«В гости к Юпику»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конструкт совместной образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни.
Цель:
Развитие фонематической стороны речи и подготовка к обучению грамоте.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
· Уточнить произношение звуков [Р], [Рь]
· Совершенствовать навык дифференциации звуков по твёрдости-мягкости
· Совершенствовать звуковой анализ, упражнять в звуко-буквенном анализе
· Закрепить графическое изображение букв Р р
· Упражнять в изменениях существительных и прилагательных по падежам, упражнять в подборе родственных слов
· Формировать и совершенствовать навык чтения
· Формировать представления детей о космосе
· Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Космос»
Коррекционно-развивающие:
· Отрабатывать дикцию
· Развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, общую, тонкую моторику, в том числе и артикуляционную
· Развивать фонематические процессы
· Развивать внимание, память, логическое мышление
· Развивать связную речь, координацию речи с движением
· Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении с взрослыми и сверстниками
Воспитательные:
· Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия
· Воспитывать навыки активности, самостоятельности
· Воспитывать бережное отношение к природе
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ "В гости к Юпику"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конструкт "В гости к Юпику" | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
«В гости к Юпику»
Конструкт совместной образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни.
Цель:
Развитие фонематической стороны речи и подготовка к обучению грамоте.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить произношение звуков [Р], [Рь]
- Совершенствовать навык дифференциации звуков по твёрдости-мягкости
- Совершенствовать звуковой анализ, упражнять в звуко-буквенном анализе
- Закрепить графическое изображение букв Р р
- Упражнять в изменениях существительных и прилагательных по падежам, упражнять в подборе родственных слов
- Формировать и совершенствовать навык чтения
- Формировать представления детей о космосе
- Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Космос»
Коррекционно-развивающие:
- Отрабатывать дикцию
- Развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, общую, тонкую моторику, в том числе и артикуляционную
- Развивать фонематические процессы
- Развивать внимание, память, логическое мышление
- Развивать связную речь, координацию речи с движением
- Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении с взрослыми и сверстниками
Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия
- Воспитывать навыки активности, самостоятельности
- Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование:
Зрительный ряд: презентация картинок по теме, картинки с изображением двух инопланетян, картинки с изображением планет Солнечной системы, Звуковички – обозначения звуков [р], [рь], индивидуальные картинки с видами Земли
Литературный ряд: загадки по теме, физкультминутка – выполнение движений с произнесением чистоговорки
Музыкальный ряд: космическая музыка (Спейс «Пристегните ремни», «Время вперёд»)
Мультимедийные средства: экран, кинопроектор, ноутбук
Раздаточный материал: зеркала, кассы букв
Планируемый результат.
Используемые в ходе совместной деятельности методы и приемы будут способствовать:
- развитию фонематического слуха и восприятие
- формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза
- овладению элементарными навыками чтения и самостоятельному их использованию
- проявлению интереса к начальному изучению космоса
- овладению детьми навыками словообразования разных частей речи, правильному звуко-слогового оформления речи
- умению адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения
- пониманию и применению в речи всех лексико-грамматических категорий слов
- умению оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка,
а так же формированию и развитию следующих интегративных качеств ребенка:
- активность и творчество в выполненинии различных видов деятельности
- инициативность в общении со сверстниками и взрослым
- способность эмоционально сопереживать героям сюжета
- владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве
- способность планировать и согласовывать свои действия
В ходе организации совместной деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной, конструктивной, чтения (восприятие литературного произведения).
