Главные вкладки

    Учите детей говорить правильно !!!
    учебно-методический материал по логопедии на тему

    С ребенком нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно. К сожалению, далеко не все родители умеют правильно беседовать с ребенком, допуская массу грубых ошибок и даже не понимая этого. Когда мы говорим о словесном общении, следует иметь в виду, что у этой проблемы имеются два аспекта:

     

     1. Воспитательный и коммуникативный. Обращаясь к детям, родители стремятся передать им какую-то важную информацию, чему-то научить или чего-то добиться от них либо же просто установить душевный контакт, способствующий сближению и установлению теплых взаимоотношений. Что же для этого необходимо?

     

     - Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите, о том, как пошел Ваш день. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах,  вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас.

     

     - Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Помните, задавая вам вопрос Ваш ребенок учится жить. Конечно, все эти бесконечные «почему? » после рабочего дня могут подействовать раздражающе, и все же никогда:

     

     Не оставляйте детские вопросы без ответа!

     Не обрывайте их!

    Не отнекивайтесь!

    Не обходите молчанием!

    Не отвечайте вопросом на вопрос!  

     

    Отвечайте не общими фразами и не намеками, а четко и однозначно. Если вдруг Вы не знаете ответа, честно признайтесь в этом и пообещайте, что как только Вы узнаете что-то по интересующему его вопросу, Вы обязательно с ним поделитесь. А еще лучше найдите этот ответ вместе в книге, в интернете и пр.

     

     

    Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны знать Машу и медведя или всех друзей Лунтика!

     

     

    - Запомните! Ваши слова всегда должны быть подкреплены личным примером. Дети быстро улавливают несоответствие между словом и делом. Чем это грозит?

     

     1. Ребенок «намотает себе на ус», что это в порядке вещей и именно так будет вести себя в своей дальнейшей жизни.

     

     2. Ребенок из двух вариантов выберет не «правильный», а «выгодный» ему.

     

     3. В некоторых случаях, подобное раздвоение может привести к душевному конфликту и даже к психическому расстройству.

     

     Говорите только то, что можете сделать, а пообещали, держите свое слово. А. С. Макаренко, всю свою жизнь посвятивший воспитанию детей говорил : «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. » И далее: «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива».

     

     2. Сугубо «речевой» аспект, касающийся непосредственно самого языка. Прислушиваясь к разговорам окружающих, маленький человечек перенимает, усваивает их лексику, манеру выражаться. Так формируется культура его речи. Повзрослев, Ваш ребенок будет говорить на таком «языке», которому «обучился» в детстве у окружающих, прежде всего – у Вас - своих родителей. Конечно, речь его обрастет новыми лексическими оборотами, появятся новые темы, но основа ее останется неизменной: из детства.

    Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь теми людьми, которым он верит безоговорочно, и которых он копирует. Все, что говорится Вами, воспринимается ребенком, как истина. Это накладывает на Вас огромную ответственность. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша.

    И если Вы хотите, чтобы речь его была речью культурного человека, т. е. грамотной, выразительной, образной, красивой, – Вы должны постоянно и неусыпно должны следить за своим языком.  Если в семье говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же.

    Если родители, разговаривая с ребенком, называют воспитателя «тётя», «тётя Галя», «воспитательница», то и ребенок говорить будет так же. Не бойтесь того, что имя и отчество воспитателя слишком сложно для ребенка. Совершенно не важно, как малыш  сначала будет произносить имя отчество воспитателя, главное, что он при этом привыкает к тому, что правильно постороннего взрослого человека называть по имени-отчеству. Потом не придется переучивать.

     

     Ваша речь должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять из развернутых предложений. Неряшливая, торопливая речь отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими.

    Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком неправильной речи взрослых и других детей. Откажитесь от искусственного подражания детской речи, от сюсюканья и коверканья слов, говорите нормально, отчетливо произнося простые, легко выговариваемые слова и фразы. Все эти «нас малыс» и «смотли какая биби» оказывают разрушающее и тормозящее влияние на формирование правильной речи и овладение словарем – малыш  привыкает к неправильному звукобуквенному ряду, и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Пусть Вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами Вы должны говорить «машина».

