Игровая деятельность
презентация по логопедии на тему

Особенности игровой деятельности дошкольников с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРоВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЕКСЮТИНА ТАТЬЯНА Жогло кристина

Слайд 2

Психологическое развитие детей с нарушенными, так и сохранными речевыми возможностями, подчинено общим закономерностям возрастных изменений и протекает в условиях ведущего для каждого возраста вида деятельности, благодаря которому формируются новые психические образования и зона ближайшего развития ребёнка. Ведущая деятельность – это та деятельность, в которой ребенок максимально реализует свои потенциальные и реальные возможности.

Слайд 3

Рассмотрим различные виды деятельности в соответствии с возрастом ребёнка: 0-1 1-3 3-7 7-10 11-15 16-18

Слайд 4

Для детей с первичными речевыми нарушениями характерно замедленное формирование различных форм деятельности. При этом требуется специально направленное обучения её элементам. В связи с этим развивающее влияние ведущей деятельности растягивается во времени. Например, по данным исследователей, в дошкольном возрасте у детей с выраженными нарушениями речи (в частности, с ОНР) сосуществующими формами ведущей деятельности является - предметная и игровая, а в младшем школьном возрасте - игра и учение. Тем не менее, для дошкольников с нарушениями речи, как и для их, нормально развивающихся сверстников, наиболее активный и значимой деятельностью является - игра.

Слайд 5

Игровая деятельность – одна из форм активности человека. Детская игра заключается в моделировании детьми взрослых отношений в воображаемых ситуациях. Игра является средством всестороннего развития ребёнка и познания окружающего мира. Однако , нарушение речевого развития создаёт трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности.

Слайд 6

Дети с речевыми нарушениями отличаются от своих сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны: неустойчивость внимания; снижение вербальной памяти; снижение продуктивности запоминания; отставания в развитии абстрактно - логического мышления. Перечисленные особенности ведут к затруднению, а нередко и к неумению вовремя включиться в игровую деятельность, переключиться с одного сюжета на другой.

Слайд 7

Для детей с речевыми нарушениями характерно использование штампов в игровой деятельности и однообразность сюжетов. Более того, таким дошкольникам требуется больше времени для включения в игровую деятельность. В её процессе отмечаются паузы, наблюдается истощаемость деятельности. Для детей данной категории характерен: уход от контактов с окружающими, пассивность и склонность к изоляции, боязнь предвзятого отношения со стороны окружающих, повышенная раздражительность, замкнутость , депрессивные состояния, негативизм , заторможенность, апатичность , чувство неполноценности и т.п.

Слайд 8

Все вышеперечисленные критерии в значительной мере затрудняют не только речевой, но и эмоциональный контакт со сверстниками в процессе игры, приводит к возникновению конфликтов или вовсе к отказу от совместной деятельности, не может не препятствовать, с одной стороны, отражению общественных сюжетов в ролевой игре, с другой - формированию полноценных коллективных игр.

Слайд 9

Психологи выделяют четыре уровня социальных отношений, характерных для детей с нарушениями речи при осуществлении игровой деятельности: Первый уровень социальных отношений - ориентация на собственные потребности и желания при слабом представлении (или вовсе отсутствии представления) о необходимости учитывать интересы товарища по игре . Второй уровень социальных отношений - усвоение правил поведения, но нежелание считаться с необходимостью их выполнения.

Слайд 10

Третий уровень социальных отношений - формальное, пассивное усвоение правил поведения в игре. Четвёртый уровень социальных отношений - социальные нормы и правила поведения становятся определяющими и регулирующими позицию ребёнка в игре и его отношения со сверстниками и взрослыми . Именно поэтому детей с нарушениями речи следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, чтобы способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствовать фонетический и грамматический строй, обогащать словарный запас.

Слайд 11

На необходимость целенаправленного формирования игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи указывают многие исследователи (В.И. Селиверстов; Г.А. Волкова; Ю.Ф. Гаркуша; Е. Смирнова и другие.). Возможность и необходимость совершенствования игровой деятельности, а через неё - речи, познавательных процессов и поведения детей с системными нарушениями речи (а именно с ОНР) была экспериментально доказана многими исследователями, в частности, Е.А. Пожиленко .

Слайд 12

Для коррекции выявленных недостатков психологами был разработан комплекс специальных игровых упражнений, доступных этим дошкольникам и опирающихся на их ведущий вид деятельности. В комплекс вошли такие коррекционно-развивающие упражнения: « Недоверчивая кукла», « Что дальше», « Что на что похоже?», « Мостик".

Слайд 13

«Недоверчивая кукла » Цель игры : обучение комментированию игровых действий; совершенствование навыков действий. Оборудование : игрушка - кукла. Ход игры . Взрослый предлагает детям поиграть с куклой, произвести с ней определённые действия, но (поскольку кукла "Недоверчивая") до этого необходимо объяснить ей, что ребенок собирается делать. Например: " Машенька, сейчас я тебя покормлю супом" или "Машенька, сейчас мы пойдём гулять".

Слайд 14

«Что дальше » Цель игры: развитие способности к сюжетосложению Оборудование : игрушка - мишка. Ход игры. Дети по принципу "цепочки" сочиняют историю о мишке, который гулял в лесу. Ребёнок, у которого в руках оказывается игрушка, произносит, следующее предложение. Вариант . По мере овладения игрой можно проводить её по принципу "снежного кома", когда каждый следующий участник прежде, чем предложить свой вариант, пересказывает всё, что было сказано предыдущим. Это окажет положительное влияние не только на способность к сюжетосложению , но и на развитие памяти и внимания, которые при речевых нарушениях часто бывают несовершенными.

Слайд 15

«Что на что похоже?» Цель игры: формирование способности к использованию в игре предметов - заменителей; развитие творческого воображения. Оборудование : маленький мяч, материал детского строителя различной формы (условно называемые кубиками), карандаш, счётные палочки. Ход игры. Взрослый предлагает группе детей рассмотреть различные предметы (по одному) и обсудить, на что они похожи. Ребёнку, который называет ту или иную версию, предлагается "понарошку" показать действия с реальным предметом как с игровым (поговорить по телефону - кубику; поставить кукле градусник - карандаш; покормить куклу яблоком - мячиком" и т.п.)

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».

Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая д...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...