Главные вкладки

    «Использование элементов театрализации в коррекции речевой паталогии.»
    учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Способы и методы мотивирования детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskiy_material.doc83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебно – методический материал учителя-логопеда  Галашевой Лялии Сабировны

    «Использование элементов театрализации в коррекции речевой паталогии.»

    Для развития связной речи необходимо очень многое. Достаточный номинативный и предикативный словарь. Чтобы распространять предложение, необходимо иметь достаточный набор прилагательных, наречий, определений. Для того, чтобы грамотно построить фразу, нужно правильно согласовывать слова в предложениях, правильно употреблять предлоги. Чтобы красиво высказать предложение, необходимы чистота произношения звуков и умение плавно произносить фразу на едином выдохе, нужно уметь правильно выбрать интонацию высказывания и силу голоса. Из всех этих компонентов строится связная речь.

    Рассмотрим, как при помощи сказки, элементов театрализованной деятельности можно  проводить коррекцию этих разделов логопедической работы.

    Ребенок с удовольствием играет в сказку, в результате чего незаметно для него происходят речевая и личностная коррекции. Использование элементов театрализованной деятельности увеличивает эффективность занятий. Содержание сказки дети пропускают через свои переживания, движения, мимику, чувства и оно становится им ближе и понятнее. При этом включаются все анализаторы: кинестетический, зрительный, слуховой. Общеизвестно, что большинство наших детей являются кинестетиками и воспринимают материал через движения. Это не заученные, безжизненные и отвлеченные предложения, а высказывания, основанные на пережитом опыте. Естественно, что такие высказывания запоминаются надолго, и ребенок, вспоминая при необходимости когда-то проигранную им ситуацию, будет воспроизводить подобные высказывания. Это способствует тому, что у него вырабатывается яркий, красочный и прочувствованный образец речи.

    Элементы сказкотерапии  можно включать во многие разделы  коррекции речевой патологии:

    • артикуляционная гимнастика и общие речевые навыки;
    • развитие фонематического слуха;
    • развитие мелкой и общей моторики;
    • грамматическое построение речи;
    • расширение лексического запаса;
    • развитие связной речи.

    В логопедической коррекции через элементы сказкотерапии и театрализованной деятельности мы не можем четко отделить один раздел работы от другого. Эти технологии являются комплексными и многофункциональными. Мы только делаем акцент на основной раздел работы, а все остальные направления могут быть сопутствующими.

    Сказки о веселом язычке

    «Путешествие на лошадке»

    Основой этой сказки является цоканье языка - упражнение «лошадка». Скачем на «лошадке» в лес (зимний, летний, осенний, в зависимости от времени года).

    Детям нравится, когда у них уточняют, какого цвета их «лошадки».

    -Прррууу! Остановились (вибрационные упражнения для губ). Описываем, что мы видим в лесу. Мы видим грибочки. Собираем грибочки. Дети выполняют упражнение «грибок». Можно задать вопросы о количестве и названии собранных грибов. Например: «Я собрал пять подосиновиков и две лисички». Собрали грибы, устали. Увидели на опушке леса домик. Осмотрели воображаемый домик и увидели в нем неокрашенный потолок. «Давайте покрасим потолок». Дети красят потолок в тот цвет, который им нравится. Выполняется упражнение «маляр». Можно задать вопрос: «какого цвета твой потолок?» (Мой «потолок» розового цвета).

    Теперь можно отдохнуть. Давайте растопим печку и погреемся у огня. Закроем глаза, протянем руки, почувствуем тепло на пальчиках, на лице, во всем теле. Откроем глаза и подуем на язычки пламени. Вдох и долгий плавный выдох. Отдохнули и захотели покушать. Давайте будем печь блинчики и есть их с вкусным вареньем.

    Дети выполняют упражнение «блинчики», «вкусное варенье».

    Поели, а теперь пора отправляться в обратный путь. Вышли на поляну, вдохнули свежий воздух. Ой! Кого же мы слышим? Это дятел стучит и лечит деревья. Дети выполняют упражнение «дятел».

    А теперь попрощаемся с осенним лесом и «поедем на лошадке» в садик. Дети любят в своих фантазиях создавать образ своей лошадки: «Я путешествовала на лошадке-принцессе с короной на голове, золотыми крыльями и со звездочкой во лбу». Вместо лошадки дети иногда выбирают образ зебры, антилопы и т.д.

    «Путешествие в зоопарк на лошадке»

    В зоопарке нас радостно встречают зверушки. Мы поскакали к индюкам. Они нас встречают веселым клокотанием. Упражнение «индюк» (широким языком водим по верхним губам «бл-бл-бл-бл») выполняем три раза: мама-индюшка, папа-индюк и маленький индюшонок. Во время выполнения упражнения можно менять интонацию голоса.

