Учите детей говорить правильно !!!
учебно-методический материал по логопедии на тему

С ребенком нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно. К сожалению, далеко не все родители умеют правильно беседовать с ребенком, допуская массу грубых ошибок и даже не понимая этого. Когда мы говорим о словесном общении, следует иметь в виду, что у этой проблемы имеются два аспекта:

 

 1. Воспитательный и коммуникативный. Обращаясь к детям, родители стремятся передать им какую-то важную информацию, чему-то научить или чего-то добиться от них либо же просто установить душевный контакт, способствующий сближению и установлению теплых взаимоотношений. Что же для этого необходимо?

 

 - Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите, о том, как пошел Ваш день. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах,  вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас.

 

 - Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Помните, задавая вам вопрос Ваш ребенок учится жить. Конечно, все эти бесконечные «почему? » после рабочего дня могут подействовать раздражающе, и все же никогда:

 

 Не оставляйте детские вопросы без ответа!

 Не обрывайте их!

Не отнекивайтесь!

Не обходите молчанием!

Не отвечайте вопросом на вопрос!  

 

Отвечайте не общими фразами и не намеками, а четко и однозначно. Если вдруг Вы не знаете ответа, честно признайтесь в этом и пообещайте, что как только Вы узнаете что-то по интересующему его вопросу, Вы обязательно с ним поделитесь. А еще лучше найдите этот ответ вместе в книге, в интернете и пр.

 

 

Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны знать Машу и медведя или всех друзей Лунтика!

 

 

- Запомните! Ваши слова всегда должны быть подкреплены личным примером. Дети быстро улавливают несоответствие между словом и делом. Чем это грозит?

 

 1. Ребенок «намотает себе на ус», что это в порядке вещей и именно так будет вести себя в своей дальнейшей жизни.

 

 2. Ребенок из двух вариантов выберет не «правильный», а «выгодный» ему.

 

 3. В некоторых случаях, подобное раздвоение может привести к душевному конфликту и даже к психическому расстройству.

 

 Говорите только то, что можете сделать, а пообещали, держите свое слово. А. С. Макаренко, всю свою жизнь посвятивший воспитанию детей говорил : «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. » И далее: «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива».

 

 2. Сугубо «речевой» аспект, касающийся непосредственно самого языка. Прислушиваясь к разговорам окружающих, маленький человечек перенимает, усваивает их лексику, манеру выражаться. Так формируется культура его речи. Повзрослев, Ваш ребенок будет говорить на таком «языке», которому «обучился» в детстве у окружающих, прежде всего – у Вас - своих родителей. Конечно, речь его обрастет новыми лексическими оборотами, появятся новые темы, но основа ее останется неизменной: из детства.

Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь теми людьми, которым он верит безоговорочно, и которых он копирует. Все, что говорится Вами, воспринимается ребенком, как истина. Это накладывает на Вас огромную ответственность. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша.

И если Вы хотите, чтобы речь его была речью культурного человека, т. е. грамотной, выразительной, образной, красивой, – Вы должны постоянно и неусыпно должны следить за своим языком.  Если в семье говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же.

Если родители, разговаривая с ребенком, называют воспитателя «тётя», «тётя Галя», «воспитательница», то и ребенок говорить будет так же. Не бойтесь того, что имя и отчество воспитателя слишком сложно для ребенка. Совершенно не важно, как малыш  сначала будет произносить имя отчество воспитателя, главное, что он при этом привыкает к тому, что правильно постороннего взрослого человека называть по имени-отчеству. Потом не придется переучивать.

 

 Ваша речь должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять из развернутых предложений. Неряшливая, торопливая речь отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком неправильной речи взрослых и других детей. Откажитесь от искусственного подражания детской речи, от сюсюканья и коверканья слов, говорите нормально, отчетливо произнося простые, легко выговариваемые слова и фразы. Все эти «нас малыс» и «смотли какая биби» оказывают разрушающее и тормозящее влияние на формирование правильной речи и овладение словарем – малыш  привыкает к неправильному звукобуквенному ряду, и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Пусть Вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами Вы должны говорить «машина».

