«В гости к Юпику»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пугачёва Лариса Анатольевна

Конструкт совместной  образовательной деятельности  с детьми 7-го года жизни.

Цель:

Развитие фонематической стороны речи и подготовка к обучению грамоте.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

·         Уточнить произношение звуков [Р], [Рь]

·         Совершенствовать навык дифференциации звуков по твёрдости-мягкости

·         Совершенствовать звуковой анализ, упражнять в звуко-буквенном анализе

·         Закрепить графическое изображение букв Р р

·         Упражнять в изменениях существительных и прилагательных по падежам, упражнять в подборе родственных слов

·         Формировать и совершенствовать навык чтения

·         Формировать представления детей о космосе

·         Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Космос»

Коррекционно-развивающие:

·         Отрабатывать дикцию

·         Развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, общую, тонкую моторику, в том числе и артикуляционную

·         Развивать фонематические процессы

·         Развивать внимание, память, логическое мышление

·         Развивать связную речь, координацию речи с движением

·         Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении с взрослыми и сверстниками

Воспитательные:

·         Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия

·         Воспитывать навыки активности, самостоятельности

·         Воспитывать бережное отношение к природе

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ "В гости к Юпику"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конструкт "В гости к Юпику"78 КБ

Предварительный просмотр:

«В гости  к Юпику»

Конструкт совместной  образовательной деятельности  с детьми 7-го года жизни.

Цель:

Развитие фонематической стороны речи и подготовка к обучению грамоте.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить произношение звуков [Р], [Рь]
  • Совершенствовать навык дифференциации звуков по твёрдости-мягкости
  • Совершенствовать звуковой анализ, упражнять в звуко-буквенном анализе
  • Закрепить графическое изображение букв Р р
  • Упражнять в изменениях существительных и прилагательных по падежам, упражнять в подборе родственных слов
  • Формировать и совершенствовать навык чтения
  • Формировать представления детей о космосе
  • Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Космос»

Коррекционно-развивающие:

  • Отрабатывать дикцию
  • Развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, общую, тонкую моторику, в том числе и артикуляционную
  • Развивать фонематические процессы
  • Развивать внимание, память, логическое мышление
  • Развивать связную речь, координацию речи с движением
  • Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении с взрослыми и сверстниками

Воспитательные:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия
  • Воспитывать навыки активности, самостоятельности
  • Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование:

Зрительный ряд: презентация картинок по теме, картинки с изображением двух инопланетян, картинки с изображением планет Солнечной системы, Звуковички – обозначения звуков [р], [рь], индивидуальные  картинки с видами Земли

Литературный ряд: загадки по теме, физкультминутка – выполнение движений с произнесением чистоговорки

Музыкальный ряд: космическая музыка (Спейс «Пристегните ремни», «Время вперёд»)

Мультимедийные средства: экран, кинопроектор, ноутбук

Раздаточный материал: зеркала, кассы букв

Планируемый результат.

Используемые в ходе совместной деятельности методы и приемы будут способствовать:

  • развитию фонематического слуха и восприятие
  • формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза
  • овладению элементарными навыками чтения и самостоятельному их  использованию
  • проявлению интереса к начальному изучению космоса
  • овладению детьми  навыками словообразования разных частей речи, правильному звуко-слогового оформления речи
  • умению адекватно употреблять  в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения
  • пониманию и применению в речи всех лексико-грамматических категорий слов
  •  умению оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка,

а так же формированию и развитию следующих интегративных качеств ребенка:

  • активность и творчество в выполненинии различных видов деятельности
  • инициативность в общении со сверстниками и взрослым
  • способность эмоционально сопереживать героям сюжета
  • владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве
  • способность планировать и согласовывать свои действия

В ходе организации совместной деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной, конструктивной, чтения (восприятие литературного произведения).

Последовательность

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Актуализация

знаний

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.

(космос)                                                          Надежда Шемякина

Что вы знаете о космосе? (слайды 2-11 )

Делятся знаниями, своим опытом, приводят примеры.

Повторение понятий и обобщение знаний

Мотивация

Посмотрите, кто к нам летит? Да это же наш друг Юпик (слайд 12). Мы многому его научили. Он вам очень благодарен и приглашает вас к себе в гости (слайд 13).