    Лучше с самого начала приучать его к «взрослой» речи. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.  Избавьтесь от употребления в речи безличных, ничего не значащих выражений, (слов-паразитов и фраз-паразитов, грубой и вульгарной лексики). Даже будучи в разгневанном состоянии, старайтесь изливать свои негативные эмоции при помощи хороших слов. Но помните, что даже если вы будете говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи не будете их придерживаться, а ребенок при этом будет присутствовать, всё будет напрасно.

     

     

     

                   Речевые навыки детей 5-6 лет.

     

    В этом возрасте ребенок активно употребляет все части речи;

    -использует антонимы, синонимы, многозначные слова;

     -умеет образовывать имена существительные с увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами (друг-дружок-дружище);

     -образовывает прилагательные от существительных (море - морской);

    -подбирает однокоренные слова (сон – сонный – соня);

    -правильно произносит все звуки (исключение может быть для звука р);

     -изменяет  интонацию, темп речи в зависимости от ситуации;       подбирает слова на заданный звук,

    - находит определенный звук в разных частях слова (в начале, середине и конце);

    - делит слова на слоги;

     -составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ, придумывает ему название, персонажей, изменяет голос, когда говорит за разных героев.

     

                          Советы родителям.

     

    Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

     

    1. У ребенка должен быть стимул для разговора

    (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать).

     При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка.

    Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.

     

      2.   Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе.

     Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д.

     

    3. В каждой семье есть детская литература.

    Ее можно использовать для развития детской речи.

     

                              Прочитайте с детьми книгу,

    -разберите новые (сложные, непонятные) слова, встретившиеся в тексте,

    -попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге

    и попросите рассказать, что на них изображено.

    - потом предложите нарисовать понравившегося героя.

    Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.

     

    Взрослые должны постоянно помнить:

     речь не передается по наследству.

     

    Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

    Помните об этом, уважаемые взрослые!!!

     

    4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его.

    Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не

    Отвлекаясь.

     

                                         Игры для развития речи детей

     

     «Назови лишнее слово»

     

    Взрослый  называет слова и предлагает ребенку назвать  «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

     «лишнее» слово среди имен существительных:

     

    кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

     

    стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

     

    пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

     

    слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

     

    волк, собака, рысь, лиса, заяц;

     

    лошадь, корова, олень, баран, свинья;

     

    роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

     

     «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

     

    грустный, печальный, унылый, глубокий;

     

    храбрый, звонкий, смелый, отважный;

     

    желтый, красный, сильный, зеленый;

     

                     « Чем отличаются предметы?»

     

    Чашка и стакан

     

    Яблоко и груша

     

    Помидор и тыква

     

    Тарелка и миска

     

    Кофта и свитер

     

     

                             «Что общее?»

     

    У двух предметов:

     

    огурец, помидор (овощи);

     

    ромашка, тюльпан (цветы);

     

    слон, собака (животные).

     

    У трех предметов:

     

    мяч, солнце, шар — ...

     

    тарелка, ваза, чашка — ...

     

    лист, трава, крокодил — ...

     

     

                          "Подбери словечко"

     

    В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

     

    Про что можно сказать

    "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

    "старый"… (дом, пень, человек, ботинок);

    "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть);

    "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка);

    "свежее"… (молоко, мясо, варенье);

    "старое"…(кресло, сиденье, окно).

     

     

                       «Волшебные  очки»

     

    Взрослый говорит: «Представь,  что  у  нас  есть  волшебные  очки. Когда  их  надеваешь, то  все  становится  красным (зеленым, желтым, синим  и  т.д.). Посмотри  вокруг  в  волшебные  очки,  какого  цвета  все  стало, скажи: красный  мяч, красные  сапоги,       красное  платье, красный  нос. Красное  окно, красная  рука  и прочие.