Лучше с самого начала приучать его к «взрослой» речи. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.  Избавьтесь от употребления в речи безличных, ничего не значащих выражений, (слов-паразитов и фраз-паразитов, грубой и вульгарной лексики). Даже будучи в разгневанном состоянии, старайтесь изливать свои негативные эмоции при помощи хороших слов. Но помните, что даже если вы будете говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи не будете их придерживаться, а ребенок при этом будет присутствовать, всё будет напрасно.

 

 

 

               Речевые навыки детей 5-6 лет.

 

В этом возрасте ребенок активно употребляет все части речи;

-использует антонимы, синонимы, многозначные слова;

 -умеет образовывать имена существительные с увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами (друг-дружок-дружище);

 -образовывает прилагательные от существительных (море - морской);

-подбирает однокоренные слова (сон – сонный – соня);

-правильно произносит все звуки (исключение может быть для звука р);

 -изменяет  интонацию, темп речи в зависимости от ситуации;       подбирает слова на заданный звук,

- находит определенный звук в разных частях слова (в начале, середине и конце);

- делит слова на слоги;

 -составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ, придумывает ему название, персонажей, изменяет голос, когда говорит за разных героев.

 

                      Советы родителям.

 

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

 

1. У ребенка должен быть стимул для разговора

(это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать).

 При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка.

Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.

 

  2.   Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе.

 Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д.

 

3. В каждой семье есть детская литература.

Ее можно использовать для развития детской речи.

 

                          Прочитайте с детьми книгу,

-разберите новые (сложные, непонятные) слова, встретившиеся в тексте,

-попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге

и попросите рассказать, что на них изображено.

- потом предложите нарисовать понравившегося героя.

Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.

 

Взрослые должны постоянно помнить:

 речь не передается по наследству.

 

Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

Помните об этом, уважаемые взрослые!!!

 

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его.

Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не

Отвлекаясь.

 

                                     Игры для развития речи детей

 

 «Назови лишнее слово»

 

Взрослый  называет слова и предлагает ребенку назвать  «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

 «лишнее» слово среди имен существительных:

 

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

 

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

 

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

 

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

 

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

 

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

 

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

 

 «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

 

грустный, печальный, унылый, глубокий;

 

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

 

желтый, красный, сильный, зеленый;

 

                 « Чем отличаются предметы?»

 

Чашка и стакан

 

Яблоко и груша

 

Помидор и тыква

 

Тарелка и миска

 

Кофта и свитер

 

 

                         «Что общее?»

 

У двух предметов:

 

огурец, помидор (овощи);

 

ромашка, тюльпан (цветы);

 

слон, собака (животные).

 

У трех предметов:

 

мяч, солнце, шар — ...

 

тарелка, ваза, чашка — ...

 

лист, трава, крокодил — ...

 

 

                      "Подбери словечко"

 

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

 

Про что можно сказать

"свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

"старый"… (дом, пень, человек, ботинок);

"свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть);

"старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка);

"свежее"… (молоко, мясо, варенье);

"старое"…(кресло, сиденье, окно).

 

 

                   «Волшебные  очки»

 

Взрослый говорит: «Представь,  что  у  нас  есть  волшебные  очки. Когда  их  надеваешь, то  все  становится  красным (зеленым, желтым, синим  и  т.д.). Посмотри  вокруг  в  волшебные  очки,  какого  цвета  все  стало, скажи: красный  мяч, красные  сапоги,       красное  платье, красный  нос. Красное  окно, красная  рука  и прочие.

 

                 Мяч передай — слово называй

 

 игрок держит мяч. Он называет слово на заданный звук и передает мяч другому ребенку.

