Особенности автоматизации звуков на уровне текста у дошкольников с дислалией
статья по логопедии по теме

Калугина Юлия Александровна

На этом этапе широко используются принцип сознательности в работе над речью, т.о. развивается самоконтроль. Ребенок должен четко осознавать значение логопедических занятий, добиваться поставленных на данном этапе целей. Развитие самоконтроля является важным моментом в работе над звуками, но особое значение он имеет для выработки у ребенка самоорганизованности и самодисциплинированности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ns-portal.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 95

Красногвардейского района

города Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Особенности автоматизации звуков на уровне текста

у дошкольников с дислалией».

Написала учитель-логопед

Калугина Юлия

Александровна

Санкт-Петербург

2016 г.

Актуальность выбранной темы. Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Неправильное произношение некоторых звуков речи к 5 годам должно явиться основанием для обращения к логопеду.

Своевременное формирование фонетической стороны языка ребенка – важнейшее условие его полноценного и общего психического развития, так как язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии у ребенка мышления, коммуникативных способностей, самоорганизации его поведения, в формировании социальных связей. Все это – важнейшее средство опосредования психических процессов: памяти, внимания, восприятия, эмоций (по данным Л.С. Выготского, М.И. Лесиной, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца).

По мнению многих авторов (Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Д.Б. Филичевой и др.) дети с недостатками произношения часто имеют нарушения эмоционально-волевой сферы: плаксивость, замкнутость, робость, застенчивость; стесняются вслух читать стихи, рассказывать сказки, отвечать на вопросы педагога.

Фонетическая сторона речи для ребенка особенно важна. Правильная речь способствует избеганию страха перед собственной речью, перед определенными звуками. Дефекты звукопроизношения отдельных звуков могут привести к невротическим расстройствам, замкнутости, раздражительности, отказу от речи (мутизму), к заиканию (по данным Н.А. Власовой, Э.Н. Герценштейна и других авторов).

Подготовка ребенка к началу школьного обучения так же, во многом определяется уровнем его речевого развития. При помощи речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. Чем лучше будет развита у ребенка речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретена письменная речь.

Поэтому работа по коррекции дефектов звукопроизношения у детей дошкольного возраста является наиболее первостепенной, яркой, актуальной и видимой, т.к. звукопроизносительные дефекты сразу «бросаются в глаза» окружающим.

Работу по коррекции дефектов звукопроизношения следует осуществлять поэтапно. Наиболее сложным этапом является автоматизация поставленных звуков в тексте, т.к. связная речь – самая сложная форма речевой деятельности. Текст – это не просто сумма отдельных предложений. В тексте необходимо улавливать общий смысл, интонацию и постоянно следить за поставленными звуками.

Все это предполагает сформированность психических процессов (внимания, памяти, мышления); высокого уровня развития аналитико-синтетической деятельности: сравнения, анализа, синтеза, программирования, обобщения; обширный словарь ребенка; использование правил и закономерностей языка.

На этом этапе широко используются принцип сознательности в работе над речью, т.о. развивается самоконтроль. Ребенок должен четко осознавать значение логопедических занятий, добиваться поставленных на данном этапе целей. Развитие самоконтроля является важным моментом в работе над звуками, но особое значение он имеет для выработки у ребенка самоорганизованности и самодисциплинированности.

В процессе автоматизации звуков в тексте широко применяются связные тексты: стихи, маленькие рассказы, загадки, скороговорки, чистоговорки, рассказы по предметным картинкам, по серии сюжетных картинок, пересказы сказок, драматизация, используются творческие упражнения:

  1. Сравнение двух сюжетных картинок, на которых детали различны. Такое задание позволяет лучше выделять фрагменты, развивает внимание, память, операции сравнения и анализа.
  2. Работа с сюжетной и предметной картинками:

А) подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения:

Б)  найти лишние предметные картинки, которых нет на данной сюжетной картинке.

  1. Работа с серией сюжетных картинок:

А) дети должны составить рассказ по уже готовой серии картинок;

Б) найти лишнюю картинку в серии;

В) дети должны по памяти правильно установить последовательность событий и пересказать прочитанный текст;

Г) определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа;

Д) составить ассоциативную цепочку и придумать рассказ.

4) Составление фантастического рассказа по картинке с нереальным изображением.

5) составить рассказ-описание по предметной картинке, дети должны отгадать          слово по описанию ребенка.

При работе со стихами наиболее распространенным является следующий порядок. Логопед читает стихотворение целиком. Ребенок повторяет за ним каждую стихотворную строку. Дети с хорошей памятью могут сразу же повторят двустишия или даже четверостишия. Коротенькие стихотворения заучиваются на занятиях или дома. Наиболее сложные и большие по объему стихи дошкольникам заучивать не обязательно, но они должны проговариваться ребенком каждый день. Заучивание небольших стихотворений может быть использовано на физкультминутках, в речевых и подвижных играх.

При работе над рассказом даются вопросы, на которые ребенок отвечает после того, как в ходе чтения он повторит за взрослым каждое предложение. Некоторые рассказы по требованию логопеда ребенок может пересказать. Пересказывание рассказов  и сказок широко используется в драматизациях.

Таким образом, в заключение, хотелось бы отметить значимость работы над связной речью и автоматизацией звуков на уровне текста. Этот этап является наиболее сложным для ребенка. На нем развиваются внимание, память, мышление ребенка, формируются основы самоорганизации и самоконтроля. Работа над текстом в дошкольном возрасте является важным моментом профилактики нарушений чтения и письма в школе, создает необходимые предпосылки успешного обучения в школе и является завершающим этапом работы логопеда в детском саду, т.к. именно на нем поставленный звук свободно включается в спонтанную речь ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности автоматизации звуков у детей с разной доминантной модальностью»

Однообразность и монотонность работы по автоматизации изолированного звука, звука в слогах вызывают определённые трудности у детей с ОНР III уровня на фоне стёртой дизартрии. Решение пробле...

Сообщение из опыта работы «Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией».

Сообщение из опыта работы«Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией»....

Мастер-класс «Игровые приемы автоматизации звуков в логопедическом сопровождении дошкольников с детьми в индивидуальной работе»

Ссылка на  Презентацию моего опыта работы с детьми ТНР.Представлены игры и пособия которые используются в работе учителя-логопеда.Цель: помочь детям с речевыми нарушениями овладеть самостоятельно...

Автоматизация звуков Ц, Тʼ у дошкольников с ОНР

Игры и пособия для автоматизации звуков Ц и Ть в речи дошкольников...

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [С] в прямых слогах » для ребёнка старшего дошкольного возраста с дислалией.

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [С] в прямых слогах » для ребёнка старшего дошкольного возраста с дислалией.Тема: «Автоматизация звука [С] в ...

Автоматизация звука Ш в изолированной позиции, в прямых слогах, в словах с прямыми слогами. ФНР: Дислалия

конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей группы...