     

                     Мяч передай — слово называй

     

     игрок держит мяч. Он называет слово на заданный звук и передает мяч другому ребенку.

     

     Следующий игрок придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

     

             Встречу слово на дороге – разобью его на слоги

     

     Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.

    Можно предложить детям произнести слово по слогам одновременно отбивая слоги мячом.

     

                    Животные и детеныши

     

     Бросая мяч ребенку, ведущий называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

     у тигра — тигренок

     у кошки — котенок

     у льва — львенок

     у собаки — щенок

     у оленя — олененок

     у коровы — теленок

     у лисы — лисенок

     у лошади — жеребенок

     

                             Кто как разговаривает?

     

     Ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает».

     корова — мычит

     тигр — рычит

     змея — шипит

     комар — пищит

     собака — лает

     волк — воет и т. д.

     

     У этой игры может быть другой вариант. Ведущий бросает детям мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто крякает?» и т. д.

     

                             Подскажи словечко

     

    Ведущий, бросая мяч  ребенку, спрашивает:

    Ворона каркает, а сорока?

     Ребенок, возвращая мяч ведущему, должен ответить:

    Сорока стрекочет.

     Сова летает, а кролик?

     Петух кукарекает, а курица?

     Корова ест сено, а лиса?

     Крот роет норки, а лиса?

     Лягушка квакает, а кошка?

     

                                  Чей домик?

     

     Бросая мяч, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

     Кто живет в дупле? — белка

     Кто живет в гнезде? — ласточки, кукушки и др.

     Кто живет в будке? — собака

     Кто живет в норе? — лиса

     Кто живет в берлоге? — медведь

     

                          Скажи ласково

     

     Ведущий, бросая мяч ребенку, называет

     стол — столик, ключ — ключик

     шапка — шапочка, белка — белочка

     книга — книжечка, ложка — ложечка

       кукла — куколка, свекла — свеколка и т. д.

     

                       Кто как передвигается?

     

     Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

     Кто летает? — Птицы, стрекозы, бабочки, комары, мошки и т. д.

     Кто плавает? — Рыбы, киты, акулы и т. д.

     Кто ползает? — Змеи, гусеницы, черви и т. д.

     Кто прыгает? — Кузнечики, лягушки, зайцы и т. д.

     

                        Кто чем занимается?

     

    Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

     строитель — строит

     повар — варит, готовит

     художник — рисует

     врач — лечит

     парикмахер — стрижет

     учитель — учит

     маляр — красит и т. д.

     

                             Из чего сделано?

     

     Ведущий, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч ведущему, отвечает: «кожаные».

     

     рукавички из меха — меховые

     тазик из меди — медный

     медвежонок из плюша — плюшевый

     стакан из стекла — стеклянный и т. д.

     

    «Назови любимые игрушки»

     

    «Каких животных ты знаешь?»

     

    «Скажи по-другому»

     

     «Опиши свою одежду»

     

                                Поиграйте с детьми!

     

     

    Рекомендации родителям

     

    ● Верьте в силы ребенка!

    ● Обучайте в игре!

    ● Умейте выслушать ребенка.

    ● Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение  за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.

     

    И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!

     

     

     

    С ребенком нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно. К сожалению, далеко не все родители умеют правильно беседовать с ребенком, допуская массу грубых ошибок и даже не понимая этого. Когда мы говорим о словесном общении, следует иметь в виду, что у этой проблемы имеются два аспекта:

     

     

     

     1. Воспитательный и коммуникативный. Обращаясь к детям, родители стремятся передать им какую-то важную информацию, чему-то научить или чего-то добиться от них либо же просто установить душевный контакт, способствующий сближению и установлению теплых взаимоотношений. Что же для этого необходимо?

     

     

     

     - Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите, о том, как пошел Ваш день. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах,  вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас.

     

     

     

     - Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Помните, задавая вам вопрос Ваш ребенок учится жить. Конечно, все эти бесконечные «почему? » после рабочего дня могут подействовать раздражающе, и все же никогда:

     

     

     

     Не оставляйте детские вопросы без ответа!

