Образование и практическое употребление относительных прилагательных от названий деревьев
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

 Формирование навыка образования и практического употребления относительных прилагательных от названий деревьев.

Развитие навыков словоизменения (согласование относительных прилагательных с существительными и количественными числительными).

Составление предложений с однородными членами.

Активизация словаря детей по лексической теме «Деревья»

Развитие слухового и зрительного внимания.

Развитие диалогической речи.

Развитие речевого слуха, памяти и мышления.

Развитие координации движения с речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon derevya.pdf1.87 МБ
Файл derevya.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

« Образование и практическое употребление относительных прилагательных от названий деревьев»

(интеграция образовательных областей: социализация, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка, физическая культура)

Учитель-логопед  Гаева Наталья Николаевна

Москва


Цели:

Образовательные

  1. Формирование навыка образования и практического употребления относительных прилагательных от названий деревьев.
  2. Развитие навыков словоизменения (согласование относительных прилагательных с существительными и количественными числительными).
  3. Составление предложений с однородными членами.
  4. Активизация словаря детей по лексической теме «Деревья»

Коррекционно-развивающие

  1. Развитие слухового и зрительного внимания.
  2. Развитие диалогической речи.
  3. Развитие речевого слуха, памяти и мышления.
  4. Развитие координации движения с речью.

Воспитательные

  1. Воспитание интереса к логопедическому занятию, умение работать в коллективе.
  2. Воспитание любви к природе.

Оборудование

Мультимедийная установка, ноутбук, презентация (слайды), экран, музыкальное сопровождение динамической паузы О. Полякова «Осенние дорожки», листья деревьев из картона, корзина, загадки, д/и «Найди пару»  карточки с изображением  веток  и карточки с изображением деревьев.

Предварительная работа

Чтение стихотворений  И. П. Токмаковой «Осень», «Дуб», А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..» «Осень» (отрывок из поэмы «Евгений Онегин»,А. К. Толстого «Осень!..Обсыпается весь наш бедный сад…»,Ф. И. Тютчевап «Есть в осени первоначальной…» А. Н. Плещеева  «Скучная  картина», «Осенняя песенка», И. А. Бунина  «Листопад», Л.Н. Толстого «Дуб и орешник».

Рассматривание деревьев в парке, на участке детского сада.

Выделение составных частей дерева. Узнавание деревьев по листьям.

Разучивание динамической паузы.


Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Дети проходят и садятся на стульчики. Здороваются.

  1.  Основная часть.
  1. Логопед читает стихотворение:

Осень в гости к нам пришла

 И с  собою принесла

Что? Скажите наугад!

Ну конечно… (дети) листопад.

Логопед.   Ребята, по дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев.

             Посмотрите, и скажите какие они?

       Дети.         Красные, желтые, красивые, резные, разноцветные и т.д.

       Логопед.   Молодцы! Вы сказали много слов о листьях.

             А с одного ли дерева эти листочки?

        Дети.        Нет.

       Логопед.   Почему?

       Дети.         Деревья разные и листья у всех разные.

       Логопед.     А знаете ли вы названия деревьев?

       Дети.         Да.

       Логопед.   Сейчас проверим!

  1. Логопед загадывает загадки.

Русская красавица стоит на поляне,

В зелёной кофточке, в белом сарафане.

Ответ: Берёза

Не загадка это даже,

 Сразу назовем,

 Если только кто-то скажет -

 Желуди на нем!

Ответ: Дуб

Кудри в речку опустила

 И о чем-то загрустила,

 А о чем она грустит,

 Никому не говорит.

 Ответ: Ива

 С моего цветка берет

 Пчелка самый вкусный мед.

 А меня все ж обижают:

 Шкуру тонкую сдирают.

Ответ: Липа

Логопед. Молодцы! Вы отгадали мои загадки и правильно назвали все деревья.

  1. Поиграем в игру «У какого дерева – какой лист»

Логопед дает образец. У дуба – дубовый лист.

Дети выбирают карточку.                                                                       Слайд 1.

Составляют предложения по образцу.

У дуба – дубовый лист.

У клёна – кленовый лист.

У ясеня – ясеневый лист.

У липы – липовый лист.

У берёзы – берёзовый лист.

У ивы – ивовый лист.

У осины – осиновый лист.

У каштана – каштановый лист.

У тополя – тополиный лист.

Логопед. Молодцы!

  1. Игра «Посчитайте листья в корзинке»

1 кленовый лист, 2 кленовых листа, 3 кленовых листа, 4 кленовых листа, 5 кленовых листьев

1 дубовый лист, 2 дубовых листа, 3 дубовых листа, 4 дубовых листа, 5 дубовых листьев

1 осиновый лист, 2 осиновых листа, 3 осиновых листа, 4 осиновых листа, 5 осиновых листьев

  1. Динамическая пауза  сопровождается музыкой.

