимом занятии. А о каком именно, вы скоро узнаете!

- У Гнома в  волшебном ящике загадка!

- Отгадайте загадку, назовите первый звук в отгадке.

У нее во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала.

А теперь – и к нам попала.

- У Гнома есть еще одна загадка

- Отгадайте ее и назовите последний звук в отгадке!

Драчун и забияка,

Живет в воде,

Кости на спине

-И щука не проглотит.

Занимают свои места, слушают логопеда.

- Щука. Первый звук «Щ»

- Ёрш. Последний звук «Ш»

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

  1. Самостоятельная формулировка темы урока

- Теперь скажите, какие звуки и буквы мы с вами будем вспоминать на занятии?

- Сегодня мы будем вспоминать звуки и буквы Ш и Щ.

Слайд 5

  1. Основная часть занятия

1)Уточнение произношения звуков [ш-щ]

-  Посмотрите в зеркала и произнесите [ш]!

- Когда мы произносим звук [ш] наши губы округлены;

-Язык за верхними зубами;

- Воздушная струя теплая и идет вверх.

- Горлышко не работает.

- Звук [ш] – глухой! Звук [ш] – всегда твердый!

-  Посмотрите в зеркала и произнесите [щ]!

- Когда мы произносим звук [щ] наши губы округлены;

-Язык за верхними зубами;

- Воздушная струя теплая и идет вверх. Воздушная струя прерывистая.

- Горлышко не работает.

- Звук [щ] – глухой! Звук [щ] – всегда мягкий!

- Давайте сравним звуки [ш-щ].

- Чем эти звуки похожи?

- Чем эти звуки отличаются?

Выполняют задание.

Ш:

Губы – круглые

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – теплая, идет вверх

Горлышко – не работает

Звук глухой.

Всегда твердый!

Щ:

Губы – круглые

Язык – поднят вверх

Воздушная струя – теплая, идет вверх толчками

Горлышко – не работает

Звук – глухой.

Всегда мягкий

- [ш-щ] – оба глухие

- [ш] – твердый, [щ] – мягкий

Слайд 6

 2) Различение звуков [ш-щ] на слух

- Гном принес вам синий и зеленый флажки.

Я буду произносить слоги, а вы будете поднимать зеленый флажок, если услышите последний звук – [щ]. А если последний звук – [ш], поднимите синий флажок.

АШ –УЩ – ИШ – ЮЩ – ОШ – АШ – ИЩ – УШ – ЫЩ – ЕЩ – ЯШ

Выполняют задание.

Слайд 7

3.  Физкультминутка.

- Звук [ш] протяжно звучит.

- А [щ] прерваться спешит.

- Звук [ш] можно тянуть

- Звук [щ] ускользнуть спешит

Руками раздувают шар

Шар лопнул(схлопывают)

Разводят руками – как на гармошке играют

Резко опускают руки

4. Работа над просодикой.

- У Гнома есть волшебная Щука и волшебные Ерши. Послушайте скороговорку про них.

Наварила щука щей,

Пригласила трёх ершей.

Говорили всем ерши:

«Щи у щуки хороши!»

Читают скороговорку в разном темпе, с разной интонацией.

Слайд 8

5.Сравнение букв

 - Каких звуков было очень много в скороговорке?

А какими буквами они обозначаются?

-  А Гном достал из Волшебного ящика крючки. Как вы думаете почему?

- Из скольких крючков состоит буква Ш?

- Из скольких крючков состоит буква Щ?

- А что есть еще у буквы Щ?

- Давайте сравним эти буквы! Чем похожи эти буквы?

-  Чем они отличаются?

- Было много звуков «Щ» и «Ш»

- Они обозначаются буквами Ш и Щ.

- Потому что буква Ш состоит из крючков!

- Из трех.

- Из трех.

- У буквы Щ есть еще петелька!

- Состоят из крючков!

- У буквы Щ есть петелька!

Слайд 9

6. Соотнесение букв Ш, Щ с образами на сюжетной картинке.

- Гном принес нам очень интересную картинку! На ней спрятались буквы Ш и Щ!

- Найди все буквы Ш!

- Найди все буквы Щ!

-  Выберите себе на картинке слова с буквой Ш. Составьте из слов предложение.

-  Выберите себе на картинке слова с буквой Щ. Составьте из слов предложение.

Упражняются в поиске букв Ш, Щ на на сюжетной картинке, обводят их кружком

Выполняют задание

Слайд 10 и распечатки с той же картинкой

7.Дифференцированное написание букв Ш, Щ.

- У Гнома  в волшебном ящике есть карточки, которые помогут вам запомнить как пишутся буквы Ш и Щ. Обведите по контуру буквы Ш и Щ .

- Отгадайте, какую букву я написала в воздухе?

- Откройте тетради и прочитайте ряды букв:

Ш Ш Щ Щ

Ш Щ Щ Ш Щ Щ

Ш Щ Ш Щ

- Как располагаются буквы в первом ряду?

