Автоматизация звука Ш в изолированной позиции, в прямых слогах, в словах с прямыми слогами. ФНР: Дислалия
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)

Ширяева Надежда Геннадиевна

конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_sh.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Колокольчик»

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей группы на тему

Автоматизация звука Ш в изолированной позиции, в прямых слогах,

в словах с прямыми слогами. ФНР: Дислалия.

«Логопедическая сказка о том, как рысёнок Тёма

подружился с зайчонком Сёмой »

Используемые современные образовательные технологии

  • Здоровьесберегающая /артикуляционная гимнастика/
  • Коррекционно – развивающая /обработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильного
  • Нейропсихологическая

Учитель-логопед Ширяева Н.Г.

п. Усть-Уда, 2024г

Цель – коррекция нарушения звукопроизношения звука Ш

Задачи:

Познавательные:

– учить отличать звук Ш от других звуков речи в словах;

- закреплять умение произносить звук в изолированной позиции, совмещая речь с движением: с хлопками рук, шагами, прыжками на месте, в играх с мячом;

- закреплять умение произносить звук Ш в прямых слогах через пальчиковые игры;

- учить произносить звук Ш в словах с прямыми слогами, в предложениях.

 Коррекционно – развивающие:

– совершенствовать фонематическое восприятие;

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, тонкие движения пальцев рук, общую моторику

 Коррекционно – воспитательные:

–  воспитывать усидчивость, настойчивость и целеустремленность.

Оборудование: логопедическое зеркало, усилитель громкости, наушники, видео артикуляционной гимнастики ребенка из предыдущего занятия, комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков Е.Косиновой, схема звукопроизношения звука Ш, Презентация, мяч, салфетки, наклейки для стимулирования.

Ход логопедического занятия

  • Организационный момент

1.Знакомство с целью занятия

На прошлом занятии ты вместе с рысёнком Тёмой учился говорить звук  Ш. Сегодня мы  продолжим учиться красиво говорить этот звук и отправимся с тобой в новую сказку.

2.Знакомство с героями занятия

Логопед:

В зелёной тайге /Слайд 1/наступило прекрасное летнее утро.   В рысиной семье /Слайд 2/ проснулся маленький рысёнок Тёма /Слайд 3/.  Он потянулся, зевнул и вдруг услышал как кто-то плачет под кустиком.

Рысёнок  - Кто тут плачет? Выходи!

Из - под кустика показался маленький зайчонок. /Слайд 4/.

Рысёнок - Кто ты и как тебя зовут?

Зайчонок - Я зайчонок Сёма.

Логопед  - Зайка рассказал рысёнку, что потерялся в лесу и очень хочет вернуться к маме, но боится заблудиться. Рысёнок Тёма был очень храбрым. Он предложил зайке помочь. Но сначала сделать зарядку, подкрепиться и только потом отправляться в путь.

Рысёнок и зайчонок просят тебя им во всём помогать. Ты готов?

Ребенок – я готов.

3.Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастика

Логопед – На зарядку становись!

(включается видео артикуляционной гимнастики, записанное на предыдущем занятии, ребёнок выполняет гимнастику)

Упражнения:

«Бегемот», «Окошко», «Месим тесто», «Парус», «Вкусное варенье»,

 «Чашка».

Логопед – Зверята попили молочка, облизали губки, и рысёнок Тёма начал учить зайчонка защищать себя, то есть грозно шипеть.

  • Основная часть

1.Постановка звука. Автоматизация звука Ш в изолированной позиции

Логопед -  Вот и мы с тобой поучимся шипеть.

Игра «Замри»

«Чашечка», «Окошечко», «Замри»  - три раза под счет до пяти

Дыхательное упражнение.

Логопед - Вдох носом и выдох со звуком с. (Упражнения выполняются до пяти раз).

Постановка звука

Логопед – чашечка, окошечко, вдох и выдох

Ребенок – шшш (повторить три раза)

Уточнение артикуляции звука Ш

Логопед – Рассмотрим схему произношения звука Ш

- Когда мы произносим звук Ш, язык в форме чашки поднимается за верхние зубы, между зубами образуется щель, губы принимают форму окошка, мы делаем вдох носом и выдуваем теплый воздух. Показ логопедом. Ребёнок контролирует тыльной стороной ладони тёплую воздушную струю учителя.

