Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях

 

Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале.

 

Задачи:

Образовательные:

·        упражнять детей в различении звуков [р], [р'], [л], [л']в словах,
в фразовой речи;

·        учить слышать звук в слове, определять его
позицию, называть слова на заданный звук;

·        закрепить произношение звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и фразах.

Коррекционные:

  • развивать фонематический слух и восприятие, фонематический анализ и синтез слов;
  • развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитательные:

·        воспитывать прилежность;

·        воспитывать самоконтроль;

·        воспитывать трудолюбие.

Оборудование:

·        Картинки для игры «Скажи ласково»

·        Карточки со слогами

Лексический материал: слоги, слова, предложения, стихи

Словарная работа:

Слова сложные по семантике: засвиристели, дребезжать, слесарь, иллюстрация.

Слова сложные по слоговой структуре: засвиристели, лекарство, иллюстрация.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_zvukov_r-l_dlya_polikliniki.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

на тему: «Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях»

Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях

Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале.

Задачи:

Образовательные:

  • упражнять детей в различении звуков [р], [р'], [л], [л']в словах,
    в фразовой речи;
  • учить слышать звук в слове, определять его
    позицию, называть слова на заданный звук;
  • закрепить произношение звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и фразах.

Коррекционные:

  • развивать фонематический слух и восприятие, фонематический анализ и синтез слов;
  • развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать монологическую и диалогическую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать прилежность;
  • воспитывать самоконтроль;
  • воспитывать трудолюбие.

Оборудование:

  • Картинки для игры «Скажи ласково»
  • Карточки со слогами

Лексический материал: слоги, слова, предложения, стихи

Словарная работа:

Слова сложные по семантике: засвиристели, дребезжать, слесарь, иллюстрация.

Слова сложные по слоговой структуре: засвиристели, лекарство, иллюстрация.

Ход занятия

1. Организационный момент

Повторяй за мной весёлые стихи:

Свиристели ([р], [р'], [л], [л'])
К нам на прошлой на неделе
Прилетели свиристели.
Как они засвиристели —
Все рябины облетели.

Карл и Клара ([р], [р'], [л], [л'])
Клара играла на белом рояле,
Карлу отправили чёрный рояль.
У Клары цветы на рояли стояли,
У Карла лежала огромная шаль.

Трамвай ([р], [р'], [л'])
Трамвай по рельсам дребезжит,
Земля под рельсами дрожит,
Дрожат дома, в домах — хрусталь,
Грохочет громко рельсов сталь!

Радуга ([р], [р'], [л], [л'])
Радуга яркая, радуга летняя,
Добрая память дождя.
Руки раскинула врозь семицветные,
До горизонта дойдя.

Ветер ([р], [л])
Кажется, это случилось вчера:
С вечера дождик прошёл до утра.
Ветер промок, рассердился, задул,
Тучи прогнал и спокойно заснул.

Повторяй за мной слова:

 литр, руль, рояль, орёл, апрель, лагерь, люстра, слесарь, рельсы, грелка, прялка, тарелка, кресло, зритель, горло, кролик, зеркало, маляр, столяр, рулет, рулон, рассол, ларёк, крыло, стрела, вертолёт, рыболов, мармелад, карусель, акварель, леопард, лекарство, лесоруб, словарь, календарь, журнал, верблюд, иллюстрация, спортзал.

2. Основная часть

 Какой звук ты чаще всего слышишь в произносимых предложениях?

1. Лопата копала, копала, копала. Потом улеглась видно, очень устала.

2. На горе Арарат зреет красный виноград.

Послушать слова и назвать первый звук.

Лампа, ласточка, лапа, ложка, лужа.

Роза, руки, рыба, радуга, радость.

Определить, какой звук в слове [р], [л] и его место.

Рак, борода, улыбка, стекло, корова, сорока, полотенце, платок, колобок, шофер, помидор, самовар, метро, зал, вокзал, мотор, брат, пожар, гроза, школа.

Закончить предложение и назвать слова-неприятели.

Пушинка легкая, а камень- (тяжелый)

Зимой погода холодная, а летом - … (жаркая)

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)

Суп горячий, а компот - … (холодный)

Лев смелый, а заяц - …(трусливый)

Внук молодой, а дедушка - ...(старый)

Подобрать слог, прочесть слово:

Выбрать нам сейчас пора слог –ра или – ла. Подул ветерок и листочки разлетелись, помогите им найти свою половинку.

Жа…., смо….., шку.,  ю ,., пи…

Игра “Доскажи словечко”. 

А возле этой елки бродили злые…(волки)

Среди жирных голубей

Прыгал тощий…(воробей)

Елочка, елка, колкая…(иголка)

Солнце светит очень - ярко бегемоту стало…(жарко)

А давай играть в футбол

Забивай скорее…(гол)

Дедушку зовут Лука. У него болит …(рука)

Замена звуков

лак - рак

бал - бар

мил- мир

пил - пир

лама — рама

ложки — рожки

Назови ласково предметы на картинках:

Тарелка, лавка, черепаха, лампа, корова, виноград, иголка, вилка, верёвка, лопата.

Подбор прилагательных:

Варенье из яблок какое? Яблочное

Сок и из винограда какой? Виноградный

Сок из апельсина какой? Апельсиновый

Варенье из слив какое? Сливовое

Сок из малины какой? Малиновый

Варенье из клубники какое? Клубничное

Сок из персиков какой? Персиковый

3. Итог занятия:

Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове оба наших звука [р], [л]:

Каша, журнал, рога, горло, крыло, школа, ножницы, ручка, спортзал, зеркало,

цветы, стул, мармелад.

Три бобра ([р], [р'], [л], [л'])
Замерзали три бобра:
Дом топить давно пора.
Только братцам было лень
Вылезать в холодный день.
Дрожь пробрала трёх бобров.
Кто бобрам принёс бы дров?
Кто бы дров им нарубил?
Кто бы печку растопил?
Пожалел их старый бобр -
Был он сед и очень добр.
Вынул он из брюк ремень
И прогнал боброву лень.
Побежали три бобра,
Принесли домой дрова.
Как дровишки разгорелись,
Сразу все бобры согрелись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков С-Ш в слогах"

Материал будет полезен практикующим логопедам и воспитателям логопедических групп....

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков З-С"

Конспект индивидуального логопедического занятия представлен на тему: Дифференциация звуков З-С. Данная работа подойдет для логопедов работающих с детьми старшего дошкольного возраста...

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]»...

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Л]-[Р]». Подготовительная группа.

План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Л]-[Р]». Подготовительная группа....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Дифференциации звуков [Ж] и [З] "

Цель: дифференцировать звуки [Ж] и  [З] в слогах, словах и предложениях.Задачи.Коррекционно-образовательные:1. Закреплять навыки правильной артикуляции и употребления звука [Ж] и [З].2. Развивать...