    Поскакали дальше и увидели впереди слоника. Вытягиваем вперед губки. Поскакали снова и увидели хомячков. Выполняем упражнение «хомячок толстенький и худенький» (надуваем и втягиваем щечки). Вот мелькает беличий хвостик (выполняем упражнение «маятник»). А тут пробежал беленький зайчик (поднимаем и опускаем верхнюю губку).

    Скачем дальше и видим в клетке сердитого волка: «У-у-у-у». Вытягиваем губки, затем нижнюю губку прикусываем верхними зубками. Опять поскакали и видим, как лосенок сосет молочко мамы-лосихи (чмокаем губками). Вдруг слышим, как рядом кто-то фыркает – это колючий ёжик (вибрация губками).

    Ой! А здесь котенок застрял в кустиках. Мы должны ему помочь выбраться (губы в улыбке, медленно высовываем язычок через тонкую щель между губками). Наконец-то котенок выбрался. Молодцы! А теперь, ребятки, поскачем обратно в детский сад.

    За одно занятие можно выполнить 3-4 упражнения. Вторая часть занятия посвящается развитию связной речи. Беседуем с детьми, подводим итоги, составляем и распространяем предложения. Например: «Кого мы встречали в зоопарке?» (индюков, хомячков, волка и так далее). «Какой был волк?» (страшный и злой). Мы видели волка. Мы видели злого волка. Необходимо прорабатывать слоговую структуру сложных слов (отхлопать по слогам, выложить слово из кубиков, из палочек, выполнить прыжки или шаги в медленном темпе по количеству слогов в слове).

    - Ёжик что делает? (ёжик фыркает).

    - Какой ёжик (фыр – ка – ю – щий).

    «Путешествие домой к мамочке»

    А сейчас наша волшебная лошадка станет «машиной времени», и мы с ее помощью окажемся утром у себя дома с мамочкой. Мы проснулись и побежали целовать своих родных – маму, папу, братика, бабушку и т.д. (выполняем упражнение «воздушный поцелуй»).

    А теперь пойдем чистить зубки (выполняем чистящие движения кончиком языка слева направо, сверху вниз по зубкам, губы в улыбке).

    - Улыбнитесь! Какие у вас красивые зубки! Теперь умываем наши щечки, губки, все лицо (поглаживание лица ладонями и подушечками пальцев).

    Вышли из ванной. Ой! Какой вкусный запах из кухни! (Спокойный вдох носом, плавный выдох ртом). Мама печет блинчики, пойдем ей поможем (упражнение «блинчики»). Все вместе садимся за стол и едим блинчики с вареньем (жевательные движения боковыми краями языка, облизываем верхние и нижние губы). Очень вкусно! Благодарим мамочку и снова посылаем ей «воздушный поцелуй». Показываем, что мы сыты и больше не хотим есть, прижимаем губки к деснам и зубам.

    Предлагаем мамочке посмотреть «фокус» - сдувание с кончика носа кусочка ватки или салфетки, когда воздух проходит через середину широкого поднятого язычка. Мама очень довольна нами. Прощаемся со всеми домашними и на нашей «лошадке» возвращаемся в детский сад.

    Во второй части занятия-сказки составляем «живые предложения». «Живое предложение» - это когда каждый ребенок запоминает по одному слову в предложении. Сначала логопед выстраивает детей в нужной последовательности. Дети по очереди говорят слова предложения (громко, отчетливо, выразительно). Затем можно усложнить задание, давая детям возможность самим выбрать правильную последовательность слов в предложении.

    Мама пекла блинчики.

    Теперь распространим предложение:

    Какая мама? (Заботливая). Какие блинчики? (Вкусные).

    Заботливая мама пекла вкусные блинчики.

    Сказка о птенчике

    Жил-был маленький птенчик. Как-то раз он остался в гнезде один. Мама с папой улетели за кормом. Птенчик очень хотел кушать и широко открывал рот. Он был храбрый и очень настойчивый (широко открываем рот и удерживаем 4-5 секунд, затем закрываем и отдыхаем; выполняем 3-4 раза).

    Вот наконец-то прилетела мамочка и покормила птенчика (чмокающие движения щечками и вытянутыми губками).

    После выполнения упражнения следуют ответы на вопрос: «В какого птенчика ты превращался?» - («Я был совенком», «Я был орленком», «Я был галчонком» и так далее).

