Конспект ОС по формированию грамматического строя речи детей средней группы.
план-конспект занятия по развитию речи

Старовойтова Наталья Дмитриевна

Тема«Дикие животные».

Программное содержание:

Цель занятия: Формирование у детей грамматического строя речи по средствам представления о диких животных, их среде обитания.

Задачи:                                                                                                          

Образовательные: Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам, упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов в, на, под. Учить выделять, четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах. Закрепить умение образовывать наименования детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.

Развивающие: Развитие слухового и зрительного внимания и психических процессов: памяти, мышления, внимания. Развитие общих речевых навыков и грамматического строя речи.

Воспитательные: Содействовать воспитанию собственной активности, инициативности, самостоятельности. Формировать навыки и умения сотрудничества, воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи. Воспитывать познавательный интерес, желание учиться.

Материал и оборудование: Сюрпризный момент - письмо от Незнайки. Аудиозапись "Звуки леса", наглядные картинки с изображением животных: белки, зайца, лисы, волка, медведя, ежа и их детенышей. Методы и приемы: Игровой, словесно – логический, наглядный, самостоятельная деятельность детей.

Планируемые результаты: Дети учатся согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, употреблять в разных падежах.

Форма ОС: Интегрированная образовательная ситуация

Предварительная работа: Знакомство детей с дикими животными, чтение художественной литературы, демонстрация иллюстраций диких животных и их детенышей. Создание условий в группе для самостоятельного знакомства с видами животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» Г.СТРОИТЕЛЬ

ЯКОВЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»

Конспект ОС по формированию грамматического строя речи детей средней группы.

Тема«Дикие животные».

Программное содержание:

Цель занятия: Формирование у детей грамматического строя речи по средствам представления о диких животных, их среде обитания.

Задачи:        

Образовательные: Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам, упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов в, на, под. Учить выделять, четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах. Закрепить умение образовывать наименования детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.

Развивающие: Развитие слухового и зрительного внимания и психических процессов: памяти, мышления, внимания. Развитие общих речевых навыков и грамматического строя речи.

Воспитательные: Содействовать воспитанию собственной активности, инициативности, самостоятельности. Формировать навыки и умения сотрудничества, воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи. Воспитывать познавательный интерес, желание учиться.

Материал и оборудование: Сюрпризный момент - письмо от Незнайки. Аудиозапись "Звуки леса", наглядные картинки с изображением животных: белки, зайца, лисы, волка, медведя, ежа и их детенышей. Методы и приемы: Игровой, словесно – логический, наглядный, самостоятельная деятельность детей.

Планируемые результаты: Дети учатся согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, употреблять в разных падежах.

Форма ОС: Интегрированная образовательная ситуация

Предварительная работа: Знакомство детей с дикими животными, чтение художественной литературы, демонстрация иллюстраций диких животных и их детенышей. Создание условий в группе для самостоятельного знакомства с видами животных.

Методические приемы:

Сюрпризный момент (письмо)

Отгадывание загадок

Беседа о диких животных

Игры «Чей домик?» ,«Чей хвост?»«Какое животное?»«Что не так?».

Ход ОС:

1. Вводная часть.

 Воспитатель предлагает детям посмотреть на присутствующих здесь гостей, давайте мы поздороваемся с ними и подарим друг другу свою улыбку и хорошее настроение.

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Собрались все дети в круг(встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Дети стоят полукругом. Раздаётся стук в дверь. Передача письма.

Воспитатель:  Что это? (конверт). А что в конверте? (письмо). Как вы думаете, кто написал нам письмо? Давайте посмотрим?

Воспитатель достает из конверта письмо и читает: “Здравствуйте дорогие ребята. Я обращаюсь к вам с огромной просьбой, помогите мне, пожалуйста, отгадать загадки. Надеюсь на вашу сообразительность. Ваш друг Незнайка».

-От кого пришло письмо? О чём просит Незнайка? Как мы поступим? Поможем  ему отгадать загадки?

Дети: Да.

Тогда я вам предлагаю отправимся сегодня на экскурсию, а куда, вы догадайтесь сами, если внимательно послушаете музыку, то поймёте.

 ЗВУК ЛЕСА (аудиозапись)

- Правильно в лес. Идем на лесную поляну, а чтобы было удобно я предлагаю вам присесть на пенечки, будем отгадывать загадки.

1.. Задание«Отгадай загадку» (дети по одному берут  картинки с д.ж.)

Его обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится

Зимою под елкой он так замерзает

Что летом шубейку свою не снимает. (Заяц)

Какие у зайца уши? (Длинные уши)

Какой у зайца хвост? (Короткий хвост)

2. Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, тёмноглазый,

По деревьям любит лазить. (Белка)

Какие у белки уши? (Короткие уши)

Какой у белки хвост? (Пушистый хвост)

Шкурка у белки теплая, мягкая.