- Как располагаются буквы во втором ряду?

- Как располагаются буквы в третьем ряду?

- Продолжите ряды букв в тетрадях

Обводят буквы Ш и Щ, вырезанные из наждачной бумаги.

Отгадывают( Ш или Щ)

Выполняют задание.

- Две Ш, две Щ.

- Одна Ш, две Щ.

- Одна Ш, одна Щ

Печатают буквы в тетрадях простым карандашом.

8.Чтение слогов с буквами Ш, Щ.

- Волшебная Щука и Ерши хотят, чтобы вы всегда правильно читали слоги с буквами Ш и Щ. Они просят вас прочитать эту таблицу.

- Читайте слоги строчками. Читайте слоги столбиками.  

- Обратите внимание, что слоги ШО-ЩО, ШЁ-ЩЁ читаются одинаково!

- Найдите слог ШЕ. Прочитайте слог справа от него.

- Найдите слог ЩИ. Прочитайте слог слева от него.

Читают:

АШ – ША        ОШ – ОЩ        УШ - УЩ          

ША – ЩА        ШО – ЩО        ШУ - ЩУ          

ИШ – ИЩ        ЕШ – ЕЩ        ЁШ - ЁЩ          

ШИ – ЩИ        ШЕ – ЩЕ        ШЁ – ЩЁ        

Выполняют задание.

Распечатка столбиков для чтения

9. Чтение слов с буквами Ш, Щ.

- Рассмотрите рыб, которых поймал Гном.

- Прочитайте названия рыб.

- В каких словах есть буква Ш?

- В каких словах есть буква Щ?

- Запомните как выглядят разные рыбы.  

Дети рассматривают картинки с изображением рыб, читают подписи к картинкам.

- КОРЮШКА                

- ЛЕЩ                        

- ГОРБУША

- ЩУКА                

- ПИКША                

- ЁРШ                 

- ПОДЛЕЩИК

10. Дифференциация звуков и букв [ш-щ] в словах.

- Вы, наверно, уже догадались, что любимое занятие Гнома – это рыбалка

- Мы с вами тоже сейчас пойдем на рыбалку. Вам надо поймать рыбу, а затем прочитать, как она называется. Если в названии есть буква Ш – опустите рыбку в синее ведерко. Если в названии есть буква Щ – опустите рыбку в зеленое ведерко.

- Запишите слова  в два столбика:

В первый слова С буквой Ш, во второй -  с буквой Щ.

Игрушечной удочкой «ловят» картонных рыбок, читают названия раскладывают их по ведрам.

Выполняют задание в тетрадях

Заключительная часть занятия

1)Подведение итогов

- Давайте вспомним, что мы с вами делали сегодня на уроке!

- Гном из страны Звуков и Букв и задания из его волшебного ящика напомнили вам,

что  Звук Ш – всегда твердый!

Звук Щ –всегда  мягкий!

Буква Ш состоит из трех крючков!

Буква Щ состоит из трех крючков и петельки!

Вспоминают, отвечают, дополняют логопеда.

2) Рефлексия

- Что вам больше всего понравилось сегодня на уроке?

- Что вам было трудно делать?

- Вы все –молодцы!

Раздаёт стикеры-оценки.

Отвечают на вопросы, делятся друг  с другом впечатлениями.

Слайд 11

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ш и Щ

Слайд 5

Щ Ш

Слайд 7

ш щ



Предварительный просмотр:

АШ – ША        ОШ – ОЩ        УШ - УЩ          

ША – ЩА        ШО – ЩО        ШУ - ЩУ          

ИШ – ИЩ        ЕШ – ЕЩ        ЁШ - ЁЩ          

ШИ – ЩИ        ШЕ – ЩЕ        ШЁ – ЩЁ

АШ – ША        ОШ – ОЩ        УШ - УЩ          

ША – ЩА        ШО – ЩО        ШУ - ЩУ          

ИШ – ИЩ        ЕШ – ЕЩ        ЁШ - ЁЩ          

ШИ – ЩИ        ШЕ – ЩЕ        ШЁ – ЩЁ



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в старшей группе НПОЗ по теме "Дифференциация звуков Л - ЛЬ, Р - РЬ в слогах, словах и предложениях."

Данный конспект занятия посвящен дифференциации Л - ЛЬ, Р - РЬ в слогах, словах и предложениях....

Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»

Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет....

Презентация к занятию по теме: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»

Компьютерная презентация разработана к учебному занятию  в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет. ...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»

Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...

Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений. Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах, словах, текстах»

Конспект  занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений.Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах,словах, текстах&ra...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков [С] и [З] изолированно, в слогах, в словах".

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей группы 4-5 лет (ТНР, ОНР 3 ур.р.р.) на тему: "Дифференциация звуков [С] и [З] изолированно, в слогах, в словах"....