    Сказка о котенке

    Жил-был маленький, рыженький и любопытный котенок по имени Тати. Тати ходил по комнате и все вокруг обнюхивал. На коврике выполняем упражнение «кошечка» (для общей моторики). Мы, как котенок Тати, будем все нюхать (спокойный вдох носом и долгий выдох через рот). Вот котенок увидел мешочек из-под игрушек. Тати очень хотел узнать, что же находится внутри мешочка. Котенок тихонько забрался в него и изнутри начал тыкать мордочкой по всему мешочку. А теперь в котеночка превращается наш язычок, а мешочком будет наш ротик (рот закрыт, языком изнутри массируем всю внутреннюю поверхность рта: дёсна, щеки, нёбо). Тати немного устал, выбрался из мешочка и пошел пить молочко (упражнение «котенок лакает молоко»).

    Затем короткая беседа и составление предложений:

    - Кем был наш язычок? (котенком Тати)

    - Какой котенок? (гибкий, ловкий, любопытный)

    - Котенок что делает? (нюхает, лакает, залезает, тыкает и т.д.)

    «Живое предложение» - тати лакает молоко.

    Фонематический анализ и синтез слова «Тати».

     Делим на слоги слова «вытягивает», «любопытный», «обнюхивает».

    Сказка об улыбке

    Жили-были два мальчика. Одного звали Витя, а другого – Коля. Они вместе катали машинки, строили башни, бегали по улице.

    Однажды они не поделили игрушку и поссорились. Витя и Коля перестали играть вместе и долго не разговаривали друг с другом. Им было скучно и грустно. В это время рядом пролетела волшебная «улыбка». Она не любила, когда дети или взрослые ссорились. «Улыбка» покружилась рядом с Витей и села на его губки. Тут Коля увидел, как Витя улыбается ему. Коля улыбнулся в ответ и протянул Вите игрушку. «Улыбка» сотворила чудо – мальчики снова стали дружить и вместе играть.

    Затем короткая беседа и составление предложений:

    - Какая улыбка? (радостная, волшебная, удивительная, чудесная, веселая, красивая, широкая).

    Составление предложений:

    - Мы улыбаемся широко.

    - Мы улыбаемся весело.

    - Мы улыбаемся радостно.

    Решение коррекционных задач

    в процессе инсценировки стихотворений

    Стихотворение «Мизинчик» (Л.П.Савина)

    Маленький мизинчик плачет, плачет, плачет: «У-а, у-а, у-а.»

    Безымянный не поймет: «Что все это значит?».

    Средний пальчик очень важный, не желает слушать.

    Указательный спросил: «Может, хочешь кушать?».

    А большой бежит за рисом, тащит риса ложку,

    Говорит: «Не надо плакать, на, поешь немножко».

    Кисть руки сжата в кулачок. Поочередно разгибать пальчики, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга. Говорим выразительно, используя мимику. Необходимо отработать слоговую структуру названий пальчиков. Шепотная утрированная артикуляция названий пальчиков, затем угадывание по беззвучной артикуляции и ритмическому рисунку. Составление предложений по содержанию стихотворения.

    Стихотворение «Веселые превращения» (В. Степанова)

    Развитие фонематического слуха (найти слова со звуком «к» в начале и в середине слова: кони, куры, козы, кролики, котята, клюем, ловко, морковку, лакаем, понемножку, молока, плюшки).

    Расширение и уточнение словаря по теме «домашние животные и птицы» (глаголы: жевать, клевать, драть, грызть, лакать).

    Развитие грамматического строя речи (употребление глаголов первого и второго лица множественного числа).

    Мы клюем – вы клюете;

    Мы грызем – вы грызете;

    Мы живем – вы живете;

    Мы лакаем – вы лакаете;

    Мы жуем – вы жуете.

    Развитие слухового внимания. Развитие связной речи. Составление и распространение предложений.

    - Что делают кони? (кони жуют траву).

    - Кони жуют траву где? (кони жуют траву на лугу).

    - Как кролики грызут морковку? (кролики ловко грызут морковку).

    Произведение С.Я. Маршака «Кто колечко найдет?»

    В этом произведении  много слов со звуком «о». Звук стоит в начале, в середине и в конце слова (Оля, кошка, немножко, клубком, кувырком, охота, кто, вот, дремота, гогочет, погоду, воду, давно и т.д.). Также много слов со звуком «к» (кто, крылечко, колечко, курица, индюк, кошка, сорока – белобока  и так далее). Используются номинативный и предикативный словари по теме «животные и птицы» (гогочет гусь, заблеяла овечка и так далее). В произведении присутствуют слова сложной слоговой структуры, которые можно использовать в игре «поезд» (прищурится, разбежались, воротилось, местечко и так далее). Анализ содержания и беседа по этому произведению развивает у детей слуховое внимание, мышление и связную речь. Возможные вопросы по содержанию:

    - Почему Оле не помогла кошка?

