Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Сулейманова Нурия Суджаятовна

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом.

Цель: автоматизировать звук ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом.

Оборудование: символ звука, зеркало, профиль звука, предметные картинки со звуком Ль, разрезная картинка с изображением лимона.

  1. Организационный момент: Ребенку предлагается собрать разрезную картинку с изображением лимона.

-Собери картинку и скажи, что там нарисовано?

-Лимон

-Какой первый звук в слове «Лимон»?

-Ль.

-Правильно, мы сегодня будем учиться правильно произносить звук Ль.

2. Актуализация артикуляционного уклада звука Ль. Упражнения: «Окошечко», несомкнутый «Заборчик», «Чашечка» (заносим чашечку в рот, кончик языка за верхние зубы, включаем голос, поем песенку ля-ля-ля, ли-ли ли 2-3 раза).

3. Разбор артикуляции по плану.

- Когда мы произносим звук Ль, что делают наши губы? (окошечком);

-Зубы что делают? (разомкнуты)

-Где кончик языка? (кончик языка находится за верхними зубами)

по бокам языка проходит воздух, воздух продолжительный (после каждой позиции идет фиксация звука Ль).

Акустико-артикуляционная характеристика звука Ль:

-Согласный или гласный? (согл.);

-Звонкий или глухой?(звон.);

-Твердый или мягкий? (мяг.). Вводим символ звука Ль.(Зеленый квадратик с колокольчиком).

4.Формирование фонематического восприятия. Д/и «Поймай звук»:

-из ряда других звуков: с, ль, х, ш, ль, с, ч, ль, в;    л, ль, р, ль, м, н, ль, рь.

-Из ряда слогов: ся, ля, ша, ши, ли;                 ри, ли, на, ля, рю,лю, ми, ли.

-Из ряда слов: лимон, вата, малина, книга, лямка, лиса.

5. Автоматизация звука Ль на уровне слогов.

-Воспроизведение слоговых рядов с изменением ударения: -Повтори за мной: ЛЯ-ля-ля, ля-ЛЯ-ля, ля-ля-ЛЯ.

-Игра «Громко/тихо»: лё-ЛЁ-ле, ЛИ-ли-ли, ля-ля-ЛЯ.

- Ты начинаешь слово слогом ЛИ, а я его закончу:

Ли-па         Ли-са

Ли-мон       Ли-да

-Д/и «Имена»: - я начинаю говорить имя, а ты закончи имя слогом ЛЯ (логопед показывает картинки с изображением девочек и мальчиков):

Ва- ЛЯ                    Ко- ЛЯ

О-  ЛЯ                    Ля- ЛЯ

То- ЛЯ                    По- ЛЯ

6. Физ.минутка.

7. Автоматизация звука Ль на уровне слов

-Назови, что здесь  нарисовано? (лев, малина, лимон, улитка, лист, самолет, павлин).

-Д/и «Чего нет?», «Что с чем поменялось?»: - Запомни картинки, я спрячу одну из них, а ты догадайся, чего нет? (по 4 картинке).

-Я сейчас назову слова, ты послушай и скажи из этих слов:

* дерево: Лев, Липа, самолет, павлин;

*транспорт: малина, улитка, самолет, лист;

*фрукт: улитка, лев, павлин, лимон;

*Животное: липа, лев, самолет, Оля.

-А теперь поиграем в игру « Что делали?»(лепили, купили, шили, пели, кушали)

-Д/и «Кого мы видели?»: Давай вспомним имена тех девочек и мальчиков, которых мы называли и скажем, кого мы видели: Полю, Валю, Колю, Толю, Олю, Лялю.

8. Работа на уровне предложения.

-Закончи предложение подходящим по смыслу словом и повтори предложение (картинки, лев, лифт, лимон)

В клетке сидит (лев);                       Лиля и Лида купили (лимоны)

Леня едет на (лифте);                      

-Д/и «Кому что дали?»: дай мальчикам и девочкам по одному предмету, и скажем, кому что дали:

Лимон дали Поле.                   Самолет дали Коле.

Малину дали Оле.                   Улитку дали Толе.

9. Работа на уровне текста.

Дети пошли в магазин. Лена и Леня купили лимон. Коля и Толя купили самолет. Лида купила малину.

10. Итог занятия:

-Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Назови слова со звуком Ль.