Конспект лексико - грамматического занятия для детей средней группы
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Грамматическая тема: "Составление предложений по рисункам с предлогом на"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная образовательная деятельность с детьми с ОНР по развитию связной речи
Тема: «Составление описательного рассказа по лексической теме «Рыбы»
Форма проведения: подгрупповая.
Возраст: подготовительная группа
Цели:
Коррекционные: расширение и уточнение словаря по теме «рыбы», совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя), развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха; развитие наблюдательности, мышления; развитие общей и мелкой артикуляционной моторики.
Образовательные: закреплять умение составлять описательные рассказы по плану; согласование прилагательных с существительными; образование относительных прилагательных.
Воспитательные: повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям; воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: предметные картинки - пресноводные рыбы, морские, аквариумные, план - схема для составления рассказа, фотографии рыб: сом, щука, налим, окунь; игрушка-кот; корзиночка, счетные палочки; картина «Кот на рыбалке»; конверты для звукового анализа.
Предварительная работа: чтение рассказа Л.Берга «Рыбка», разучивание пальчиковой гимнастики, рассказы детям о речных рыбах, особенностях их обитания, питания, строения, отгадывание загадок про рыб:
Перья есть, а не летает,
Глаза есть, а не мигает,
Вся одежда из монеток и др.
Чтение рассказа Н.В. Нищевой «Старый сом».
Ход совместной образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
- К нам сегодня пришел кот Пушок. Он собрался на рыбалку, но не знает, какие рыбы живут в реке, а какие в море, как их называют и чем они питаются?
Давайте сегодня расскажем Пушку про рыб.
(На доске прикреплены рыбы: щука, сом, налим, окунь).
- Посмотрите на этих рыб. Как их называют?
2. Упражнения на внимание.
- А вот так рыбы плавают в воде:
Руки вниз буль-буль-буль,
Руки вверх-хлопок (демонстрирую с движениями).
- Давайте и мы поплаваем как рыбы (повторяют упражнение 2 раза).
2.Обобщение.
а) упражнение на узнавание, определение, выбор.
- И все же Пушок не запомнил названия рыбок. Я предлагаю их сфотографировать и подарить фотографии коту. Выберите рыбку, которую вы хотите сфотографировать и скажите, например:
Я подарю коту щуку.
(каждый ребенок имитирует съемку и проговаривает предложение по образцу, дает коту фотографию).
- Заглянул Пушок в корзину и забыл названия рыбок. Давайте поиграем в телефон и назовем еще раз рыб.
Игра «Телефон»:
дети с хлопками проговаривают названия рыб по очереди (щу-ка, на-лим, сом, о-кунь, акула, треска, скат).
б) работа с опорой на графические схемы.
- Ребята Пушок запомнил, что это за рыбы, а теперь давайте расскажем подробней про них.
Составление рассказа совместно с детьми.
Это щука. Она большая. У неё есть голова, туловище, хвост ,плавники..Она разноцветная. Щука живет в реке. Она хищница, питается мелкими рыбёшками (по плану на доске рассказываю с показом поэтапно).
-Давайте теперь все вместе расскажем этот рассказ о щуке (3 ребенка хором повторяют рассказ вместе со мной).
Составление описательных рассказов детьми.
- Теперь вы будете рассказывать Пушку о тех рыбах, фотографии которых вы подарили ему (два ребенка рассказывают по схеме свои рассказы, я корректирую).
3. Физкультминутка.
Ой! - воскликнул окунек
Я попался на крючок!
(Двумя руками держатся за голову, качают головой)
Сом сердито проворчал:
(Руки ставят на пояс, голову опускают, брови сдвигают, смотрят изподлобья)
Из-за шалости попал!
(Грозят пальцем, качают головой)
Ф.Бобылев
Затем еще 2 ребенка рассказывают свои рассказы о рыбах самостоятельно.
4. Пальчиковая гимнастика.
