Главные вкладки

    Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах и словах
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Саттарова Альфия Габдулвахитовна

    Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах и словах»

    Цель: развитие умения различать звуки и буквы ш и щ в слогах и словах.

    1)Задачи коррекционные:

    продолжать учить детей различать звуки  [ш-щ] по акустическим и артикуляторным признакам, уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ш-щ],

    совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представления),

    развитие зрительного гнозиса, выработать тонкие дифференцировки движений руки,

    развивать межполушарное взаимодействие, совершенствовать грамматический строй речи;

    2)Задачи обучающие:

    продолжать учить детей различать буквы Ш-Щ; продолжать учить детей правильно читать слоги ШИ, ШЕ, ШЁ,

    3)Задачи воспитательные:

    формировать положительную учебную мотивацию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш-Щ в слогах и словах»

    Цель: развитие умения различать звуки и буквы ш и щ в слогах и словах.

    1)Задачи коррекционные:

    продолжать учить детей различать звуки  [ш-щ] по акустическим и артикуляторным признакам, уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [ш-щ],

    совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представления),

    развитие зрительного гнозиса, выработать тонкие дифференцировки движений руки,

    развивать межполушарное взаимодействие, совершенствовать грамматический строй речи;

    2)Задачи обучающие:

    продолжать учить детей различать буквы Ш-Щ; продолжать учить детей правильно читать слоги ШИ, ШЕ, ШЁ,

    3)Задачи воспитательные:

    формировать положительную учебную мотивацию.

    Оборудование:

    Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, сюжетная картинка с образами букв Ш-Щ, распечатка столбиков для чтения, сигнальные флажки (синий и зеленый), буквы из наждачной бумаги, игрушечная удочка, картонные рыбы,  ведра (синее и зеленое), рабочие тетради, стикеры-оценки.

       

    Ход занятия

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    1. Организационный момент

    - Сядьте прямо, спинку держим ровненько, руки – на парту!

    -  Сегодня к нам на урок пришел Гном из страны Звуков и Букв и принес волшебный ящик.

    Он расскажет нам о своем любимом занятии. А о каком именно, вы скоро узнаете!

    - У Гнома в  волшебном ящике загадка!

    - Отгадайте загадку, назовите первый звук в отгадке.

    У нее во рту пила.

    Под водой она жила.

    Всех пугала, всех глотала.

    А теперь – и к нам попала.

    - У Гнома есть еще одна загадка

    - Отгадайте ее и назовите последний звук в отгадке!

    Драчун и забияка,

    Живет в воде,

    Кости на спине

    -И щука не проглотит.

    Занимают свои места, слушают логопеда.

    - Щука. Первый звук «Щ»

    - Ёрш. Последний звук «Ш»

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    1. Самостоятельная формулировка темы урока

    - Теперь скажите, какие звуки и буквы мы с вами будем вспоминать на занятии?

    - Сегодня мы будем вспоминать звуки и буквы Ш и Щ.

    Слайд 5

    1. Основная часть занятия

    1)Уточнение произношения звуков [ш-щ]

    -  Посмотрите в зеркала и произнесите [ш]!

    - Когда мы произносим звук [ш] наши губы округлены;

    -Язык за верхними зубами;

    - Воздушная струя теплая и идет вверх.

    - Горлышко не работает.

    - Звук [ш] – глухой! Звук [ш] – всегда твердый!

    -  Посмотрите в зеркала и произнесите [щ]!

    - Когда мы произносим звук [щ] наши губы округлены;

    -Язык за верхними зубами;

    - Воздушная струя теплая и идет вверх. Воздушная струя прерывистая.

    - Горлышко не работает.

    - Звук [щ] – глухой! Звук [щ] – всегда мягкий!

    - Давайте сравним звуки [ш-щ].

    - Чем эти звуки похожи?

    - Чем эти звуки отличаются?

    Выполняют задание.

    Ш:

    Губы – круглые

    Язык – поднят вверх

    Воздушная струя – теплая, идет вверх

    Горлышко – не работает

    Звук глухой.

    Всегда твердый!

    Щ:

    Губы – круглые

    Язык – поднят вверх

    Воздушная струя – теплая, идет вверх толчками

    Горлышко – не работает

    Звук – глухой.

