Картотека пальчиковых игр в помощь родителям и педагогам
картотека по логопедии по теме

Голяк Наталья Владимировна

Картотека пальчиковых игр для детей логопедической группы

              Уважаемые родители! Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педагоги и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.

Тема: «Детский сад»
Дружат в нашей группе
Хлопать в ладоши.
Девочки и мальчики.
Стучать кулачками друг по другу.
С вами мы подружим
Сжимать-разжимать пальцы.
Маленькие пальчики.
Касаться кончиками пальцев одновременно обеими руками.
Раз, два, три, четыре, пять –
Загибать пальцы обеих рук.
Начинай считать опять.
Сжимание-разжимание  пальцев.
Раз, два, три, четыре, пять –
Поочередно касаться пальцами правой руки пальцев левой руки, начиная с больших пальцев.
Мы закончили считать.
Руки вниз, встряхнуть кистями.
Тема: «Игрушки»
На большом диване в ряд
Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками.
Куклы Катины сидят:
Стучать друг по другу кулачками.
Два медведя, Буратино,
Загибать поочередно все пальчики на обеих руках.
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять,
Поочередно касаться пальцами правой руки пальцев левой руки, начиная с больших пальцев.
Помогаем нашей Кате
Волнообразные движения сверху вниз.
Мы игрушки сосчитать.
Сжимать-разжимать пальцы обеих рук.
Тема: «Осень»
Раз, два, три, четыре, пять.
Соединить поочередно пальцы обеих рук, начиная с большого.
Будем листья собирать.
Сжимать и разжимать энергично ладони.
Листья березы,
Загибать пальцы на обеих руках, начиная с большого.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Разжать с силой пальцы.
Тема: «Деревья»
Ветер по лесу гулял.
Плавные движения кистями рук влево- вправо.
Ветер листики считал.
Сжимать-разжимать пальцы рук.
Вот дубовый,
Загибать пальцы обеих рук, начиная с большого.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер сбросил на тропинку.
Плавно опустить ладони на колени.
Тема: «Овощи»
У девчушки Зиночки
Хлопать в ладоши.
Овощи в корзиночке:
Сделать ладоши «корзинкой»
Вот пузатый кабачок
Загибать пальчики обеих рук одновременно, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина — молодец!
Показать большой палец.
Тема: «Фрукты»
Будем мы варить компот.
Сжимать-разжимать ладоши.
Фруктов нужно много. Вот.
Стучать кулачками друг по другу.
Будем яблоки крошить,
Крошащие движения пальцев.
Груши будем мы рубить,
Рубящие движения ладоней.
Отожмем лимонный сок,
Вращать кулаками друг по другу.
Слив положим и песок.
Зажать сначала правую ладонь, затем – левую.
Варим, варим мы компот
Левую ладонь сделать «ковшиком». Указательным пальцем правой руки «мешать» компот.
Угостим честной народ.
Вытянуть руки перед собой.
Тема: «Сад – огород»
Хозяйка однажды с базара пришла,
«Шагать» пальчиками по столу.
Хозяйка с базара домой принесла:
Хлопать в ладоши, ударять кулачки друг о друга.
Картошку, капусту, морковку, кабачок, горох,
Загибать пальцы, начиная с мизинца.
Баклажан, огурец, помидор, петрушку и свеклу.
ОХ!
Хлопнуть в ладоши.
Тема: «Перелетные птицы»
Птицы в небе тают, тают
Вытянуть руки вперед. Поднимать-опускать кисти.
Птицы к югу улетают.
Соединить запястья рук, поднимать-опускать кисти.
Все растаяли вдали
Волнообразные движения кистями сверху-вниз.
Аист, цапли, утки, лебеди и журавли.
Загибать пальцы обеих рук, начиная с большого.
Тема: «Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять -
Соединять пальцы обеих рук, начиная с больших.
Будем вещи мы стирать.
Сжать ладони в кулачки, поднимать и опускать их.
Платье, брюки и носочки,                                                                      
Загибать пальцы сначала на правой, а затем на левой руке, начиная с большого.                                                                                                        Юбку, кофточку, платочки.                                                
Шарф и шапку не забудем –                                                      
Их стирать мы тоже будем.                                                            Потереть кулачки друг о друга.
 