- Посмотрите, каких улиток можно изобразить с помощью пальцев:
Две улитки по дорожке
Вверх торчат смешные рожки.
- А сейчас мы послушаем рассказы других ребят о своих рыбках (2 последних рассказа).
5. Физкультурная пауза.
- Давайте встанем и немного отдохнем:
Улитки ползут (сложив руки за спиной, наклоны вправо-влево)
Свои домики везут (останавливаются, делают рожки из пальчиков,
наклоняя голову вправо-влево)
Рыбки плывут, (руками имитируют движения рыб в воде)
Плавниками гребут.
Влево-вправо, поворот, (повороты туловища влево-вправо)
А теперь наоборт.
Развитие зрительно-пространственных функций.
(Вывешиваю на доску картинку «Кот на рыбалке»)
- Посмотри скорей вокруг, что ты видишь милый друг!? Здесь прозрачная вода и Пушок пришел сюда?
+ Пушок пришел на рыбалку.
- Что вы видите вверху картинки?
- А что внизу?
- Кто сидит справа (слева) от Пушка?
- Покажите рыбок, которые плывут вправо, а влево?
- Сколько всего рыбок?
Выкладывание рыбки из палочек, геометрических фигур, разрезных картинок (развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики).
- Посмотрите на доску, вот такую рыбку можно выложить из палочек.
(дети выкладывают рыбку: 2 ребенка из палочек, 2 из геометрических фигур, 2 из разрезных картинок. Слежу за правильностью выполнения, оказываю помощь).
Звуковой анализ слов: сом, щука, окунь, налим.
(На столах у детей конверты с символами для звукового анализа слов, у каждого свое слово).
- Давайте вместе разберем слово сом
- Давайте определим из каких звуков состоит слово сом.
- Назовите первый звук. +с.
- Твердый согласный. Положите перед собой кружок нужного цвета.
- Назовите второй звук? +о.
- Гласный. Положите кружок нужного цвета.
- Назовите третий звук? +м.
- Сколько всего звуков? +3.
- Придвиньте к себе конверты. Самостоятельно выложите схемы слов, которые перед вами. (Слежу за правильностью выполнения, оказываю помощь).
6.Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, вы сегодня хорошо занимались, Пушку очень понравилось у нас в гостях. Что вам особенно понравилось? Какие задания не вызывали у вас трудностей, а какие вызвали затруднения? Почему?
- Кот сказал, что благодаря вам он много нового узнал о рыбах. Хотели бы вы на следующем занятии еще поиграть с Пушком?
- А нам пора в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-449893-1522656291.jpg)
Конспект лексико-грамматического занятия для детей средней группы с ОНР по теме "Обувь"
Цель: Формировать лексико-грамматическую сторону речи. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-300882-1538078674.jpg)
Конспект игрового занятия для детей средней группы с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Одежда, обувь".
Вашему вниманию предлагаю конспект игрового занятия для детей средней группы с ОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/07/picture-604747-1425725329.jpg)
Подгрупповое лексико-грамматическое занятие для детей средней логопедической группы с общим недоразвитием речи второго уровня по теме «Ранняя весна».
Данный конспект составлен для детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи второго уровня....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-1189632-1574057909.png)
Конспект лексико-грамматического занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи Тема: «Обувь»
Цель: Формировать лексико-грамматическую сторону речи. ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/18/picture-1261662-1650297525.jpg)
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей средней группы по теме «Насекомые»
Формирование грамматического строя речи....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/22/picture-1507445-1705911679.jpg)
Конспект ОС по формированию грамматического строя речи детей средней группы.
Тема: «Дикие животные».Программное содержание:Цель занятия: Формирование у детей грамматического строя речи по средствам представления о диких животных, их среде обитания.За...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1223755-1583058426.jpg)
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи детей средней группы.
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи детей средней группы.Тема: «Дикие животные».Программное содержание:Цель занятия: Формирование у детей грамматического ...