Пальчиковая гимнастика с движениями.

Ветер и листья.

Ветер по лесу летал,    

 ветер листики считал.

Вот дубовый,  

 Вот кленовый,

 Вот рябиновый резной,

 Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки        

ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

 Вот дубовый,

 Вот кленовый,                                            

 Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

 ветер кружит над тропинкой.                    К ночи ветер-ветерок                                  Приседают, опустив руки    

 Рядом с листьями прилег.

Вот дубовый, 

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

 Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки    

тихо дремлет на тропинке.        

           

Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

          Встают лицом в круг,                                                                                                                                         Загибают по одному пальцу на  обеих  руках на каждую строку.

Опускают руки, приседают.

 Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по  одному пальцу на обеих руках на   каждую строку.

Кружатся на носочках на месте.

Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих     руках на каждую строку.

Расслабляются, закрывают глаза.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13


Логопед. Чем похожи  деревья? Назовите части дерева?

Дети.        У деревьев один ствол, ветки, листья (крона), корни.

    Игра «Покажи ствол, веточки, листики, корни».

                     Логопед  называет часть дерева, а дети выполняют движения.

                    На слово «ствол» опускают руки вниз,

                     «ветки» - поднимают руки вверх,    

                      «листики» – шевелят пальчиками, «корни» – топают ногами.

  1. Игра «Найди пару»

Дети возвращаются и видят на стульчиках карточки с изображением ветки  какого-либо дерева. Посмотрите, у вас появились веточки деревьев.

 Вы должны узнать с какого дерева ваша ветка  и попросить у меня картинку с изображением дерева.

На наборном полотне – картинки с деревьями, а  у детей ветки деревьев.

Дети проговаривают предложения:

У меня еловая ветка. Дайте мне ель.

У меня сосновая ветка. Дайте мне сосну.

У меня дубовая ветка. Дайте мне дуб.

У меня кленовая ветка. Дайте мне клён.

У меня липовая ветка. Дайте мне липу.

У меня берёзовая ветка. Дайте мне берёзу.

У меня ивовая ветка. Дайте мне иву.

У меня осиновая ветка. Дайте мне осину.

У меня каштановая ветка. Дайте мне каштан.

У меня тополиная ветка. Дайте мне тополь. И т. д.

  1. Логопед.  Молодцы, ребята,  а теперь  попробуйте догадаться  какая это аллея. Вам  помогут  листочки.

Посмотрите, какой это лист?

Дети. Это лист липы.

На деревьях вырастают листочки.

Логопед. Какую аллею мы видим?

             Мы видим липовую аллею.

              Появляется лист клена, тополя, каштана, рябины.

Дети называют листья и составляют предложение какую видят аллею.

Дети. Мы видим кленовую аллею.

           Мы видим тополиную аллею.

                             Мы видим каштановую аллею.

           Мы видим рябиновую аллею.

Логопед:

Вы отвечали правильно и на экране появлялись красивые аллеи деревьев. Деревья все очень разные. Но они состоят из одинаковых частей. Деревья помогают людям, а особенно деревья в городах - очищают и  увлажняют воздух, создают прохладу. Кроме того, люди используют в своих целях их плоды и древесину. Из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу.

Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них,  а весной вместе с родителями можно посадить молодые деревца.

  1. Итог занятия.

Сегодня мы научились образовывать новые слова-признаки от названий деревьев. Все активно отвечали и выполнили все задания. Молодцы!

Слайды

14-18

Слайд 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".

Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую  задачу -образование относительных прилагательных- со зна...

Образование относительных прилагательных.

Специальная работа над относительными прилагательными важна для овладения ребенком одним из очень распространенных способов словообразования и для усвоения им общей закономерности употребления правиль...

Образование относительных прилагательных.

Обобщающее занятие по теме:"Образование относительных прилагательных" для детей подготовительной логопедической группы....

Коррекционная организованно образовательная деятельность. Тема: Образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания.

Учит детей образовывать и употреблять относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания; расширить представление о продуктах питания; Учить детей включать в предложения отно...

Игры и игровые упражнения для образования и практического употребления сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных в подготовительной группе

В этом конспекте  дети научатся разным способам образования прилагательных сравнительной и превосходной степеней; составлять рассказ – описание о домашнем животном, используя прилагательные ...

Образование и практическое употребление родственных слов

Развитие слухового и зрительного внимания, коррекция слуховой памяти посредством запоминания, развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, раскрытие нравственного потенциала, развитие навы...

Относительные прилагательные (деревья)

В материале представлена схема для образования относительных прилагательных (от названий деревьев)...