 

 Следующий игрок придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

 

         Встречу слово на дороге – разобью его на слоги

 

 Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.

Можно предложить детям произнести слово по слогам одновременно отбивая слоги мячом.

 

                Животные и детеныши

 

 Бросая мяч ребенку, ведущий называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

 у тигра — тигренок

 у кошки — котенок

 у льва — львенок

 у собаки — щенок

 у оленя — олененок

 у коровы — теленок

 у лисы — лисенок

 у лошади — жеребенок

 

                         Кто как разговаривает?

 

 Ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает».

 корова — мычит

 тигр — рычит

 змея — шипит

 комар — пищит

 собака — лает

 волк — воет и т. д.

 

 У этой игры может быть другой вариант. Ведущий бросает детям мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто крякает?» и т. д.

 

                         Подскажи словечко

 

Ведущий, бросая мяч  ребенку, спрашивает:

Ворона каркает, а сорока?

 Ребенок, возвращая мяч ведущему, должен ответить:

Сорока стрекочет.

 Сова летает, а кролик?

 Петух кукарекает, а курица?

 Корова ест сено, а лиса?

 Крот роет норки, а лиса?

 Лягушка квакает, а кошка?

 

                              Чей домик?

 

 Бросая мяч, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

 Кто живет в дупле? — белка

 Кто живет в гнезде? — ласточки, кукушки и др.

 Кто живет в будке? — собака

 Кто живет в норе? — лиса

 Кто живет в берлоге? — медведь

 

                      Скажи ласково

 

 Ведущий, бросая мяч ребенку, называет

 стол — столик, ключ — ключик

 шапка — шапочка, белка — белочка

 книга — книжечка, ложка — ложечка

   кукла — куколка, свекла — свеколка и т. д.

 

                   Кто как передвигается?

 

 Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

 Кто летает? — Птицы, стрекозы, бабочки, комары, мошки и т. д.

 Кто плавает? — Рыбы, киты, акулы и т. д.

 Кто ползает? — Змеи, гусеницы, черви и т. д.

 Кто прыгает? — Кузнечики, лягушки, зайцы и т. д.

 

                    Кто чем занимается?

 

Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

 строитель — строит

 повар — варит, готовит

 художник — рисует

 врач — лечит

 парикмахер — стрижет

 учитель — учит

 маляр — красит и т. д.

 

                         Из чего сделано?

 

 Ведущий, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч ведущему, отвечает: «кожаные».

 

 рукавички из меха — меховые

 тазик из меди — медный

 медвежонок из плюша — плюшевый

 стакан из стекла — стеклянный и т. д.

 

«Назови любимые игрушки»

 

«Каких животных ты знаешь?»

 

«Скажи по-другому»

 

 «Опиши свою одежду»

 

                            Поиграйте с детьми!

 

 

Рекомендации родителям

 

● Верьте в силы ребенка!

● Обучайте в игре!

● Умейте выслушать ребенка.

● Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение  за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.

 

И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!

 

 

 

С ребенком нужно не только разговаривать, но и уметь делать это правильно. К сожалению, далеко не все родители умеют правильно беседовать с ребенком, допуская массу грубых ошибок и даже не понимая этого. Когда мы говорим о словесном общении, следует иметь в виду, что у этой проблемы имеются два аспекта:

 

 

 

 1. Воспитательный и коммуникативный. Обращаясь к детям, родители стремятся передать им какую-то важную информацию, чему-то научить или чего-то добиться от них либо же просто установить душевный контакт, способствующий сближению и установлению теплых взаимоотношений. Что же для этого необходимо?

 

 

 

 - Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы любите, о том, как пошел Ваш день. Если Вам нравится готовить, делайте это вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах,  вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках, разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое лучшее, что есть в Вас.

 

 

 

 - Не забывайте разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Помните, задавая вам вопрос Ваш ребенок учится жить. Конечно, все эти бесконечные «почему? » после рабочего дня могут подействовать раздражающе, и все же никогда:

 

 

 

 Не оставляйте детские вопросы без ответа!