Тема: «Обувь»
Посчитаем мы сейчас
Стукнуть  кулачками друг о друга, хлопнуть в ладоши.
Сколько обуви у нас.
Круговые движения кулачками.
Туфли, тапочки, сапожки
Соединить большой палец правой руки по очереди с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Затем то же проделать с левой рукой.
Для Наташки и сережки.
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки.
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Хлопнуть в ладоши.
Тема: «Посуда»
Раз, два, три, четыре,
Сжимать-разжимать пальцы.
Мы посуду перемыли:
Скользить одной ладонью по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку
Загибать пальцы правой руки, начиная с большого. Аналогично проделать с пальцами левой руки.
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли:
Только чашку мы разбили,
 Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали.
Стучать кулачками друг по другу.
Тема: «Продукты питания»
Каша в поле росла.
Поднять руки вверх, пошевелить пальчиками.
К нам в тарелку пришла.
Пальчики «идут» по столу.
Угостим всех друзей,
Указательным пальцем правой руки  совершать круговые движения по левой ладошке.
По тарелке дадим.
Хлопать в ладоши.
Зайцу и  лисичке,
Загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших.
Кошке и матрешке.
Всем дадим по ложке.
Резко разжать кулачки.
Тема: «Зима»
Падал снег на порог.
Медленно поднять и опустить ладони два раза.
Кот слепил себе пирог.
Сначала правой ладонью надавить  на левую, затем наоборот.
А пока лепил и пек,
Сжимать разжимать пальцы.
Ручейком пирог утек.
Пальчики «идут» по коленкам.
Пирожки себе пеки,
Указательными пальцами обеих рук погрозить.
Но не из снега – из муки.
Округленными ладошками «лепить» пирожки.
Тема: «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички!
«Приглашающие» движения  пальцами рук к себе.
Сала дам синичке.
Режущие  движения правой руки по левой.
Приготовлю крошки,
Крошащие движения пальцами.
Хлебушка немножко.
Полукруглые ладони соединить.
Эти крошки – голубям,
Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью.
Эти крошки – воробьям.
Вытянуть вперёд левую руку с раскрытой ладонью.
Галки да вороны,
Сжать правую и левую ладони по очереди.
Ешьте макароны!
Тереть ладонью по ладони.
Тема: «Новый год»
Ждут красавицу колючую
Рисовать указательными пальцами  в воздухе ёлку.
В каждом доме в декабре.
«Крыша».
На ветвях зажгут фонарики,
«Фонарики».
Искры брызнут в серебре.
Сжать ладони, резко разжать. Напрячь пальцы.
Сразу станет в доме празднично,
Стучать кулачками друг по другу.
Закружится хоровод.
Сделать из пальцев кольцо.
Дед Мороз спешит с подарками.
Пальчики «шагают» по столу.
Наступает Новый год.
Чередовать хлопок в ладоши и удар в кулачки.
Тема: «Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре, пять,
Сжимать-разжимать пальцы.
Мы во двор пришли гулять.
«Шагать»  пальчиками по столу.
Бабу снежную лепили,
«Лепить» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили,
«Крошить хлебушек».
С горки мы потом катались,
Опустить кисти сверху вниз.
А еще  в снегу валялись.
Класть ладони на стол то одной стороной, то другой.
Все в снегу домой пришли.
Стучать кулачками друг по другу.
Съели суп
Воображаемые движения ложкой.
И спать легли.
Положить ладони под щеку.
Тема: «Человек. Части тела»
Раз, два, три, четыре, пять,
Ударить кулачки  друг о друга, хлопнуть в ладоши.
Буду с мамой рисовать.
Круговые движения кулачками.
Вот головка, вот животик,
Загибать пальцы обеих рук, начиная с больших.
Ножки, ручки, глазки, ротик.
Загибать пальцы. На слове «ротик» резко разжать пальцы.
И прическа из колечек.
Указательными пальцами рисовать в воздухе круги.
Получился человечек.
Стучать кулачками друг по другу.