Последовательность | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Актуализация знаний | Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, темный и необычайный, В нем живут Вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. (космос) Надежда Шемякина Что вы знаете о космосе? (слайды 2-11 ) | Делятся знаниями, своим опытом, приводят примеры. | Повторение понятий и обобщение знаний |
Мотивация | Посмотрите, кто к нам летит? Да это же наш друг Юпик (слайд 12). Мы многому его научили. Он вам очень благодарен и приглашает вас к себе в гости (слайд 13). А вы помните, где он живет? (на Юпитере). А как туда можно попасть? (на ракете) Как вы думаете что необходимо настоящему космонавту? Каким должен быть космонавт? (сильным, смелым, умным, сообразительным, здоровым, активным, трудолюбивый). А что надо делать, чтобы стать таким человеком? (тренироваться) | Отвечают на вопросы | Готовность детей отправиться в путешествие |
Игровая ситуация Звуковой анализ | Приступаем к тренировке? 1 задание: какой звук слышится в конце слова Юпитер (слайд 14)? Расскажите Юпику, что мы знаем об этом звуке (согласный, звонкий, твердый). У него есть мягкий братец? ( Да, РЬ) | Дают характеристику звукам | Умение характеризовать звуки [Р] и [Рь] |
Артикуляционная гимнастика | 2 задание: чтобы завести моторы ракеты, нам необходимо размять, потренировать язычки (слайд 15). | Выполняют упражнения артикуляцион. гимнастики | Готовность к произношению звуков [Р], [Рь] |
Изолированное произношение звуков [Р], [Рь] | Вы здорово потрудились! Ну что, готовы завести моторы? Итак, проверочная продувка двигателей: Р-Р-Р-Р-Р, Рь-Рь-Рь-Рь-Рь | Правильное произношение звуков [Р], [Рь] | |
Физминутка | Я вижу, что экипаж и ракета готовы к полету. Выходите из-за столов (слайд 16). Ра-Ра-Ра – вот ракета нам. Ура! - руки над головой, ладони соприкасаются кончиками пальцев Ро-Ро-Ро – выходи скорей, Петро! – ходьба на месте Ру-Ру-Ру – собирай всю детвору – хлопки в ладоши Ре-Ре-Ре – соберёмся во дворе – бег на месте Ры-Ры-Ры – для космической игры – вращательные движения рук перед грудью | Выполняют движения | Координация речи с движением. Правильное произношение [Р], [Рь] |
Дифференциация звуков | Юпик предлагает определить какой из двигателей работает – [Р] или [Рь] Если услышите твердый звук - поднимитесь на носочки, потянитесь вверх – это большой мотор Если услышите мягкий звук – присядете и сгруппируетесь – это маленький моторчик Слова: ракета, мотор, космодром, приземлиться, притяжение, корабль, скафандр, астронавт, метеорит, астероид | Выполняют движения | Дифференциация звуков |
Совершенствование навыка чтения | Экипаж, слушай мою команду: занять места за пультами управления нашим кораблем. С центра управления полетом передают код взлета. Его необходимо расшифровать (слайд 17). На табло появятся буквы и вы прочитаете код, а теперь слушайте внимательно: - I звук - согласный, он дважды звучит в слове КОСМОС - II и V звуки – одинаковые, это последний звук в слове ПОЛЕТ - III звук – ударный гласный в слове ЗВЕЗДА - IV звук – твердый звук работы двигателя На старт! Обратный отсчет (слайд 18). Летим. Невесомость (слайд 19). | Выполняют звуковой анализ и синтез | Чтение слова СТАРТ |
Игровая ситуация Аналитико-синтетическая деятельность | Летим. Пролетаем мимо красной планеты (слайд 20). Что это за планета? Она самая близкая к Земле. Ученые предполагают, что когда-то на ней была жизнь. Догадались? Космонавт Алена, сколько звуков в этом слове? Назовите их по порядку. Впереди неизвестная планета (слайд 21). Ее окружают 15 спутников. Сможем ли мы ее обойти? На борт поступила радиограмма от Юпика: «Соберите слово из звуков: У, Р, А, Н». Космонавт Максим, выполняйте задание! А это что за необычная планета справа по курсу (слайд 22). Окружена планета двумя широкими кольцами из газа, льда и горных пород. Кто догадался? САТУРН. Чтоб не попасть в плен этих колец, необходимо незначительно отклониться от курса. Члены экипажа, имеющие карточки доступа (Звуковички), выложите схему этого слова на дополнительном пульте управления. | Выполняют звуковой анализ и синтез Взаимодействуя, выкладывают схему слова | Сделали анализ слова МАРС, Синтезировали слово УРАН Планирование и согласование действий |