    Всегда мягкий

    - [ш-щ] – оба глухие

    - [ш] – твердый, [щ] – мягкий

    Слайд 6

     2) Различение звуков [ш-щ] на слух

    - Гном принес вам синий и зеленый флажки.

    Я буду произносить слоги, а вы будете поднимать зеленый флажок, если услышите последний звук – [щ]. А если последний звук – [ш], поднимите синий флажок.

    АШ –УЩ – ИШ – ЮЩ – ОШ – АШ – ИЩ – УШ – ЫЩ – ЕЩ – ЯШ

    Выполняют задание.

    Слайд 7

    3.  Физкультминутка.

    - Звук [ш] протяжно звучит.

    - А [щ] прерваться спешит.

    - Звук [ш] можно тянуть

    - Звук [щ] ускользнуть спешит

    Руками раздувают шар

    Шар лопнул(схлопывают)

    Разводят руками – как на гармошке играют

    Резко опускают руки

    4. Работа над просодикой.

    - У Гнома есть волшебная Щука и волшебные Ерши. Послушайте скороговорку про них.

    Наварила щука щей,

    Пригласила трёх ершей.

    Говорили всем ерши:

    «Щи у щуки хороши!»

    Читают скороговорку в разном темпе, с разной интонацией.

    Слайд 8

    5.Сравнение букв

     - Каких звуков было очень много в скороговорке?

    А какими буквами они обозначаются?

    -  А Гном достал из Волшебного ящика крючки. Как вы думаете почему?

    - Из скольких крючков состоит буква Ш?

    - Из скольких крючков состоит буква Щ?

    - А что есть еще у буквы Щ?

    - Давайте сравним эти буквы! Чем похожи эти буквы?

    -  Чем они отличаются?

    - Было много звуков «Щ» и «Ш»

    - Они обозначаются буквами Ш и Щ.

    - Потому что буква Ш состоит из крючков!

    - Из трех.

    - Из трех.

    - У буквы Щ есть еще петелька!

    - Состоят из крючков!

    - У буквы Щ есть петелька!

    Слайд 9

    6. Соотнесение букв Ш, Щ с образами на сюжетной картинке.

    - Гном принес нам очень интересную картинку! На ней спрятались буквы Ш и Щ!

    - Найди все буквы Ш!

    - Найди все буквы Щ!

    -  Выберите себе на картинке слова с буквой Ш. Составьте из слов предложение.

    -  Выберите себе на картинке слова с буквой Щ. Составьте из слов предложение.

    Упражняются в поиске букв Ш, Щ на на сюжетной картинке, обводят их кружком

    Выполняют задание

    Слайд 10 и распечатки с той же картинкой

    7.Дифференцированное написание букв Ш, Щ.

    - У Гнома  в волшебном ящике есть карточки, которые помогут вам запомнить как пишутся буквы Ш и Щ. Обведите по контуру буквы Ш и Щ .

    - Отгадайте, какую букву я написала в воздухе?

    - Откройте тетради и прочитайте ряды букв:

    Ш Ш Щ Щ

    Ш Щ Щ Ш Щ Щ

    Ш Щ Ш Щ

    - Как располагаются буквы в первом ряду?

    - Как располагаются буквы во втором ряду?

    - Как располагаются буквы в третьем ряду?

    - Продолжите ряды букв в тетрадях

    Обводят буквы Ш и Щ, вырезанные из наждачной бумаги.

    Отгадывают( Ш или Щ)

    Выполняют задание.

    - Две Ш, две Щ.

    - Одна Ш, две Щ.

    - Одна Ш, одна Щ

    Печатают буквы в тетрадях простым карандашом.

    8.Чтение слогов с буквами Ш, Щ.

    - Волшебная Щука и Ерши хотят, чтобы вы всегда правильно читали слоги с буквами Ш и Щ. Они просят вас прочитать эту таблицу.

    - Читайте слоги строчками. Читайте слоги столбиками.  

    - Обратите внимание, что слоги ШО-ЩО, ШЁ-ЩЁ читаются одинаково!

    - Найдите слог ШЕ. Прочитайте слог справа от него.

    - Найдите слог ЩИ. Прочитайте слог слева от него.