Тема: «Дикие животные»
Раз, два, три, четыре, пять.
Соединить пальцы обеих рук по очереди.
Дети в лес пошли гулять.
«Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
Там живет лиса.
Делать вращательные движения ладонями.
Там живет олень.
Пальцы рук развести в стороны.
Там живет барсук.
Хлопать в ладоши, стучать кулачками друг о друга.
Там живет медведь.
Стучать правым кулачком по левой ладони и наоборот.
Тема: «Домашние животные»
Я лошадку расчешу,
Сделать ладони «граблями». Расчесывающие движения «граблями».
А барашка подстригу,
Вращательные движения кулаками.
Поросенка я помою,
Ладонями  двигать вперед-назад.
И корову приручу,
Сделать «замочек». Пальцы поднимать-опускать.
Ну а пес пойдет опять
«Шагать» пальчиками.
Со мной по улице гулять.
Хлопать в ладоши.
Тема: «Дикие птицы»
Совушка-сова,
Тереть ладони друг о друга.
Большая голова,
Соединить все пальцы обеих рук и образовать круг.
На пеньке сидит,
Ударять ладонями колени, хлопать в ладоши.
Головой вертит,
Кисти обеих рук двигать вправо-влево.
Глазками хлоп-хлоп!
Сжимать-разжимать ладони.
Ножками топ-топ!
Стучать кулачками друг по другу.
Тема: «Домашние птицы»
Есть у курочки цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок, а у утки есть утенок.
Соединять пальцы правой руки с пальцами левой руки, начиная с больших.
У каждой мамы малыши.
Стучать кулачками друг по другу.
Все красивы, хороши!
Сжимать – разжимать пальцы.
Тема: «День защитника Отечества»
Сегодня праздник всех отцов,
Поднять руки, сделать «фонарики».
Всех сыновей, всех кто готов
Хлопать в ладоши.
Свой дом и маму защитить,
Из ладошек  сделать «домик», руки приложить  к сердцу
Всех нас от бед отгородить!
Сжимать и разжимать пальцы.
Тема: «Инструменты»
Мне нужны такие вещи:
Сжимать-разжимать пальцы.
Молоток, тиски и клещи,
Соединить большой палец с указательным, средним и безымянным на правой руке.
Ключ, напильник и ножовка.
Соединить большой палец с указательным, средним и безымянным на левой руке.
 А всего нужней – сноровка!
Стучать кулачками друг по другу.
Тема: «Праздник 8 Марта»
Ну-ка, братцы, за работу!
Хлопнуть  в ладоши.
Покажи свою охоту:
Сжимать и разжимать пальцы.
Большаку дрова рубить,
Загнуть большие пальцы обеих рук.
Печи все – тебе топить,
Загнуть указательные пальцы обеих рук.
А тебе – воду носить,
Загнуть средние пальцы обеих рук.
А тебе -  обед варить,
Загнуть безымянные пальцы обеих рук.
 А тебе – посуду мыть.
Загнуть мизинцы обеих рук.
А потом всем песни петь.
Потрясти кистями рук.
Песни петь да плясать,
Постучать кулачками по коленям (столу).
Нашу маму забавлять.
Стучать кулачками друг по другу.
Тема: «Весна»
Солнышко, солнышко -
Сжать – разжать пальцы.
Золотое донышко!
Двигать кистями вправо – влево.
Гори, гори ясно,
Стучать кулачками друг по другу.
Чтобы не погасло.
Хлопать в ладоши.
Побежал в саду ручей.
Волнообразные движения кистями.
Прилетело сто грачей.
Соединить кисти в запястьях. Поднимать – опускать кисти.
И сугробы тают, тают.
Прерывистые движения кистями сверху вниз.
И цветочки вырастают.
Поднять кисти вертикально, с силой разжать пальцы.
Тема: «Профессии»
Много есть профессий знатных,
Хлопать в ладоши.
И полезных, и приятных.
Сжать пальцы в кулак сначала правой руки, затем – левой.
Повар, врач, маляр, учитель,
Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.
Продавец, шахтёр, строитель…
Сразу всех не называю,
Сжимать и разжимать кулачки.
Вам продолжить предлагаю.
Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.
Тема: «Хлеб»
Пекарь, пекарь,
Хлопать в ладоши.
Из муки испеки нам колобки.
Полукруглыми ладошками «печь» колобки.
Да сушки – Владюшке,
Соединять большие пальцы обеих рук с указательными, средними, безымянными пальцами и мизинцами.