     

     Не обрывайте их!

     

    Не отнекивайтесь!

     

    Не обходите молчанием!

     

    Не отвечайте вопросом на вопрос!  

     

     

     

    Отвечайте не общими фразами и не намеками, а четко и однозначно. Если вдруг Вы не знаете ответа, честно признайтесь в этом и пообещайте, что как только Вы узнаете что-то по интересующему его вопросу, Вы обязательно с ним поделитесь. А еще лучше найдите этот ответ вместе в книге, в интернете и пр.

     

     

     

     

     

    Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны знать Машу и медведя или всех друзей Лунтика!

     

     

     

     

     

    - Запомните! Ваши слова всегда должны быть подкреплены личным примером. Дети быстро улавливают несоответствие между словом и делом. Чем это грозит?

     

     

     

     1. Ребенок «намотает себе на ус», что это в порядке вещей и именно так будет вести себя в своей дальнейшей жизни.

     

     

     

     2. Ребенок из двух вариантов выберет не «правильный», а «выгодный» ему.

     

     

     

     3. В некоторых случаях, подобное раздвоение может привести к душевному конфликту и даже к психическому расстройству.

     

     

     

     Говорите только то, что можете сделать, а пообещали, держите свое слово. А. С. Макаренко, всю свою жизнь посвятивший воспитанию детей говорил : «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. » И далее: «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива».

     

     

     

     2. Сугубо «речевой» аспект, касающийся непосредственно самого языка. Прислушиваясь к разговорам окружающих, маленький человечек перенимает, усваивает их лексику, манеру выражаться. Так формируется культура его речи. Повзрослев, Ваш ребенок будет говорить на таком «языке», которому «обучился» в детстве у окружающих, прежде всего – у Вас - своих родителей. Конечно, речь его обрастет новыми лексическими оборотами, появятся новые темы, но основа ее останется неизменной: из детства.

     

    Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь теми людьми, которым он верит безоговорочно, и которых он копирует. Все, что говорится Вами, воспринимается ребенком, как истина. Это накладывает на Вас огромную ответственность. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша.

     

    И если Вы хотите, чтобы речь его была речью культурного человека, т. е. грамотной, выразительной, образной, красивой, – Вы должны постоянно и неусыпно должны следить за своим языком.  Если в семье говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же.

     

    Если родители, разговаривая с ребенком, называют воспитателя «тётя», «тётя Галя», «воспитательница», то и ребенок говорить будет так же. Не бойтесь того, что имя и отчество воспитателя слишком сложно для ребенка. Совершенно не важно, как малыш  сначала будет произносить имя отчество воспитателя, главное, что он при этом привыкает к тому, что правильно постороннего взрослого человека называть по имени-отчеству. Потом не придется переучивать.

     

     

     

     Ваша речь должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять из развернутых предложений. Неряшливая, торопливая речь отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими.

     

    Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком неправильной речи взрослых и других детей. Откажитесь от искусственного подражания детской речи, от сюсюканья и коверканья слов, говорите нормально, отчетливо произнося простые, легко выговариваемые слова и фразы. Все эти «нас малыс» и «смотли какая биби» оказывают разрушающее и тормозящее влияние на формирование правильной речи и овладение словарем – малыш  привыкает к неправильному звукобуквенному ряду, и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Пусть Вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами Вы должны говорить «машина».

     

    Лучше с самого начала приучать его к «взрослой» речи. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.  Избавьтесь от употребления в речи безличных, ничего не значащих выражений, (слов-паразитов и фраз-паразитов, грубой и вульгарной лексики). Даже будучи в разгневанном состоянии, старайтесь изливать свои негативные эмоции при помощи хороших слов. Но помните, что даже если вы будете говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи не будете их придерживаться, а ребенок при этом будет присутствовать, всё будет напрасно.

     

     

     

     

     

     

     

                   Речевые навыки детей 5-6 лет.