 

 Не обрывайте их!

 

Не отнекивайтесь!

 

Не обходите молчанием!

 

Не отвечайте вопросом на вопрос!  

 

 

 

Отвечайте не общими фразами и не намеками, а четко и однозначно. Если вдруг Вы не знаете ответа, честно признайтесь в этом и пообещайте, что как только Вы узнаете что-то по интересующему его вопросу, Вы обязательно с ним поделитесь. А еще лучше найдите этот ответ вместе в книге, в интернете и пр.

 

 

 

 

 

Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны знать Машу и медведя или всех друзей Лунтика!

 

 

 

 

 

- Запомните! Ваши слова всегда должны быть подкреплены личным примером. Дети быстро улавливают несоответствие между словом и делом. Чем это грозит?

 

 

 

 1. Ребенок «намотает себе на ус», что это в порядке вещей и именно так будет вести себя в своей дальнейшей жизни.

 

 

 

 2. Ребенок из двух вариантов выберет не «правильный», а «выгодный» ему.

 

 

 

 3. В некоторых случаях, подобное раздвоение может привести к душевному конфликту и даже к психическому расстройству.

 

 

 

 Говорите только то, что можете сделать, а пообещали, держите свое слово. А. С. Макаренко, всю свою жизнь посвятивший воспитанию детей говорил : «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. » И далее: «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива».

 

 

 

 2. Сугубо «речевой» аспект, касающийся непосредственно самого языка. Прислушиваясь к разговорам окружающих, маленький человечек перенимает, усваивает их лексику, манеру выражаться. Так формируется культура его речи. Повзрослев, Ваш ребенок будет говорить на таком «языке», которому «обучился» в детстве у окружающих, прежде всего – у Вас - своих родителей. Конечно, речь его обрастет новыми лексическими оборотами, появятся новые темы, но основа ее останется неизменной: из детства.

 

Поэтому когда ребенок растет, именно Вы становитесь теми людьми, которым он верит безоговорочно, и которых он копирует. Все, что говорится Вами, воспринимается ребенком, как истина. Это накладывает на Вас огромную ответственность. Ведь именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша.

 

И если Вы хотите, чтобы речь его была речью культурного человека, т. е. грамотной, выразительной, образной, красивой, – Вы должны постоянно и неусыпно должны следить за своим языком.  Если в семье говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же.

 

Если родители, разговаривая с ребенком, называют воспитателя «тётя», «тётя Галя», «воспитательница», то и ребенок говорить будет так же. Не бойтесь того, что имя и отчество воспитателя слишком сложно для ребенка. Совершенно не важно, как малыш  сначала будет произносить имя отчество воспитателя, главное, что он при этом привыкает к тому, что правильно постороннего взрослого человека называть по имени-отчеству. Потом не придется переучивать.

 

 

 

 Ваша речь должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять из развернутых предложений. Неряшливая, торопливая речь отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими.

 

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком неправильной речи взрослых и других детей. Откажитесь от искусственного подражания детской речи, от сюсюканья и коверканья слов, говорите нормально, отчетливо произнося простые, легко выговариваемые слова и фразы. Все эти «нас малыс» и «смотли какая биби» оказывают разрушающее и тормозящее влияние на формирование правильной речи и овладение словарем – малыш  привыкает к неправильному звукобуквенному ряду, и впоследствии он будет испытывать трудности с правильным произношением слов. Пусть Вас до слез умиляет, как ребенок называет машину «бибикой», но сами Вы должны говорить «машина».

 

Лучше с самого начала приучать его к «взрослой» речи. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.  Избавьтесь от употребления в речи безличных, ничего не значащих выражений, (слов-паразитов и фраз-паразитов, грубой и вульгарной лексики). Даже будучи в разгневанном состоянии, старайтесь изливать свои негативные эмоции при помощи хороших слов. Но помните, что даже если вы будете говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи не будете их придерживаться, а ребенок при этом будет присутствовать, всё будет напрасно.