Да баранки – Надюшке,
Да бублики – Вовочке,
Да крендель – Левочке.
Тема: «Мебель»
Мебель я начну считать:
Стучать кулачки друг о друга, хлопать в ладоши.
Кресло, стол, диван, кровать,
Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал —
Одну кисть поднимать вверх, вторую одновременно опускать вниз.
Десять пальчиков зажал!
Поднять зажатые кулачки вверх.
Тема: «Космос»
 На Луне жил звездочет.
Сжимать-разжимать пальцы.
Он планетам вел отчет.
Соединить большие пальцы обеих рук, указательные, средние и безымянные на каждое слово в строке.
Меркурий - раз, Венера - два,
Загибать пальцы одной руки, затем второй, начиная с большого.
Три - Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон…
Кто не видит – выйди вон!
Резко разжать пальцы.
Тема: «Транспорт»
Будем пальчики сгибать,
Сжимать-разжимать пальцы.
Будем транспорт называть:
Ударять кулачками друг о друга, хлопать в ладоши.
Автомобиль и вертолет,
Загибать пальцы обеих рук, начиная с больших.
Трамвай, метро и самолет.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Стучать кулачками друг по другу.
Пять видов транспорта назвали.
Сжимать-разжимать пальцы.
Тема: «Зоопарк»
Тигр, жираф, огромный слон,
Загибать пальцы, начиная  с мизинца правой руки.
Зебра, пума и бизон,
Два шакала, бегемот.
Он стоит, разинув рот.
Соединять четыре пальца с большим и  разъединять их.
А над ними - царь зверей.
Стучать кулачками друг по другу.
Назови его скорей!
Сжимать-разжимать пальцы.
Тема: «Обитатели морей»
Жил да был один дельфин,
Перед грудью плавные двигать кистями рук  влево - вправо.
Два конька дружили с ним.
Поочередно двигать развернутыми вертикально ладонями вверх-вниз.
Приплывали к ним киты,
Соединить запястья рук. Двигать ладонями вверх-вниз.
И акула, и моржи.
Сжать в кулак сначала правую руку, затем - левую.
Те учили их считать:
Сжимать-разжимать кулачки.
Раз, два, три, четыре, пять.
Соединить пальцы обеих рук.
Тема: «Наша страна»
Небо синее в России,
Поднять руки вверх. Волнообразно двигать пальчиками рук.
Реки синие в России.
Плавно двигать кистями рук вправо-влево.
Васильки и незабудки
Разжать сначала правый кулак резко, затем – левый.
Не растут нигде красивей.
Погрозить указательными пальцами.
Есть и клены и дубы,
Стучать кулачками друг по другу.
А какие тут грибы!
Хлопать в ладоши.
Тема: «Насекомые»
Прилетела к нам вчера
Взмахивать перекрещенными руками.
Полосатая пчела.
На каждое название насекомого соединять пальцы, начиная с мизинцев.
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Жук-жучок и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Соединить указательный и большой палец обеих рук.
Пожужжали, полетали,
Стучать кулачками друг о друга, хлопать в ладоши.
От усталости упали.
Тихо положить ладони на колени.
Тема: «Цветы»
Вот ромашка с золотым сердечком,
Ладонью обхватить кулачок другой руки.
У нее высокий стебелек.
Соединить кисти и предплечья.
Рядом с нею синий, будто речка,
Волнообразные движения кистями рук сверху-вниз.
Солнышком нагретый василек.
Сжимать-разжимать ладошки.
Колокольчик в шапочке лиловой
Соединить полукруглые ладони.
Весело кивает головой.
Потрясти расслабленными кистями.
Одуванчик, улететь готовый,
С силой разжать пальцы.
Шепчется с гвоздикой полевой…
Соединить ладони в «замочек». Пальцы сжимать-разжимать.
Тема: «Лето»
Вот за что люблю я лето?
Стучать кулачками друг о друга, хлопать в ладоши.
Лето солнышком согрето.
Загибать пальчики, начиная с мизинца левой руки.
Два  - в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре – это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все в листву одето.
Вот за что люблю я лето!
Сжимать-разжимать пальцы.