Логопед – Сделаем зарядку для пальчиков

«Кулачок». Левая рука согнута в локте: ладонью кверху, пальцы растопырены, загибает по одному пальчику указательным пальцем правой руки. Одновременно с загибанием пальчиков перед зеркалом произносит звук Ш.

«Колечки». Соединяет большой и указательный пальцы правой руки, большой- средний и т.д поочерёдно. Затем левая рука. Одновременно с загибанием пальчиков перед зеркалом произносит звук Ш.

«Обведи ладонь». Обводит левую ладонь указательным пальцем правой руки. Одновременно с загибанием пальчиков перед зеркалом произносит звук Ш.

Физминутка

Логопед - И вот наконец-то мы  отправляемся в путь.

Рысёнок

- Шипи и хлопай!

- Шипи и шагай!

 - Шипи и прыгай!

- Шипи и кидай мяч!

2.Игра «Поймай слово шип»   

Слайд 6

Зайчонок - Ой, что это такое колючее?

Рысёнок - Не бойся! Егор нас защитит от колючек волшебного шиповника.

- Хлопай, когда услышишь правильное слово шип, и тогда он не будет колоться!

Слова: шип, ип, сип, шип, шип, хип, фип, сып, шип

Рысёнок  – Ты молодец, очень внимательный, защитил нас. Давайте соберем  целебные ягоды шиповника и подкрепимся.

Логопед – я научу вас сбору ягод.

3.Автоматизация звука Ш в прямых слогах

Упражнение «Колечки» 

 Большой палец это звук Ш, остальные пальцы – звук о, соединяй пальчики и получается ШО / ребенок произносит 4 раза слог шо/ Взрослый следит, чтобы звук Ш произносился на «Чашке» / язык за верхними зубами. Губы круглые.

Слоги: Ш-о-шо-шо-шо; ш-у-шу-шу-шу ;ш-а-ша-ша-ша; ш-ы-ши-ши-ши.

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%81-%D0%BF-%D0%BE-%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D1%88%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0-34002812.jpgСлайд 7

Логопед – Вот мы и набрали целую корзинку ягод, подкрепились и только собрались продолжить свой путь, как вдруг поднялся сильный ветер, поищем укрытие? Нашли! Это большой столетний кедр.

Слайд 8

5.Упражнение «Кулачок» Воспитание звука Ш в словах с прямыми слогами

Рысёнок – Ветер не заканчивается. Как нам остановить его?

Кедр – Вам нужно сказать  волшебные слова. Каждое слово говорить по три раза. 1е слово шапка. /ребенок повторяет слово шапка три раза/; 2е слово шина

Слова: шов, шум, шея, шина, шапка

Логопед – Ветер улетел. За старания кедр  наградил нас своими кедровыми шишками Слайд 9

Рысёнок – Спасибо тебе, дедушка Кедр!

Давайте для дедушки Кедра чистоговорки расскажем!

6.Автоматизация звука Ш в предложениях

Работа с усилителем громкости. Ребенок повторяет за логопедом.

Шо-шо-шо – шов.

Шу-шу-шу-шум.

Ша-ша-ша-шапка.

Шина-шина-вот машина.

  • Заключительная часть

Слайд 10

Рысенок – А вот и твоя мама зайчиха с зайчатами!

Логопед – Зайчонок обними маму и братиков и пообещай больше не убегать!

Вот и сказочке конец! Спасибо и тебе за то, что ты помог друзьям. Сегодня ты продолжал учиться шипеть. Старался, был внимательным. Молодец! На память о сегодняшней сказке тебе наклейка в альбом. А рысёнок Тёма ждёт тебя, и всякий раз будет рад продолжать вместе с тобой учиться шипеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.

Конспект индивидуального занятия в старшей группе   Тема: Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.   Цель: Автоматизировать звук «Ж» в прямых слогах и словах с пр...

Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом....

Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове «Путешествие в Королевство правильного звукопроизношения»

Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове разработан для ребенка с ФНР и минимальными дизартрическими расстройствами....

Игра для автоматизации звука [Л ] в начальной позиции в словах "Назови ласково"

ull;Помогает автоматизировать звук [Л] в начальной позиции в словах; • учит детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, соблюдая нормы русского языка; &bu...