Формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников с ОВЗ с использованием элементов театрализации
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

В данном материале представлен опыт работы по формированию лексико-грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_lgsr.docx565.8 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников с ОВЗ с использованием элементов театрализации

Автор статьи:

Сороквашина Екатерина Ивановна,

учитель - логопед МКДОУ д/с №398

г. Новосибирска

C:\Users\shabu\Desktop\фетр Теремок\IMG_20200214_094230.jpg

Актуальность. Обучающиеся с ОВЗ нуждаются в создании специальных образовательных условий. Для этих детей характерно отставание в формировании всех компонентов языковой системы, а так же им свойственна эмоциональная возбудимость, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий. Слабо развита мелкая моторика рук.

Для восполнения всех вышеперечисленных пробелов в развитии детей с ОВЗ мы постоянно искали различные методы. В своей работе мы решили применять элементы нетрадиционных технологий, которые способствуют успешному преодолению речевых нарушений, формированию ЛГ категорий, решению проблем мотивации, социализации и здоровьесбережения, развитию ВПФ.  Сначала у нас появились плоскостные герои из сказки «Курочка Ряба». При работе с ними, мы заметили, что детям фигурки из фетра нравятся, материал очень приятен тактильно. Наша творческая группа учителей-логопедов решила на этом не останавливаться. Мы разработали дидактическое пособие «Теремок».

Целью данного пособия является формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников с особыми образовательными потребностями с использованием элементов театрализации.

Во время игр с использованием пособия «Теремок» интенсивно развивается речь, дети учатся в непринужденной «сказочной» обстановке:

- образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с увеличительными, уменьшительными суффиксами,

- различать и употреблять сущ. м.р, ж.р., ср.р. в ед. и мн. ч,

- образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные прилагательные, местоимения,

- согласовывать прилагательные и числительные с сущ. В роде, числе, падеже,

- образовывать и использовать в речи приставочные глаголы,

- употреблять простые и сложные предлоги,

- составлять простые и сложные предложения по вопросам, по демонстрации действия.

Ниже приведены примеры заданий на развитие лексико-грамматического строя речи.

Фрагмент занятия по сказке «Колобок»

Отгадайте загадки:

Он по коробу скребен,

По сусеку он метен,

У него румяный бок,

Он веселый (колобок)

Ходит он на двух ногах,

Повторяя: «Ох!» и «Ах!»

Говорят, ему сто лет.

Он ворчливый старый (дед)

Как появится мука,

Печь не станет колобка,

Испечет оладушки

Старенькая (бабушка)

Любит мед и даже слишком

Бурый косолапый (мишка)

Летом скачет в шубке серой,

А зимою в шубке белой

Длинноухий побегайчик,

Маленький трусишка (зайчик)

День и ночь по лесу рыщет,

Для себя добычу ищет,

А найдет – зубами щелк!-

И поест голодный (волк)

Обитает среди леса

Ярко-рыжая принцесса –

Превеликая хитрица,

И зовут ее (лисица)

Ребята, отгадавшие загадку, получают плоскостную фигурку героя из фетра и выходят вперед.

На этом этапе можно предложить детям:

- разыграть сюжет сказки «Колобок»

- можно предложить поразмышлять над вопросом: «А что бы было, если бы Колобок не укатился с окошка?» и др.

- поработать над ЛГС речи:

1. «Назвать ласково» (Колобок – колобочек, дед-дедушка, баба-бабушка, заяц-зайчик, волк – волчок, медведь – медведюшко, лиса-лисица). Дети учатся использовать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. «Рассчитаться по порядку» (– первый колобок, второй дедушка, третья бабушка, четвертый заяц, пятый волк, шестой медведь, седьмая лиса). Обучающиеся учатся согласовывать числительные с существительными в роде и числе.

3. «Чей Колобок?» Если у бабушки – бабушкин, у дедушки – дедушкин, у зайца- заячий, у волка – волчий, у медведя – медвежий, у лисы – лисий. Дети учатся образовывать притяжательные прилагательные.

4. «Раздели на слоги» (дети, в названиях героев которых 1 слог сделают вперед 1 шаг, 2 слога- 2 шага, 3 слога – 3 шага). Обучающиеся учатся определять звуко-слоговой состав слов. «Сколько звуков?» (хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов с названии героя).

И др. задания

Фрагмент занятия по лексической теме «Домашние птицы»

Дети слушают аудиозапись песни «Жили у бабуси…»

- Как называется песня, которую вы сейчас прослушали?

- О ком эта песня? Ответьте полным предложением.

- Как вы думаете, гуси это какие птицы (Дикие- перелетныедомашние)

-А в песне о каких гусях поется? (В песне поется о домашних гусях.)

На данном этапе можно разыграть сюжет «Два веселы гуся»

-А почему вы считаете, что они домашние (Потому что они живут у бабушки, она о них заботится, их кормит.)

