Образование и практическое употребление родственных слов
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Развитие слухового и зрительного внимания, коррекция слуховой памяти посредством запоминания, развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, раскрытие нравственного потенциала, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodstvennye_slova_podg_gruppa.docx43.34 КБ
Файл rodstvennye_slova.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение

детский сад № 1490 комбинированного вида

________________________________________________________________

Адрес: 109518, Москва, Грайвороновская улица, д.8к.3

телефон: 8  (499) 173-82-15; 8 (499) 173-58-08

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

 « Образование и практическое употребление родственных слов»

(интеграция образовательных областей: социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка, физическая культура)

Учитель-логопед  Гаева Наталья Николаевна

Москва


Цели:  

Образовательные

  1. Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова».
  2. Систематизировать  первоначальные знания детей о «родственных словах».
  3. Учить  выбирать родственные слова из потока слов и связного текста.
  4. Обучать образовывать родственные слова.
  5. Развивать  диалогическую речь.

             Коррекционно – развивающие

  1. Развитие слухового и зрительного внимания.
  2. Коррекция слуховой памяти посредством запоминания.
  3. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, раскрытие нравственного потенциала, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

            Воспитательные

  1. Воспитание интереса к получению новых знаний.
  2. Воспитание навыков самостоятельности, инициативности и сотрудничества.

    Оборудование

Мультимедийная установка, ноутбук, презентация (слайды), экран, музыкальное сопровождение динамической паузы М. Глинка  «Мелодичный вальс», И. Штраус «Полька»,  картинки для индивидуальной работы.

     Предварительная работа

Чтение стихов русских поэтов о зиме А.С. Пушкина, И.С. Никитина, И.З. Сурикова.

Чтение сказок «Зайкина избушка», «Два Мороза», «В гостях у дедушки Мороза»

Наблюдение примет зимы в природе с воспитателями и родителями.

Отгадывание загадок о зиме. Закрепление зимних месяцев.


Ход занятия

  1. Организационный момент.

 Логопед предлагает детям назвать предмет (какой предмет?), если он сделан из: дерева (деревянный), кожи, стекла, глины, пластмассы, чугуна, хрусталя, фарфора и пр.

Дети, правильно образовавшие относительные прилагательные, садятся на свои места. Когда все дети сели, их внимание обращается на то, что пары слов похожи по звучанию (чугун — чугунный и пр.).

Логопед. Я расскажу вам сказку о родственных словах.

Послушайте  внимательно как похожи эти слова.

Логопед рассказывает детям сказку и на слайдах появляются картинки, названия предметов на которых являются родственными словами:

Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю, и появились ростки — слова: снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик.

Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники.

И назвали люди такие слова родственными.

Логопед еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов.)

Повторите какие слова вы запомнили?

Дети повторяют родственные слова.

  1. Чтобы закрепить понятие «родственные слова», логопед читает детям стихотворение:

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть

Они об одном говорят.

  1. Дидактическая игра  «Доскажи словечко».  

— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Поиграем с этим словом в игру  «Доскажи словечко».  

Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

С неба все скользят пушинки —

Серебристые ... (Снежинки.)

На посёлки, на лужок

Все снижается ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Все сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил ... (Снег.)

Логопед. Вспомните родственные слова из стихотворения.

Дети называют слова.

  1. Динамическая пауза.

 По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения

(плавно кружась, дети собираются в круг)

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок. (А. Барто)

Плавные движения под музыку М. Глинка  «Мелодичный вальс»

  1. Выбор родственных слов из рассказа.

Логопед. Дети, я расскажу вам рассказ, а вы послушайте и выберите родственные слова. На слайде таблица заполняется картинками.

Наступила лютая зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелетные птицы. Зимующие птицы перекочевали поближе к человеческому жилью. Медведь залёг на зимовку в берлогу. В тёплую зимнюю шубку оделись белка и заяц. До весны под снег спрятались озимые. А дети радостно встречают зимушку-зиму.

На доске картинка "зима".

- Какое время года изображено на картинке? (зима).

- Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).

- А как можно назвать день зимой? (зимний).

- А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- А как, по-другому сказать "остаются на зиму"? (зимовать).

Повторяют еще раз, все слова, названные детьми: зима, зимушка, зимний, зимующие, зимовать. - Какое слово есть во всех этих словах? (зима). Это слово главное. От него образовались все остальные слова.

Вывод: Все эти слова-слова родственники к слову "зима", так как в каждом новом слове есть общая частица - слово "зима".

  1. Динамическая пауза под музыку И. Штраус «Полька»

А теперь дети вы превратитесь в зайчиков. Дети прыгают.

А теперь дети вы превратитесь в медвежат. Дети изображают походку медведя.

А теперь дети вы превратитесь в кошку и покажите как она умывается. Дети изображают.

Детям предлагается назвать зверей, действия которых они изображали.

Дети составляют предложения. Заяц прыгал. Медведь шел. Кошка умывалась.

Логопед спрашивает: «Чьи прыжки у зайца? Чья походка у медведя? Чьё умывание у кошки?» Дети образовывают притяжательные прилагательные.

Логопед объясняет, что пары слов (заяц — заячьи и др.) являются родственными.

  1. Составление цепочки родственных слов.

Логопед показывает слайд с изображением батона и произносит слово хлеб. Дети подберите к слову хлеб родственные слова. Дети называют картинки, логопед только помогает им точно подобрать нужное родственное слово, не произнося его.

Слова: хлебница, хлебопек, хлебопечка, хлеборезка, хлебные крошки.

Логопед тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.  

  1. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Детям раздают картинки, названия предметов на которых уточняет логопед

Плавательный бассейн,  плавки, почтальон, почтовый ящик, пароход, паровоз,  рыбёшка, рыбак,  барабанные палочки, барабанщик, дворец, дворник, звездочка, звездочет, домовенок.

На доску выставляются картинки, изображение на каждой из которых соответствует нескольким родственным словам (почта, пловец, пар, рыба, барабан, двор, звезда, дом и пр.).

Задание: выйти, назвать свое слово и отыскать к нему родственное (поставив рядом свою картинку).

  1. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Сегодня мы учились правильно соотносить слова «мой», «моя» с предметами.

Все активно отвечали и выполнили все задания. Молодцы!

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образование и практическое употребление родственных слов Учитель-логопед: Гаева Наталья Николаевна ГОУ д /с 1490 комбинированного вида Москва

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «Практическое употребление притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ»

КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельности «Практическое употребление притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ»(интеграция образовательных областей: социализация, чтение художеств...

Игры и игровые упражнения для образования и практического употребления сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных в подготовительной группе

В этом конспекте  дети научатся разным способам образования прилагательных сравнительной и превосходной степеней; составлять рассказ – описание о домашнем животном, используя прилагательные ...

«Расширение словарного запаса детей – через развитие умения образовывать родственные слова, слова – «синонимы»»

Расширению словарного запаса в подготовительной к школе группе необходимо уделять первостепенне значение. Один из способов обучение детей умению образовывать родственные слова....

Образование и практическое употребление относительных прилагательных от названий деревьев

Формирование навыка образования и практического употребления относительных прилагательных от названий деревьев.Развитие навыков словоизменения (согласование относительных прилагательных с сущест...

Презентация -игра "Родственные слова к слову "ЛЕС"

Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....

Презентация-игра "Родственные слова к слову "ГРИБ"

Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....