 

Жили-были зайчики

Жили-были фонарики»зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)
На лесной(руки вверх с растопыренными пальцамиопушке.
Жили-были 
фонарики») зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)
В беленькой избушке( показывают домик)
Мыли свои ушки(трут пальчики)
Мыли свои лапочки(ладони моем)
Наряжались зайчики(движения сверху-вниз по туловищу)
Надевали тапочки(топают)

Домик

Под грибом - шалашик-домик(соединить ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик. («фонарики»)
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. ( имитируя игру на колокольчике).
Двери нам откроет гномик,(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
Станет звать в шалашик-домик(поманить пальцем правой руки)
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз)
А на нем - дубовый стол(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямленные слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят – (ладошка на ладошке)
Угощенье для ребят. 

Орех

Материал: грецкий орех.
Я катаю мой орех,
 Чтобы был круглее всех,
Вот так, вот так
Чтобы был круглее всех.
Прокатывание ореха между ладонями прямыми движениями, затем по кругу

Еду к деду

Материал: бигуди. 
Предложите ребенку покатать бигуди между ладонями, постепенно увеличивая усилия, в такт вашим словам: 
   
 Еду, еду к бабе, к деду
   На лошадке, в красной шапке, 
   По ровной дорожке, 
   На одной ножке. 

Ладушки, ладошки

(Русская народная мелодия) 
Поем песенку, на слове «Да!» делаем ударение и хлопаем ладошками по коленям. Малыши могут подпевать в 3-5 куплетах: тук-тук-тук, ля-ля-ля, баю-баю.

Ладушки, ладошки 
Звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко. Да! (поем и хлопаем в ладоши)
Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили, 
Котику давали. Да! (поем и «варим» кашку на ладошке - водим пальцем одной руки по ладони другой, ложечкой – пальчиком показываем вправо, влево, как бы предлагаю кашку).
Кулачки сложили,
Кулачками били,
Тук, тук, тук-тук-тук,
Тук, тук, тук-тук-тук. Да! (поем и стучим кулачками)
Ладушки плясали,
Деток забавляли.
Ля - ля, ля-ля, ля-ля-ля,
Ля - ля, ля-ля, ля-ля-ля. Да! (поем, кисти рук с поднятыми вверх пальцами «пляшут» в воздухе в такт песне)


Салатик


 Ножи точим, точим (двигаем вперед-назад ребрами ладоней по столу)
 Мы капусту рубим, рубим (стучим ребрами ладоней по столу)
 Мы морковку трем, трем (трем кулачком одной руки о ладонь другой)
 Мы капусту солим, солим (держа руки над столом, делаем пальчиками движения, как будто солим салатик)
 Мы салатик жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Ложечкой в чашечке помешали и в ротик «Ам!» (поводить пальцем одной руки по ладони другой и поднести пальчик, как ложечку ко рту)

Снежинка

Маленькая снежинка села на ладошку – ( дети показывают снежинку)
Я  ее поймаю, посиди  немножко.  (накрывают ее   ладошкой)
Раз, два, три, три, четыре, пять  (загибают пальчики)
Отпускаю      полетать. (дуют на снежинку).

У оленя дом большой

У оленя дом большой, (руки с растопыренными пальцами приложить к голове, изобразив рога, затем делаем руками над головой домик – соединив пальцы и разведя локти рук в разные стороны, и разводим руки в стороны – показываем какой большой дом)
 Он глядит в свое окно(обе руки сгибаем под прямым углом в локте, держим предплечья и ладошки параллельно полу, одна руку держим на уровне груди, другую чуть выше головы, смотрим в получившееся «окно»)
 Зайка по лесу бежит (показать руками какие у зайки ушки, с помощью указательного и среднего пальца показать на столе, как бегут ножки или имитировать бег)
 В дверь к нему стучит:
 «Тук-тук дверь открой, («стучим в дверь» кулачком в воздухе, делаем движение, похожее на открывание двери)
 Там в лесу охотник злой» (указательным пальцем показываем в сторону, затем изображаем оружие: вытянув одну руку в перед, указательный палец выпрямляем, остальные пальцы сжимаем в кулак, приложить вторую руку, согнутую в локте, вытянутый вперед указательный палец согнутой руки прижимаем боком снизу к локтю прямой руки)
 «Поскорее забегай,
 Лапку мне давай» (показываем движение ладошкой, когда кого-то зовут, протягиваем ладонь, как для рукопожатия)
  

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,  (загибают пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
 («идут» по столу указательным и сред ним пальчиками.)
Бабу снежную лепили(«лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками.)
С горки  мы потом катались (ведут  указательным   пальцем  правой, руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки.)
Съели суп  и спать легли. (движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)   
                                                     

Снежок


1, 2, 3, 4,
(сжимаем и разжимаем пальчики)
Мы с тобой снежок слепили.
 («лепим» снежок)
Круглый, крепкий, очень гладкий,
(показать)
Но совсем-совсем не сладкий.
(погрозить пальчиком)
Раз - подбросим, два - поймаем, 
(показать)
три - уроним и сломаем.
(потопать ножками)

Зимняя прогулка

Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой.
Я надену шубку,(загните мизинец левой руки указательным
пальцем правой руки)
Я надену шапку,(загните безымянный палец)
Я надену шарфик (загните средний палец)
И еще платок, (загните указательный палец)
А потом красивые, (загните большой палец)
Крошки-рукавички
На ручки натяну.

