Развитие слухового внимания
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Березина Галина Иосифовна

- пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи

- дифференциация звукоподражания 

- развитие речевой памяти, устойчивого внимания к звуковой оболочке слова

- расширение кругозора ребенка

 - дифференциация неречевых звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sluhovogo_vnimaniya.docx14.43 КБ

Предварительный просмотр:

  Развитие слухового внимания.

С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелеста листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей... Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребёнок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого - и результат, и необходимое условие развитие слухового, а затем и разговорной речи. Ребёнок 2,5 -3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чём в них говориться. Постепенно объём слухового внимания увеличивается, растёт его устойчивость, развивается произвольность. Дети всё больше ориентируются на слово-название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-признак, требование, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми. Необходимо:

♦ Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

♦ Дифференциация неречевых звуков.

♦ Дифференциация тихих и громких звуков.

♦ Развитие умения определять направление и источник звука.

♦ Развитие умения локализовать звук в пространстве.

♦ Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.

♦ Дифференциация звукоподражания.

♦ Развития умения локализовать и узнавать голос.

♦ Дифференциация неречевых и речевых звуков.

♦ Развитие умения отличать голоса различной

громкости.

♦ Развитие умения ориентироваться на смысл

сказанного.

♦ Развитие речевой памяти.

♦ Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова.

Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.

♦ Покажите ребёнку различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте Вы играете.

♦ Обращайте внимание детей на «домашние

звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит ...

♦ Привлекайте внимание ребёнка: Слышишь, как идёт (стучит, шумит, капает ) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолёт...

♦ Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребёнку сделать то же.

♦ Вместе с ребёнком пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребёнка слушать музыкальные кассеты. Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

♦ Расширяйте кругозор ребёнка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите.

♦ Возьмите за привычку комментировать всё, что вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдёт: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдём... Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребёнка на происходящем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

1.  РАЗВИТИЕ  СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.    2.  РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.   ИГРЫ  Д...

«Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Целью предлагаемых игровых упражнений является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Данные игровые упражнения являются...

Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»

4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...

Родительская копилка.Комплекс упражнений по развитию слухового внимания,слуховой памяти и фонематического слуха детей (от 1 до 3 лет)

Данный буклет способствует повышению  компетентности родителей в речевом развитии детей.Удобен в применении (родительский уголок,родительское собрание и т.д.), содержит ряд доступных упражнений в...

БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

Упражнения для развития слухового внимания,слухового восприятия и слуховой памяти.

Создание психологической готовности к вызыванию звука речи как части подготовительного этапа....