     

     

     

    В этом возрасте ребенок активно употребляет все части речи;

     

    -использует антонимы, синонимы, многозначные слова;

     

     -умеет образовывать имена существительные с увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами (друг-дружок-дружище);

     

     -образовывает прилагательные от существительных (море - морской);

     

    -подбирает однокоренные слова (сон – сонный – соня);

     

    -правильно произносит все звуки (исключение может быть для звука р);

     

     -изменяет  интонацию, темп речи в зависимости от ситуации;       подбирает слова на заданный звук,

     

    - находит определенный звук в разных частях слова (в начале, середине и конце);

     

    - делит слова на слоги;

     

     -составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ, придумывает ему название, персонажей, изменяет голос, когда говорит за разных героев.

     

     

     

                          Советы родителям.

     

     

     

    Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

     

     

     

    1. У ребенка должен быть стимул для разговора

     

    (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать).

     

     При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка.

     

    Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.

     

     

     

      2.   Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе.

     

     Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д.

     

     

     

    3. В каждой семье есть детская литература.

     

    Ее можно использовать для развития детской речи.

     

     

     

                              Прочитайте с детьми книгу,

     

    -разберите новые (сложные, непонятные) слова, встретившиеся в тексте,

     

    -попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге

     

    и попросите рассказать, что на них изображено.

     

    - потом предложите нарисовать понравившегося героя.

     

    Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.

     

     

     

    Взрослые должны постоянно помнить:

     

     речь не передается по наследству.

     

     

     

    Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

     

    Помните об этом, уважаемые взрослые!!!

     

     

     

    4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его.

     

    Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не

     

    Отвлекаясь.

     

     

     

                                         Игры для развития речи детей

     

     

     

     «Назови лишнее слово»

     

     

     

    Взрослый  называет слова и предлагает ребенку назвать  «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

     

     «лишнее» слово среди имен существительных:

     

     

     

    кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

     

     

     

    стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

     

     

     

    пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

     

     

     

    слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

     

     

     

    волк, собака, рысь, лиса, заяц;

     

     

     

    лошадь, корова, олень, баран, свинья;

     

     

     

    роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

     

     

     

     «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

     

     

     

    грустный, печальный, унылый, глубокий;

     

     

     

    храбрый, звонкий, смелый, отважный;

     

     

     

    желтый, красный, сильный, зеленый;

     

     

     

                     « Чем отличаются предметы?»

     

     

     

    Чашка и стакан

     

     

     

    Яблоко и груша

     

     

     

    Помидор и тыква

     

     

     

    Тарелка и миска

     

     

     

    Кофта и свитер

     

     

     

     

     

                             «Что общее?»

     

     

     

    У двух предметов:

     

     

     

    огурец, помидор (овощи);

     

     

     

    ромашка, тюльпан (цветы);

     

     

     

    слон, собака (животные).

     

     

     

    У трех предметов:

     

     

     

    мяч, солнце, шар — ...

     

     

     

    тарелка, ваза, чашка — ...

     

     

     

    лист, трава, крокодил — ...

     

     

     

     

     

                          "Подбери словечко"

     

     

     

    В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

     

     

     

    Про что можно сказать

     

    "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

     

    "старый"… (дом, пень, человек, ботинок);

     

    "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть);

     

    "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка);

     

    "свежее"… (молоко, мясо, варенье);

     

    "старое"…(кресло, сиденье, окно).

     

     

     

     

     

                       «Волшебные  очки»

     

     

     

    Взрослый говорит: «Представь,  что  у  нас  есть  волшебные  очки. Когда  их  надеваешь, то  все  становится  красным (зеленым, желтым, синим  и  т.д.). Посмотри  вокруг  в  волшебные  очки,  какого  цвета  все  стало, скажи: красный  мяч, красные  сапоги,       красное  платье, красный  нос. Красное  окно, красная  рука  и прочие.

     

     

     

                     Мяч передай — слово называй

     

     

     

     игрок держит мяч. Он называет слово на заданный звук и передает мяч другому ребенку.

