Конспект лексико - грамматического занятия для детей средней группы
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Пушкарева Юлия Владимировна

Грамматическая тема: "Составление предложений по рисункам с предлогом на"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность с детьми  с ОНР  по развитию связной речи

Тема: «Составление описательного рассказа по лексической  теме «Рыбы»

Форма проведения: подгрупповая.

Возраст: подготовительная группа

 

  Цели:

  Коррекционные: расширение и уточнение словаря по теме «рыбы», совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя), развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха; развитие наблюдательности, мышления; развитие общей и мелкой артикуляционной моторики.

  Образовательные: закреплять умение составлять описательные рассказы по плану; согласование прилагательных с существительными; образование относительных прилагательных.

  Воспитательные: повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям; воспитывать чувство любви к природе.

 

 

  Оборудование: предметные картинки - пресноводные рыбы,  морские, аквариумные, план - схема для составления рассказа, фотографии рыб: сом, щука, налим, окунь; игрушка-кот; корзиночка, счетные палочки; картина «Кот на рыбалке»; конверты для звукового анализа.

 

 

  Предварительная работа: чтение рассказа Л.Берга «Рыбка», разучивание пальчиковой гимнастики, рассказы детям о речных рыбах, особенностях их обитания, питания, строения, отгадывание загадок про рыб:

  Перья есть, а не летает,

  Глаза есть, а не мигает,

  Вся одежда из монеток и др.

 Чтение рассказа Н.В. Нищевой «Старый сом».

 

Ход совместной образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

- К нам сегодня пришел кот Пушок. Он собрался на рыбалку, но не знает, какие рыбы живут в реке, а какие в море,  как их называют и чем они питаются?

Давайте сегодня расскажем Пушку про рыб.

  (На доске прикреплены рыбы: щука, сом, налим, окунь).

- Посмотрите на этих рыб. Как их называют?

2. Упражнения  на внимание.

- А вот так рыбы плавают в воде:

  Руки вниз буль-буль-буль,

  Руки вверх-хлопок (демонстрирую с движениями).

- Давайте и мы поплаваем как рыбы (повторяют упражнение 2 раза).

2.Обобщение.

  а) упражнение на узнавание, определение, выбор.

- И все же Пушок не запомнил названия рыбок. Я предлагаю их сфотографировать и подарить фотографии коту. Выберите рыбку, которую вы хотите сфотографировать и скажите, например:

 Я подарю коту щуку.

  (каждый ребенок имитирует съемку и проговаривает предложение по образцу, дает коту фотографию).

- Заглянул Пушок в корзину и забыл названия рыбок. Давайте поиграем в телефон и назовем еще раз рыб.

 Игра «Телефон»:

 дети с хлопками проговаривают названия рыб по очереди (щу-ка, на-лим, сом, о-кунь, акула, треска, скат).

  б) работа с опорой на графические схемы.

- Ребята Пушок запомнил, что это за рыбы, а теперь давайте расскажем подробней про них.

 Составление рассказа совместно с детьми.

Это щука. Она большая. У неё есть голова, туловище, хвост ,плавники..Она разноцветная. Щука живет в реке. Она хищница, питается мелкими рыбёшками (по плану на доске рассказываю с показом поэтапно).

-Давайте теперь все вместе расскажем этот рассказ о щуке (3 ребенка хором повторяют рассказ вместе со мной).

 Составление описательных рассказов детьми.

- Теперь вы будете рассказывать Пушку о тех рыбах, фотографии которых вы подарили ему (два ребенка рассказывают по схеме свои рассказы, я корректирую).

3. Физкультминутка.

  Ой! - воскликнул окунек

  Я попался на крючок!

  (Двумя руками держатся за голову, качают головой)

  Сом сердито проворчал:

  (Руки ставят на пояс, голову опускают, брови сдвигают, смотрят изподлобья)

  Из-за шалости попал!

  (Грозят пальцем, качают головой)

  Ф.Бобылев

  Затем еще 2 ребенка рассказывают свои рассказы о рыбах самостоятельно.

4. Пальчиковая гимнастика.

- Посмотрите, каких улиток можно изобразить с помощью пальцев:

  Две улитки по дорожке

  Вверх торчат смешные рожки.

- А сейчас мы послушаем рассказы других ребят о своих рыбках (2 последних рассказа).

5. Физкультурная пауза.

- Давайте встанем и немного отдохнем:

  Улитки ползут (сложив руки за спиной, наклоны вправо-влево)

  Свои домики везут (останавливаются, делают рожки из пальчиков,

  наклоняя голову вправо-влево)

  Рыбки плывут, (руками имитируют движения рыб в воде)

  Плавниками гребут.

  Влево-вправо, поворот, (повороты туловища влево-вправо)

  А теперь наоборт.

 Развитие зрительно-пространственных функций.

(Вывешиваю на доску картинку «Кот на рыбалке»)

- Посмотри скорей вокруг, что ты видишь милый друг!? Здесь прозрачная вода и Пушок пришел сюда?

+ Пушок пришел на рыбалку.

- Что вы видите вверху картинки?

- А что внизу?

- Кто сидит справа (слева) от Пушка?

- Покажите рыбок, которые плывут вправо, а влево?

- Сколько всего рыбок?

 Выкладывание рыбки из палочек, геометрических фигур, разрезных картинок  (развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики).

 - Посмотрите на доску, вот такую рыбку можно выложить из палочек.

(дети выкладывают рыбку: 2 ребенка из палочек, 2 из геометрических фигур, 2 из разрезных картинок. Слежу за правильностью выполнения, оказываю помощь).

 Звуковой анализ слов:  сом, щука, окунь, налим.

(На столах у детей конверты с символами для звукового анализа слов, у каждого свое слово).

- Давайте вместе разберем слово сом

- Давайте определим из каких звуков состоит слово сом.

- Назовите первый звук. +с.

- Твердый согласный. Положите перед собой кружок нужного цвета.

- Назовите второй звук? +о.

- Гласный. Положите кружок нужного цвета.

- Назовите третий звук? +м.

- Сколько всего звуков? +3.

- Придвиньте к себе конверты. Самостоятельно выложите схемы слов, которые перед вами. (Слежу за правильностью выполнения, оказываю помощь).

6.Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, вы сегодня хорошо занимались, Пушку очень понравилось у нас в гостях. Что вам особенно понравилось? Какие задания не вызывали у вас трудностей, а какие вызвали затруднения? Почему?

- Кот сказал, что благодаря вам он много нового узнал о рыбах. Хотели бы вы на следующем занятии еще поиграть с Пушком?

- А нам пора в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лексико-грамматического занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи Тема: «Обувь»

Цель: Формировать лексико-грамматическую сторону речи.                                         ...

Конспект ОС по формированию грамматического строя речи детей средней группы.

Тема: «Дикие животные».Программное содержание:Цель занятия: Формирование у детей грамматического строя речи по средствам представления о диких животных, их среде обитания.За...

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи детей средней группы.

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи детей средней группы.Тема: «Дикие животные».Программное содержание:Цель занятия: Формирование у детей грамматического ...