    - Что кошка сделала? (шмыг – шмыгнула, прыг – прыгнула).

    - Почему Оле не помог гусь? (он хотел забраться в воду, он хотел плавать в пруду).

    - Что сделала овечка? (заблеяла овечка)

    В завершение задаем вопросы:

    - Почему Оленька отказалась от помощи сороки – белобоки?

    - Какой была Оля в начале произведения?

    - Какой стала Оля теперь?

    Элементы театрализованной деятельности

    при автоматизации и дифференциации звуков.

    Произносятся слоги с различными интонациями. Проговариваются возможные ситуации. Например: «Мальчик не убрал игрушки», «Котенок провинился», «Разговор инопланетян». Это помогает наполнить содержанием довольно однообразный процесс автоматизации.

    Прямые                ла-ла-ла (строго)

    слоги:                ла-ла-ла (с оправдательной интонацией).

    Обратные                 ал-ал-ал (громко)

    слоги:                ал-ал-ал (тихо).

    Слоги со                пла-пла-пла (низко)

    стечением:                пла-пла-пла (высоко).

    Закрытые                 лал-лал-лал (радостно)

    слоги:                лал-лал-лал (грустно).

    Проговаривание слов с различными интонациями (можно использовать в виде диалога):

    лес (вопросительно)                 лес (утвердительно)

    лес (радостно)                        лес (грустно)

    лес (громко)                        лес (тихо).

    Игра «Мама и сыночек»

    (дифференциация твердых и мягких звуков)

    - Са-са-са!                                - Ся-ся-ся!

    - Со-со-со?                                - Сё-сё-сё?

    - Су-су-су (удивленно)                - Сю-сю-сю (удивленно)

    - Сы-сы-сы (сердито)                - Си-си-си (сердито).

    Игра «Жучки и комарики»

    (один ребенок – «жучок», другой – 2комарик»)

    - З-з-з-з-з,

    - Ж-ж-ж-ж-ж.

    Стихи для автоматизации звуков

    с возможностями инсценировки

    «Жук»

    Первый                 -  Жук, жук, пожужжи,

    ребенок:                Где ты прячешься, скажи!

    Второй                 Жу-жу, жу-жу,

    ребенок:                -  Я на дереве сижу.

    Первый                - Жук, жук, пожужжи,

    ребенок:                Надо мною покружи!

    Второй                 -  Жу-жу, жу-жу,

    ребенок:                Я летаю и жужжу!

    «Моемся водичкой»

    - Надо, надо нам помыться, где тут чистая водица?

    - Кран откроем: «Ш-ш-ш». Руки моем: «Ш-ш-ш».

    - Щечки, шейку мы потрем: «Ш-ш-ш».

    - И водичкой обольем: «Ш-ш-ш».

    Ребенок исполняет роль водички, можно показывать все движения.

    «Пчелки»

    Пчелки в поле полетели – зажужжали, загудели.

    Сели пчелки на цветы – пчелка я и пчелка ты: «ж-ж-ж-ж».

    Формирование грамматических категорий через  русские народные сказки.

     Русские народные сказки замечательны тем, что в них очень много повторов. В сказке «Лисичка со скалочкой» фраза «сама лягу на лавочку, хвостик – под лавочку, скалочку – под печку, …» повторяется четыре раза. А слова «Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку, за скалочку взяла уточку, за уточку взяла гусочку» повторяются дважды. В сказке про репку предлог «за» повторяется более двадцати раз.

    Постоянное повторение фраз с предлогами и проигрывание этих ситуаций помогает закрепить правильное употребление предлогов и падежных окончаний. Сказочные повторы помогают освоить четкость произношения и ритмичность высказывания:

    «… Не садись на пенек!

    Не ешь пирожок!

    Неси к бабушке!

    Неси к дедушке!» (из сказки «Маша и медведь»).

    Много повторов в сказках «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и другие.

    Через сказки очень хорошо закрепляются навыки словообразования:

    Гусь – гусочка, брат – братец, сестра – сестрица, ребята – ребятушки, козлята – козлятушки, теленок – теленочек, козленок – козленочек, зайка – зайчик – заюшка, лиса – лисичка – лисичка-сестричка и т.д.

    Повторяются однотипные предложения в сказках «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка» и так далее:

    «Не ешь меня, заяц!»

    «Иди ко мне жить».

    «Не плачь, зайчик!»

    «Поди, лиса, вон!»