3. Хозяин лесной, просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

Какие уши у медведя? (Маленькие уши)

Какой хвост? (Короткий хвост)

4. Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)

Какие уши у лисы? (Острые уши)

Какой хвост? (Длинный, пушистый хвост)

5. Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный? (Волк)

Какие уши у волка? (Острые уши)

Какой хвост? (Длинный хвост)

6. Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик)

Какие уши у ёжика? (маленькие уши)

Какой хвост? (короткий)

Как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадывали загадки? Правильно про диких. А почему они так называются? Конечно, потому что они живут в лесу и у каждого из них есть свой дом.

2 Задание -Воспитатель предлагает игру “Чей домик”.На столе у детей предметные картинки, а у вас в руках картинки животных Ребята посмотрите внимательно и распределите  ваших животных по их домам. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: -Егор, почему ты поселил медведя в этот дом? Как он называется? (Берлога). Значит, где живёт медведь? (В берлоге)

Далее воспитатель задает вопросы другим детям.

Где живёт волк? (В логове)

Где живёт белка? (В дупле.)

Где живут ёж, лиса? (В норах.)

Где живёт заяц? (Под кустом.)

- Молодцы ребята отлично и с этим заданием справились.

Мы с вами поселили  в дома всех животных, дома у них у всех разные, мы в это только что убедились. Отличаются животные не только жилищем, но и внешним видом, размером, ушами, хвостами...

Ребята , я предлагаю вам поделиться на 3 команды

1 команда  (лиса,заяц) лисий, заячий

2 команда  (Белка, медведь)беличий, медвежий

3 команда (волк,ёжик) волчий, ежовый

3 Задание: игра“Чей хвост?”. А вы знаете как в неё играть?

(При подачи картинок детям педагог “нечаянно их рассыпает”). Ой! Ребята! Что же мне делать. Помогите мне, пожалуйста, их собрать.

......, чей хвост у тебя? (Лисий хвост, беличий хвост, заячий, волчий, медвежий)

Дети прикрепляют хвосты и объясняют почему они так сделали.

4 Задание: Ребята а у меня  есть еще задание, а называется оно “Какое животное”.(игра с мячом)

Педагог называет животного, а ребенок говорит какое оно.

Волк (какой) -злой, голодный, серый …

Заяц -трусливый, длинноухий, серый …

Белка -хитрая, рыжая, быстрая…

Медведь -большой, бурый, неуклюжий…

Лиса - рыжая, хитрая, ловкая....

Ёж - колючий, маленький, ловкий....

Воспитатель:

Молодцы вы справились и с этим заданием.

5 Задание: у меня для вас есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Присаживаются на "стульчики- пенёчки" Найдите ошибку, скажите правильно.

У волка – лисята. Они живут в логове

(Дети исправляют, и говорят правильно: - У волка– волчата, они живут в логове; и т. д.)

У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.

У лисы – медвежата. Они живут в норе.

У ежа – бельчата. Они живут в норке.

У зайца –ежата. Они живут под кустом.

У белки – волчата. Они живут в дупле.

Воспитатель хвалит детей.

6 Задание: животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Давайте им поможем найти своих мам.

(На столе полотне разложены картинки  животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе детенышей со своими мамами).

Лисёнок (лисята) – у лисицы;

Зайчонок (зайчата) – у зайчих;

Бельчонок (бельчата) – у белки;

Ежонок (ежата) – у ежихи;

Волчонок (волчата) – у волчицы;

Медвежонок (медвежата) – у медведицы.

Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам!

А теперь выберете любую картинку с животным и расскажите пожалуйста о своём животном, например я выбрала Зайца- это заяц, дикое животное, он живёт в лесу под кустом, он маленький, серенький и всех боится. А теперь про своего животного расскажет мальчик у которого..... Каждый ребёнок рассказывает о выбранном животном.

Ребята, наша экскурсия заканчивается, нам пора возвращаться в группу. Ну, вот ребята, мы с вами и  вернулись в группу Где мы побывали?  познакомились с обитателями леса. Узнали много интересного и теперь можем помочь Незнайке узнать о диких животных, а что мы напишем ему  в письме , давайте вспомним: Где мы были? Что было интересного? А что было сложного? Что понравилось больше всего? чтобы Незнайке  было  ещё легче мы отправим в письме и  наши игры. Вы согласны? Тогда поспешим в группу и напишем ему все вместе письмо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию грамматического строя речи в средней группе

развёрнутый конспект занятия поформированию предложно - падежных конструкций у детей среднего дошкольного возраста....

Конспект НОД для формирования грамматического строя речи детей среднего возраста с ОНР "В гости к Красной Шапочке" (первый год обучения)

Используемые технологии: технология развивающего обучения, проблемно-игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология сказкотерапииКоррекционно-образовательные цели:1.Уточнить и активизи...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей средней возрастной группы...

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей средней возрастной группы

Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, включаемые в речевые занятия, очень важны для выработки и закрепления грамматических навыков и умений. На занятиях с г...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО  СТРОЯ РЕЧИ  ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ     "Назови правильно"Цель:  учит...

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи детей средней группы.

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи детей средней группы.Тема: «Дикие животные».Программное содержание:Цель занятия: Формирование у детей грамматического ...