Белка

Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки,
Лисичке-сестричке,        (пальчик с лисичкой «кланяется»)
Воробью, (пальчик с воробышком «кланяется»)
Синичке, (пальчик с синичкой «кланяется»)
Мишке толстопятому,        (пальчик с мишкой «кланяется»)
Заиньке усатому.(пальчик с зайчиком «кланяется»)

Этот пальчик хочет спать...

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинчик)
Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул(загните средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загните указательный пальчик)
Этот пальчик крепко спит.         (загните большой пальчик)
Тише, дети, не шумите,
Пальчики не разбудите.

Дом на поляне

На поляне дом стоит,(сложите ладони домиком так, чтобы
большие пальцы не соприкасались)
Путь к нему пока закрыт.(большие пальцы опускаются,                 соприкасаясь друг с другом)
Мы ворота открываем, (пальцы по-прежнему под углом, только широко расставлены)
В этот домик приглашаем.

Моя семья


Знаю я, что у меня
Дома дружная семья
 (поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой)
Это - мама, 
Это - я,
Это - бабушка моя.
Это - папа, 
Это - дед.
И у нас разлада нет.


Часы


Мышь полезла в первый раз (садимся на коврик перебираем пальчиками Посмотреть, который час.  ("бежим") от коленок до макушки)
Вдруг часы сказали: “Бом!”, (один хлопок над головой)
Мышь скатилась кувырком. (руки "скатываются" на пол.)
Мышь полезла второй раз 
Посмотреть, который час. 
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” (
два хлопка.)
Мышь скатилась кувырком. 
Мышь полезла в третий раз 
Посмотреть, который час. 
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” (
три хлопка). 
Мышь скатилась кувырком.

Мои вещи


Вот это - мой зонтик. (поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
Я в дождь хожу с ним 
Пусть дождь барабанит – ("барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).
Останусь сухим.
А вот моя книжка
 (прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты)
Могу почитать,
Могу вам картиночки (
 раскрываем ладони "книжечкой", руки вытягиваем, ладони открыты.)
В ней показать.
Вот это - мой мяч. 
(сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.)
Очень ловкий, смешной
Его я бросаю ("мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки) Над головой.
А вот мой котёнок,
 (поочерёдно гладим одну руку другой)
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.

Пришла весна

Весна пришла красная,   (вращайте кисти рук)
Пришла весна ясная.
Птицы громко поют,  (соединяйте и разъединяйте   указательные пальцы со средними — «птицы открывают и закрывают клюв»)
Людям спать не дают.
Пчелы гудят
В поле летят.(помашите кистями рук)
С поля идут, (указательный и средний пальцы сначала правой, а затем левой руки «идут» по столу)
Медок несут.
                                                   

Лесные дела

Сестричка-лисичка
Сегодня целый день
Все звери у дела,
(ребёнок поднимает указательный палец с «лисичкой»)
Шубу подшивает, (имитирует «шитьё иголкой»)
Сер медведь  (поднимает средний палец с «медведем») 
Сапоги подбивает(кулачком правой руки стучит по левой ладошке)
Зайчиха под елкой   (поднимает безымянный палец)
Метет метелкой,  (имитирует «подметания пола») 
Кошка лыки дерет,  (поднимает мизинец с «кошкой»)
Коту лапотки плетет.
По болоту босиком (указательный и средний пальцы «ходят» по столу)
Ходит кулик с посошком.

Улитка, улитка...

Улитка, улитка!        (сожмите все пальчики ребенка в кулак)
Покажи свои рога, (разжав пальчики ребенка, переверните    его руку ладонью вверх)
Дам кусок пирога,  (загните мизинец правой руки)
Пышки,     (загните средний палец)
Ватрушки,           (загните безымянный палец)
Сдобные лепешки —   (загните мизинец)
Высуни рожки.               (помогите ребенку выставить вперед      вместе указательный палец и мизинец — показать «рожки»)

Солнышко-ведрышко

Солнышко-ведрышко, (сделайте «солнышко» из пальчиков —
   соедините указательные и большие          пальцы правой и левой руки)
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут,   (указательный и средний пальцы левой
        руки «скачут» по ладошке правой)
 По камушкам скачут.
Дождик-дождик, полно лить(ребенок грозит указательным пальцем
                                                      правой руки)
Малых детушек мочить.(ребенок «стряхивает воду» с правой    руки, затем — с левой)

Вот поезд наш едет...