    Так на материале сказок происходит активизация повелительного наклонения глаголов. Дети учатся употреблять предложения с союзом «а», например:

    - Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная (из сказки «Заюшкина избушка»). На материале русских народных и авторских сказок идет уточнение и расширение словаря, формируется умение пересказывать текст.

    Рассмотрим, как происходит такая работа при изучении сказки К.Чуковского «Краденое солнце».

     Дети называют действующих героев сказки, обсуждают характер и действия героев.

    - Солнышко что делало? (светило, гуляло, озаряло светом все вокруг, искрилось, радовалось, веселилось, лучилось, согревало).

    - Какое солнышко? (лучистое, нежное, веселое, радостное, теплое, искристое, золотое).

    Составление предложений о солнце:

    1. Лучистое солнышко светило на небе.
    2. Нежное солнышко согревало все вокруг.
    3. Веселое солнышко радовало зверушек.

    - Крокодил что сделал? (проглотил солнце, украл солнце, напугал всех и смеялся над всеми).

    - Какой крокодил? (жадный, злой, вредный, бессовестный, грозный, зубастый и т.д.).

    - Как ведет себя крокодил? (злобно, безжалостно, нагло, ужасно).

    Составление предложений о крокодиле:

    1. Жадный, вредный крокодил проглотил солнце.
    2. Ужасный крокодил оставил зверей без солнечного света.
    3. Грозный, зубастый крокодил бессовестно смеялся.

    - Что произошло, когда крокодил проглотил солнце? (наступила темнота).

    - Темнота какая? (страшная черная, пугающая).

    - Что сделали звери, когда наступила темнота? (испугались, разбежались, спрятались, потерялись).

    - А что делала сорока? (просила зверей вернуть солнышко)

    - А что делала зайчиха? (стыдила медведя, требовала исцарапать крокодила и разорвать его на части).

    - Зайчиха какая? (заботливая, умная, смелая).

    - А какой медведь? (медлительный, неповоротливый, смелый, ленивый, огромный, храбрый, «медведь-богатырь» и так далее).

    - Что сделал медведь? (не стерпел, заревел, налетел на врага, мял и ломал крокодила, освободил солнышко).

    Составление предложений о медведе:

    1. Медведь-богатырь налетел на злого, ужасного врага.
    2. Сильный, храбрый медведь мял и ломал крокодила.
    3. Огромный, мужественный медведь освободил солнышко.

    -Что случилось, когда солнышко удалось освободить? (все звери обрадовались и благодарили медведя-богатыря).

    Детям дается задание нарисовать понравившиеся им эпизоды из сказки. После такого подготовительного этапа составляется рассказ.

    Золотое солнышко светило на небе.

    Зубастый крокодил проглотил солнце.

    Наступила пугающая, страшная темнота.

    Все звери очень испугались и разбежались.

    Сорока просила зверей победить крокодила.

    Храбрая зайчиха требовала, чтобы медведь царапал, мял и ломал злого крокодила.

    Могучий медведь победил ужасного крокодила.

    Лучистое солнышко вернулось на синее небо.

    Звери благодарили медведя.

    Использованная литература.

    1. «Артикуляционная гимнастика» Е.А. Пожиленко, С.-Пб, 2004 г.
    2. Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2006 г.
    3. «Играем в сказку» О.А. Шорохова, Москва, 2006 г.
    4. «Учимся по сказке» Т.В. Бельшева, С.-Пб, 2005 г.
    5. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду»           М.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. Издательство «Школьная пресса», Москва, 2003 г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по логоритмике с использованием элементов театрализации для детей ГКН 5-6 лет с ЗПР

    В конспекте представлены элементы театрализации в диалоговых играх, используемые на логоритмических занятиях. Отражена системная логопедическая работа: активизация артикуляционной, мелкой и общей мото...

    Использование элементов сказкотерапии в коррекции речевого недоразвития

    Использование элементов сказкотерапии в коррекции речевого недоразвития...

    Использование элементов театрализации в работе учителя-логопеда

    Использование элементов театрализации в работе учителя-логопеда в ДОО...

    использование элементов театрализации

    использование элементов театрализации...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами театрализации. Образовательная область"Речевое развитие" Тема: "Путешествие по сказочной стране"(театрализация русской народной сказки "Теремок") (средняя группа)

    Цель: активизировать умственные и развивать творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.1) Закреплять знания детей по прочитанным сказкам;2) Учить детей драматизировать знак...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

    В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детейс речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. Наи...

    Формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников с ОВЗ с использованием элементов театрализации

    В данном материале представлен опыт работы по формированию лексико-грамматического строя речи...