 

 

 

 

 

 

 

               Речевые навыки детей 5-6 лет.

 

 

 

В этом возрасте ребенок активно употребляет все части речи;

 

-использует антонимы, синонимы, многозначные слова;

 

 -умеет образовывать имена существительные с увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами (друг-дружок-дружище);

 

 -образовывает прилагательные от существительных (море - морской);

 

-подбирает однокоренные слова (сон – сонный – соня);

 

-правильно произносит все звуки (исключение может быть для звука р);

 

 -изменяет  интонацию, темп речи в зависимости от ситуации;       подбирает слова на заданный звук,

 

- находит определенный звук в разных частях слова (в начале, середине и конце);

 

- делит слова на слоги;

 

 -составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ, придумывает ему название, персонажей, изменяет голос, когда говорит за разных героев.

 

 

 

                      Советы родителям.

 

 

 

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

 

 

 

1. У ребенка должен быть стимул для разговора

 

(это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать).

 

 При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка.

 

Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.

 

 

 

  2.   Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе.

 

 Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д.

 

 

 

3. В каждой семье есть детская литература.

 

Ее можно использовать для развития детской речи.

 

 

 

                          Прочитайте с детьми книгу,

 

-разберите новые (сложные, непонятные) слова, встретившиеся в тексте,

 

-попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге

 

и попросите рассказать, что на них изображено.

 

- потом предложите нарисовать понравившегося героя.

 

Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.

 

 

 

Взрослые должны постоянно помнить:

 

 речь не передается по наследству.

 

 

 

Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

 

Помните об этом, уважаемые взрослые!!!

 

 

 

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его.

 

Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не

 

Отвлекаясь.

 

 

 

                                     Игры для развития речи детей

 

 

 

 «Назови лишнее слово»

 

 

 

Взрослый  называет слова и предлагает ребенку назвать  «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

 

 «лишнее» слово среди имен существительных:

 

 

 

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

 

 

 

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

 

 

 

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

 

 

 

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

 

 

 

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

 

 

 

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

 

 

 

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

 

 

 

 «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

 

 

 

грустный, печальный, унылый, глубокий;

 

 

 

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

 

 

 

желтый, красный, сильный, зеленый;

 

 

 

                 « Чем отличаются предметы?»

 

 

 

Чашка и стакан

 

 

 

Яблоко и груша

 

 

 

Помидор и тыква

 

 

 

Тарелка и миска

 

 

 

Кофта и свитер

 

 

 

 

 

                         «Что общее?»

 

 

 

У двух предметов:

 

 

 

огурец, помидор (овощи);

 

 

 

ромашка, тюльпан (цветы);

 

 

 

слон, собака (животные).

 

 

 

У трех предметов:

 

 

 

мяч, солнце, шар — ...

 

 

 

тарелка, ваза, чашка — ...

 

 

 

лист, трава, крокодил — ...

 

 

 

 

 

                      "Подбери словечко"

 

 

 

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

 

 

 

Про что можно сказать

 

"свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

 

"старый"… (дом, пень, человек, ботинок);

 

"свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть);

 

"старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка);

 

"свежее"… (молоко, мясо, варенье);

 

"старое"…(кресло, сиденье, окно).

 

 

 

 

 

                   «Волшебные  очки»

 

 

 

Взрослый говорит: «Представь,  что  у  нас  есть  волшебные  очки. Когда  их  надеваешь, то  все  становится  красным (зеленым, желтым, синим  и  т.д.). Посмотри  вокруг  в  волшебные  очки,  какого  цвета  все  стало, скажи: красный  мяч, красные  сапоги,       красное  платье, красный  нос. Красное  окно, красная  рука  и прочие.