     

     

     

     Следующий игрок придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

     

     

     

             Встречу слово на дороге – разобью его на слоги

     

     

     

     Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.

     

    Можно предложить детям произнести слово по слогам одновременно отбивая слоги мячом.

     

     

     

                    Животные и детеныши

     

     

     

     Бросая мяч ребенку, ведущий называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

     

     у тигра — тигренок

     

     у кошки — котенок

     

     у льва — львенок

     

     у собаки — щенок

     

     у оленя — олененок

     

     у коровы — теленок

     

     у лисы — лисенок

     

     у лошади — жеребенок

     

     

     

                             Кто как разговаривает?

     

     

     

     Ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает».

     

     корова — мычит

     

     тигр — рычит

     

     змея — шипит

     

     комар — пищит

     

     собака — лает

     

     волк — воет и т. д.

     

     

     

     У этой игры может быть другой вариант. Ведущий бросает детям мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто крякает?» и т. д.

     

     

     

                             Подскажи словечко

     

     

     

    Ведущий, бросая мяч  ребенку, спрашивает:

     

    Ворона каркает, а сорока?

     

     Ребенок, возвращая мяч ведущему, должен ответить:

     

    Сорока стрекочет.

     

     Сова летает, а кролик?

     

     Петух кукарекает, а курица?

     

     Корова ест сено, а лиса?

     

     Крот роет норки, а лиса?

     

     Лягушка квакает, а кошка?

     

     

     

                                  Чей домик?

     

     

     

     Бросая мяч, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

     

     Кто живет в дупле? — белка

     

     Кто живет в гнезде? — ласточки, кукушки и др.

     

     Кто живет в будке? — собака

     

     Кто живет в норе? — лиса

     

     Кто живет в берлоге? — медведь

     

     

     

                          Скажи ласково

     

     

     

     Ведущий, бросая мяч ребенку, называет

     

     стол — столик, ключ — ключик

     

     шапка — шапочка, белка — белочка

     

     книга — книжечка, ложка — ложечка

     

       кукла — куколка, свекла — свеколка и т. д.

     

     

     

                       Кто как передвигается?

     

     

     

     Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

     

     Кто летает? — Птицы, стрекозы, бабочки, комары, мошки и т. д.

     

     Кто плавает? — Рыбы, киты, акулы и т. д.

     

     Кто ползает? — Змеи, гусеницы, черви и т. д.

     

     Кто прыгает? — Кузнечики, лягушки, зайцы и т. д.

     

     

     

                        Кто чем занимается?

     

     

     

    Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

     

     строитель — строит

     

     повар — варит, готовит

     

     художник — рисует

     

     врач — лечит

     

     парикмахер — стрижет

     

     учитель — учит

     

     маляр — красит и т. д.

     

     

     

                             Из чего сделано?

     

     

     

     Ведущий, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч ведущему, отвечает: «кожаные».

     

     

     

     рукавички из меха — меховые

     

     тазик из меди — медный

     

     медвежонок из плюша — плюшевый

     

     стакан из стекла — стеклянный и т. д.

     

     

     

    «Назови любимые игрушки»

     

     

     

    «Каких животных ты знаешь?»

     

     

     

    «Скажи по-другому»

     

     

     

     «Опиши свою одежду»

     

     

     

                                Поиграйте с детьми!

     

     

     

     

     

    Рекомендации родителям

     

     

     

    ● Верьте в силы ребенка!

     

    ● Обучайте в игре!

     

    ● Умейте выслушать ребенка.

     

    ● Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение  за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.

     

     

     

    И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"

    Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...

    Консультация для воспитателей "Говорите правильно"

    Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...

    Учимся говорить правильно в 6-7 лет

    В данном пособии сделана попытка обобщения моего опыта работы  в специализированной группе для детей с речевыми патологиями.Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопеди...

    Учимся говорить правильно.

    Обучающий материал, который помогает повысить интерес детей к логопедическим занятиям. Представлены разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения....

    «Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

    Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

    Конкурс "Дышим правильно - говорим правильно"

     Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, моторики, пов...

    Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"

    Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...