Использование элементов сказкотерапии в коррекции речевого недоразвития
консультация по коррекционной педагогике на тему

Смакова Любовь Жановна

Использование элементов сказкотерапии в коррекции речевого недоразвития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов сказкотерапии в коррекции речевого недоразвития

Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило время Сказки…

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством всегда привлекает детское внимание. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия увлекают и захватывают ребенка. Попадая в сказку, он легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, учится ненавязчиво слушать других и выражать свои мысли. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово  «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако раньше в них видели "одну забаву". Сегодня этим вопросом занимаются известные педагоги и психологи (В.А.Гнездилов, Г.А.Быстрова, Э.А.Сизова, Т.А. Шуйская, М.А.Поваляева и др.). В Санкт-Петербурге открыт первый Международный Институт Сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Автором этого метода является Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева.

Сказкотерапия – здоровьесберегающая технология, использующая сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, эмоционально-волевой сферы, расширения самосознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Основной принцип сказотерапии - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе («терапия» в переводе с греческого означает «забота», «заботящийся»).

Использование в нашем дошкольном учреждении элементов сказкотерапии продиктовано прежде всего особенностями психофизического развития детей с нарушениями речи. В коррекционной работе мы учитываем речевой статус  детей, зачастую осложненный неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивности, нарушениями эмоционально-волевой сферы.

У детей отмечается низкая работоспособность. Они быстро  утомляются, отвлекаются, не удерживают в памяти задания. Нередки случаи, когда ребята бывают агрессивными, вступают в конфликты или, наоборот, замкнутыми  и подавленными, стараются избегать общения. У таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы.

Сказкотерапия позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разнообразные  задачи (обучающие, развивающие, воспитательные, коррекционные).

В своей работе мы используем сказки, которые по назначению можно разделить на:

Виды сказок по назначению:

  • художественные (авторские, народные) - содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.
  • дидактические – это сказки, которые придумываются педагогом для создания положительной мотивации к учебному процессу, для “упаковки” учебного материала.
  • медитативные   сказки  рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, развивают различные виды чувствительности:       зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную и кинестетическую. 
  • психокоррекционные сказки   сочиняются педагогами, психологами для мягкого влияния на поведение ребенка. Сказки этого типа применяются с 4 до 11-13 лет и используются для коррекции агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности и т.д. (например, ребенок не хочет или стесняется носить очки или окклюзию, то помогут сказки "Истории, рассказанные бабушкиными очками", "Путешествие с солнечным лучиком" Ирины Иноземцевой, "Забавные истории и полезные упражнения для глаз" Мирзакарима Норбекова;
  • психотерапевтические   сказки создаются для того, чтобы оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные в подсознании страхи, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети с речевой и зрительной патологией становятся значительно мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Виды художественных сказок по содержанию:

  • сказки о животных лучше всего передадут жизненный опыт маленьким детям. Дети 3-4 лет идентифицируют себя с животными и  стараются быть похожими на них ("Колобок", "Теремок", "Зимовье зверей", «Курочка ряба», «Лиса и журавль» и т.д.);
  • бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях («Дочь-семилетка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,  и т.д.);
  • волшебные сказки наиболее увлевательны для детей старшего дошкольного возраста, благодаря этим сказкам к детям поступает “концентрат” жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека, дети начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями («Царевна- лягушка», «Кощей Бессмертный», «Крошечка-Хаврошечка»и т.д.)  

Игровые задания на основе использования сказочных сюжетов органично вплетаются в структуру как индивидуальных, так и подгрупповых занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Благодаря тому, что занятие облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления. Ведь ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, встречаться со сказочными существами, переживать удивительные приключения и превращения, помогать сказочным героям.  Например, работая по лексической теме «Посуда», используем сказку К.И.Чуковского «Федорино горе». При знакомстве детей с животными жарких стран помогает сказка К.И.Чуковского «доктор Айболит» и т.д. (см. табл.) На основе сказочных сюжетов составляем сценарии и проводим речевые развлечения, праздники, викторины, КВНы.

Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: эпитетами, сравнениями, точными определениями, метафорами, житейскими, яркими описаниями.

С целью обогащения и активизации словаря предлагаем детям следующие упражнения: вычленение слов из сказки с заданным звуком; рифмовка слов (удалец-молодец, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка); придумывание однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, подснежник); подбор эпитетов к сказочному герою; называние слов-признаков, слов-действий из сказки; придумывание нового названия сказки; др.

Формируя грамматический строй речи,  предлагаем детям: составить предложение по опорным картинкам или иллюстрациям из сказок; составить предложение с определенным словом или с несколькими словами; распространить предложение; составить предложение с опорой на игрушку или по демонстрации действий сказочных персонажей; упражнение "Закончи предложение" и т.д.

        Большую помощь сказки оказывают в решении такой задачи, как развитие связной речи. Пересказы, инсценировки, импровизации — всё это формирует красивую, полноценную речь. Используем такие приемы: словесная режиссерская игра; пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”; изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй; моделирование сказки про самого себя; сказка на новый лад и др.

В рамках сказкотерапии мы успешно применяем драматизации сказок, которые являются средством самовыражения и самореализации ребенка. Эта работа ведется в тесном взаимодействии  учителя-логопеда, тифлопедагога, музыкального руководителя. При подготовке драматизации сказки происходит  интенсивное речевое развитие ребенка, а именно: качественное и количественное обогащение словарного запаса,  совершенствование диалогов и монологов, развитие произвольного внимания, воображения, невербальных средств выразительности (мимика, жесты, поза), значительно улучшается просодическая сторона речи (дыхание, темп, ритм, сила голоса, его интонация). Мы отмечаем, что у детей появляются такие черты характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Активное использование логосказок, в которых решается конкретная речевая задача, повышает у детей положительную мотивацию к учебному процессу. В логосказках абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, предлоги) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Условно мы делим их на несколько групп:

  • фонетические - сказки о звуках, на звукоподражание; (главные герои - звуки (гласные и согласные), наделенные своими характерами, сказочный город – Звукоград, злой персонаж – Дракончик Звукоешка;
  • артикуляционные - цель: постановка звуков, работа над дыханием, мимикой, просодикой и т.д.; главный герой -  Веселый лягушенок Пик;
  • лексические - цель: развитие и активизация словаря, закрепление лексико-грамматических категорий, согласование частей речи; главные герои – слова: гномики-приятели – символизируют слова синонимы, гномики-неприятели - слова антонимы, гномики - близнецы -  слова омонимы;
  • грамматические сказки - цель: отработка предложно-падежных конструкций; главный герой - Колобок, который, путешествуя, попадает в различные истории, а дети его выручают;
  • сказки о буквах - цель: закрепление графических образов букв, главные герои - буквы, сказочный город - Буквоград, добрый персонаж - фея Грамота;
  • пальчиковые - игры по мотивам русских народных и авторских сказок  на развитие мелкой моторики.

Введение элементов сказкотерапии в логопедический процесс привлекательно тем, что:

  • вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение;
  • в занимательной для дошкольника форме помогает развивать познавательные способности, в том числе все стороны речевой функциональной системы;
  • показывает успешные модели взаимодействия с окружающим миром;
  • опосредованным путём помогает разрешать личностные проблемы ребёнка.

 «Ребенок в сказке вырастет мудрей,

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей  с общим недоразвитием речи....

Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Термин «сказкотерапия»  всегда  интересен для  педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается  к  де...

Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в пра...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детейс речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. Наи...

Использование Сказкотерапии в коррекции речевых и психофизических нарушений у детей с проблемами в речевом развитии.

Сказкотерапия - метод,использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования  взаимодействия с окружающим миром . Основной принцип этого метода-духовное...