-А каких еще домашних птиц вы знаете (Курица, петух, утка, индюшка, гуси, селезень, …, перепелка, страус.)

Во время ответов детей прикрепляем плоскостные изображения домашних птиц из фетра.

На следующем этапе работы предлагаются задания:

  1. «Что изменилось» поменять птиц местами. Согласование существительных с числительными, развитие внимания и памяти.
  2. «Помоги маме найти своих птенцов». Дети закрепляют названия детенышей домашних птиц.
  3. «Помоги курице сосчитать птенцов». У детей формируется умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде и числе. (один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка. Один желтый цыпленок, два желтых цыпленка, …
  4. «Что это? Чье это?» (показать часть тела птицы, назвать, чья это часть. Хвост чей? (куриный, петушиный, гусиный, утиный), голова чья? (куриная, утиная, петушиная, гусиная). Дети учатся образовывать относительные прилагательные
  5. У гуся шея длинная, значит он –длинношеий, у курицы шея короткая-короткошеяя, у гуся лапки красные – краснолапый гусь, у курицы острый клюв – остроклювая). Дети учатся образовывать и употреблять относительные прилагательные, согласовывать их с существительными.

Фрагмент занятия по лексической теме «Дикие и домашние животные»

«Волшебный мешочек»

Обучающиеся выбирают из мешочка плоскостное изображение животного, называют его.

  1.  «Подбери признаки к существительным». Дети расхваливают свое животное.

Жеребенок – маленький, слабый, беспомощный, робкий, беззащитный, ласковый, милый

щенок – игривый, живой, подвижный, любопытный, сердитый

козленок – упрямый, робкий, беззащитный, милый, красивый, ласковый, серый

поросенок – резвый, розовый, толстенький, веселый, маленький, забавный

зайчонок - длинноухий, серенький, робкий, пушистый, беззащитный, пугливый

ягненок – беленький, робкий, трусливый, кудрявый, пушистый, милый

теленок – ласковый, упрямый, резвый, неуклюжий, игривый

котенок – пушистый, ласковый, игривый, ловкий, шустрый, резвый

 (Лиса-рыжая, пушистая).

В ходе этого задания обучающиеся учатся подбирать и согласовывать прилагательные с существительными.

  1. «Назови детенышей» (у лисы- лисенок, у волка – волчонок, у ежа- ежонок, у белки-бельчонок, у медведя – медвежонок и т.д.). Вар.: у лисы много лисят, у волка – волчат, у медведя медвежат и т.д.
  2. «Кто где живет?» (свинья – в свинарнике, корова – в коровнике, овечка – в овчарне, лошадь в конюшне, медведь в берлоге, лиса в норе, волк в логове, заяц под кустиком, белка в дупле).
  3. «Кто чем защищается?» (Баран – рогами, собака – зубами, лошадь – копытами, кошка – когтями, бык – рогами, копытами). Образование формы существительного множественного числа творительного падежа)
  4. «Кто как голос подает?» 

Корова – мычит

кошка – мяукает

собака – лает

свинья – хрюкает

баран – блеет

лошадь - ржет

  1. «Кто, чем питается?»  

Овца – травой

кошка - молоком

корова – сеном, травой

коза – травой, сеном

собака - мясом

  1.  «Назови семью» (Супплетивизм –образование новых слов от разных основ).

Свинья - кабан – поросята

овца – баран – ягненок

кролик – крольчиха – крольчонок

козел – коза – козленок

бык – корова – теленок

конь – лошадь –жеребенок

  1. «Логические задания»

Собака догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем?

У кого больше ног – у коня или у козы?

За забором стоят три козы. Сколько рогов будет выглядывать над забором?

C:\Users\shabu\Desktop\фетр Теремок\IMG_20200130_220219.jpg                         C:\Users\shabu\Desktop\фетр Теремок\IMG_20200203_212508_1.jpg

Данное пособие способствует формированию интереса к учению у дошкольников, приносит им успех и радость творческого общения, дает возможность прочно закрепить лексический и грамматический материал, необходимый для развития навыков и умений устной речи, укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с нарушением речи

D статье рассматриваются варианты решения одной из актуальных задач в развитии речи детей старшего дошкольного возраста, а именно:  формирование лексико-грамматического строя речи. Авторы предлаг...

Использование игровых приемов в процессе работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР

В работе представлен практический материал по использованию игровых приемов в процессе обогащения словарного запаса, словообразования и словоизменения у дошкольников с ОНР....

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."

Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...

КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР «Формирование лексико-грамматических конструкций у старших дошкольников через использование русских народных сказок»

Все дети любят сказки. Исользуя русско-народные сказки, можно формировать грамматический строй речи детей, а так же расширять, уточнять и активизировать словарь....