Формирование грамматического строя речи | Что это с нашим кораблем? Его клонит то вправо, то влево, стрелки на приборах дрожат (слайд 23). В небе видны яркие вспышки. Это метеоритный дождь – осколки падающих звезд. Юпик открыл секрет: чтобы подружиться с метеоритами, надо им правильно сказать красивые слова. Закончите предложение словами красивые метеориты. - Мы видим в космосе... - В космосе много … - Мы наблюдаем за … - Мы не можем подлететь к … - Мы будем долго помнить о … | Договаривают предложения | Владение навыками словоизменения разных частей речи по падежам |
Звуковой анализ. Дифференциация звуков | Наконец (слайд 24) мы подлетели к планете Юпитер. Смотрите (слайд 25), нас встречают его друзья Рэкси и Рикси. Они нам показали свою планету. А мы давайте подарим им картинки с видами Земли (слайд 26). Как вы распределите картинки между Рэкси и Рикси? Почему? (твердость – мягкость) | Распределяют картинки | Диффер - ация звуков по твердости - мягкости |
Автоматизация звуков [Р], [Рь] Пальчиковая гимнастика | Нам пора возвращать домой. Дорога дальняя, нам надо успеть к обеду. Команда: «Включить контакт – Д-Д-Д. Есть контакт. Заводим моторы: Р-Р-Р – вращение рук, согнутых в локтях, перед грудью, Рь-Рь-Рь – вращение указательных пальцев обеих рук вокруг друг друга. | «Рычат», выполняют движения | Закрепление произношения звуков [Р], [Рь] изолированно |
Совершенствование навыков чтения Решение ребусов Итог | Летим. И снова Сатурн (слайд 27). Мы не успели отклониться от его орбиты, нас затягивают кольца. Надо срочно включить усилители двигателей. Для этого надо поработать в паре: один из вас берет букву Р, а другой любую гласную, вы составляете слог и подбираете слово с таким слогом. Экипаж, за работу! Наконец нам удалось преодолеть притяжение Сатурна! А это что за планета (слайд 28)? Составьте слово из рассыпанных букв. МАРС. Ну вот мы уже ближе к Земле. Летим дальше. Следующая планета (слайд 29). Расставьте буква по размеру, начиная с самой большой – ВЕНЕРА?! Куда нас занесло! Мы же пролетели Землю. Срочно восстановить курс на родную планету. Поставьте буквы в порядке, указанном цифрами (слайд 30). Идем к Земле (слайд 31). Расшифруйте координаты посадки: ребусы НАРОД, ВОРОТА, ПИРОГ (слайды 32, 33, 34). Дополните стихотворение отгаданными словами (слайд 35). Едва мы угадали слова-коды, Раскрылись вдруг небесные … (ворота) И подошел к концу космический полет. И приземлился дружный наш … (народ) Перешагнем мы домашний порог, Дома нас ждет очень вкусный … (пирог) | Составляют и читают слоги, дополняют их до целого слова Отгадывают ребусы Дополняют предложения | Активизация словаря детей.
Развитие зрительного восприятия. Умение решать ребусы, оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка |
Рефлексия | Наконец мы дома (слайд 36)! Устали? Понравилось вам наше путешествие? Что понравилось? Что не понравилось? Кому было трудно? А кому легко? Почему было трудно? А кто узнал что-то новое? Что расскажите своим друзьям, родителям? | Отвечают Рассуждают |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте: " Путешествие Юпика"
Конспект занятия по обучению грамоте детей с нарушением зрения...
"Ириска идет в гостик Ляле"
открытое мероприятие...
Сценарий весеннего праздника "В гостик солнышку" для ясельной группы
Сценарий требует минимальной подготовки от детей. Дети пребывают в сказке от начала до конца праздника...
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику»
Тема: «Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности - дети 6 лет Форма организации - ...
Занятие по аппликации "В гостик нам пришла матрешка"
Занятие по аппликации...