 А вы помните, где он живет? (на Юпитере).

А как туда можно попасть? (на ракете)

Как вы думаете что необходимо настоящему космонавту? Каким должен быть космонавт? (сильным, смелым, умным, сообразительным, здоровым, активным, трудолюбивый). А что надо делать, чтобы стать таким человеком? (тренироваться)

Отвечают на вопросы

Готовность детей отправиться в путешествие

Игровая ситуация

Звуковой анализ

Приступаем к тренировке?

1 задание: какой звук слышится в конце слова Юпитер (слайд 14)?

Расскажите Юпику, что мы знаем об этом звуке (согласный, звонкий, твердый). У него есть мягкий братец? ( Да, РЬ)

Дают характеристику звукам

Умение характеризовать звуки [Р] и  [Рь]

Артикуляционная гимнастика

2 задание: чтобы завести моторы ракеты, нам необходимо размять, потренировать язычки (слайд 15).

Выполняют упражнения артикуляцион. гимнастики

Готовность к произношению звуков [Р], [Рь]

Изолированное произношение звуков [Р], [Рь]

Вы здорово потрудились! Ну что, готовы завести моторы?  Итак, проверочная продувка двигателей: Р-Р-Р-Р-Р, Рь-Рь-Рь-Рь-Рь

Правильное произношение звуков  [Р], [Рь]

Физминутка

Я вижу, что экипаж и ракета готовы к полету. Выходите из-за столов (слайд 16).

Ра-Ра-Ра – вот ракета нам. Ура! -  руки над головой, ладони соприкасаются кончиками пальцев

Ро-Ро-Ро – выходи скорей, Петро! – ходьба на месте

Ру-Ру-Ру – собирай всю детвору  – хлопки в ладоши

Ре-Ре-Ре – соберёмся во дворе – бег на месте

Ры-Ры-Ры – для космической игры – вращательные движения рук перед  грудью

Выполняют движения

Координация речи с движением.

Правильное произношение [Р], [Рь]

Дифференциация звуков

Юпик предлагает определить какой из двигателей работает – [Р] или [Рь]

Если услышите твердый звук  - поднимитесь на носочки, потянитесь вверх – это большой мотор

Если услышите мягкий звук – присядете и сгруппируетесь – это маленький моторчик

Слова: ракета, мотор, космодром, приземлиться, притяжение, корабль, скафандр, астронавт, метеорит, астероид

Выполняют движения

Дифференциация звуков

Совершенствование навыка чтения

Экипаж, слушай мою команду: занять места за пультами управления нашим кораблем.

С центра управления полетом передают код взлета. Его необходимо расшифровать (слайд 17). На табло появятся буквы и вы прочитаете код, а теперь слушайте внимательно:

- I звук  - согласный, он дважды звучит в слове КОСМОС

- II и  V звуки – одинаковые, это последний звук в слове ПОЛЕТ

- III звук – ударный гласный в слове ЗВЕЗДА

- IV звук – твердый звук работы двигателя

На старт! Обратный отсчет (слайд 18). Летим.  Невесомость (слайд 19).

Выполняют звуковой анализ и синтез

Чтение  слова СТАРТ

Игровая ситуация

 Аналитико-синтетическая деятельность

Летим. Пролетаем мимо красной планеты (слайд 20). Что это за планета? Она самая близкая к Земле. Ученые предполагают, что когда-то на ней была жизнь. Догадались? Космонавт Алена, сколько звуков в этом слове? Назовите их  по порядку.

Впереди неизвестная планета (слайд 21). Ее окружают 15 спутников. Сможем ли мы ее обойти? На борт поступила радиограмма от Юпика: «Соберите слово из звуков: У, Р, А, Н». Космонавт Максим, выполняйте задание!

А это что за необычная планета справа по курсу (слайд 22). Окружена планета двумя широкими кольцами из газа, льда и горных пород. Кто догадался? САТУРН.  Чтоб не попасть в плен этих колец, необходимо незначительно отклониться от курса. Члены экипажа, имеющие карточки доступа (Звуковички), выложите схему этого слова на дополнительном пульте управления.