Вот поезд наш едет, (проведите пальцами правой руки по столу)
Колеса стучат.
А в поезде этом (помашите пальцами в воздухе)
Ребята сидят.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу — (постукивайте пальцами в такт словам)
Пыхтит паровоз.
Далеко, далеко         (постукивайте одновременно указательным
       и средним пальцами по стол)  
Детей он повез.

Осенние листочки

Осень, осень к нам пришла
И в подарок принесла
Листик клёна (загните большой палец с листочком клена)     
Лист березы,  (загните указательный палец с листочком березы)              
Лист осины,(загните средний палец с листочком осины)
Лист дубка. (загните безымянный палец с листочком дуба)
Чудо-осень! Хороша!
За листком летит листок,
Набегает холодок.
Только елочка в лесу
Не оставила красу —
Не листики на елочке —
Зеленые иголочки.(загните мизинчик)

Та-та-та

Та-та-та! Та-та-та!(вращайте кисти обеих рук вправо-влево)
Вышла кошка за кота!
За кота Котовича, (соединяйте и разъединяйте указательные        пальцы правой и левой руки, чмокая при этом, изображая поцелуй) 
За кота Петровича,
За кота Ивана Петровича(соединяйте и разъединяйте большие пальцы
      правой и левой руки)

Баиньки, баиньки...

Баиньки, баиньки,
Прибежали заиньки.      (указательный и средний пальцы «бегут»
      по столу)
Сели на скамейку,
Попросили лейку.           (вытяните вперёд указательный палец правой руки, остальные пальцы спрячьте в кулаке)
Поливая огород,              (поводите указательным пальцем вправо-влево)
Где капуста растёт.        (соедините кулаки правой и левой руки,
                                        изображая кочан капусты)
Пальчики
В гости к пальчику большому   (поднимите вверх большой палец)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,             (соединяйте вместе пальцы, которые
      называете )
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.             (сожмите пальцы обеих рук в кулаки
      и постучите кулаками друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,             (ритмично сжимайте пальцы обеих     рук в кулак и разжимайте их)  
 Друг без друга нам нельзя.

 Зима

Раз, два , три, четыре, пять  (по очереди разгибаете пальцы,
                                                   сжатые в кулак)
Собираемся гулять.  (покажите растопыренные пальцы
                                                  правой руки)
Катя саночки везёт  (проведите указательным и средним
                                                   пальцами правой руки по столу)
От крылечка до ворот,
А Серёжа на дорожке   (сложив пальцы «щепоточкой»,
делайте бросающие движения)
Голубям бросает крошки.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики. (помашите кистями правой и левой руки)

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. В помощь родителям и педагогам.

Данное пособие  поможет родителям в ранней профилактике и коррекции  дефектно произносимых звуков речи у детей....

КАРТОТЕКА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

В этом пособии представлена коррекционная работа по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей логопедической группе. Целью данного матер...

Картотека домашних заданий в помощь родителям

В методическом  пособии представлена коррекционная работа по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в подготовительной логопедической груп...

Азбука для маленького жителя Иркутской области в помощь родителям и педагогам

Азбука уникальна нестандартностью приёмов ассоциативно-образного запоминания букв русского алфавита, наличием полезной информации о флоре и фауне Иркутской области, структурированой подачей материала ...

Как разучивать наизусть стихотворения с детьми. (памятка в помощь родителям и педагогам).

Эта памятка поможет и родителям и воспитателям. В ней указаны простые правила,которые помогут учить стихи с детьми....

Картотека пальчиковой гимнастики с помощью массажного шарика Су-Джок

quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В.А.Сухомлинский...

Пальчиковый театр в помощь родителям при адаптации ребенка к условиям ДОУ

Пальчиковый театр в помощь родителям при адаптации ребенка к условиям ДОУ.Адаптация -- тяжелый период для деток, посещающих ясли. Привыкание к новой обстановке -- это большой труд, большая нагрузка на...