 

 

 

                 Мяч передай — слово называй

 

 

 

 игрок держит мяч. Он называет слово на заданный звук и передает мяч другому ребенку.

 

 

 

 Следующий игрок придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

 

 

 

         Встречу слово на дороге – разобью его на слоги

 

 

 

 Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.

 

Можно предложить детям произнести слово по слогам одновременно отбивая слоги мячом.

 

 

 

                Животные и детеныши

 

 

 

 Бросая мяч ребенку, ведущий называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

 

 у тигра — тигренок

 

 у кошки — котенок

 

 у льва — львенок

 

 у собаки — щенок

 

 у оленя — олененок

 

 у коровы — теленок

 

 у лисы — лисенок

 

 у лошади — жеребенок

 

 

 

                         Кто как разговаривает?

 

 

 

 Ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает».

 

 корова — мычит

 

 тигр — рычит

 

 змея — шипит

 

 комар — пищит

 

 собака — лает

 

 волк — воет и т. д.

 

 

 

 У этой игры может быть другой вариант. Ведущий бросает детям мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто крякает?» и т. д.

 

 

 

                         Подскажи словечко

 

 

 

Ведущий, бросая мяч  ребенку, спрашивает:

 

Ворона каркает, а сорока?

 

 Ребенок, возвращая мяч ведущему, должен ответить:

 

Сорока стрекочет.

 

 Сова летает, а кролик?

 

 Петух кукарекает, а курица?

 

 Корова ест сено, а лиса?

 

 Крот роет норки, а лиса?

 

 Лягушка квакает, а кошка?

 

 

 

                              Чей домик?

 

 

 

 Бросая мяч, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

 

 Кто живет в дупле? — белка

 

 Кто живет в гнезде? — ласточки, кукушки и др.

 

 Кто живет в будке? — собака

 

 Кто живет в норе? — лиса

 

 Кто живет в берлоге? — медведь

 

 

 

                      Скажи ласково

 

 

 

 Ведущий, бросая мяч ребенку, называет

 

 стол — столик, ключ — ключик

 

 шапка — шапочка, белка — белочка

 

 книга — книжечка, ложка — ложечка

 

   кукла — куколка, свекла — свеколка и т. д.

 

 

 

                   Кто как передвигается?

 

 

 

 Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

 

 Кто летает? — Птицы, стрекозы, бабочки, комары, мошки и т. д.

 

 Кто плавает? — Рыбы, киты, акулы и т. д.

 

 Кто ползает? — Змеи, гусеницы, черви и т. д.

 

 Кто прыгает? — Кузнечики, лягушки, зайцы и т. д.

 

 

 

                    Кто чем занимается?

 

 

 

Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

 

 строитель — строит

 

 повар — варит, готовит

 

 художник — рисует

 

 врач — лечит

 

 парикмахер — стрижет

 

 учитель — учит

 

 маляр — красит и т. д.

 

 

 

                         Из чего сделано?

 

 

 

 Ведущий, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч ведущему, отвечает: «кожаные».

 

 

 

 рукавички из меха — меховые

 

 тазик из меди — медный

 

 медвежонок из плюша — плюшевый

 

 стакан из стекла — стеклянный и т. д.

 

 

 

«Назови любимые игрушки»

 

 

 

«Каких животных ты знаешь?»

 

 

 

«Скажи по-другому»

 

 

 

 «Опиши свою одежду»

 

 

 

                            Поиграйте с детьми!

 

 

 

 

 

Рекомендации родителям

 

 

 

● Верьте в силы ребенка!

 

● Обучайте в игре!

 

● Умейте выслушать ребенка.

 

● Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение  за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.

 

 

 

И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...

Консультация для воспитателей "Говорите правильно"

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Конкурс "Дышим правильно - говорим правильно"

 Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, моторики, пов...

Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...

Говорите правильно! Основные правила при разговоре с ребёнком или как НЕ НАДО говорить

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг: дома, на улице, в детском саду....