    Читают:

    АШ – ША        ОШ – ОЩ        УШ - УЩ          

    ША – ЩА        ШО – ЩО        ШУ - ЩУ          

    ИШ – ИЩ        ЕШ – ЕЩ        ЁШ - ЁЩ          

    ШИ – ЩИ        ШЕ – ЩЕ        ШЁ – ЩЁ        

    Выполняют задание.

    Распечатка столбиков для чтения

    9. Чтение слов с буквами Ш, Щ.

    - Рассмотрите рыб, которых поймал Гном.

    - Прочитайте названия рыб.

    - В каких словах есть буква Ш?

    - В каких словах есть буква Щ?

    - Запомните как выглядят разные рыбы.  

    Дети рассматривают картинки с изображением рыб, читают подписи к картинкам.

    - КОРЮШКА                

    - ЛЕЩ                        

    - ГОРБУША

    - ЩУКА                

    - ПИКША                

    - ЁРШ                 

    - ПОДЛЕЩИК

    10. Дифференциация звуков и букв [ш-щ] в словах.

    - Вы, наверно, уже догадались, что любимое занятие Гнома – это рыбалка

    - Мы с вами тоже сейчас пойдем на рыбалку. Вам надо поймать рыбу, а затем прочитать, как она называется. Если в названии есть буква Ш – опустите рыбку в синее ведерко. Если в названии есть буква Щ – опустите рыбку в зеленое ведерко.

    - Запишите слова  в два столбика:

    В первый слова С буквой Ш, во второй -  с буквой Щ.

    Игрушечной удочкой «ловят» картонных рыбок, читают названия раскладывают их по ведрам.

    Выполняют задание в тетрадях

    Заключительная часть занятия

    1)Подведение итогов

    - Давайте вспомним, что мы с вами делали сегодня на уроке!

    - Гном из страны Звуков и Букв и задания из его волшебного ящика напомнили вам,

    что  Звук Ш – всегда твердый!

    Звук Щ –всегда  мягкий!

    Буква Ш состоит из трех крючков!

    Буква Щ состоит из трех крючков и петельки!

    Вспоминают, отвечают, дополняют логопеда.

    2) Рефлексия

    - Что вам больше всего понравилось сегодня на уроке?

    - Что вам было трудно делать?

    - Вы все –молодцы!

    Раздаёт стикеры-оценки.

    Отвечают на вопросы, делятся друг  с другом впечатлениями.

    Слайд 11

         


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    АШ – ША        ОШ – ОЩ        УШ - УЩ          

    ША – ЩА        ШО – ЩО        ШУ - ЩУ          

    ИШ – ИЩ        ЕШ – ЕЩ        ЁШ - ЁЩ          

    ШИ – ЩИ        ШЕ – ЩЕ        ШЁ – ЩЁ

    АШ – ША        ОШ – ОЩ        УШ - УЩ          

    ША – ЩА        ШО – ЩО        ШУ - ЩУ          

    ИШ – ИЩ        ЕШ – ЕЩ        ЁШ - ЁЩ          

    ШИ – ЩИ        ШЕ – ЩЕ        ШЁ – ЩЁ



    Предварительный просмотр:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дифференциация звуков и букв С-Ш.

    Фронтальное занятие по обучению грамоте.Задачи: развивать фонематическое восприятие, учить выделять звуки , развивать слуховое восприятие, фонематический слух, развитие тактильных ощущений, чтение, на...

    Логопедическое занятие в старшей группе НПОЗ по теме "Дифференциация звуков Л - ЛЬ, Р - РЬ в слогах, словах и предложениях."

    Данный конспект занятия посвящен дифференциации Л - ЛЬ, Р - РЬ в слогах, словах и предложениях....

    Конспект занятия Тема: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»

    Учебное занятие разработано в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет....

    Презентация к занятию по теме: «Согласный мягкий звук [Щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слогов и слов с новой буквой.»

    Компьютерная презентация разработана к учебному занятию  в рамках образовательной программы дополнительного образования по обучению чтению «Читалочка» для детей 5-6 лет. ...

    Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»

    Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...

    Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений. Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах, словах, текстах»

    Конспект  занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений.Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах,словах, текстах&ra...