Выполняют звуковой анализ и синтез

Взаимодействуя, выкладывают схему слова

Сделали анализ слова МАРС,

Синтезировали слово УРАН

Планирование и согласование действий

Формирование грамматического строя речи

Что это с нашим кораблем? Его клонит то вправо, то влево, стрелки на приборах дрожат (слайд 23). В небе видны яркие вспышки. Это метеоритный дождь – осколки падающих звезд. Юпик открыл секрет: чтобы подружиться с метеоритами, надо им правильно сказать красивые слова. Закончите предложение словами

красивые метеориты.

- Мы видим в космосе...

- В космосе много …

- Мы наблюдаем за …

- Мы не можем подлететь к …

- Мы будем долго помнить о …

Договаривают предложения

Владение навыками словоизменения разных частей речи по падежам

Звуковой анализ.

Дифференциация звуков

Наконец (слайд 24) мы подлетели к планете Юпитер. Смотрите (слайд 25), нас встречают его друзья Рэкси и Рикси. Они нам показали свою планету. А мы давайте подарим им картинки с видами Земли (слайд 26). Как вы распределите картинки между Рэкси и Рикси?  Почему? (твердость – мягкость)

Распределяют картинки

Диффер - ация звуков по твердости - мягкости

Автоматизация звуков [Р], [Рь]

Пальчиковая гимнастика

Нам пора возвращать домой. Дорога дальняя, нам надо успеть к обеду.

Команда: «Включить контакт – Д-Д-Д. Есть контакт. Заводим моторы: Р-Р-Р – вращение рук, согнутых в локтях, перед грудью,  Рь-Рь-Рь – вращение указательных пальцев обеих рук вокруг друг друга.

«Рычат», выполняют движения

Закрепление произношения

звуков [Р], [Рь] изолированно

Совершенствование навыков чтения

Решение ребусов

Итог

Летим. И снова Сатурн (слайд 27). Мы не успели отклониться от его орбиты, нас затягивают кольца. Надо срочно включить усилители двигателей. Для этого надо поработать в паре: один из вас берет букву Р, а другой любую гласную, вы составляете слог и подбираете слово с таким слогом. Экипаж, за работу!  Наконец нам удалось преодолеть притяжение Сатурна!

А это что за планета (слайд 28)? Составьте слово из рассыпанных букв. МАРС. Ну вот мы уже ближе к  Земле. Летим дальше. Следующая планета (слайд 29). Расставьте буква по размеру, начиная с самой большой – ВЕНЕРА?! Куда нас занесло! Мы же пролетели Землю. Срочно восстановить курс на родную планету. Поставьте буквы в порядке, указанном цифрами (слайд 30). Идем к Земле (слайд 31).

Расшифруйте координаты посадки: ребусы НАРОД, ВОРОТА, ПИРОГ (слайды 32, 33, 34).

Дополните стихотворение отгаданными словами (слайд 35).

 Едва мы угадали слова-коды,

Раскрылись вдруг небесные … (ворота)

И подошел к концу космический полет.

И приземлился дружный наш … (народ)

Перешагнем мы домашний порог,

Дома нас ждет очень вкусный … (пирог)

Составляют и читают слоги, дополняют их до целого слова

Отгадывают ребусы

Дополняют предложения

Активизация  словаря детей.

   

Развитие зрительного восприятия. Умение решать ребусы, оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка

Рефлексия

Наконец мы дома (слайд 36)! Устали? Понравилось вам наше путешествие? Что понравилось? Что не понравилось? Кому было трудно? А кому легко? Почему было трудно?  А кто узнал что-то новое? Что расскажите своим друзьям, родителям?

Отвечают

Рассуждают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте: " Путешествие Юпика"

Конспект занятия  по обучению грамоте детей с нарушением зрения...

"Ириска идет в гостик Ляле"

открытое мероприятие...

Сценарий весеннего праздника "В гостик солнышку" для ясельной группы

Сценарий требует минимальной подготовки от детей. Дети пребывают в сказке от начала до конца праздника...

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику»

Тема: «Путешествие в космос, или как ребята помогали Юпику». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности - дети 6 лет Форма организации  - ...